Ясон и Медея (балет) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «[[Гаэтано Вестрис в балете «Ясон и Медея» (Библиотека Конгрес…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:GAETANO ~1JasonetMede.JPG|thumb|370px|[[Гаэтано Вестрис]] в балете «Ясон и Медея» (Библиотека Конгресса США, отдел эстампов и фотографий)]]
 
[[Файл:GAETANO ~1JasonetMede.JPG|thumb|370px|[[Гаэтано Вестрис]] в балете «Ясон и Медея» (Библиотека Конгресса США, отдел эстампов и фотографий)]]
'''«Ясон и Медея»''' ({{lang-fr|Jason et Médée}}) балет в двух актах композитора [[Жан-Жозеф Родольф|Ж.-Ж.Родольфа]], поставленный выдающимся хореографом и балетным новатором [[Жан-Жорж Новерр|Ж.-Ж.Новерром]]. Впервые был продемонстрирован в [[Штутгарт]]е в [[Королевский театр (Штутгарт)|Королевском театре]] ({{lang-de|[[:de:Hoftheater|Hoftheater]]}}) 11 февраля 1763 года в день рождения герцога [[Карл II Вюртембергский|Карла II Вюртембергского]].
+
'''«Ясон и Медея»''' ({{lang-fr|Jason et Médée}}) — балет в двух актах композитора [[Жан-Жозеф Родольф|Ж.-Ж.Родольфа]], поставленный выдающимся хореографом и балетным новатором [[Жан-Жорж Новерр|Ж.-Ж.Новерром]]. Впервые был продемонстрирован в [[Штутгарт]]е в [[Королевский театр (Штутгарт)|Королевском театре]] ({{lang-de|[[:de:Hoftheater|Hoftheater]]}}) 11 февраля 1763 года в день рождения герцога [[Карл II Вюртембергский|Карла II Вюртембергского]].
  
 
Балет «Ясон и Медея» считается первым балетным спектаклем.
 
Балет «Ясон и Медея» считается первым балетным спектаклем.
Строка 7: Строка 7:
 
Герцог [[Карл-Евгений II Вюртембергский]] снискал славу покровителя деятелей театральных искусств, которым создал все условия для творческой работы, что привлекло в Штутгарт многих известных музыкантов и артистов. Там создалась атмосфера, способствующая развитию театра и театральных реформаторских достижений. Именно там нашли свое применение реформаторские пластические идеи Ж.Новерра.
 
Герцог [[Карл-Евгений II Вюртембергский]] снискал славу покровителя деятелей театральных искусств, которым создал все условия для творческой работы, что привлекло в Штутгарт многих известных музыкантов и артистов. Там создалась атмосфера, способствующая развитию театра и театральных реформаторских достижений. Именно там нашли свое применение реформаторские пластические идеи Ж.Новерра.
  
До реформаторских хореографических идей Новерра балет существовал не как отдельный вид театрального искусства с собственным развитием действия и законченным сюжетом, а как [[Балет в опере|отдельный танец]] в опере и драме, никак не связанный с основной линией интриги; обычно балетными выступлениями заканчивались оперные акты<ref>[[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю. А. Бахрушин]]. «История русского балета»</ref>, часто они использовались как отбивка во время смены декораций. Балет служил красивым отвлекающим танцевальным дивертисментом, не неся никакой смысловой нагрузки<ref>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/NOVERR_ZHAN_ZHORZH.html Онлайн Энциклопедия Кругосвет]</ref>. Постепенно значение балета росло, особенно пантомимы. Но лишь Новерр в своем многотомном труде «Записки о танце и балете» (фр. «Lettres sur la danse et les ballets»), изданном в 1760 году одновременно в Лионе и Штутгарте, обосновал возможности танцевального искусства, рассматривая балет как отдельный вид театрального жанра, со своим сюжетом и яркими драматическими характерами персонажей.
+
До реформаторских хореографических идей Новерра балет существовал не как отдельный вид театрального искусства с собственным развитием действия и законченным сюжетом, а как [[Балет в опере|отдельный танец]] в опере и драме, никак не связанный с основной линией интриги; обычно балетными выступлениями заканчивались оперные акты<ref>[[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю. А. Бахрушин]]. «История русского балета»</ref>, часто они использовались как отбивка во время смены декораций. Балет служил красивым отвлекающим танцевальным дивертисментом, не неся никакой смысловой нагрузки<ref>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/NOVERR_ZHAN_ZHORZH.html Онлайн Энциклопедия Кругосвет]</ref>. Постепенно значение балета росло, особенно пантомимы. Но лишь Новерр в своем многотомном труде «Записки о танце и балете» (фр. «Lettres sur la danse et les ballets»), изданном в 1760 году одновременно в Лионе и Штутгарте, обосновал возможности танцевального искусства, рассматривая балет как отдельный вид театрального жанра, со своим сюжетом и яркими драматическими характерами персонажей.
  
