Барокко — различия между версиями
Cat1987 (обсуждение | вклад) (https://uk.wikipedia.org/wiki/Бароко, CC-BY-SA 3.0) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Барокко''' ( | + | '''Барокко''' (От Порт. Barroco Исп. Barrueco И Фр. Baroque — Жемчужина Неправильной Формы) — Стиль В Европейском Искусстве (Живописи, Скульптуре, Музыке, Литературе) И Архитектуре Начала 16 — Конца 18 В. Хронологически Барокко Следует За [[Ренессанс]]Ом, За Ним Следует [[Классицизм]]. По Эстетическим Определению, Барокко — Стиль, Который Возник На Волне Кризиса [[Гуманизм]]А И Рождения Маньеризма. Он Выражает Желание Наслаждаться Дарами Жизни, Искусства И [[Природаприроды]]. Если Ренессанс Имел Незначительное Распространение В Странах За Пределами Западной Европы, То С Эпохи Барокко Началось Настоящее Распространения Европейской Цивилизации На Другие Континенты. |
− | Большое | + | Большое Значение В Настоящее Время Получили Церемониалы, Этикет, Облагораживание Образа Жизни И Внешнего Вида [[Человек]]А. Эти Постулаты Нашли Свое Отражение В Искусстве. Основные Черты Стиля Барокко — Парадность, Торжественность, Пышность, Динамичность. Особенно Необходимо Отметить Стремление К Синтезу Искусств — Взаимопроникновение [[Архитектура|Архитектуры]], Скульптуры, Живописи И Декоративного Искусства. Архитектура Барокко Отличается Пространственным Размахом, Плавностью И Сложным Сочетанием Криволинейных Форм, Слиянием Объемов В Динамическую Массу, Богатую Скульптурный Декор. Часто Встречаются Развернутые Колоннады, Пилястры. Купола Приобретают Сложные Формы, Становятся Многоярусными. Характерные Детали Барокко — Теламон (Атлант), Кариатида И Маскарон. |
− | Родиной | + | Родиной Барокко Считается [[Италия]] И Ее Такие Выдающиеся Художественные Центры, Как [[Рим]], Где Хранятся Первые Образцы Барокко В Архитектуре, Скульптуре, Живописи. |
− | == Общая | + | == Общая Характеристика == |
− | [[Файл: | + | [[Файл:Santa_Maria_Degli_Scalzi_(Venice).Jpg|Thumb|250Px|Церковь Скальци]] |
− | Культура | + | Культура Барокко Обозначена Тяготением К: |
− | * Стремлению | + | * Стремлению Поразить Читателя Пышным Убранством Произведения; |
− | * Воспроизведению | + | * Воспроизведению Постоянного Движения, Пышности, Вихря Времени; |
* Аллегоризму; | * Аллегоризму; | ||
− | * Резкому [[ | + | * Резкому [[Контраст]]У; |
− | * Тенденции | + | * Тенденции Жизнеутверждающего Восприятия Действительности; |
− | * Выражению | + | * Выражению Просветительской Тематики; |
− | Основателем | + | Основателем Барокко В Италии Считают Микеланджело Буонаротти. Именно Он Широко Использовал Карнизы, Удвоение Пилястр И Колонн, Тесноту Архитектурных Элементов И Сверхчеловеческие Размеры. Скульптурные И Архитектурные Произведения Гения До Сих Пор Производят Впечатление Скорби, Напряжения, Нервозности, Хотя Сохраняют Четкое Построение, Симметрию И Потустороннюю, Почти Невозможную Красоту. |
− | Характерна | + | Характерна Пышность, Парадность, Яркость Цветов, Контрастность, Экстравагантность Орнамента, Асимметрия Конструкций. В Барочной Архитектуре Господствуют Сильные Контрасты Объемов, Преувеличенная Пластика Фасадов, Эффекты Светотени И Цвета. Живопись И Скульптура Отмечаются Декоративно-Театральными Композициями, Тонкой Разработкой Колорита И Эффектов Освещения, Усложненной Пластикой, Парадностью. В Музыке — Появление Оперы, Развитие Свободного Полифонического Стиля (В Частности В Творчестве Иоганна Себастьяна Баха). |
