Барокко — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
м (Откат правок IeP2ooGhah (обсуждение) к версии Cat1987)
 
Строка 1: Строка 1:
'''Барокко''' (От Порт. Barroco Исп. Barrueco И Фр. Baroque — Жемчужина Неправильной Формы) — Стиль В Европейском Искусстве (Живописи, Скульптуре, Музыке, Литературе) И Архитектуре Начала 16 — Конца 18 В. Хронологически Барокко Следует За [[Ренессанс]]Ом, За Ним Следует [[Классицизм]]. По Эстетическим Определению, Барокко — Стиль, Который Возник На Волне Кризиса [[Гуманизм]]А И Рождения Маньеризма. Он Выражает Желание Наслаждаться Дарами Жизни, Искусства И [[Природаприроды]]. Если Ренессанс Имел Незначительное Распространение В Странах За Пределами Западной Европы, То С Эпохи Барокко Началось Настоящее Распространения Европейской Цивилизации На Другие Континенты.
+
'''Барокко''' (от порт. barroco исп. barrueco и фр. baroque — жемчужина неправильной формы) — стиль в европейском искусстве (живописи, скульптуре, музыке, литературе) и архитектуре начала 16 — конца 18 в. Хронологически барокко следует за [[ренессанс]]ом, за ним следует [[классицизм]]. По эстетическим определению, барокко — стиль, который возник на волне кризиса [[гуманизм]]а и рождения маньеризма. Он выражает желание наслаждаться дарами жизни, искусства и [[природаприроды]]. Если ренессанс имел незначительное распространение в странах за пределами Западной Европы, то с эпохи барокко началось настоящее распространения европейской цивилизации на другие континенты.
  
Большое Значение В Настоящее Время Получили Церемониалы, Этикет, Облагораживание Образа Жизни И Внешнего Вида [[Человек]]А. Эти Постулаты Нашли Свое Отражение В Искусстве. Основные Черты Стиля Барокко — Парадность, Торжественность, Пышность, Динамичность. Особенно Необходимо Отметить Стремление К Синтезу Искусств — Взаимопроникновение [[Архитектура|Архитектуры]], Скульптуры, Живописи И Декоративного Искусства. Архитектура Барокко Отличается Пространственным Размахом, Плавностью И Сложным Сочетанием Криволинейных Форм, Слиянием Объемов В Динамическую Массу, Богатую Скульптурный Декор. Часто Встречаются Развернутые Колоннады, Пилястры. Купола Приобретают Сложные Формы, Становятся Многоярусными. Характерные Детали Барокко — Теламон (Атлант), Кариатида И Маскарон.
+
Большое значение в настоящее время получили церемониалы, этикет, облагораживание образа жизни и внешнего вида [[человек]]а. Эти постулаты нашли свое отражение в искусстве. Основные черты стиля барокко — парадность, торжественность, пышность, динамичность. Особенно необходимо отметить стремление к синтезу искусств — взаимопроникновение [[архитектура|архитектуры]], скульптуры, живописи и декоративного искусства. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, плавностью и сложным сочетанием криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатую скульптурный декор. Часто встречаются развернутые колоннады, пилястры. Купола приобретают сложные формы, становятся многоярусными. Характерные детали барокко — Теламон (Атлант), кариатида и маскарон.
  
Родиной Барокко Считается [[Италия]] И Ее Такие Выдающиеся Художественные Центры, Как [[Рим]], Где Хранятся Первые Образцы Барокко В Архитектуре, Скульптуре, Живописи.
+
Родиной барокко считается [[Италия]] и ее такие выдающиеся художественные центры, как [[Рим]], где хранятся первые образцы барокко в архитектуре, скульптуре, живописи.
  
== Общая Характеристика ==
+
== Общая характеристика ==
[[Файл:Santa_Maria_Degli_Scalzi_(Venice).Jpg|Thumb|250Px|Церковь Скальци]]
+
[[Файл:Santa_Maria_degli_Scalzi_(Venice).jpg|thumb|250px|Церковь Скальци]]
Культура Барокко Обозначена Тяготением К:
+
Культура барокко обозначена тяготением к:
* Стремлению Поразить Читателя Пышным Убранством Произведения;
+
* Стремлению поразить читателя пышным убранством произведения;
* Воспроизведению Постоянного Движения, Пышности, Вихря Времени;
+
* Воспроизведению постоянного движения, пышности, вихря времени;
 
* Аллегоризму;
 
* Аллегоризму;
* Резкому [[Контраст]]У;
+
* Резкому [[контраст]]у;
* Тенденции Жизнеутверждающего Восприятия Действительности;
+
* Тенденции жизнеутверждающего восприятия действительности;
* Выражению Просветительской Тематики;
+
* Выражению просветительской тематики;
Основателем Барокко В Италии Считают Микеланджело Буонаротти. Именно Он Широко Использовал Карнизы, Удвоение Пилястр И Колонн, Тесноту Архитектурных Элементов И Сверхчеловеческие Размеры. Скульптурные И Архитектурные Произведения Гения До Сих Пор Производят Впечатление Скорби, Напряжения, Нервозности, Хотя Сохраняют Четкое Построение, Симметрию И Потустороннюю, Почти Невозможную Красоту.
+
Основателем барокко в Италии считают Микеланджело Буонаротти. Именно он широко использовал карнизы, удвоение пилястр и колонн, тесноту архитектурных элементов и сверхчеловеческие размеры. Скульптурные и архитектурные произведения гения до сих пор производят впечатление скорби, напряжения, нервозности, хотя сохраняют четкое построение, симметрию и потустороннюю, почти невозможную красоту.
  
Характерна Пышность, Парадность, Яркость Цветов, Контрастность, Экстравагантность Орнамента, Асимметрия Конструкций. В Барочной Архитектуре Господствуют Сильные Контрасты Объемов, Преувеличенная Пластика Фасадов, Эффекты Светотени И Цвета. Живопись И Скульптура Отмечаются Декоративно-Театральными Композициями, Тонкой Разработкой Колорита И Эффектов Освещения, Усложненной Пластикой, Парадностью. В Музыке — Появление Оперы, Развитие Свободного Полифонического Стиля (В Частности В Творчестве Иоганна Себастьяна Баха).
+
Характерна пышность, парадность, яркость цветов, контрастность, экстравагантность орнамента, асимметрия конструкций. В барочной архитектуре господствуют сильные контрасты объемов, преувеличенная пластика фасадов, эффекты светотени и цвета. Живопись и скульптура отмечаются декоративно-театральными композициями, тонкой разработкой колорита и эффектов освещения, усложненной пластикой, парадностью. В музыке — появление оперы, развитие свободного полифонического стиля (в частности в творчестве Иоганна Себастьяна Баха).
  
Барочный Стиль Доминировал В Европейском Искусстве В 17 Веке. В Некоторых Странах Он Также Захватил Конец 16 И Середину 18 Века (Италия, [[Польша]], [[Австрия]], Латинская Америка).
+
Барочный стиль доминировал в европейском искусстве в 17 веке. В некоторых странах он также захватил конец 16 и середину 18 века (Италия, [[Польша]], [[Австрия]], Латинская Америка).
  
== Происхождение Термина ==
+
== Происхождение термина ==
Название Стиля Имеет Французское Происхождение. Этимология Слова Однозначно Не Установлена: Одни Исследователи Указывают На Французское Слово «Baroco» — Логическая Формула Бессмысленного, Другие — На Связь С Названием Жемчужины Раковины, Имеющую Удлиненную, Неправильную Форму.
+
Название стиля имеет французское происхождение. Этимология слова однозначно не установлена: одни исследователи указывают на французское слово «baroco» — логическая формула бессмысленного, другие — на связь с названием жемчужины раковины, имеющую удлиненную, неправильную форму.
  
Слово «Barocco» Встречается И В Итальянских Источниках Относительно Нечестного Приема В Торговле. Французские Классицисты В Середине 18 Века Перенесли Этот Термин В Художественную Литературу.
+
Слово «barocco» встречается и в итальянских источниках относительно нечестного приема в торговле. Французские классицисты в середине 18 века перенесли этот термин в художественную литературу.
  
 
== История ==
 
== История ==
Барокко Возникло И Получило Большое Развитие В Италии, Заменив Простые И Ясные Формы Искусства Раннего И Высокого Возрождения. Связано С Дворянской Культурой Времен Расцвета Абсолютизма, Барокко Было Призвано Прославлять Знать И [[Церковь]]. Но В Нем Отразились И Прогрессивные Идеи, Обусловленные Тогдашней Борьбой За Национальное Единство В Разных Странах Европы. Наряду С Этим Барокко Открыло Новые Возможности Для Искусства, Особенно Ярко Проявились В Синтезе Искусств, В Создании Грандиозных Городских И Парковых Ансамблей И Тому Подобное.
+
Барокко возникло и получило большое развитие в Италии, заменив простые и ясные формы искусства Раннего и Высокого Возрождения. Связано с дворянской культурой времен расцвета абсолютизма, барокко было призвано прославлять знать и [[церковь]]. Но в нем отразились и прогрессивные идеи, обусловленные тогдашней борьбой за национальное единство в разных странах Европы. Наряду с этим барокко открыло новые возможности для искусства, особенно ярко проявились в синтезе искусств, в создании грандиозных городских и парковых ансамблей и тому подобное.
  
Лучшие Представители Итальянского Барокко: Архитектор И Скульптор Лоренцо Бернини, Архитекторы Франческо Борромини И Карло Фонтана, Ювара, Живописцы Пьетро Да Кортона, Джордано Лука, Маньяско, Дж. Б. Тьеполо. Полученные В Италии Достижения Барокко Легли В Основу Дальнейшего Развития Искусства Испании И Ее Американских Колоний, А Также Германии, Частично [[Франция|Франции]], Фландрии, Польши И Украины В Ее Составе, Австрии И Чехословакии В Ее Составе И Тому Подобное.
+
Лучшие представители итальянского барокко: архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, архитекторы Франческо Борромини и Карло Фонтана, Ювара, живописцы Пьетро да Кортона, Джордано Лука, Маньяско, Дж. Б. Тьеполо. Полученные в Италии достижения барокко легли в основу дальнейшего развития искусства Испании и ее американских колоний, а также Германии, частично [[Франция|Франции]], Фландрии, Польши и Украины в ее составе, Австрии и Чехословакии в ее составе и тому подобное.
  
Демократическую Ветвь Барокко В Живописи Олицетворяли Произведения [[Караваджо]] И Его Последователей — Сальватора Розы И Др.
+
Демократическую ветвь барокко в живописи олицетворяли произведения [[Караваджо]] и его последователей — Сальватора Розы и др.
  
Особенно Стилем Барокко Занимались [[Иезуиты]]. Барокко, Благодаря Их Усилиям, Распространилось Тогдашним Миром И Даже Иногда Называлось Стилем Иезуитов. Оно Достигло Америки И Филиппин, Китая И Др. Известно, Что Иезуиты Поселились И В Китае. Будучи Знатоками И Мастерами Барокко, Они Ознакомили Китайских Мастеров Со Стилистикой Барокко, Которой Заинтересовался Сам Император Цянлуна. Для Него И Построили Барокко Усадьбу На Европейский Манер С Дворцом, [[Фонтан]]Ами В Саду, Барочными Павильонами И Лабиринтом. Сохранены Гравюры, Запечатлевшие Барокко Усадьбу С Садом В [[Китай|Китае]].
+
Особенно стилем барокко занимались [[иезуиты]]. Барокко, благодаря их усилиям, распространилось тогдашним миром и даже иногда называлось стилем иезуитов. Оно достигло Америки и Филиппин, Китая и др. Известно, что иезуиты поселились и в Китае. Будучи знатоками и мастерами барокко, они ознакомили китайских мастеров со стилистикой барокко, которой заинтересовался сам император Цянлуна. Для него и построили барокко усадьбу на европейский манер с дворцом, [[фонтан]]ами в саду, барочными павильонами и лабиринтом. Сохранены гравюры, запечатлевшие барокко усадьбу с садом в [[Китай|Китае]].
  
== Региональные Особенности Барокко ==
+
== Региональные особенности барокко ==
[[Файл:Stupinigi.Jpg|Thumb|250Px|Охотничий Замок Ступиниджи]]
+
[[Файл:Stupinigi.jpg|thumb|250px|Охотничий замок Ступиниджи]]
Барокко Имело Свои Региональные Особенности. Поэтому Барокко Мексики Или Бразилии Невозможно Спутать С Барокко Португалии Или Австрии. Конечно, Главное Направление Задавали Итальянцы И Иезуиты, Поэтому Стиль Барокко Несколько Ошибочно Называли «Стилем Иезуитов». Хотя Именно Иезуиты Сделали Барокко Своим Характерным Стилем И Строили Соборы И Монастыри Именно В Барочном Стиле.
+
Барокко имело свои региональные особенности. Поэтому барокко Мексики или Бразилии невозможно спутать с барокко Португалии или Австрии. Конечно, главное направление задавали итальянцы и иезуиты, поэтому стиль барокко несколько ошибочно называли «стилем иезуитов». Хотя именно иезуиты сделали барокко своим характерным стилем и строили соборы и монастыри именно в барочном стиле.
  
Правдой Будет Утверждение, Что В Барочном Стиле Были Два Направления — Барокко Светское (Дворцы Знати И Королевских Семей, Памятники Обладателей Стран) И Барокко Церковное (Религиозные Сооружения От [[Монастырь|Монастырей]] До Отдельных Часовен). Направления Существовали Отдельно, Но Постоянно Обогащали Друг Друга Похожими Средствами Обработки И Использования Материалов Или Декора. Поэтому В 18 В. Зал Церкви Напоминал Пышный Зал Дворца И Наоборот, Что Замечали И Современники.
+
Правдой будет утверждение, что в барочном стиле были два направления — барокко светское (дворцы знати и королевских семей, памятники обладателей стран) и барокко церковное (религиозные сооружения от [[монастырь|монастырей]] до отдельных часовен). Направления существовали отдельно, но постоянно обогащали друг друга похожими средствами обработки и использования материалов или декора. Поэтому в 18 в. зал церкви напоминал пышный зал дворца и наоборот, что замечали и современники.
  
Среди Образцов Светской Барокко Садово-Дворцовые Ансамбли Вилянов В Варшаве ([[Польша]]), Охотничий Замок Ступиниджи У Турина (Италия), Шенбрунн В Вене ([[Австрия]]), Несколько Замков И Дворцов Чехии, Германии, Франции.
+
Среди образцов светской барокко садово-дворцовые ансамбли Вилянов в Варшаве ([[Польша]]), охотничий замок Ступиниджи у Турина (Италия), Шенбрунн в Вене ([[Австрия]]), несколько замков и дворцов Чехии, Германии, Франции.
  
== Барокко В Российской Империи ==
+
== Барокко в Российской империи ==
[[Файл:Peter_Iii_By_A.Antropov_(Circa_1762,_Russian_Museum).Jpg|Thumb|250Px|Барочный Портрет Петра Iii]]
+
[[Файл:Peter_III_by_A.Antropov_(circa_1762,_Russian_museum).jpg|thumb|250px|Барочный портрет Петра III]]
В России Развитие Барокко Был Связан С Ростом И Укреплением Дворянского Государства. Вполне Справедливо Его Делят На «Московское» (Предбароко Или «Нарышкинского») (1680-Е — 1720-Е Гг.), Утреннее Или «Петровский» (1700-Е — 1730-Е Гг.) И Развито Или Елизаветинское (1740-Е И 1770-Е Гг). Разделение Является Условным, Так Как В Провинции Эти Стили Существовали Больший Срок. Яркими Образцами Утреннего Барокко России Были Меншиковский Дворец В [[Кронштадт]]Е (Сильно Перестроен, Почти Исчез Как Барочная Достопримечательность), Петропавловский Собор В Крепости (Сохраненный), Меншиковский Дворец На Васильевском Острове (Реставрирован, Филиал Музея [[Эрмитаж]]), [[Петергоф]] (Дворцово-Парковый Ансамбль) И Меньшиковский Дворец В Пригороде [[Ораниенбаум]], Некоторые Сооружения Александро-Невского Монастыря (Потом Одноименной Лавры), Константиновский Дворец В Стрельне (Реставрированный).
+
В России развитие барокко был связан с ростом и укреплением дворянского государства. Вполне справедливо его делят на «московское» (предбароко или «нарышкинского») (1680-е — 1720-е гг.), Утреннее или «Петровский» (1700-е — 1730-е гг.) И развито или елизаветинское (1740-е и 1770-е гг). Разделение является условным, так как в провинции эти стили существовали больший срок. Яркими образцами утреннего барокко России были Меншиковский дворец в [[Кронштадт]]е (сильно перестроен, почти исчез как барочная достопримечательность), Петропавловский собор в крепости (сохраненный), Меншиковский дворец на Васильевском острове (реставрирован, филиал музея [[Эрмитаж]]), [[Петергоф]] (дворцово-парковый ансамбль) и Меньшиковский дворец в пригороде [[Ораниенбаум]], некоторые сооружения Александро-Невского монастыря (потом одноименной лавры), Константиновский дворец в Стрельне (реставрированный).
  
Черты Барокко Присущи И Репрезентативным Портретам. Вельможи Представлены В Роскошных Одеждах, Как Важные Государственные Деятели Или Военные. Особенно Много Подобных Портретов Был Создан В Первые Годы Царствования Императрицы Екатерины Ii В (Худ. Рослен, Портрет Графа Чернышева С. Г., Худ. Лампи, Портрет Потемкина В Рыцарских Доспехах). Черты Интимности И Беспристрастности Можно Найти Только В Портретах Женщин Или Детей (Иван Вишняков, Портрет Сары Фермор).
+
Черты барокко присущи и репрезентативным портретам. Вельможи представлены в роскошных одеждах, как важные государственные деятели или военные. Особенно много подобных портретов был создан в первые годы царствования императрицы Екатерины II в (худ. Рослен, портрет графа Чернышева С. Г., худ. Лампи, портрет Потемкина в рыцарских доспехах). Черты интимности и беспристрастности можно найти только в портретах женщин или детей (Иван Вишняков, портрет Сары Фермор).
  
Русское Барокко, В Отличие От Западноевропейского, Не Имело Мистицизма. Выдающимися Памятниками Русского Барокко Является Дворец В Пушкине (Бывш. Царское Село (Музей-Заповедник)), Зимний Дворец, Смольный Собор, Никольский Военно-Морской Собор И Другие Строения В Стиле Барокко Санкт-Петербурга, Созданные В. В. Растрелли, С. И. Чевакинским И Д. В. Ухтомским — Образцы Развитого Барокко.
+
Русское барокко, в отличие от западноевропейского, не имело мистицизма. Выдающимися памятниками русского барокко является дворец в Пушкине (бывш. Царское Село (музей-заповедник)), Зимний дворец, Смольный собор, Никольский военно-морской собор и другие строения в стиле барокко Санкт-Петербурга, созданные В. В. Растрелли, С. И. Чевакинским и Д. В. Ухтомским — образцы развитого барокко.
  
В Москве На Удивление Мало Образцов Развитого Барокко В Архитектуре. Вот Судьба Некоторых. Светские Образцы Барокко — Дворец Императрицы Анны В Аненгофи, Лефортово (Арх. Б.Растрелли, Не Существует).
+
В Москве на удивление мало образцов развитого барокко в архитектуре. Вот судьба некоторых. Светские образцы барокко — дворец императрицы Анны в Аненгофи, Лефортово (арх. Б.Растрелли, не существует).
  
Деревянный Барочный Дворец Шереметева В Кусково (Так Называемые Старые Хоромы) Разобраны Из-За Ошибок В Расчетах И Угрозу Рухнуть. Их Место Занял Нынешний Одноэтажный Дворец В Стиле Утреннего Классицизма.
+
Деревянный барочный дворец Шереметева в Кусково (так называемые Старые хоромы) разобраны из-за ошибок в расчетах и угрозу рухнуть. Их место занял нынешний одноэтажный дворец в стиле утреннего классицизма.
  
Интересным Образцом Барокко Является Дворец Апраксина (Построено В 1766-69 Гг). Впоследствии Дворец Приобрела Семья Трубецких.
+
Интересным образцом барокко является дворец Апраксина (построено в 1766-69 гг). Впоследствии дворец приобрела семья Трубецких.
  
В Значительной Достопримечательностью Религиозной Архитектуры Эпохи Барокко Является Церковь Климента Папы Римского В Замоскворечье, Которого Почитают И Православные. Выстроенная На Средства Канцлера Бестужева По Проекту Пьетро Антонио Трезини (1742—1747 Гг).
+
В значительной достопримечательностью религиозной архитектуры эпохи барокко является Церковь Климента Папы Римского в Замоскворечье, которого почитают и православные. Выстроенная на средства канцлера Бестужева по проекту Пьетро Антонио Трезини (1742—1747 гг).
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
* [[Cw:Барокко|Барокко В Циклопедии]]
+
* [[cw:Барокко|Барокко в Циклопедии]]
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==
* Вельфин Г. Ренессанс И Барокко. Исследование Сущности И Становления Стиля Барокко В Италии. — Спб, «Азбука-Классика», 2004. — 287 С.
+
* Вельфин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. — СПб, «Азбука-классика», 2004. — 287 с.
* Украинская Советская Энциклопедия : В 12 Т. / Под Ред. Н. Божан — 2-Е Изд. — Киев: Гл. Редакция Усэ, 1974—1985.
+
* Украинская советская энциклопедия : в 12 т. / под ред. Н. Божан — 2-е изд. — Киев: Гл. редакция УСЭ, 1974—1985.
* Малый Словарь Истории Украины / Отв. Ред. Валерий Смолий. — Киев: Лыбидь, 1997.
+
* Малый словарь истории Украины / отв. ред. Валерий Смолий. — Киев: Лыбидь, 1997.
* Очерки Истории Архитектуры Украинской Сср. К., 1957
+
* Очерки истории архитектуры Украинской ССР. К., 1957
* Алпатов М. В. Всеобщая История Искусства, Т. 2. М.-Л., 1949
+
* Алпатов М. В. Всеобщая история искусства, т. 2. М.-Л., 1949
* Вельфлин Г. Ренессанс И Барокко. Пер. С Нем. Спб, 1913
+
* Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. СПБ, 1913
* История Русского Искусства, Т. 1. М., 1957
+
* История русского искусства, т. 1. М., 1957
* Программы По Истории Украинского Искусства. Академия Архитектуры Усср. К., 1956
+
* Программы по истории украинского искусства. Академия архитектуры УССР. К., 1956
* Виппер Б. Р. Архитектура Русского Барокко, М., «Наука», 1978
+
* Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко, М., «Наука», 1978
  
 
[[Категория:Искусство]]
 
[[Категория:Искусство]]
 
[[Файл:Горный биом в Майнкрафте.png]]---------------------------20451327203346723161844400002
 
Content-Disposition: form-data; name="wpSave"
 
 
Записать страницу
 

Текущая версия на 22:41, 6 апреля 2016

Барокко (от порт. barroco исп. barrueco и фр. baroque — жемчужина неправильной формы) — стиль в европейском искусстве (живописи, скульптуре, музыке, литературе) и архитектуре начала 16 — конца 18 в. Хронологически барокко следует за ренессансом, за ним следует классицизм. По эстетическим определению, барокко — стиль, который возник на волне кризиса гуманизма и рождения маньеризма. Он выражает желание наслаждаться дарами жизни, искусства и природаприроды. Если ренессанс имел незначительное распространение в странах за пределами Западной Европы, то с эпохи барокко началось настоящее распространения европейской цивилизации на другие континенты.

Большое значение в настоящее время получили церемониалы, этикет, облагораживание образа жизни и внешнего вида человека. Эти постулаты нашли свое отражение в искусстве. Основные черты стиля барокко — парадность, торжественность, пышность, динамичность. Особенно необходимо отметить стремление к синтезу искусств — взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, плавностью и сложным сочетанием криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатую скульптурный декор. Часто встречаются развернутые колоннады, пилястры. Купола приобретают сложные формы, становятся многоярусными. Характерные детали барокко — Теламон (Атлант), кариатида и маскарон.

Родиной барокко считается Италия и ее такие выдающиеся художественные центры, как Рим, где хранятся первые образцы барокко в архитектуре, скульптуре, живописи.

Общая характеристика

Церковь Скальци

Культура барокко обозначена тяготением к:

  • Стремлению поразить читателя пышным убранством произведения;
  • Воспроизведению постоянного движения, пышности, вихря времени;
  • Аллегоризму;
  • Резкому контрасту;
  • Тенденции жизнеутверждающего восприятия действительности;
  • Выражению просветительской тематики;

Основателем барокко в Италии считают Микеланджело Буонаротти. Именно он широко использовал карнизы, удвоение пилястр и колонн, тесноту архитектурных элементов и сверхчеловеческие размеры. Скульптурные и архитектурные произведения гения до сих пор производят впечатление скорби, напряжения, нервозности, хотя сохраняют четкое построение, симметрию и потустороннюю, почти невозможную красоту.

Характерна пышность, парадность, яркость цветов, контрастность, экстравагантность орнамента, асимметрия конструкций. В барочной архитектуре господствуют сильные контрасты объемов, преувеличенная пластика фасадов, эффекты светотени и цвета. Живопись и скульптура отмечаются декоративно-театральными композициями, тонкой разработкой колорита и эффектов освещения, усложненной пластикой, парадностью. В музыке — появление оперы, развитие свободного полифонического стиля (в частности в творчестве Иоганна Себастьяна Баха).

Барочный стиль доминировал в европейском искусстве в 17 веке. В некоторых странах он также захватил конец 16 и середину 18 века (Италия, Польша, Австрия, Латинская Америка).

Происхождение термина

Название стиля имеет французское происхождение. Этимология слова однозначно не установлена: одни исследователи указывают на французское слово «baroco» — логическая формула бессмысленного, другие — на связь с названием жемчужины раковины, имеющую удлиненную, неправильную форму.

Слово «barocco» встречается и в итальянских источниках относительно нечестного приема в торговле. Французские классицисты в середине 18 века перенесли этот термин в художественную литературу.

История

Барокко возникло и получило большое развитие в Италии, заменив простые и ясные формы искусства Раннего и Высокого Возрождения. Связано с дворянской культурой времен расцвета абсолютизма, барокко было призвано прославлять знать и церковь. Но в нем отразились и прогрессивные идеи, обусловленные тогдашней борьбой за национальное единство в разных странах Европы. Наряду с этим барокко открыло новые возможности для искусства, особенно ярко проявились в синтезе искусств, в создании грандиозных городских и парковых ансамблей и тому подобное.

Лучшие представители итальянского барокко: архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, архитекторы Франческо Борромини и Карло Фонтана, Ювара, живописцы Пьетро да Кортона, Джордано Лука, Маньяско, Дж. Б. Тьеполо. Полученные в Италии достижения барокко легли в основу дальнейшего развития искусства Испании и ее американских колоний, а также Германии, частично Франции, Фландрии, Польши и Украины в ее составе, Австрии и Чехословакии в ее составе и тому подобное.

Демократическую ветвь барокко в живописи олицетворяли произведения Караваджо и его последователей — Сальватора Розы и др.

Особенно стилем барокко занимались иезуиты. Барокко, благодаря их усилиям, распространилось тогдашним миром и даже иногда называлось стилем иезуитов. Оно достигло Америки и Филиппин, Китая и др. Известно, что иезуиты поселились и в Китае. Будучи знатоками и мастерами барокко, они ознакомили китайских мастеров со стилистикой барокко, которой заинтересовался сам император Цянлуна. Для него и построили барокко усадьбу на европейский манер с дворцом, фонтанами в саду, барочными павильонами и лабиринтом. Сохранены гравюры, запечатлевшие барокко усадьбу с садом в Китае.

Региональные особенности барокко

Охотничий замок Ступиниджи

Барокко имело свои региональные особенности. Поэтому барокко Мексики или Бразилии невозможно спутать с барокко Португалии или Австрии. Конечно, главное направление задавали итальянцы и иезуиты, поэтому стиль барокко несколько ошибочно называли «стилем иезуитов». Хотя именно иезуиты сделали барокко своим характерным стилем и строили соборы и монастыри именно в барочном стиле.

Правдой будет утверждение, что в барочном стиле были два направления — барокко светское (дворцы знати и королевских семей, памятники обладателей стран) и барокко церковное (религиозные сооружения от монастырей до отдельных часовен). Направления существовали отдельно, но постоянно обогащали друг друга похожими средствами обработки и использования материалов или декора. Поэтому в 18 в. зал церкви напоминал пышный зал дворца и наоборот, что замечали и современники.

Среди образцов светской барокко садово-дворцовые ансамбли Вилянов в Варшаве (Польша), охотничий замок Ступиниджи у Турина (Италия), Шенбрунн в Вене (Австрия), несколько замков и дворцов Чехии, Германии, Франции.

Барокко в Российской империи

Барочный портрет Петра III

В России развитие барокко был связан с ростом и укреплением дворянского государства. Вполне справедливо его делят на «московское» (предбароко или «нарышкинского») (1680-е — 1720-е гг.), Утреннее или «Петровский» (1700-е — 1730-е гг.) И развито или елизаветинское (1740-е и 1770-е гг). Разделение является условным, так как в провинции эти стили существовали больший срок. Яркими образцами утреннего барокко России были Меншиковский дворец в Кронштадте (сильно перестроен, почти исчез как барочная достопримечательность), Петропавловский собор в крепости (сохраненный), Меншиковский дворец на Васильевском острове (реставрирован, филиал музея Эрмитаж), Петергоф (дворцово-парковый ансамбль) и Меньшиковский дворец в пригороде Ораниенбаум, некоторые сооружения Александро-Невского монастыря (потом одноименной лавры), Константиновский дворец в Стрельне (реставрированный).

Черты барокко присущи и репрезентативным портретам. Вельможи представлены в роскошных одеждах, как важные государственные деятели или военные. Особенно много подобных портретов был создан в первые годы царствования императрицы Екатерины II в (худ. Рослен, портрет графа Чернышева С. Г., худ. Лампи, портрет Потемкина в рыцарских доспехах). Черты интимности и беспристрастности можно найти только в портретах женщин или детей (Иван Вишняков, портрет Сары Фермор).

Русское барокко, в отличие от западноевропейского, не имело мистицизма. Выдающимися памятниками русского барокко является дворец в Пушкине (бывш. Царское Село (музей-заповедник)), Зимний дворец, Смольный собор, Никольский военно-морской собор и другие строения в стиле барокко Санкт-Петербурга, созданные В. В. Растрелли, С. И. Чевакинским и Д. В. Ухтомским — образцы развитого барокко.

В Москве на удивление мало образцов развитого барокко в архитектуре. Вот судьба некоторых. Светские образцы барокко — дворец императрицы Анны в Аненгофи, Лефортово (арх. Б.Растрелли, не существует).

Деревянный барочный дворец Шереметева в Кусково (так называемые Старые хоромы) разобраны из-за ошибок в расчетах и угрозу рухнуть. Их место занял нынешний одноэтажный дворец в стиле утреннего классицизма.

Интересным образцом барокко является дворец Апраксина (построено в 1766-69 гг). Впоследствии дворец приобрела семья Трубецких.

В значительной достопримечательностью религиозной архитектуры эпохи барокко является Церковь Климента Папы Римского в Замоскворечье, которого почитают и православные. Выстроенная на средства канцлера Бестужева по проекту Пьетро Антонио Трезини (1742—1747 гг).

Ссылки

Литература

  • Вельфин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. — СПб, «Азбука-классика», 2004. — 287 с.
  • Украинская советская энциклопедия : в 12 т. / под ред. Н. Божан — 2-е изд. — Киев: Гл. редакция УСЭ, 1974—1985.
  • Малый словарь истории Украины / отв. ред. Валерий Смолий. — Киев: Лыбидь, 1997.
  • Очерки истории архитектуры Украинской ССР. К., 1957
  • Алпатов М. В. Всеобщая история искусства, т. 2. М.-Л., 1949
  • Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. СПБ, 1913
  • История русского искусства, т. 1. М., 1957
  • Программы по истории украинского искусства. Академия архитектуры УССР. К., 1956
  • Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко, М., «Наука», 1978