 
Балет «Ясон и Медея» стал воплощением основных эстетических замыслов постановщика.
 
Балет «Ясон и Медея» стал воплощением основных эстетических замыслов постановщика.
Строка 25: Строка 25:
 
Постановку неоднократно переносили другие хореографы в другие театры других городов других стран.
 
Постановку неоднократно переносили другие хореографы в другие театры других городов других стран.
  
* В 1767 году спектакль состоялся в [[Вена|Вене]] в постановке [[Гаэтано Вестрис|Г. Вестриса]]; в том же году — в [[Варшава|Варшаве]];
+
* В 1767 году спектакль состоялся в [[Вена|Вене]] в постановке [[Гаэтано Вестрис|Г. Вестриса]]; в том же году — в [[Варшава|Варшаве]];
* в 1770 — [[Гаэтано Вестрис|Г. Вестрис]], исполнитель главной партии, повторил постановку Новерра в Париже в Королевской академии музыки, но на музыку композитора [[Жан Бенжамен Ла Борд|Ла Борда]], среди исполнителей: Медея — [[Мари Аллар|М. Аллар]], Креуза — [[Мари-Мадлен Гимар|М.-М. Гимар]]<ref name=bmuz>[http://www.balletmusic.ru/ballet_12.htm Балетная и танцевальная музыка]</ref>;
+
* в 1770 — [[Гаэтано Вестрис|Г. Вестрис]], исполнитель главной партии, повторил постановку Новерра в Париже в Королевской академии музыки, но на музыку композитора [[Жан Бенжамен Ла Борд|Ла Борда]], среди исполнителей: Медея — [[Мари Аллар|М. Аллар]], Креуза — [[Мари-Мадлен Гимар|М.-М. Гимар]]<ref name=bmuz>[http://www.balletmusic.ru/ballet_12.htm Балетная и танцевальная музыка]</ref>;
* в 1775 — там же в Парижской академии музыки Г. Вестрис повторил постановку, но с музыкой Родольфа и [[Пьер Бертон|Бертона]] (фр. Pierre Montan Berton)<ref name=bmuz />;
+
* в 1775 — там же в Парижской академии музыки Г. Вестрис повторил постановку, но с музыкой Родольфа и [[Пьер Бертон|Бертона]] (фр. Pierre Montan Berton)<ref name=bmuz />;
* в 1780 — повторение постановки;
+
* в 1780 — повторение постановки;
* в 1804 — постановка в Парижской опере балетмейстеров Г. Вестриса и [[Пьер Гардель|П. Гарделя]];
+
* в 1804 — постановка в Парижской опере балетмейстеров Г. Вестриса и [[Пьер Гардель|П. Гарделя]];
* в 1781 и 1782 — в [[Лондон]]е в [[Театр Её Величества|Театре Её Величества]] Новерр сам повторяет свой спектакль, но в последних спектаклях в Англии была использован музыка [[Кристоф Виллибальд Глюк|К.-В. Глюка]], в ролях: Медея — Симоне, Креуза — Баччелли, Язон — Г. Вестрис<ref name=bmuz />;
+
* в 1781 и 1782 — в [[Лондон]]е в [[Театр Её Величества|Театре Её Величества]] Новерр сам повторяет свой спектакль, но в последних спектаклях в Англии была использован музыка [[Кристоф Виллибальд Глюк|К.-В. Глюка]], в ролях: Медея — Симоне, Креуза — Баччелли, Язон — Г. Вестрис<ref name=bmuz />;
* 7 мая 1791 года — постановка Новерра в музыкой Ж. Родольфа была перенесена в Россию [[Шарль Ле Пик|Ш. Ле Пиком]] и показана в [[Большой Каменный театр|Большом Каменном театре]] в Петербурге, художник [[Петр Федорович Гонзаго|Пьетро Гонзаго]]; Медея — [[Гертруда Росси-Ле Пик]], Язон — [[Шарль Ле Пик]]<ref name=bmuz /><ref>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/031.htm Энциклопедия балета (страница 31)]</ref>;
+