− | Барочный | + | Барочный Стиль Доминировал В Европейском Искусстве В 17 Веке. В Некоторых Странах Он Также Захватил Конец 16 И Середину 18 Века (Италия, [[Польша]], [[Австрия]], Латинская Америка). |
− | == Происхождение | + | == Происхождение Термина == |
− | Название | + | Название Стиля Имеет Французское Происхождение. Этимология Слова Однозначно Не Установлена: Одни Исследователи Указывают На Французское Слово «Baroco» — Логическая Формула Бессмысленного, Другие — На Связь С Названием Жемчужины Раковины, Имеющую Удлиненную, Неправильную Форму. |
− | Слово | + | Слово «Barocco» Встречается И В Итальянских Источниках Относительно Нечестного Приема В Торговле. Французские Классицисты В Середине 18 Века Перенесли Этот Термин В Художественную Литературу. |
== История == | == История == | ||
− | Барокко | + | Барокко Возникло И Получило Большое Развитие В Италии, Заменив Простые И Ясные Формы Искусства Раннего И Высокого Возрождения. Связано С Дворянской Культурой Времен Расцвета Абсолютизма, Барокко Было Призвано Прославлять Знать И [[Церковь]]. Но В Нем Отразились И Прогрессивные Идеи, Обусловленные Тогдашней Борьбой За Национальное Единство В Разных Странах Европы. Наряду С Этим Барокко Открыло Новые Возможности Для Искусства, Особенно Ярко Проявились В Синтезе Искусств, В Создании Грандиозных Городских И Парковых Ансамблей И Тому Подобное. |
− | Лучшие | + | Лучшие Представители Итальянского Барокко: Архитектор И Скульптор Лоренцо Бернини, Архитекторы Франческо Борромини И Карло Фонтана, Ювара, Живописцы Пьетро Да Кортона, Джордано Лука, Маньяско, Дж. Б. Тьеполо. Полученные В Италии Достижения Барокко Легли В Основу Дальнейшего Развития Искусства Испании И Ее Американских Колоний, А Также Германии, Частично [[Франция|Франции]], Фландрии, Польши И Украины В Ее Составе, Австрии И Чехословакии В Ее Составе И Тому Подобное. |
− | Демократическую | + | Демократическую Ветвь Барокко В Живописи Олицетворяли Произведения [[Караваджо]] И Его Последователей — Сальватора Розы И Др. |
− | Особенно | + | Особенно Стилем Барокко Занимались [[Иезуиты]]. Барокко, Благодаря Их Усилиям, Распространилось Тогдашним Миром И Даже Иногда Называлось Стилем Иезуитов. Оно Достигло Америки И Филиппин, Китая И Др. Известно, Что Иезуиты Поселились И В Китае. Будучи Знатоками И Мастерами Барокко, Они Ознакомили Китайских Мастеров Со Стилистикой Барокко, Которой Заинтересовался Сам Император Цянлуна. Для Него И Построили Барокко Усадьбу На Европейский Манер С Дворцом, [[Фонтан]]Ами В Саду, Барочными Павильонами И Лабиринтом. Сохранены Гравюры, Запечатлевшие Барокко Усадьбу С Садом В [[Китай|Китае]]. |
− | == Региональные | + | == Региональные Особенности Барокко == |
− | [[Файл:Stupinigi. | + | [[Файл:Stupinigi.Jpg|Thumb|250Px|Охотничий Замок Ступиниджи]] |
− | Барокко | + | Барокко Имело Свои Региональные Особенности. Поэтому Барокко Мексики Или Бразилии Невозможно Спутать С Барокко Португалии Или Австрии. Конечно, Главное Направление Задавали Итальянцы И Иезуиты, Поэтому Стиль Барокко Несколько Ошибочно Называли «Стилем Иезуитов». Хотя Именно Иезуиты Сделали Барокко Своим Характерным Стилем И Строили Соборы И Монастыри Именно В Барочном Стиле. |
