Александр Емельянович Волинин — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Файл:AVolinine.jpg|thumb|220px|Александр Волинин, спектакль 12 июля 1912; фотограф John Culme; National Portrait Galler…») |
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Зарубежные турне) |
||
Строка 30: | Строка 30: | ||
== Зарубежные турне == | == Зарубежные турне == | ||
− | [[Файл:Alex Volinin. | + | [[Файл:Alex Volinin.jpg|thumb|290px|Halina Schmalz & Alex Volinin (приблизительно с 1910 по 1915 г.). Фотография из Библиотеки Конгресса, Вашингтон, США]] |
В 1910 году Александр Волинин ушел из московской императорской труппы<ref name=istoriya/>, он был приглашен [[Сергей Павлович Дягилев|С. П. Дягилевым]] для работы в «Русских сезонах» за рубежом<ref name=answ/><ref name=russianballethistory/>. Это приглашение определило всю дальнейшую артистическую жизнь танцовщика. | В 1910 году Александр Волинин ушел из московской императорской труппы<ref name=istoriya/>, он был приглашен [[Сергей Павлович Дягилев|С. П. Дягилевым]] для работы в «Русских сезонах» за рубежом<ref name=answ/><ref name=russianballethistory/>. Это приглашение определило всю дальнейшую артистическую жизнь танцовщика. | ||
Версия 11:10, 17 декабря 2016
Александр Емельянович Волинин (Валинин[1]) (фр.: Alexandre Volinine; анг: Alex Volinin; 17 сентября[1] или 4/16 сентября[2][3] 1882, Москва — 3 июля 1955, Париж) — артист балета и известный балетный педагог, воспитавший многих прославленных балетных артистов.
Награжден орденом Академических пальм (год неизвестен) и орденом Почетного легиона (1936)[2].
Содержание
Учеба
Учился на хореографическом отделении в Московском театральном училище при императорских театрах[2], основной педагог В. Д. Тихомиров[1]. Закончил училище в 1901 году[4] [5]
Большой театр
После учебы поступил в штат московской императорской труппы, где прослужил в 1901—1910 гг., выступая в Большом театре; с 1903 года — солист[3][5].
Это время совпало с новыми постановками балетмейстера А. А. Горского, принесшего новое новаторское дыхание в балетную труппу.
Партии в постановках А. Горского:
- 1902 — Аполлон — «Дочь Гудулы» (первый исполнитель[1])
- 1906 — Кандин — «Роберт и Бертрам, или Два вора» (первый исполнитель постановки А.Горского[1])
- 1907 — Дух — «Нур и Анитра» (первый исполнитель[6])
- Дух долины — «Клоринда — царица горных фей»
- Таор Миамун — «Дочь фараона»
- Франц — «Коппелия»
- Дезире — «Спящая красавица»
- Зигфрид — «Лебединое озеро»
- Колен — «Тщетная предосторожность»
- Принц — «Волшебное зеркало»
- Лесной царь — «Очарованный лес» Корещенко
Критика отмечает: «Танец В. отличался виртуозной техникой, лёгкостью, поразительной мягкостью движений, изяществом»[1]; «Исполнение В. отличалось красотой формы, развитой техникой, музыкальностью»[7]; «Он выделялся среди танцоров Большого театра не только атлетическим сложением и силой, но и элегантностью» (анг.: He was unusual among Bolshoi dancers in having not only strength and athletic vigour, but elegance too)[3].
Зарубежные турне
В 1910 году Александр Волинин ушел из московской императорской труппы[7], он был приглашен С. П. Дягилевым для работы в «Русских сезонах» за рубежом[3][5]. Это приглашение определило всю дальнейшую артистическую жизнь танцовщика.
Русский балет оказался для французов, да и других европейских зрителей, новшеством, покорившим их зрительские сердца. Как это ни покажется удивительным, но академический балет, привезенный в Россию из Европы, в европейских странах в своем развитии вышел из рамок академизма, а в России, куда старательно не допускались никакие европейский реформы, в том числе театральные, академический балет развивался как бы внутри себя, дойдя до виртуозных высот. Русские артисты буквально покорили весь Париж и принимали самое активное участие в зарубежных турне.