* 7 мая 1791 года — постановка Новерра в музыкой Ж. Родольфа была перенесена в Россию [[Шарль Ле Пик|Ш. Ле Пиком]] и показана в [[Большой Каменный театр|Большом Каменном театре]] в Петербурге, художник [[Петр Федорович Гонзаго|Пьетро Гонзаго]]; Медея — [[Гертруда Росси-Ле Пик]], Язон — [[Шарль Ле Пик]]<ref name=bmuz /><ref>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/031.htm Энциклопедия балета (страница 31)]</ref>;
* В 1807 — в Петербурге балетмейстер [[Шарль Дидло]] возобновил постановку Новерра, дополнив ее своими танцевальными решениями; исполнители: Медея — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И. Колосова]], Язон — [[Огюст Пуаро|О. Пуаро]], Креуза — [[Мария Николаевна Иконина|М. Н. Иконина]].
+
* В 1807 — в Петербурге балетмейстер [[Шарль Дидло]] возобновил постановку Новерра, дополнив ее своими танцевальными решениями; исполнители: Медея — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И. Колосова]], Язон — [[Огюст Пуаро|О. Пуаро]], Креуза — [[Мария Николаевна Иконина|М. Н. Иконина]].
* В 1808 — постановка прошла в Москве в исполнении Московской императорской труппы; возобновление балетмейстера [[Иван Иванович Вальберх|И. И. Вальберха]]; Медея — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И. Колосова]], Язон — И. И. Вальберх;
+
* В 1808 — постановка прошла в Москве в исполнении Московской императорской труппы; возобновление балетмейстера [[Иван Иванович Вальберх|И. И. Вальберха]]; Медея — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И. Колосова]], Язон — И. И. Вальберх;
* 28 ноября 1819 года — постановка Ле Пика (с использованием хореографии Новерра) и Ш. Дидло была перенесена [[Адам Павлович Глушковский|А. П. Глушковским]] (и им же на премьере исполнена главная партия Ясона) в Москву, в [[Театр на Моховой (Москва)]]<ref>Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит — Григорьев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. 767 с.: ил.: карт. (стр. 263)</ref>, исполнители: Медея — [[Татьяна Ивановна Глушковская|Т. И. Глушковская]], Язон — [[Жозеф Ришар]], Креуза — [[Александра Ивановна Воронина-Иванова|А. И. Воронина-Иванова]], Креон — [[Фортунатто Бернаделли|Ф. Бернаделли]], Зависть — [[Иван Карпович Лобанов|И. К. Лобанов]], Огонь — [[Фердинанд Урбани|Ф. Урбани]]<ref name=bmuz />
+
* 28 ноября 1819 года — постановка Ле Пика (с использованием хореографии Новерра) и Ш. Дидло была перенесена [[Адам Павлович Глушковский|А. П. Глушковским]] (и им же на премьере исполнена главная партия Ясона) в Москву, в [[Театр на Моховой (Москва)]]<ref>Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит — Григорьев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт. (стр. 263)</ref>, исполнители: Медея — [[Татьяна Ивановна Глушковская|Т. И. Глушковская]], Язон — [[Жозеф Ришар]], Креуза — [[Александра Ивановна Воронина-Иванова|А. И. Воронина-Иванова]], Креон — [[Фортунатто Бернаделли|Ф. Бернаделли]], Зависть — [[Иван Карпович Лобанов|И. К. Лобанов]], Огонь — [[Фердинанд Урбани|Ф. Урбани]]<ref name=bmuz />
* 1831 — [[Большой Каменный театр]], Петербург (по Новерру); Медея — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И. Колосова]].
+
* 1831 — [[Большой Каменный театр]], Петербург (по Новерру); Медея — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И. Колосова]].
  
 
Постепенно, с изменением театральной эстетики, эта постановка исчезла с балетной сцены.
 