− | Правдой | + | Правдой Будет Утверждение, Что В Барочном Стиле Были Два Направления — Барокко Светское (Дворцы Знати И Королевских Семей, Памятники Обладателей Стран) И Барокко Церковное (Религиозные Сооружения От [[Монастырь|Монастырей]] До Отдельных Часовен). Направления Существовали Отдельно, Но Постоянно Обогащали Друг Друга Похожими Средствами Обработки И Использования Материалов Или Декора. Поэтому В 18 В. Зал Церкви Напоминал Пышный Зал Дворца И Наоборот, Что Замечали И Современники. |
− | Среди | + | Среди Образцов Светской Барокко Садово-Дворцовые Ансамбли Вилянов В Варшаве ([[Польша]]), Охотничий Замок Ступиниджи У Турина (Италия), Шенбрунн В Вене ([[Австрия]]), Несколько Замков И Дворцов Чехии, Германии, Франции. |
− | == Барокко | + | == Барокко В Российской Империи == |
− | [[Файл: | + | [[Файл:Peter_Iii_By_A.Antropov_(Circa_1762,_Russian_Museum).Jpg|Thumb|250Px|Барочный Портрет Петра Iii]] |
− | В России | + | В России Развитие Барокко Был Связан С Ростом И Укреплением Дворянского Государства. Вполне Справедливо Его Делят На «Московское» (Предбароко Или «Нарышкинского») (1680-Е — 1720-Е Гг.), Утреннее Или «Петровский» (1700-Е — 1730-Е Гг.) И Развито Или Елизаветинское (1740-Е И 1770-Е Гг). Разделение Является Условным, Так Как В Провинции Эти Стили Существовали Больший Срок. Яркими Образцами Утреннего Барокко России Были Меншиковский Дворец В [[Кронштадт]]Е (Сильно Перестроен, Почти Исчез Как Барочная Достопримечательность), Петропавловский Собор В Крепости (Сохраненный), Меншиковский Дворец На Васильевском Острове (Реставрирован, Филиал Музея [[Эрмитаж]]), [[Петергоф]] (Дворцово-Парковый Ансамбль) И Меньшиковский Дворец В Пригороде [[Ораниенбаум]], Некоторые Сооружения Александро-Невского Монастыря (Потом Одноименной Лавры), Константиновский Дворец В Стрельне (Реставрированный). |
− | Черты | + | Черты Барокко Присущи И Репрезентативным Портретам. Вельможи Представлены В Роскошных Одеждах, Как Важные Государственные Деятели Или Военные. Особенно Много Подобных Портретов Был Создан В Первые Годы Царствования Императрицы Екатерины Ii В (Худ. Рослен, Портрет Графа Чернышева С. Г., Худ. Лампи, Портрет Потемкина В Рыцарских Доспехах). Черты Интимности И Беспристрастности Можно Найти Только В Портретах Женщин Или Детей (Иван Вишняков, Портрет Сары Фермор). |
− | Русское | + | Русское Барокко, В Отличие От Западноевропейского, Не Имело Мистицизма. Выдающимися Памятниками Русского Барокко Является Дворец В Пушкине (Бывш. Царское Село (Музей-Заповедник)), Зимний Дворец, Смольный Собор, Никольский Военно-Морской Собор И Другие Строения В Стиле Барокко Санкт-Петербурга, Созданные В. В. Растрелли, С. И. Чевакинским И Д. В. Ухтомским — Образцы Развитого Барокко. |
− | В Москве | + | В Москве На Удивление Мало Образцов Развитого Барокко В Архитектуре. Вот Судьба Некоторых. Светские Образцы Барокко — Дворец Императрицы Анны В Аненгофи, Лефортово (Арх. Б.Растрелли, Не Существует). |
− | Деревянный | + | Деревянный Барочный Дворец Шереметева В Кусково (Так Называемые Старые Хоромы) Разобраны Из-За Ошибок В Расчетах И Угрозу Рухнуть. Их Место Занял Нынешний Одноэтажный Дворец В Стиле Утреннего Классицизма. |
− | Интересным | + | Интересным Образцом Барокко Является Дворец Апраксина (Построено В 1766-69 Гг). Впоследствии Дворец Приобрела Семья Трубецких. |
