Борис Михайлович Эрбштейн — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Источники) |
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Творчество) |
||
Строка 96: | Строка 96: | ||
Среди театральных работ: | Среди театральных работ: | ||
− | * «Когда спящий проснется» М. | + | * «Когда спящий проснется» («Не по Уэллсу») М. Загорского — в Академическом театре драмы, режиссеры [[Вивьен Леонид Сергеевич|Л. С. Вивьен]] и [[Николай Яковлевич Береснёв|Н. Я. Береснев]]<ref>[http://bezogr.ru/v-dni-oktyabrya-i-posle.html?page=27 Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. Л.: Искусство, 1982. 343 с. (стр. 27)]</ref> (1920-е гг.) |
− | + | * «Сиятельный парикмахер» [[Роберт Штольц|Р.Штольца]] — в Театре музыкальной комедии (1920-е гг.) | |
− | * | + | |
* «Августейшая авантюристка» Л. Ашере — в Таврическом саду (1920-е гг.) | * «Августейшая авантюристка» Л. Ашере — в Таврическом саду (1920-е гг.) | ||
* «Преступление Нелли Ватсон» В. Ф. Трахтенберга — в [[Государственный драматический театр имени Пушкина|Драматическом театре]] (1924)<ref name=rujen/> | * «Преступление Нелли Ватсон» В. Ф. Трахтенберга — в [[Государственный драматический театр имени Пушкина|Драматическом театре]] (1924)<ref name=rujen/> | ||
Строка 105: | Строка 104: | ||
* «Михаэль Крамер» Г.Гауптмана — в [[Академический театр драмы им А.С. Пушкина|Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина]] (1924)<ref name=rujen/> | * «Михаэль Крамер» Г.Гауптмана — в [[Академический театр драмы им А.С. Пушкина|Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина]] (1924)<ref name=rujen/> | ||
* опера [[Арсений Павлович Гладковский|А. Гладковского]] и Е. В. Пруссака по либретто В. Воинова «За красный Петроград, или 1919 год» о разгроме Юденича — в Малом оперном театре (бывший Михайловский театр), 1925<ref name=musen>[http://www.musenc.ru/html/g/gladkovskiy.html ГЛАДКОВСКИЙ Арсений Павлович (Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982)]</ref> | * опера [[Арсений Павлович Гладковский|А. Гладковского]] и Е. В. Пруссака по либретто В. Воинова «За красный Петроград, или 1919 год» о разгроме Юденича — в Малом оперном театре (бывший Михайловский театр), 1925<ref name=musen>[http://www.musenc.ru/html/g/gladkovskiy.html ГЛАДКОВСКИЙ Арсений Павлович (Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982)]</ref> | ||
− | * «Бой-баба» (под этим названием ставилась пьеса [[Викторьен Сарду|В. Сарду]] и [[ | + | * «Екатерина II» [[Жак Оффенбах|Ж.Оффенбаха]] (такого произведения у Оффенбаха нет; по всей видимости, под таким названием была поставлена оперетта «[[Герцогиня Герольштейнская (оперетта)|Герцогиня Герольштейнская]]», которую в России считали посвященной великой русской императрице) — в Театре музыкальной комедии (1925)<ref name=rujen/> |
+ | * «Бой-баба» (под этим названием ставилась пьеса [[Викторьен Сарду|В. Сарду]] и [[Эмиль Моро|Э. Моро]] [[Мадам Сан-Жен (пьеса)|«Мадам Санжен»]]<ref>[https://books.google.ru/books?id=9Df_MSZ1PL8C&pg=PA590&lpg=PA590&dq=%C2%AB%D0%91%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%C2%BB+%E2%80%94+%D0%BF%D0%BE%D0%B4+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC+%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC+%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C+%D0%B2+%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC+%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8+%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0+%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85&source=bl&ots=_KF-ZvYYv3&sig=ocaFT9HPYiA7GMZ_buEPU9TjLdM&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiHlJukqrDRAhUJSiYKHWSOCKkQ6AEIGjAA#v=onepage&q=%C2%AB%D0%91%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%C2%BB%20%E2%80%94%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0%20%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85&f=false Чуковский К. И. Дневник. 1901—1969 Т 1]</ref>), режиссер [[Константин Павлович Хохлов|К. П. Хохлов]] — в театре комедии<ref name=sakharov2/> (1926). | ||