Постепенно, с изменением театральной эстетики, эта постановка исчезла с балетной сцены.
Строка 45: Строка 45:
 
Наряду с постановкой Новерра по тому же сюжету создавались и другие балеты. Их было немало. Среди них:
 
Наряду с постановкой Новерра по тому же сюжету создавались и другие балеты. Их было немало. Среди них:
  
В 1800 году в Москве в [[Майкл Медокс|Петровском театре Меддокса]] шел балет «Медея», композитор Ашперни, балетмейстер [[Джузеппе Соломони]] (или, по другим источникам, Соломонини) (пропагандист идей Ж.Новерра), художник [[Гонзаго, Пётр Фёдорович|П. Ф. Гонзаго]]; Медея — Соломони<ref name=bmuz /><ref>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BALET.html Балет в энциклопедии Кругосвет]</ref>.
+
В 1800 году в Москве в [[Майкл Медокс|Петровском театре Меддокса]] шел балет «Медея», композитор Ашперни, балетмейстер [[Джузеппе Соломони]] (или, по другим источникам, Соломонини) (пропагандист идей Ж.Новерра), художник [[Гонзаго, Пётр Фёдорович|П. Ф. Гонзаго]]; Медея — Соломони<ref name=bmuz /><ref>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BALET.html Балет в энциклопедии Кругосвет]</ref>.
  
Композитор [[Сэмюэл Барбер|С. Барбер]] в 1947 году по тому же сюжету сочинил одноактный балет «Пещера сердца» («The cave of the heart») он ставился также под названием «Змеиное сердце» — «The serpent’s heart»). Балет ставился 10.5.1946, труппа [[Марта Грэхем|М. Грэхем]], она же балетмейстер, Нью-Йорк, художник И. Ногучи (декорации) и Э. Гилфонд (костюмы); исполнители — Грэхем, Э. Хокинс, Юрико, М. О’Доннелл. В 1953 этот балет ставился [[Кёльн]]е под названием «Медея», балетмейстер К. Бергест. В 1975 — в [[Сполето]] под названием «Медея», балетмейстер [[Джин Батлер|Дж. Батлер]].
+
Композитор [[Сэмюэл Барбер|С. Барбер]] в 1947 году по тому же сюжету сочинил одноактный балет «Пещера сердца» («The cave of the heart») он ставился также под названием «Змеиное сердце» — «The serpent’s heart»). Балет ставился 10.5.1946, труппа [[Марта Грэхем|М. Грэхем]], она же балетмейстер, Нью-Йорк, художник И. Ногучи (декорации) и Э. Гилфонд (костюмы); исполнители — Грэхем, Э. Хокинс, Юрико, М. О’Доннелл. В 1953 этот балет ставился [[Кёльн]]е под названием «Медея», балетмейстер К. Бергест. В 1975 — в [[Сполето]] под названием «Медея», балетмейстер [[Джин Батлер|Дж. Батлер]].
  
 
Известен одноактный балет [[Бела Барток|Б. Бартока]] в аранжировке X. Сандберга, сценарист и балетмейстер [[Биргит Кульберг|Б. Кульберг]]. Балет широко ставился в 1950-х годах на сценах Европы и Америки<ref name=bmuz />.
 
Известен одноактный балет [[Бела Барток|Б. Бартока]] в аранжировке X. Сандберга, сценарист и балетмейстер [[Биргит Кульберг|Б. Кульберг]]. Балет широко ставился в 1950-х годах на сценах Европы и Америки<ref name=bmuz />.
  
С тем же названием «Медея» существует одноактный балет композитора [[Габичвадзе, Реваз Кондратьевич|Р. Габичвадзе]] (1978 год); был поставлен в Театре им. Палиашвили, балетмейстер [[Алексидзе, Георгий Дмитриевич|Г. Д. Алексидзе]]<ref name=bmuz /><ref>[http://www.rosritual.ru/nekrolog/news_detail.php?ID=1834&PAGEN_2=9 Алексидзе Георгий Дмитриевич]</ref>.
+
С тем же названием «Медея» существует одноактный балет композитора [[Габичвадзе, Реваз Кондратьевич|Р. Габичвадзе]] (1978 год); был поставлен в Театре им. Палиашвили, балетмейстер [[Алексидзе, Георгий Дмитриевич|Г. Д. Алексидзе]]<ref name=bmuz /><ref>[http://www.rosritual.ru/nekrolog/news_detail.php?ID=1834&PAGEN_2=9 Алексидзе Георгий Дмитриевич]</ref>.
  
 
В 1992 году балет по тому же сюжету был поставлен в «Рейнском балете» ([http://fr.wikipedia.org/wiki/Ballet_de_l%27Op%C3%A9ra_national_du_Rhin Ballet de l’Opéra national du Rhin]) [[Иво Кремер]]ом.
 
В 1992 году балет по тому же сюжету был поставлен в «Рейнском балете» ([http://fr.wikipedia.org/wiki/Ballet_de_l%27Op%C3%A9ra_national_du_Rhin Ballet de l’Opéra national du Rhin]) [[Иво Кремер]]ом.
  