Настоящая слава пришла к артисту после его участия в балете М. М. Фокина Les Orientales (в партнерстве с Лидией Лопуховой) на гастролях в Америке в 1910—1911 гг.[5]
В 1912 году Волинин покинул труппу С. Дягилева, приглашенный танцевать в гастрольном турне с выдающейся балериной Аделиной Жене (Adeline Genée), с которой и проработал два года[8].
Затем работал во многих местах: в Европе, Америке, Австралии, Новой Зеландии[3]. Среди партнерш А.Волинина были выдающиеся танцовщицы: Е. В. Гельцер, Л. Г. Кякшт, Л. В. Лопухова, Ю. Н. Седова, А. Жене, А. П. Павлова и др.[1] Особо долго и постоянно А.Волинин работал с Анной Павловой — в течение 1914—1925 гг.[7] (среди этих работ: в 1919 г. — роль молодого поэта в балете А.Павловой Autumn Leaves[3][5]), и впоследствии он написал воспоминания об их совместных гастрольных поездках[9].
Российский Октябрьский переворот 1917 года застал А.Волинина, когда он совершал очередное гастрольное турне по Европе с Анной Павловой. Это решило все вопросы дальнейшей жизни: больше в Россию артист не возвращался, работая в различных зарубежных труппах.
Редактор журнала Dancing Times Ричардсон (P. J. S. Richardson) назвал Александра Волинина лучшим танцовщиком поколения (the finest male dancer of his generation)[3].
За свою артистическую деятельность был награжден орденом Академических пальм[2].
К 1921 он окончательно обосновался в Париже[2].
Педагогическая деятельность
В 1925 году[1][2] (или в 1926 г.[3]) он, оставив сцену, открыл в Париже балетную школу, где и проработал до самого конца — 1955 года.
За эти годы свою педагогическую работу он нарушил лишь один раз, поставив в 1946 году в Датском Королевском балете в Копенгагене «Жизель» в собственной редакции[1][7][5].
В педагогической работе он, что называется, нашел себя и до сих пор признается одним из лучших балетных педагогов[8][10]. Его ученик Жан Бабиле сказал о своем педагоге: «А когда моим педагогом стал Александр Волинин (он был партнером Анны Павловой), я понял разницу между спортом и искусством»[11].
С 1927 выступал с учениками в концертах и на благотворительных вечерах, в том числе в пользу строящегося храма в Медоне, под Парижем[2].
Среди учеников: Д. Лишин, Т. Рябушинская, Л. Дейде, И. Шовире, А. Долин, З. Жанмер, А. Эглевский, Ж. Бабиле, В. Скуратофф, С.Головин, С.Перетти, Ж.Скибин, С. Аджемова и др.
Во время оккупации Парижа фашистскими войсками (Вторая мировая война) продолжал работать со своей студией. Награжден орденом Почетного легиона (1936 г.)[2].
Конец
Александр Волинин скончался в Париже 3 июля 1955 года.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа[2].
В мировом балете ныне существует премия имени Александра Волинина (the Prix Volinine in Paris), созданная для молодых хореографов[12].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 ВОЛИНИН (Валинин) Александр Емельянович (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 ВОЛИНИН Александр Емельянович (Российское зарубежье во Франции 1919—2000)
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Oxford Dictionary of Dance: Alexandre Volinine
- ↑ Московская государственная академия хореографии. ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Russian Ballet History // Diaghilev’s Ballets Russes 1909—1929 // Alexandre Volinine (Sept. 16, 1882 — July 3, 1955)
- ↑ «НУР И АНИТРА» (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 ВОЛИНИН Александр Емельянович
- ↑ 8,0 8,1 Alexandre Volinine (1882—1955)
- ↑ Виктор Дандре. «АННА ПАВЛОВА. Жизнь и легенда»
- ↑ Рябушинская Татьяна // Наша утрата
- ↑ Танцовщик, актер, хореограф жан бабиле: «у меня не было профессии. была жизнь»
- ↑ Prix Volinine