− | В | + | В Значительной Достопримечательностью Религиозной Архитектуры Эпохи Барокко Является Церковь Климента Папы Римского В Замоскворечье, Которого Почитают И Православные. Выстроенная На Средства Канцлера Бестужева По Проекту Пьетро Антонио Трезини (1742—1747 Гг). |
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
− | * [[ | + | * [[Cw:Барокко|Барокко В Циклопедии]] |
== Литература == | == Литература == | ||
− | * Вельфин Г. Ренессанс | + | * Вельфин Г. Ренессанс И Барокко. Исследование Сущности И Становления Стиля Барокко В Италии. — Спб, «Азбука-Классика», 2004. — 287 С. |
− | * Украинская | + | * Украинская Советская Энциклопедия : В 12 Т. / Под Ред. Н. Божан — 2-Е Изд. — Киев: Гл. Редакция Усэ, 1974—1985. |
− | * Малый | + | * Малый Словарь Истории Украины / Отв. Ред. Валерий Смолий. — Киев: Лыбидь, 1997. |
− | * Очерки | + | * Очерки Истории Архитектуры Украинской Сср. К., 1957 |
− | * Алпатов М. В. Всеобщая | + | * Алпатов М. В. Всеобщая История Искусства, Т. 2. М.-Л., 1949 |
− | * Вельфлин Г. Ренессанс | + | * Вельфлин Г. Ренессанс И Барокко. Пер. С Нем. Спб, 1913 |
− | * История | + | * История Русского Искусства, Т. 1. М., 1957 |
− | * Программы | + | * Программы По Истории Украинского Искусства. Академия Архитектуры Усср. К., 1956 |
− | * Виппер Б. Р. Архитектура | + | * Виппер Б. Р. Архитектура Русского Барокко, М., «Наука», 1978 |
[[Категория:Искусство]] | [[Категория:Искусство]] | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Горный биом в Майнкрафте.png]]---------------------------20451327203346723161844400002 | ||
+ | Content-Disposition: form-data; name="wpSave" | ||
+ | |||
+ | Записать страницу |
Версия 22:37, 6 апреля 2016
Барокко (От Порт. Barroco Исп. Barrueco И Фр. Baroque — Жемчужина Неправильной Формы) — Стиль В Европейском Искусстве (Живописи, Скульптуре, Музыке, Литературе) И Архитектуре Начала 16 — Конца 18 В. Хронологически Барокко Следует За РенессансОм, За Ним Следует Классицизм. По Эстетическим Определению, Барокко — Стиль, Который Возник На Волне Кризиса ГуманизмА И Рождения Маньеризма. Он Выражает Желание Наслаждаться Дарами Жизни, Искусства И Природаприроды. Если Ренессанс Имел Незначительное Распространение В Странах За Пределами Западной Европы, То С Эпохи Барокко Началось Настоящее Распространения Европейской Цивилизации На Другие Континенты.
Большое Значение В Настоящее Время Получили Церемониалы, Этикет, Облагораживание Образа Жизни И Внешнего Вида ЧеловекА. Эти Постулаты Нашли Свое Отражение В Искусстве. Основные Черты Стиля Барокко — Парадность, Торжественность, Пышность, Динамичность. Особенно Необходимо Отметить Стремление К Синтезу Искусств — Взаимопроникновение Архитектуры, Скульптуры, Живописи И Декоративного Искусства. Архитектура Барокко Отличается Пространственным Размахом, Плавностью И Сложным Сочетанием Криволинейных Форм, Слиянием Объемов В Динамическую Массу, Богатую Скульптурный Декор. Часто Встречаются Развернутые Колоннады, Пилястры. Купола Приобретают Сложные Формы, Становятся Многоярусными. Характерные Детали Барокко — Теламон (Атлант), Кариатида И Маскарон.
Родиной Барокко Считается Италия И Ее Такие Выдающиеся Художественные Центры, Как Рим, Где Хранятся Первые Образцы Барокко В Архитектуре, Скульптуре, Живописи.