В 2002 г. в США в театре «Балет Сан-Франциско» балетмейстер [[Юрий Михайлович Посохов|Юрий Посохов]] поставил балет «Проклятые» по мотивам трагедии [[Еврипид]]а «Медея» на музыку [[Морис Равель|Мориса Равеля]], Спектакль был перенесен постановщиком в [[Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского]] и показан на фестивале<ref>[http://reporter.perm.ru/edition/novostikultury/details_8538.html Медея в пуантах: Юрий Посохов создает в театре оперы].// 26.03.2009, автор Наталья Смольковская</ref><ref>[http://www.russian-bazaar.com/Article.aspx?ArticleId=14529 ЮРИЙ ПОСОХОВ, танцовщик и хореограф] // [[Русский Базар]] № 10(672) 5 — 11 марта, 2009, автор [[Нина Аловерт]]</ref><ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1354914 Танцы с убийством // Пермская «Медея» на «Золотой маске»] // Газета «Коммерсантъ» № 67 (4367) от 16.04.2010, автор ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА</ref>.
+
В 2002 г. в США в театре «Балет Сан-Франциско» балетмейстер [[Юрий Михайлович Посохов|Юрий Посохов]] поставил балет «Проклятые» по мотивам трагедии [[Еврипид]]а «Медея» на музыку [[Морис Равель|Мориса Равеля]], Спектакль был перенесен постановщиком в [[Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского]] и показан на фестивале<ref>[http://reporter.perm.ru/edition/novostikultury/details_8538.html Медея в пуантах: Юрий Посохов создает в театре оперы].// 26.03.2009, автор Наталья Смольковская</ref><ref>[http://www.russian-bazaar.com/Article.aspx?ArticleId=14529 ЮРИЙ ПОСОХОВ, танцовщик и хореограф] // [[Русский Базар]] № 10(672) 5 — 11 марта, 2009, автор [[Нина Аловерт]]</ref><ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1354914 Танцы с убийством // Пермская «Медея» на «Золотой маске»] // Газета «Коммерсантъ» № 67 (4367) от 16.04.2010, автор ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА</ref>.
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 20:43, 1 мая 2017

Гаэтано Вестрис в балете «Ясон и Медея» (Библиотека Конгресса США, отдел эстампов и фотографий)

«Ясон и Медея» (фр. Jason et Médée) — балет в двух актах композитора Ж.-Ж.Родольфа, поставленный выдающимся хореографом и балетным новатором Ж.-Ж.Новерром. Впервые был продемонстрирован в Штутгарте в Королевском театре (нем. Hoftheater) 11 февраля 1763 года в день рождения герцога Карла II Вюртембергского.

Балет «Ясон и Медея» считается первым балетным спектаклем.

История создания

Герцог Карл-Евгений II Вюртембергский снискал славу покровителя деятелей театральных искусств, которым создал все условия для творческой работы, что привлекло в Штутгарт многих известных музыкантов и артистов. Там создалась атмосфера, способствующая развитию театра и театральных реформаторских достижений. Именно там нашли свое применение реформаторские пластические идеи Ж.Новерра.

До реформаторских хореографических идей Новерра балет существовал не как отдельный вид театрального искусства с собственным развитием действия и законченным сюжетом, а как отдельный танец в опере и драме, никак не связанный с основной линией интриги; обычно балетными выступлениями заканчивались оперные акты[1], часто они использовались как отбивка во время смены декораций. Балет служил красивым отвлекающим танцевальным дивертисментом, не неся никакой смысловой нагрузки[2]. Постепенно значение балета росло, особенно пантомимы. Но лишь Новерр в своем многотомном труде «Записки о танце и балете» (фр. «Lettres sur la danse et les ballets»), изданном в 1760 году одновременно в Лионе и Штутгарте, обосновал возможности танцевального искусства, рассматривая балет как отдельный вид театрального жанра, со своим сюжетом и яркими драматическими характерами персонажей.

Балет «Ясон и Медея» стал воплощением основных эстетических замыслов постановщика.

Сюжет

В качестве сюжета использовалась древнегреческая легенда о Ясоне и Медее и о поиске Золотого руна Ясоном и его сподвижниками-аргонавтами. В нелегкой борьбе за владение Золотым руном Ясону помогла колдунья Медея, с которой у него начались романтические отношения, закончившиеся законным браком, в результате которого у них родились двое детей. Однако через какое-то время Ясон нашел другую невесту. В приступе гнева Медея уничтожила и свою наперсницу, и все, что имело отношение к Ясону, в том числе и собственных детей.