* «Черный амулет» Н. Н. Стрельникова — в Театре музкомедии (1927) | * «Черный амулет» Н. Н. Стрельникова — в Театре музкомедии (1927) | ||
* [[Красный мак (балет)|«Красный мак»]] Р. Глиэра — на сцене [[Ленинградский государственный академический театр оперы и балета|Академического театра оперы и балета]] (1928/1929), поставленный тремя балетмейстерами — Ф.Лопуховым, В.Пономаревым, Л.Леонтьевым<ref name=sakharov2/>. | * [[Красный мак (балет)|«Красный мак»]] Р. Глиэра — на сцене [[Ленинградский государственный академический театр оперы и балета|Академического театра оперы и балета]] (1928/1929), поставленный тремя балетмейстерами — Ф.Лопуховым, В.Пономаревым, Л.Леонтьевым<ref name=sakharov2/>. |
Версия 14:46, 9 января 2017
Борис Михайлович Эрбштейн (26 мая 1901, Санкт-Петербург, Российская империя — 13 июня 1963[1][2] (в источниках встречаются другие даты смерти, скорее всего, ошибочные: 13 июля 1963[3], 1964[4][5][6], 1965[7]), Куйбышев, СССР) — советский художник, известность получил как театральный̆ художник, живописец, график[8].
Содержание
Происхождение
Борис Михайлович родился в Санкт-Петербурге в состоятельной интеллигентной еврейской семье: отец Эрбштейн Михаил Михайлович — надворный советник, профессор, знаменитый врач-ларинголог[3], автор ряда брошюр о постановке и свойствах голоса, консультант в Петербургской консерватории[2]; мать Эрбштейн Людмила Михайловна — пианистка, ученица А. Есиповой[2], концертмейстер Петербургской консерватории[1]. В семье свободно говорили на трех языках: русском, немецком и французском[2].
Л. Овес пишет, что из-за своего еврейского происхождения семья не могла проживать в столице Российской империи, хотя, несмотря на это, прекрасно проживала[2]. На самом деле закон касался не лиц еврейской национальности, а приверженцев иудейской религии — по закону православного государства, рекламирующего «православие, самодержавие, народность». Но столичное общество — в отличие от государственных укладов — было к этому времени глубоко атеистичным, к религии относилось лишь как к необходимой традиции и верило не в бога, а в науку, образование, культуру и прогресс, к тому же к ХХ веку отжившие своё законы уже не имели особого веса, а новые законы, соответствующие времени и реалиям, обленившееся и отупевшее государство всё никак не соизволяло принять. Еврейская семья Эрбштейнов вполне уверенно обосновалась в столице Российской империи и жила в полном довольстве — как, впрочем, и многие другие интеллигентные, образованные и во всех остальных вопросах вполне законопослушные подданные Его Императорского Величества Российской империи.
Ранние годы
Начальное образование будущий художник получил дома под руководством немца-гувернера[3], не говорившего по-русски, зато знавшего другие языки. По словам дочери Б. М. Эрбштейна, Л. Б. Рожковой, отец ее знал латынь, читал на итальянском, английском, понимал чешский, украинский, белорусский, польский, болгарский, еврейский[2][5] (к слову сказать, еврейского языка не существует — есть иврит и идиш; каким из них владел Б. М. Эрбштейн, не совсем ясно). В нем рано проявился талант рисовальщика, и родители обратились к дальнему родственнику, художнику Исааку Бродскому (тот самый будущий академик и автор известного советского полотна «Ленин в Смольном»), который с 1909 года и стал давать уроки мальчику[3][8][1][5].
Потом Борис продолжил образование в Петершуле[2], называвшемся тогда Немецким реформатским училищем[3].
С 1913 по 1917 гг. он занимался в вечерней художественной школе Званцевой у К. Петрова-Водкина[8][1][4][7]. Стал членом обществ «Молодое искусство» и «Свободная мастерская» (Петроград, 1917)[6].
По окончании училища, в 1918—1923 гг. продолжил образование у Петрова-Водкина в только что организованных Петроградских государственных художественно-учебных мастерских, Академия художеств или ВХУТЕМАС[3][6].
Одновременно учился у В. Э. Мейерхольда на Курсах мастерства сценических постановок (знаменитые КУРМАСЦЕП)[8][4][7][6] и там выполнил свою первую самостоятельную работу — проект оформления «Бориса Годунова», — в которой явственно чувствовалось влияние его педагога Петрова-Водкина[2].
Кроме того, молодой человек еще успевал работать. Он сам преподавал на художественных курсах Балтфлота[3]
В 1918 году Борис Эрбштейн работал в театре-кабаре «Петрушка», в следующем 1919 году — заведовал художественным отделением в Политуправлении флота и ХШ моряков при Политотделе Петроградской морской базы[8].
В 1919-м, когда войска Юденича подошли к Петрограду; Б. Эрбштейн ушел со своими учениками на фронт[3][1].
В 1919—1920 гг. — матрос[3].
В 1920—1922 гг. — студент училища технической авиации[8].
Демобилизовавшись, продолжил учебу у Петрова-Водкина[3].
Он оформил несколько спектаклей Хореографического училища[5], а в 1922 стал одним из создателей труппы «Молодой балет», сформированной из выпускников Хореографического училища году[8] под руководством Г. Баланчивадзе.
Зрелость
К середине и концу 1920-ых годов Борис Эрбштейн, несмотря на свою молодость — а ему еще нет тридцати лет, — уже довольно заметная в культурной среде фигура, он оформляет спектакли ведущих музыкальных и драматических театров Петрограда-Ленинграда, иллюстрирует книги, участвует в художественных выставках[8] — его знают, он востребован. И хотя бытовые условия в стране весьма и весьма оставляют желать лучшего (сам Борис Эрбштейн со своей первой женой, лишенный собственного жилья, проживал в одном из ленинградских театров[2]), творческая деятельность в бывшей имперской столице кипела вовсю. Его круг общения включал выдающихся деятелей искусства времени: друг детства советский театральный художник В. Дмитриев, композиторы Д. Шостакович, И. Дунаевский, поэт Д. Хармс, музыковед И. Соллертинский, балетмейстер В. Вайнонен, драматический актер Э. Гарин, художник С. Гершов, театровед и специалист по балету Ю. Слонимский, писательница Н. Гернет, Г. Баланчивадзе (будущий Джордж Баланчин) и многие другие самые известные люди сферы искусства[3].
В 1931 году он стал художником-иллюстратором детской популярной книги авторов Левитина Ф. и Малолетко А. «Подводные хищники» издательства «Молодая гвардия» (ныне эта редкая книга представлена в Интернете: здесь)[9]. Молодой, но уже зарекомендовавший себя художник Борис Эрбштейн был даже приглашен писать портрет маршала Тухачевского (забегая вперед, скажем, что этот портрет в связи с арестом художника остался незавершенным, дальнейшая его судьба неизвестна)[2].
Казалось бы, впереди много работы, званий, общественное положение, известность, слава…
Но страшное людоедское время не обошло…
Заключение
В первый раз его арестовали в 1932-м «за антисоветскую агитацию» по одному делу с Д. И. Хармсом (ст. 58-10)[8]. Он был сослан в в Борисоглебск, Петрозаводск, затем в Курск[8]. Там, в ссылке в Курске оказались вместе трое друзей-художников, арестованные в одну ночь и по одному делу, — Эрбштейн, Е. В. Сафонова и С. М. Гершов; какое-то время вместе они снимали две маленькие комнатки в подвале, с одним топчаном. На этом единственном топчане спали по очереди. Некоторое время в этом подвале обитал и Даниил Хармс, оказавшийся в Курске таким же образом[2][7][5].
Потом Борис Эрбштейн был переведен в Саратов[8]. По воспоминаниям его дочери Л. Б. Рожковой, туда к нему приехала ее мама: «В ноябре 1933 года, моя мать, Петрова Ефросинья Дмитриевна, приехала к отцу в Саратов»[2].
Б. Эрбштейн был освобожден в 1934 году[1][8], скорее всего, помог в освобождении ему и Гершову И. И. Бродский, ставший в 1930-е годы директором Академии художеств[2], но еще на три года было запрещено проживать в двенадцати крупных городах СССР, в том числе — в Москве и Ленинграде, то есть в тех городах, где создавались самые значительные советские сценические постановки. Однако профессии не лишили, и Борис Эрбштейн работал как театральный художник в театрах Борисоглебска, Петрозаводска и Саратова[3].
В 1936 году ему было разрешено вернуться в Ленинград[4][7]. Он вернулся и к работе ленинградского театрального художника[3]. Однако дочь Бориса Эрбштейна объясняла, что разрешение вернуться в Ленинград и работать было каким-то «полуофициальным»: «Поэтому и в Ленинграде кочевали по разным квартирам. Жили у писательницы Гернет, в бывшей квартире лишенной прав графини Ю. П. Ростовцевой (которая очень опекала меня маленькую). Из Ленинграда в 1939-м переехали в Царское село. В этот период отец работал в театре вместе с И. О. Дунаевским. Жили радостно, надеждами»[2].
Мытарства на этом не закончились. По воспоминаниям знакомых, Борис Михайлович был весьма остр на язык и часто высказывал собственные мнения, которые порой шли вразрез с установившимися. Осветитель одного из ленинградских театров с горечью говорил сестре: «Я ведь говорил ему: „Вы только молчите, молчите!“»[2].
В сентябре 1941-го Борис Михайлович Эрбштейн был арестован снова (и снова по общему делу с Д. Хармсом, которого арестовали месяцем раньше) «за антисоветскую деятельность, пропаганду и шпионаж в пользу Германии» по статье 58-6[8][7][6] (за три месяца до того началась Великая Отечественная война с Германией), причем был подвергнут пыткам: добиваясь от него признания в шпионаже, его допрашивали 15 суток, лишив еды и сна. Муки эти кончились, когда он был осуждён на 5 лет лагерей[3] или, по другим данным, на 10 лет[8][1][5] и сослан в Сибирь. Начались другие муки. Немыслимо тяжелая физическая работа, чудовищные условия привели к болезням — начались цинга, выпадение зубов, тело покрыли незаживающие язвы[1].
Освободился он в январе 1947 года[3] или, по другим источникам, в декабре 1947 года[5].
После ареста
Свобода оказалась неполной. Освободиться от штампа политический репрессированный было невозможно. В Москве и Ленинграде он проживать не мог. Многие прежние друзья и товарищи теперь чурались его, боясь, как бы за знакомство с «врагом народа» не пришли и их арестовывать.
Сначала он работал на мебельном комбинате в городе Красноярске мастером-художником, следующие шесть лет был вынужден скитаться с заштатными театральными труппами, многие из которых вообще не имели своего помещения, по городкам так называемого «третьего пояса» — Сталиногорск, Ворошиловск, Красный Луч, Лисичанск, Шахты, Кадиевка…[3].
Талантливый художник, художник-постановщик выдающихся спектаклей, он оказался на положении нищего, на положении бомжа, не имея даже своего жилья[3], на задворках сценических площадок и вынужден был радоваться хотя бы такой работе.
Всё пережитое привело к нервному срыву.
В 1949-м полгода находился на излечении в психиатрической лечебнице под Ленинградом[3]. Что делать дальше, он не знал.
Помог старый друг Дмитрий Дмитриевич Шостакович, к этому времени и сам познавший на себе неудовольствие вождя, но хотя бы не арестованный. По протекции Д. Шостаковича Борис Михайлович был приглашен художником-оформителем в провинциальные театры[5]. Работал в Казани. В 1952 году он переехал в Горький[8].
По смерти вождя в 1953 году, опять же не без помощи Д. Шостаковича, сотрудничал с несколькими музыкальными и драматическими театрами разных городов[3].
С 1954[8][7][5] или 1956-го года[3] Б. М. Эрбштейн — художник Куйбышевского театра оперы и балета.
Реабилитация
После ХХ съезда КПСС, осудившего сталинские репрессии, страна задышала свободнее.
В 1958 году Б. М. Эрбштейн был реабилитирован[4] и восстановлен во всех правах — ему была обещана жилплощадь в Ленинграде, он был вновь принят в Союзе советских художников, причем в рекомендации туда, которую ему дал народный артист СССР Н. П. Акимов, главный режиссёр Ленинградского государственного театра комедии, Акимов написал самые хвалебные слова: «Высокая живописная культура и большая изобретательность, свойственные Эрбштейну Б. М., выдвинули его в тот период (1925—1941) в ряды ведущих художников театра в Ленинграде»[3].
Но время было упущено: к 1958 году Борису Михайловичу было уже 57 лет. Несмотря ни на реабилитацию, ни на возвращение отобранных заслуг, вернуться к активной творческой жизни он не смог[8] — пришло уже новое поколение, а он, талантливый художник, ничего не успел[1]. А теперь воспользоваться всеми выданными ему благодеяниями у него уже не было ни сил, ни здоровья, и он пока по-прежнему оставался в Куйбышеве, где у него была постоянная работа.
У него еще были какие-то задумки. Он мечтал попутешествовать на пароходе по Волге и рисовать с натуры, задумав выставку «Большая Волга». С такой просьбой он обратился в Союз художников, и там его поддержали, написав письмо в «Волготанкер»: «Правление Куйбышевского отделения Союза художников РСФСР просит разрешить поездку художнику Эрбштейну по Волжскому бассейну для зарисовки и работы над произведениями к художественно-зональной выставке „Большая Волга“». Однако главное ведомство отказало[2].
Эрбштейн тяжело переживал этот отказ. Разрушалось здоровья — он перенес инсульт, временный паралич, усиливался страх одиночества. Он по-прежнему зависел от партийных и чиновных властей, которым не было дело до его творчества. В приступе отчаяния он сжег почти все свои работы[2].
13 июня 1963 года талантливый художник Борис Михайлович Эрбштейн повесился в небольшом прибрежном леске за Волгой[2][1], покончив жизнь самоубийством[8].
Творчество
Б. М. Эрбштейн работал как график, живописец, портретист, шаржист, художник-станковист, пейзажист; как театральный оформитель он создал около 90 спектаклей более чем в 20 театрах страны[3], причем около 60 спектаклей он оформил в годы ссылок[6].
Среди театральных работ:
- «Когда спящий проснется» («Не по Уэллсу») М. Загорского — в Академическом театре драмы, режиссеры Л. С. Вивьен и Н. Я. Береснев[10] (1920-е гг.)
- «Сиятельный парикмахер» Р.Штольца — в Театре музыкальной комедии (1920-е гг.)
- «Августейшая авантюристка» Л. Ашере — в Таврическом саду (1920-е гг.)
- «Преступление Нелли Ватсон» В. Ф. Трахтенберга — в Драматическом театре (1924)[6]
- «Поджигатели» А. В. Луначарского — в Драматическом театре (1924)[6]
- «Американская кровь» Э.Синклера — в Драм. театре (1924)[6]
- «Михаэль Крамер» Г.Гауптмана — в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (1924)[6]
- опера А. Гладковского и Е. В. Пруссака по либретто В. Воинова «За красный Петроград, или 1919 год» о разгроме Юденича — в Малом оперном театре (бывший Михайловский театр), 1925[11]
- «Екатерина II» Ж.Оффенбаха (такого произведения у Оффенбаха нет; по всей видимости, под таким названием была поставлена оперетта «Герцогиня Герольштейнская», которую в России считали посвященной великой русской императрице) — в Театре музыкальной комедии (1925)[6]
- «Бой-баба» (под этим названием ставилась пьеса В. Сарду и Э. Моро «Мадам Санжен»[12]), режиссер К. П. Хохлов — в театре комедии[2] (1926).
- «Черный амулет» Н. Н. Стрельникова — в Театре музкомедии (1927)
- «Красный мак» Р. Глиэра — на сцене Академического театра оперы и балета (1928/1929), поставленный тремя балетмейстерами — Ф.Лопуховым, В.Пономаревым, Л.Леонтьевым[2].
- комическая опера «Жанни Скикки» — в Малом оперном театре (постановка не была осуществлена, но эскизы костюмов, сделанные Б. Эрбштейном, являются классикой советского театрально-декорационного искусства[2])
- «Разлом» Б. А. Лавренева — в Молодом театре (1927)[6]
- опера «Фронт и тыл» (вторая редакция оперы А. Гладковского «1919 год»[11]), совместно с В. Дмитриевым — Малый оперный театр, Ленинград (1930)
- «Дон Паскуале» Г. Доницетти — в Малом оперном театре (1931 год)[2][6]
- балет «Фадетта» на музыку Л. Делиба — в Малом оперном театре (1936, балетмейстер Лавровский)[2][5]
- «Катерина» А.Рубинштейна и А. Адана — в Академическом театре оперы и балета (1936, балетмейстер Лавровский)[2][5]
- «Риголетто» Дж. Верди — в МАЛЕГОТе (1936)
- «Продавец птиц» К.Целлера — в Театре музкомедии (1936)[6]
- «Очная ставка» бр. Тур и Л. Р. Шейнина — в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (1938)[6]
- «Скупой» Мольера — в Новом театре (1938)
- «Созвездие Гончих Псов» по К. Г. Паустовскому — в Новом театре (1939)
- «Аида» Верди — в Горьковском оперном театре (1958)[6]
- «Пан воевода» Н. А. Римского-Корсакова — в Горьковском оперном театре (1958)
- «Родной дом» Б. С. Ромашова — в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (1958)[6]
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. Эрбштейн Борис Михайлович (1901—1963) // (Справка составлена по воспоминаниям дочери, Рожковой Л. Б., в лит. записи Л. Овес)
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 Овес Л. Трагедия художника // Эрбштейн Борис Михайлович
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 Биография художника Б. М. Эрбштейна
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Биография и информация
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 ЭРБШТЕЙН, Борис Михайлович (1901 — 13.VII.1964)
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 Российская Еврейская энциклопедия. ЭРБШТЕЙН Борис Михайлович
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Эрбштейн Борис Михайлович
- ↑ 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 8,12 8,13 8,14 8,15 8,16 8,17 Кураторский проект «Круг Петрова-Водкина» в Государственном Русском Музее // Эрбштейн Борис Михайлович
- ↑ Российская Государственная детская библиотека
- ↑ Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. Л.: Искусство, 1982. 343 с. (стр. 27)
- ↑ 11,0 11,1 ГЛАДКОВСКИЙ Арсений Павлович (Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982)
- ↑ Чуковский К. И. Дневник. 1901—1969 Т 1