Изменения

Мария Мариусовна Петипа

33 867 байтов добавлено, 13:16, 6 октября 2016
Новая страница: «[[Файл:MarPet-KMakovskiy.jpg|thumb|270px|Мария Петипа. Художник [[Константин Маковский]]]] '''Мария Мариусо…»
[[Файл:MarPet-KMakovskiy.jpg|thumb|270px|Мария Петипа. Художник [[Константин Маковский]]]]
'''Мария Мариусовна Петипа''' (17 (29) октября<ref name="enc">[http://www.ballet-enc.ru/html/p/petipa.html Петипа в Энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref> или 17 (29) ноября 1857<ref name=strist>Страницы истории балета: Новые исследования и материалы / Сост. Н. Л. Дунаева. Спб. Балтийские сезоны. 2009—312 с. ISNB 978-5-903368-45-0. Статья: Мария Мариусовна Петипа. Пунктир судьбы. Автор: Н. Л. Дунаева</ref>, Петербург, Российская империя — 16 января 1930, Париж, Франция) — русская балерина.

== Биография ==
Мария Петипа родилась в семье знаменитых балетных танцовщиков Петербургской императорской труппы. Мать — балерина [[Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа]], отец — прославленный балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа]], имя которого навсегда вошло в историю российского балетного искусства.

Для балетной танцовщицы родиться в такой семье — безусловное везение. С раннего детства Мария Мариусовна видела сцену и танцы, закулисная жизнь окружала её не только в театре, но и дома.

Она была крещена в православие в Свято-Троицкой церкви при Дирекции императорских театрах (церковь помещалась в одном здании с Петербургским театральным училищем), но при этом как дочь француза считалась подданной Франции и, лишь достигнув совершеннолетия, в 1877 году была приведена к подданству России<ref name=strist/>.

Начала учиться классическому танцу у своих родителей, матери и отца. Официально она не заканчивала театрального училища, родители занимались с ней дома, причем очень успешно, изначально предполагая ее будущее как балерины<ref name=strist/>. А позже она брала уроки у [[Христиан Петрович Иогансон|Х. П. Иогансона]].

В 1869 году её родители развелись (точнее сказать — разъехались, потому что официально брак так и продолжался; оформлять разводы при церковных ритуалах было весьма трудным и долгим делом), мать сразу покинула сцену, но отец оставался главным балетмейстером Петербургской императорской труппы.

В 1875 году юная Мария поступила в [[Петербургская императорская труппа|Петербургскую балетную труппу императорского театра]], которую возглавлял её отец: семнадцатилетней балериной 12 января 1875 года в бенефис [[Павел Андреевич Гердт|П. А. Гердта]]<ref name=bookAPl>[http://books.google.ru/books?id=UzjkAAAAMAAJ&pg=PA374&lpg=PA374&dq=%D0%96%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B+%D0%90%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%83,+%D0%B8%D0%BB%D0%B8+%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B2%D0%B8+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82&source=bl&ots=u3CudLCUpP&sig=Vst9YPl6HvrCKkzeFq3v46XNZVI&hl=ru&sa=X&ei=iDgQUvX_D-SMyAHwpIDIDA&ved=0CFIQ6AEwBw#v=onepage&q=%D0%96%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B%20%D0%90%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%83%2C%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B2%D0%B8%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82&f=false Наш балет (1673—1899), стр. 400]</ref> она дебютировала в главной партии в балете «Голубая георгина»<ref name=pro>[http://www.pro-ballet.ru/html/p/petipa.html Петипа в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref> (иногда ошибочно упоминается балет [[Лев Иванович Иванов|Л. И. Иванова]] «Гарлемский тюльпан»<ref name=fot>[http://fotki.yandex.ru/users/vio379/view/404657/?page=0 Мария Мариусовна Петипа (1857—1930)]</ref>) на музыку [[Цезарь Пуни|Пуни]], когда-то поставленном её отцом ещё в 1860 году для исполнения её матерью<ref name="ко">[http://www.bibliograf.ru/issues/2010/2/145/0/1224/ «Волшебное зеркало» Мариуса Петипа (журнал «Библиотечное дело», № 4 (118) 10 — Пространство культуры)]</ref><ref name="enc" /> и вот теперь возражденным специальнодля дочери. На премьере присутствовала ее мачеха, новая жена её отца [[Любовь Леонидовна Савицкая]] (формально их брак был гражданским до самой смерти первой жены Мариуса Петипа), дочь знаменитого драматического артиста [[Леонид Львович Леонидов|Леонида Львовича Леонидова]], которая вспоминала об этой премьере: ''«Как только Мария появилась на сцене, ее красота вызвала общий взрыв восхищения в зрительном зале»'' (по воспоминаниям Веры Петипа: Петипа В. Наша семья // Мариус Петипа: материалы, воспоминания, статьи. Л., 1971. С. 254)<ref name=strist/>.
[[Файл:MMP.jpg|thumb|left]][[Файл:MMPetSiren.jpg|thumb|left|Мария Петипа в роли Феи Сирени (балет «[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]»), Мариинский театр, 1890]]
О великолепной внешности Марии Мариусовны и особом шарме и женственности оставил воспоминания [[Александр Николаевич Бенуа|А. Н. Бенуа]], назвав Марию Мариусовну ''«неоспоримо самой красивой из всех тогдашних танцовщиц, заведомой пожирательницей сердец»'' (Бенуа А. Мои воспоминания. М. 1990. Т. 1. С. 305)<ref name=strist/>.

Мария Петипа ещё не раз танцевала в балетах своего отца, а некоторые партии он создавал специально для неё.

Начав карьеру как солистка классического танца, Мария Петипа вскоре перешла на амплуа хара́ктерной танцовщицы, заняв в нем на долгие 30 лет ведущее положение в труппе и выступая порой по 100 раз в сезон<ref name="сло">[http://slovari.yandex.ru/~книги/Гуманитарный%20словарь/Петипа%20Мария%20Мариусовна/ Российский гуманитарный энциклопедический словарь]</ref>.

Критика отмечала, что она не была сильна в классических исполнениях, но в характерных танцах у неё не было соперниц<ref name="ко" />. Правда, необходимо заметить, что о её сценической деятельности мнения расходятся.

''«Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре. [….] всегда очаровательная, темпераментная, красочная»,'' — писал о ней в «Материалах по истории русского балета» Михаил Васильевич Борисоглебский (Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1—2, Л., 1938—39)<ref name="ко" />.

Известны слова [[Михаил Михайлович Фокин|М. М. Фокина]], сказавшего: ''«Мария Петипа считалась несравненной исполнительницей характерных танцев»''<ref name=strist/>.

Хроникер русского балета [[Александр Алексеевич Плещеев (журналист)|А. А. Плещеев]] писал: ''«Мария Марисовна бесспорно достойная представительница талантливого семейства Петипа, громкое имя которого уцелеет навсегда в летописях хореографии. Появление М. М. на сцене, по крайней мере на меня, действует всегда оживляюще; она вносит в характерные танцы жизнь, веселость, картинность и красоту. В ее исполнении чувствуется вдохновение, особенный широкий полет, увлекающий залу. Технические недостатки и неточности артистка искупает сказанными достоинствами и замечательным изяществом, ловкостью и быстротой»''<ref name=bookAPl/>.

А вот [[Александр Николаевич Бенуа|А. Н. Бенуа]], который восхищался ее внешностью еще будучи подростком, считал ее «плохой танцовщицей». Того же мнения придерживался и [[Сергей Павлович Дягилев|С. Дягилев]]<ref name=strist/>.

Но при всём том Мария Мариусовна оказалась одной из самых популярных танцовщиц своего времени<ref name=strist/>. Худеков (Худеков С., История танцев, ч. 3, СПб., 1915) пишет о том, что среди балетных артисток Мария Петипа оставила после себя самое большое количество фотографий<ref name="ко" />.
[[Файл:Marie Petipa Pavel Gerdt.JPG|thumb|220px|Мария Петипа и Павел Гердт в балете «[[Времена года (балет на музыку Глазунова)|Времена года]]» композитора А. Глазунова, балетмейстер Мариус Петипа. Мариинский театр, единственное представление в феврале 1900 г.]]
При этом [[Сергей Николаевич Худеков]] определял ее сценическую работу такими словами (Худеков С., История танцев, ч. 3, СПб., 1915): ''«Она танцевала больше руками и преимущественно стреляла глазами. Весёлая по природе, красивая артистка с постоянно приятною и симпатичною улыбкою была всегда очень оживлена и энергична на сцене»''<ref name="ко" />.

Среди исполненных партий:
* 1883 — ''Психея'' («Кипрская статуя», постановка Мариуса Петипа)
* 1890 — ''Фея Сирени'' («[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]», балетмейстер М. И. Петипа), первая исполнительница
* 1890 — ''Венера'' — «[[Шалость Амура (балет)|Шалость Амура]]», балетмейтер [[Лев Иванович Иванов|Л. И. Иванов]]
* 1896 — ''Мария'' («[[Привал кавалерии (балет)|Привал кавалерии]]» [[Иван Иванович Армсгеймер|Армсгеймера]], первая исполнительница; этот балет М. И. Петипа специально поставил для неё<ref name="enc"/>).
* ''Изабелла'' — «[[Барышня-служанка, или Испытание Дамиса (балет)|Испытание Дамиса]]»
* ''Млада'' — «Млада» Римского-Корсакова
* 1900 — ''Вакханка'' («[[Времена года (балет на музыку Глазунова)|Времена года]]», композитор А. Глазунов, балетмейстер Мариус Петипа)
* ''Низия'' («[[Царь Кандавл (балет)|Царь Кандавл]]», композитор Пуни)
* ''Катти'' («Маркитанка», композитор Пуни)
* ''Гамзатти'' («[[Баядерка (балет)|Баядерка]]»)
* ''Джианина'' («[[Наяда и рыбак (балет)|Наяда и рыбак]]»)
* 1900 — ''Мадам Помпадур'' ([[Ученики Дюпре (балет)|«Ученики Дюпре»]]/«Приказ короля», балетмейстер Мариус Петипа; Эрмитажный театр)
[[Файл:Petipa m m.jpg|thumb|210px|left|Мария Петипа в балете «Заколдованный лес» Р.Дриго, 1887 г. Санкт-Петербург]]
В ее послужном списке есть и одна драматическая роль: немой Жорж (бессловесная роль) в пьесе «Энгувильский немой» ([[Александринский театр]])<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=64 A. A. Нильский. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 64)]</ref>.

Особо прославилась исполнением народных танцев: бедуинский танец («Зорайя», 1881, первая исполнительница, хореограф Мариус Петипа), венгерский чардаш и мазурка («[[Коппелия (балет)|Коппелия]]», первая исполнительница, постановка Мариуса Петипа, 1884), панадерос и мазурка («[[Раймонда (балет)|Раймонда]]», 1898), итальянский («[[Наяда и рыбак (балет)|Наяда и рыбак]]» Пуни), танцевальные сцены в опере «[[Жизнь за царя (опера)|Жизнь за царя]]», [[лезгинка]] в опере «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» — причем публика постоянно вызывала её на бис исполнять лезгинку<ref name=strist/>, болеро («Волшебные пилюли», 1886), танец трубадуров (балет «Ученики Дюпре»/«Приказ короля», 1886), пляска горцев («Талисман», 1889), мазурка («Золушка», 1893), венгерский танец («[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]», 1895), малороссийская пляска («[[Конёк-Горбунок (балет Пуни)|Конёк-Горбунок]]»), индусский танец («[[Баядерка (балет)|Баядерка]]»)<ref name=pro/>. И это — не всё.
[[Файл:MPet&SLegat0_89490_e85adeaa_XL.jpg|210px|thumb|Мария Петипа и Сергей Легат. 1898 год.]]
[[Файл:MMP&SGL.jpg|210px|thumb|Мария Петипа — Изабелла и Сергей Легат — Дамис. [[Испытание Дамиса (балет)|«Испытание Дамиса»]], хореография М. И. Петипа]]
[[Файл:Petipa MM-Legat SG-Ispitanie-Damisa.jpg|210px|thumb|Мария Петипа — Изабелла и Сергей Легат — Дамис. [[Испытание Дамиса (балет)|«Испытание Дамиса»]]]]
[[Файл:MPetipa_legat.jpg|210px|thumb|Мария Петипа и Сергей Легат. Фото с открытки начала ХХ века]]
[[Файл:petipaKar.jpg|210px|thumb|Мария Петипа. Шарж братьев Н. и С. Легат]]
Критик [[Валериан Яковлевич Светлов]], восхищаясь и поражаясь количеству исполненных Марией Петипа народных танцев, назвал её «бесподобной интерпретаторшей» «целой этнографии» (Светлов В. Хореографические беседы // Слово 1907 № 331 15 (28) 12. С.3)<ref name=strist/> и отмечал её умение создать атмосферу и психологию той народности, танец которой она исполняла.

Редкий вечер она не появлялась на сцене — постоянно занятая в небольших [[Балет в опере|партиях-дивертисментах]] опер и балетов, порой, исполнив один номер, она срочно мчалась в другой театр, где давалось ещё одно представление с её участием.

Она неоднократно гастролировала в Европе, в 1897, 1903, 1904 годах выступала в [[Париж]]е, в 1899, 1901 — в [[Будапешт]]е<ref name="enc" /><ref name="сло" />; танцевала на сценах Лондона, Берлина. И всегда её выступления проходили с большим успехом. Ее гастроли во Франции произвели такой успех, что в парижском Елисейском дворце французское правительство присвоило ей звание ''Officier Academie'' (офицер Академии) и подарило положенную в таких случаях пальмовую ветвь<ref name=strist/>.

В феврале 1901 года танцовщица отпраздновала двадцатипятилетний юбилей творческой деятельности; Дирекция императорских театров отметила её работу присуждением звания заслуженной артистки императорских театров<ref name=strist/>. На событие откликнулась вся театральная пресса. А театральный журналист [[Влас Дорошевич]] окрестил балерину «Богиней радости и веселья»<ref>[http://www.rumvi.com/products/ebook/богиня-радости-и-веселья/9e7cc335-88f9-46ee-b2b3-822571d2025d/preview/preview.html Богиня радости и веселья // «Россия», 1901, 4 февраля, No 639.]</ref>.

О личной жизни балерины известно немного. Хотя молвы по этому поводу было предостаточно. Ходили слухи о её связи с сыном петербургского градоначальника Трепова<ref name=fot/>, говорили и о многих других ее любовных победах — такая красавица не могла не привлечь мужского внимания.

Мария Мариусовна состояла в гражданском браке с известным балетным артистом [[Сергей Густавович Легат|Сергеем Легатом]] (семья Легатов дала целую династию балетных танцовщиков), покончившим с собой в возрасте 29 лет (1875—1905). Он же стал её постоянным партнёром<ref name=fot/>. Но эта семейная идиллия относилась к ее более поздним годам, она была намного старше своего мужа.

Существует также выписка из парижского [[Свято-Александро-Невский кафедральный собор в Париже|Свято- Александро-Невского собора]] о венчании французского гражданина Павла Жингара 30 лет римско-католического вероисповедания с «заслуженной артисткой Императорских театров Марией Мариусовной Петипа 49 лет православного вероисповедания»<ref name=strist/> (по возрасту можно сделать вывод, что сам документ датировался 1906 годом, то есть через год после смерти Сергея Легата). Однако никаких более упоминаний и воспоминаний о наличии этой семьи неизвестно.

В императорской труппе Мария Петипа проработала до 1907 года, уволившись через полтора года после трагической смерти Сергея Легата, награжденная двумя золотыми медалями за долголетнюю усердную службу<ref name=pro/>. Окончив сценическую деятельность в 1907, она еще до 1912 года время от времени выступала в концертах в Мариинском и частных театрах.

Октябрьский переворот застал Марию Мариусовну почтенной 60-летней вполне обеспеченной дамой: у неё был собственный дом (она купила особняк архитектора [[Карл Иванович Брандт|К. И. Брандта]] (1810—1882), который он выстроил в 1857 году для себя; ныне находится по адресу Саперный пер. 3<ref name=sape>[http://saperny.narod.ru/s03.htm Особняк К. И. Брандта. 1857]</ref>), императорская пенсия в 1140 рублей в год и ежегодное пособие в 860 рублей<ref name=strist/>. Но дом оказался национализирован новой советской властью, а с 1919 года прекратилась выплата пенсии. В одночасье оказавшись без средств к существованию, начинать работу заново она уже не могла по возрасту. Какое-то время после 1917 года она работала в Институте музыкального просвещения<ref name=pro/>, но вскоре в связи с общей разрухой и эта работа закончилась. Что могла поделать одинокая нищая старуха, как ей было выжить? Сколько таких несчастных старух по всей стране были уничтожены новой властью — не со зла, не потому что именно им желали смерти, а просто — за великие цели. Как она прожила эти годы — неизвестно.

В самом конце 1924 года она обратилась за помощью в Дирекцию государственных (бывших императорских) театров с просьбой о назначении ей пенсии. Дирекция поддержала её просьбу, приписав ходатайство перед наркомсобесом о предоставлении Марии Мариусовне Петипа персональной пенсии за 32 года работы на сцене, и 29 декабря 1924 года отправила документы в Москву. Но новая страна в это время строила великое будущее и всеобщее счастье, и наркомам все недосуг было обратить внимание на стариков и старух — представителей прошлого тяжелого наследия. Через год, 16 января 1926 года, старая балерина повторила просьбу<ref name=strist/>.

Существуют различные сведения о ее жизни, в том числе, что она еще до революции продала дом (особняк К. И. Брандта) и уехала в Ригу, где и скончалась в скором времени<ref name=sape/> — сказу скажем, что это неправда. Есть и другие данные: что в 1926 году она уехала во Францию<ref name="ко"/><ref name=pro/>, причём перевела туда огромную пенсию, дарованную ей от советского правительства<ref>Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета. Т. 1-2, Л., 1938—1939 гг.</ref><ref name=fot/>, что позволило ей ни в чем не нуждаться материально, кутить и весело прожигать жизнь, — и это не соответствует истинному положению: в июньском номере журнала «Жизнь искусства» за 1927 год опубликована заметка: ''«Ввиду отказа центральной комиссии по персональным пенсиям в выдаче персональной пенсии Заслуженной артистке Лен. Гос. Академических театров, бывшей артистке балета М. М. Петипа, Наркомпрос счел необходимым обратиться с соответствующим ходатайством в Совнарком»''<ref name=strist/>. Значит, в это время она ещё жила в переименованном Ленинграде и мыкалась в ожидании помощи. А эмигрировала, скорее всего, в 1928 году. Никаких сведений на этот счёт пока разыскать не удалось.

По свидетельству другого русского эмигранта, критика [[Валериан Яковлевич Светлов|В. Светлова]], мужа балерины [[Вера Трефилова|Веры Трефиловой]], Мария Мариусовна жила в Париже одиноко, очень тихо и скромно<ref name=strist/>. Её имя в иммигрантской прессе не встречается, хотя русская эмиграция жила в Париже весьма активно и оказала немалое влияние на культуру Парижа, особенно на развитие балета. Русскую прессу в Париже всколыхнула лишь её смерть 16 января 1930 года, когда тут же посыпались воспоминания о её сценической деятельности, а некрологи о её смерти дали русские газеты не только Парижа, но и Нью-Йорка, Шанхая, Берлина, Риги — везде, где обосновались крупные русские диаспоры.

Тем не менее, есть и другие сведения о её жизни в эмиграции: '' в Париже она получила Орден Академических пальм — награду Франции за заслуги в образовании, науке и культуре. Там же, в Париже, она умерла в 1930 году в результате тяжёлой болезни от «постоянных запоев»''<ref name=fot/>, ''«после двух ударов паралича и буйного помешательства»''<ref name="ко" />. Пальмовую ветвь она действительно получила, только было это значительно раньше — когда она приезжала на гастроли в Париж. Ни о каком «пьянстве» и «буйном помешательстве» ни русская иммигрантская пресса, ни многочисленные русские эмигранты, оставившие немало мемуаров, не упоминают. Вполне возможно, что подобные «воспоминания» были в советских хрониках, часто служивших орудием идеологической борьбы с «предателями родины»-эмигрантами. А уж ни о какой пенсии от советской власти тогда и речи быть не могло; да и откуда им было взяться в разоренной стране, только после НЭПовских лет начавшей некоторое восстановление. Нет, выдающаяся русская танцовщица Мария Мариусовна Петипа умерла в эмигрантской нищете.

Отпевание проходило в парижском Свято-Александро-Невском соборе. Мария Мариусовна Петипа была похоронена на кладбище Патэн в предместье Парижа. Концессия на место была взята на пять лет. Через пять лет место на кладбище необходимо было освободить, прах артистки русского балета был перенесён в общую могилу<ref name=strist/>.

Это всё, что известно о прославленной русской танцовщице Марии Мариусовне Петипа.

== На других языках ==
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Marie_Petipa English]
* [http://fr.wikipedia.org/wiki/Marie_Petipa Français]
* [http://it.wikipedia.org/wiki/Marie_Petipa Italiano]

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Артисты балета Российской империи]]
[[Категория:Петербургская императорская труппа]]
[[Категория:Русские эмигранты]]
[[Категория:Родившиеся в Санкт-Петербурге]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Умершие в Париже]]
[[Категория:Умершие 16 января]]
[[Категория:Умершие в 1930 году]]
[[Категория:Артисты балета]]

{{DEFAULTSORT:Петипа Мария Мариусовна}}
Редактор
3215
правок