По этому сюжету было создано немало драматических и музыкальных произведений.

Постановки

В премьерном спектакле 1763 года среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), Мари-Мадлен Гимар (Креуза).

Балет Новерра ушел от внешней красивости и перерос в полноценное драматическое действие, переданное языком пластики, танца и пантомимы. Именно пантомиме отводил Новерр особо важное место в постановке балетных спектаклей вообще и сам впервые ввел ее в постановку «Ясона и Медеи»[3][4]. Он убрал обязательные прежде тяжелые парики и маски, под которыми актеры прятали лица. Актёры у Новерра использовали грим, но это были живые лица, отображавшие человеческие чувства. Существует предание, что когда впервые в танцевальных сценах появились фурии в ярком гриме, с выпученными глазами, зрители, ещё не привыкшие к таким явлениям в балете, бежали и даже падали в обморок. Тем не менее, успех спектакля был огромен.

Эта постановка сыграла решающую роль в развитии мирового балета, став предвестником всего современного классического балета. Шумный успех представления послужил началом триумфального восшествия на балетные сцены европейских театров хореографических реформ Новерра.

Постановку неоднократно переносили другие хореографы в другие театры других городов других стран.

Постепенно, с изменением театральной эстетики, эта постановка исчезла с балетной сцены.

Тем не менее известны современные реконструкции этого балета. Они интересны с исторической точки зрения. См. фрагмент реконструкции балета (University of New Mexico).

Другие балеты

Наряду с постановкой Новерра по тому же сюжету создавались и другие балеты. Их было немало. Среди них:

В 1800 году в Москве в Петровском театре Меддокса шел балет «Медея», композитор Ашперни, балетмейстер Джузеппе Соломони (или, по другим источникам, Соломонини) (пропагандист идей Ж.Новерра), художник П. Ф. Гонзаго; Медея — Соломони[5][8].

Композитор С. Барбер в 1947 году по тому же сюжету сочинил одноактный балет «Пещера сердца» («The cave of the heart») он ставился также под названием «Змеиное сердце» — «The serpent’s heart»). Балет ставился 10.5.1946, труппа М. Грэхем, она же балетмейстер, Нью-Йорк, художник И. Ногучи (декорации) и Э. Гилфонд (костюмы); исполнители — Грэхем, Э. Хокинс, Юрико, М. О’Доннелл. В 1953 этот балет ставился Кёльне под названием «Медея», балетмейстер К. Бергест. В 1975 — в Сполето под названием «Медея», балетмейстер Дж. Батлер.

Известен одноактный балет Б. Бартока в аранжировке X. Сандберга, сценарист и балетмейстер Б. Кульберг. Балет широко ставился в 1950-х годах на сценах Европы и Америки[5].

С тем же названием «Медея» существует одноактный балет композитора Р. Габичвадзе (1978 год); был поставлен в Театре им. Палиашвили, балетмейстер Г. Д. Алексидзе[5][9].

В 1992 году балет по тому же сюжету был поставлен в «Рейнском балете» (Ballet de l’Opéra national du Rhin) Иво Кремером.

В 2002 г. в США в театре «Балет Сан-Франциско» балетмейстер Юрий Посохов поставил балет «Проклятые» по мотивам трагедии Еврипида «Медея» на музыку Мориса Равеля, Спектакль был перенесен постановщиком в Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского и показан на фестивале[10][11][12].

Источники

  1. Ю. А. Бахрушин. «История русского балета»
  2. Онлайн Энциклопедия Кругосвет
  3. Жан-Жорж Новерр. Международный день танца
  4. Жан Жорж Новер
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Балетная и танцевальная музыка
  6. Энциклопедия балета (страница 31)
  7. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит — Григорьев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт. (стр. 263)
  8. Балет в энциклопедии Кругосвет
  9. Алексидзе Георгий Дмитриевич
  10. Медея в пуантах: Юрий Посохов создает в театре оперы.// 26.03.2009, автор Наталья Смольковская
  11. ЮРИЙ ПОСОХОВ, танцовщик и хореограф // Русский Базар № 10(672) 5 — 11 марта, 2009, автор Нина Аловерт
  12. Танцы с убийством // Пермская «Медея» на «Золотой маске» // Газета «Коммерсантъ» № 67 (4367) от 16.04.2010, автор ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА