Нина Борисовна Подгорецкая — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Нина Подгорецкая. Фото с открытки 1920-х гг. '''Нина Борисовна Подго…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:NPodgoretskaja.jpg|thumb|240px|Нина Подгорецкая. Фото с открытки 1920-х гг.]] | [[Файл:NPodgoretskaja.jpg|thumb|240px|Нина Подгорецкая. Фото с открытки 1920-х гг.]] | ||
− | '''Нина Борисовна Подгорецкая''' (27 ноября (10 декабря) 1902, Лубны Полтавской области (Энциклопедия балета ошибочно называет ее родиной несуществующий г. Дубны<ref name=pro-ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/p/podgorecka8.html ПОДГОРЕЦКАЯ Нина Борисовна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>) | + | '''Нина Борисовна Подгорецкая''' (27 ноября (10 декабря) 1902, Лубны Полтавской области (Энциклопедия балета ошибочно называет ее родиной несуществующий г. Дубны<ref name=pro-ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/p/podgorecka8.html ПОДГОРЕЦКАЯ Нина Борисовна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>) — 5 марта 1977, Москва) — балерина. |
== Учеба == | == Учеба == | ||
− | Училась в Московском хореографическом училище, педагог [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. | + | Училась в Московском хореографическом училище, педагог [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. Д. Тихомиров]], после чего сразу была зачислена солисткой московского Большого театра<ref name=pro-ballet/><ref>[http://www.vslovar.ru/cult/4239.html ПОДГОРЕЦКАЯ]</ref>. |
== Семья == | == Семья == | ||
− | Творческая жизнь балерины была плотно связана с ее | + | Творческая жизнь балерины была плотно связана с ее семьей — она стала женой (гражданский брак) — хронологически первой (из трёх) выдающегося балетмейстера [[Игорь Александрович Моисеев|Игоря Моисеева]] и позже вместе с ним создавала танцевальный ансамбль Моисеева<ref>[http://www.tribuna.ru/articles/2008/11/07/article9432/ Игорь Моисеев и его ангелы]</ref>. |
== Большой театр == | == Большой театр == | ||
− | Поступив в 1919 году в штат балетной труппы Большого театра, Нина Подгорецкая сразу стала исполнять крупные партии, а в | + | Поступив в 1919 году в штат балетной труппы Большого театра, Нина Подгорецкая сразу стала исполнять крупные партии, а в 1922—1924 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. |
− | Историк балета [[Юрий Бахрушин]] давал ей такую характеристику: ''«…Н. Подгорецкая была строгой классичкой, однако в ее исполнении не было академической сухости. Форма ее танца была безупречна, но никогда не шла за счет одухотворенности образов… Не довольствуясь своим положением классической балерины, эта выдающаяся танцовщица охотно и блестяще исполняла характерные номера в балетах, постоянно выступала в концертах. Эта деятельность самым благотворным образом влияла на развитие ее | + | Историк балета [[Юрий Бахрушин]] давал ей такую характеристику: ''«…Н. Подгорецкая была строгой классичкой, однако в ее исполнении не было академической сухости. Форма ее танца была безупречна, но никогда не шла за счет одухотворенности образов… Не довольствуясь своим положением классической балерины, эта выдающаяся танцовщица охотно и блестяще исполняла характерные номера в балетах, постоянно выступала в концертах. Эта деятельность самым благотворным образом влияла на развитие ее дарования — с каждым годом танец балерины становился многограннее и богаче»''<ref>[http://www.bilettorg.ru/actors-from-the-past/368/ НИНА ПОДГОРЕЦКАЯ]</ref><ref>[https://vk.com/wall-11665068_10012 Балерины XX века]</ref>. |
− | Казалось бы, впереди балерину ожидала счастливая судьба примы. Однако в начале 1930-х годах в советском балете произошли кардинальные преобразования. По личному решению И. Сталина, артистов и хореографов московского Большого театра стали заменять на специально приглашенных артистов и хореографов Ленинграда, им и отдавали все значимые посты, на них распределялись основные балетные партии. Московские артисты довольствовались незначительными ролями или вообще вынуждены были покинуть сцену Большого | + | Казалось бы, впереди балерину ожидала счастливая судьба примы. Однако в начале 1930-х годах в советском балете произошли кардинальные преобразования. По личному решению И. Сталина, артистов и хореографов московского Большого театра стали заменять на специально приглашенных артистов и хореографов Ленинграда, им и отдавали все значимые посты, на них распределялись основные балетные партии. Московские артисты довольствовались незначительными ролями или вообще вынуждены были покинуть сцену Большого театра — как, например, знаменитый хореограф [[Игорь Александрович Моисеев]]<ref>[http://www.pseudology.org/people/MoiseevIA.htm Игорь Александрович Моисеев]</ref>. В результате целый пласт русской культуры — эстетическое направление Московской балетной школы — оказался практически уничтожен. |
− | [[Файл:Bank_Abramova.jpg|thumb|left|400 px|Фото с открытки | + | [[Файл:Bank_Abramova.jpg|thumb|left|400 px|Фото с открытки 1928 г. Слева направо: '''Нина Борисовна Подгорецкая''', [[Любовь Михайловна Банк]], [[Валентина Васильевна Кудрявцева]], [[Анастасия Ивановна Абрамова]]. Артистическая судьба их была схожа: балерины Большого театра, яркие представительницы Московской школы балета, они оказались на задворках сцены. В 1947 году они одновременно получили в качестве компенсации звание Заслуженная артистка РСФСР и были тут же уволены.]] |
Ленинградцев пересылали постепенно, группками в несколько человек. | Ленинградцев пересылали постепенно, группками в несколько человек. | ||
− | Главным балетмейстером Большого театра с 1936 года был назначен только что прибывший из Ленинграда [[Ростислав Владимирович Захаров|Р. | + | Главным балетмейстером Большого театра с 1936 года был назначен только что прибывший из Ленинграда [[Ростислав Владимирович Захаров|Р. В. Захаров]], прославившийся там постановкой балета «[[Бахчисарайский фонтан (балет)|Бахчисарайский фонтан]]» (1934)<ref>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_110.php Театральная Энциклопедия]</ref>. Больше москвичам ставить балетные спектакли не давали. Муж Подгорецкой Игорь Моисеев оказался чужим в этой среде, единственным балетмейстером-неленинградцем, и семейной паре Моисеев — Подгорецкая не давали возможности работать. |
Сам Моисеев вспоминал об этом периоде: ''«Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семёновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил её от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актёрское поприще меня больше не устраивало»''<ref>[http://www.pseudology.org/people/MoiseevIA.htm Игорь Александрович Моисеев]</ref>. | Сам Моисеев вспоминал об этом периоде: ''«Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семёновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил её от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актёрское поприще меня больше не устраивало»''<ref>[http://www.pseudology.org/people/MoiseevIA.htm Игорь Александрович Моисеев]</ref>. | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
== Ансамбль Моисеева == | == Ансамбль Моисеева == | ||
− | Нина Подгорецкая формально оставалась солисткой Большого театра, но работать там ей почти не давали, и одновременно с Большим театром, где она лишь числилась, она работала в созданном совместно с мужем И.Моисеевым Ансамбле народного танца СССР. В 1940 году женой (второй хронологически) И. Моисеева стала одна из солисток ансамбля Тамара Зейферт, однако Нина Подгорецкая продолжала выступать там до | + | Нина Подгорецкая формально оставалась солисткой Большого театра, но работать там ей почти не давали, и одновременно с Большим театром, где она лишь числилась, она работала в созданном совместно с мужем И.Моисеевым Ансамбле народного танца СССР. В 1940 году женой (второй хронологически) И. Моисеева стала одна из солисток ансамбля Тамара Зейферт, однако Нина Подгорецкая продолжала выступать там до 1951 г. — ей и деваться было некуда: на сцене Большого театра она почти не появлялась, и лишь изредка выступала в концертных программах от Большого театра на других сценических площадках — в основном с исполнением характерных и народных танцев. |
== Последние творческие годы == | == Последние творческие годы == | ||
− | В 1947, словно компенсацию за сломанную творческую судьбу, ей было выдано звание Заслуженная артистка РСФСР. В 1948 году она была уволена из Большого | + | В 1947, словно компенсацию за сломанную творческую судьбу, ей было выдано звание Заслуженная артистка РСФСР. В 1948 году она была уволена из Большого театра — официально<ref name=pro-ballet/>. Еще до 1951 года она продолжала работать в Ансамбле. |
[[Файл:NPodgoretskayaMogila.jpg|thumb|Памятник на могиле Н. Подгорецкой]] | [[Файл:NPodgoretskayaMogila.jpg|thumb|Памятник на могиле Н. Подгорецкой]] | ||
До 1963 года выступала в концертах<ref name=pro-ballet/>. | До 1963 года выступала в концертах<ref name=pro-ballet/>. | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
Скончалась в Москве 5 марта 1977 в возрасте 74 лет. | Скончалась в Москве 5 марта 1977 в возрасте 74 лет. | ||
− | Похоронена на [[Головинское кладбище|Головинском кладбище]]<ref>[https://archive.is/20120712125029/moscow-tombs.narod.ru/raznoe/golovinskoe/podgoretskaya.htm Памятник на могиле Н.Подгорецкой]</ref>. | + | Похоронена на [[Головинское кладбище|Головинском кладбище]]<ref>[https://archive.is/20120712125029/moscow-tombs.narod.ru/raznoe/golovinskoe/podgoretskaya.htm Памятник на могиле Н. Подгорецкой]</ref>. |
Энциклопедия балета о Нине Подгорецкой: ''«Искусство Подгорецкой, обладавшей красивым арабеском и большим прыжком, отличалось выразительностью, пластичностью»''<ref name=pro-ballet/>. | Энциклопедия балета о Нине Подгорецкой: ''«Искусство Подгорецкой, обладавшей красивым арабеском и большим прыжком, отличалось выразительностью, пластичностью»''<ref name=pro-ballet/>. | ||
== Репертуар в Большом театре == | == Репертуар в Большом театре == | ||
− | * | + | * 1922 — «[[Раймонда (балет)|Раймонда]]», балетмейстер А. А. Горский — ''Раймонда'', |
− | * «[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]] | + | * «[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]» — ''Аврора'', |
− | * «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]] | + | * «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]» — ''Одетта-Одиллия'', |
− | * «[[Конек-Горбунок (балет Пуни)|Конек-Горбунок]] | + | * «[[Конек-Горбунок (балет Пуни)|Конек-Горбунок]]» — ''Царь-Девица'', |
− | * «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]] | + | * «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]» — ''Китри'', |
− | * «[[Баядерка (балет)|Баядерка]] | + | * «[[Баядерка (балет)|Баядерка]]» — ''Никия''; |
− | * | + | * 1932 — «[[Саламбо (балет)|Саламбо]]» — ''Саламбо'', балетмейстер [[Игорь Александрович Моисеев|И. А. Моисеев]] по собственной редакции с использованием хореографии А. А. Горского<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/salambo.html «САЛАМБО» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>. |
− | * «[[Жизель (балет)|Жизель]] | + | * «[[Жизель (балет)|Жизель]]» — ''Жизель''; |
− | * «[[Пламя Парижа (балет)|Пламя Парижа]] | + | * «[[Пламя Парижа (балет)|Пламя Парижа]]» — ''Мирейль де Пуатье'' |
− | * «[[Красный мак (балет)|Красный мак]] | + | * «[[Красный мак (балет)|Красный мак]]» — ''Тао Хоа'' |
и др. | и др. | ||
Текущая версия на 02:41, 23 декабря 2017
Нина Борисовна Подгорецкая (27 ноября (10 декабря) 1902, Лубны Полтавской области (Энциклопедия балета ошибочно называет ее родиной несуществующий г. Дубны[1]) — 5 марта 1977, Москва) — балерина.
Содержание
Учеба
Училась в Московском хореографическом училище, педагог В. Д. Тихомиров, после чего сразу была зачислена солисткой московского Большого театра[1][2].
Семья
Творческая жизнь балерины была плотно связана с ее семьей — она стала женой (гражданский брак) — хронологически первой (из трёх) выдающегося балетмейстера Игоря Моисеева и позже вместе с ним создавала танцевальный ансамбль Моисеева[3].
Большой театр
Поступив в 1919 году в штат балетной труппы Большого театра, Нина Подгорецкая сразу стала исполнять крупные партии, а в 1922—1924 гг. преподавала в Московском хореографическом училище.
Историк балета Юрий Бахрушин давал ей такую характеристику: «…Н. Подгорецкая была строгой классичкой, однако в ее исполнении не было академической сухости. Форма ее танца была безупречна, но никогда не шла за счет одухотворенности образов… Не довольствуясь своим положением классической балерины, эта выдающаяся танцовщица охотно и блестяще исполняла характерные номера в балетах, постоянно выступала в концертах. Эта деятельность самым благотворным образом влияла на развитие ее дарования — с каждым годом танец балерины становился многограннее и богаче»[4][5].
Казалось бы, впереди балерину ожидала счастливая судьба примы. Однако в начале 1930-х годах в советском балете произошли кардинальные преобразования. По личному решению И. Сталина, артистов и хореографов московского Большого театра стали заменять на специально приглашенных артистов и хореографов Ленинграда, им и отдавали все значимые посты, на них распределялись основные балетные партии. Московские артисты довольствовались незначительными ролями или вообще вынуждены были покинуть сцену Большого театра — как, например, знаменитый хореограф Игорь Александрович Моисеев[6]. В результате целый пласт русской культуры — эстетическое направление Московской балетной школы — оказался практически уничтожен.
Ленинградцев пересылали постепенно, группками в несколько человек.
Главным балетмейстером Большого театра с 1936 года был назначен только что прибывший из Ленинграда Р. В. Захаров, прославившийся там постановкой балета «Бахчисарайский фонтан» (1934)[7]. Больше москвичам ставить балетные спектакли не давали. Муж Подгорецкой Игорь Моисеев оказался чужим в этой среде, единственным балетмейстером-неленинградцем, и семейной паре Моисеев — Подгорецкая не давали возможности работать.
Сам Моисеев вспоминал об этом периоде: «Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семёновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил её от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актёрское поприще меня больше не устраивало»[8].
В результате Игорю Моисееву пришлось уволиться из Большого театра, и в течение нескольких лет он вместе с женой Ниной Подгорецкой основал свой знаменитый Ансамбль народного танца СССР, открывшийся в 1937 году.
Ансамбль Моисеева
Нина Подгорецкая формально оставалась солисткой Большого театра, но работать там ей почти не давали, и одновременно с Большим театром, где она лишь числилась, она работала в созданном совместно с мужем И.Моисеевым Ансамбле народного танца СССР. В 1940 году женой (второй хронологически) И. Моисеева стала одна из солисток ансамбля Тамара Зейферт, однако Нина Подгорецкая продолжала выступать там до 1951 г. — ей и деваться было некуда: на сцене Большого театра она почти не появлялась, и лишь изредка выступала в концертных программах от Большого театра на других сценических площадках — в основном с исполнением характерных и народных танцев.
Последние творческие годы
В 1947, словно компенсацию за сломанную творческую судьбу, ей было выдано звание Заслуженная артистка РСФСР. В 1948 году она была уволена из Большого театра — официально[1]. Еще до 1951 года она продолжала работать в Ансамбле.
До 1963 года выступала в концертах[1].
Скончалась в Москве 5 марта 1977 в возрасте 74 лет.
Похоронена на Головинском кладбище[9].
Энциклопедия балета о Нине Подгорецкой: «Искусство Подгорецкой, обладавшей красивым арабеском и большим прыжком, отличалось выразительностью, пластичностью»[1].
Репертуар в Большом театре
- 1922 — «Раймонда», балетмейстер А. А. Горский — Раймонда,
- «Спящая красавица» — Аврора,
- «Лебединое озеро» — Одетта-Одиллия,
- «Конек-Горбунок» — Царь-Девица,
- «Дон Кихот» — Китри,
- «Баядерка» — Никия;
- 1932 — «Саламбо» — Саламбо, балетмейстер И. А. Моисеев по собственной редакции с использованием хореографии А. А. Горского[10].
- «Жизель» — Жизель;
- «Пламя Парижа» — Мирейль де Пуатье
- «Красный мак» — Тао Хоа
и др.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 ПОДГОРЕЦКАЯ Нина Борисовна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ ПОДГОРЕЦКАЯ
- ↑ Игорь Моисеев и его ангелы
- ↑ НИНА ПОДГОРЕЦКАЯ
- ↑ Балерины XX века
- ↑ Игорь Александрович Моисеев
- ↑ Театральная Энциклопедия
- ↑ Игорь Александрович Моисеев
- ↑ Памятник на могиле Н. Подгорецкой
- ↑ «САЛАМБО» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)