Содержание
Общая Характеристика
Церковь Скальци Культура Барокко Обозначена Тяготением К:
- Стремлению Поразить Читателя Пышным Убранством Произведения;
- Воспроизведению Постоянного Движения, Пышности, Вихря Времени;
- Аллегоризму;
- Резкому КонтрастУ;
- Тенденции Жизнеутверждающего Восприятия Действительности;
- Выражению Просветительской Тематики;
Основателем Барокко В Италии Считают Микеланджело Буонаротти. Именно Он Широко Использовал Карнизы, Удвоение Пилястр И Колонн, Тесноту Архитектурных Элементов И Сверхчеловеческие Размеры. Скульптурные И Архитектурные Произведения Гения До Сих Пор Производят Впечатление Скорби, Напряжения, Нервозности, Хотя Сохраняют Четкое Построение, Симметрию И Потустороннюю, Почти Невозможную Красоту.
Характерна Пышность, Парадность, Яркость Цветов, Контрастность, Экстравагантность Орнамента, Асимметрия Конструкций. В Барочной Архитектуре Господствуют Сильные Контрасты Объемов, Преувеличенная Пластика Фасадов, Эффекты Светотени И Цвета. Живопись И Скульптура Отмечаются Декоративно-Театральными Композициями, Тонкой Разработкой Колорита И Эффектов Освещения, Усложненной Пластикой, Парадностью. В Музыке — Появление Оперы, Развитие Свободного Полифонического Стиля (В Частности В Творчестве Иоганна Себастьяна Баха).
Барочный Стиль Доминировал В Европейском Искусстве В 17 Веке. В Некоторых Странах Он Также Захватил Конец 16 И Середину 18 Века (Италия, Польша, Австрия, Латинская Америка).
Происхождение Термина
Название Стиля Имеет Французское Происхождение. Этимология Слова Однозначно Не Установлена: Одни Исследователи Указывают На Французское Слово «Baroco» — Логическая Формула Бессмысленного, Другие — На Связь С Названием Жемчужины Раковины, Имеющую Удлиненную, Неправильную Форму.
Слово «Barocco» Встречается И В Итальянских Источниках Относительно Нечестного Приема В Торговле. Французские Классицисты В Середине 18 Века Перенесли Этот Термин В Художественную Литературу.
История
Барокко Возникло И Получило Большое Развитие В Италии, Заменив Простые И Ясные Формы Искусства Раннего И Высокого Возрождения. Связано С Дворянской Культурой Времен Расцвета Абсолютизма, Барокко Было Призвано Прославлять Знать И Церковь. Но В Нем Отразились И Прогрессивные Идеи, Обусловленные Тогдашней Борьбой За Национальное Единство В Разных Странах Европы. Наряду С Этим Барокко Открыло Новые Возможности Для Искусства, Особенно Ярко Проявились В Синтезе Искусств, В Создании Грандиозных Городских И Парковых Ансамблей И Тому Подобное.
Лучшие Представители Итальянского Барокко: Архитектор И Скульптор Лоренцо Бернини, Архитекторы Франческо Борромини И Карло Фонтана, Ювара, Живописцы Пьетро Да Кортона, Джордано Лука, Маньяско, Дж. Б. Тьеполо. Полученные В Италии Достижения Барокко Легли В Основу Дальнейшего Развития Искусства Испании И Ее Американских Колоний, А Также Германии, Частично Франции, Фландрии, Польши И Украины В Ее Составе, Австрии И Чехословакии В Ее Составе И Тому Подобное.
Демократическую Ветвь Барокко В Живописи Олицетворяли Произведения Караваджо И Его Последователей — Сальватора Розы И Др.
Особенно Стилем Барокко Занимались Иезуиты. Барокко, Благодаря Их Усилиям, Распространилось Тогдашним Миром И Даже Иногда Называлось Стилем Иезуитов. Оно Достигло Америки И Филиппин, Китая И Др. Известно, Что Иезуиты Поселились И В Китае. Будучи Знатоками И Мастерами Барокко, Они Ознакомили Китайских Мастеров Со Стилистикой Барокко, Которой Заинтересовался Сам Император Цянлуна. Для Него И Построили Барокко Усадьбу На Европейский Манер С Дворцом, ФонтанАми В Саду, Барочными Павильонами И Лабиринтом. Сохранены Гравюры, Запечатлевшие Барокко Усадьбу С Садом В Китае.
Региональные Особенности Барокко
Охотничий Замок Ступиниджи Барокко Имело Свои Региональные Особенности. Поэтому Барокко Мексики Или Бразилии Невозможно Спутать С Барокко Португалии Или Австрии. Конечно, Главное Направление Задавали Итальянцы И Иезуиты, Поэтому Стиль Барокко Несколько Ошибочно Называли «Стилем Иезуитов». Хотя Именно Иезуиты Сделали Барокко Своим Характерным Стилем И Строили Соборы И Монастыри Именно В Барочном Стиле.
Правдой Будет Утверждение, Что В Барочном Стиле Были Два Направления — Барокко Светское (Дворцы Знати И Королевских Семей, Памятники Обладателей Стран) И Барокко Церковное (Религиозные Сооружения От Монастырей До Отдельных Часовен). Направления Существовали Отдельно, Но Постоянно Обогащали Друг Друга Похожими Средствами Обработки И Использования Материалов Или Декора. Поэтому В 18 В. Зал Церкви Напоминал Пышный Зал Дворца И Наоборот, Что Замечали И Современники.
Среди Образцов Светской Барокко Садово-Дворцовые Ансамбли Вилянов В Варшаве (Польша), Охотничий Замок Ступиниджи У Турина (Италия), Шенбрунн В Вене (Австрия), Несколько Замков И Дворцов Чехии, Германии, Франции.
Барокко В Российской Империи
Барочный Портрет Петра Iii В России Развитие Барокко Был Связан С Ростом И Укреплением Дворянского Государства. Вполне Справедливо Его Делят На «Московское» (Предбароко Или «Нарышкинского») (1680-Е — 1720-Е Гг.), Утреннее Или «Петровский» (1700-Е — 1730-Е Гг.) И Развито Или Елизаветинское (1740-Е И 1770-Е Гг). Разделение Является Условным, Так Как В Провинции Эти Стили Существовали Больший Срок. Яркими Образцами Утреннего Барокко России Были Меншиковский Дворец В КронштадтЕ (Сильно Перестроен, Почти Исчез Как Барочная Достопримечательность), Петропавловский Собор В Крепости (Сохраненный), Меншиковский Дворец На Васильевском Острове (Реставрирован, Филиал Музея Эрмитаж), Петергоф (Дворцово-Парковый Ансамбль) И Меньшиковский Дворец В Пригороде Ораниенбаум, Некоторые Сооружения Александро-Невского Монастыря (Потом Одноименной Лавры), Константиновский Дворец В Стрельне (Реставрированный).
Черты Барокко Присущи И Репрезентативным Портретам. Вельможи Представлены В Роскошных Одеждах, Как Важные Государственные Деятели Или Военные. Особенно Много Подобных Портретов Был Создан В Первые Годы Царствования Императрицы Екатерины Ii В (Худ. Рослен, Портрет Графа Чернышева С. Г., Худ. Лампи, Портрет Потемкина В Рыцарских Доспехах). Черты Интимности И Беспристрастности Можно Найти Только В Портретах Женщин Или Детей (Иван Вишняков, Портрет Сары Фермор).
Русское Барокко, В Отличие От Западноевропейского, Не Имело Мистицизма. Выдающимися Памятниками Русского Барокко Является Дворец В Пушкине (Бывш. Царское Село (Музей-Заповедник)), Зимний Дворец, Смольный Собор, Никольский Военно-Морской Собор И Другие Строения В Стиле Барокко Санкт-Петербурга, Созданные В. В. Растрелли, С. И. Чевакинским И Д. В. Ухтомским — Образцы Развитого Барокко.
В Москве На Удивление Мало Образцов Развитого Барокко В Архитектуре. Вот Судьба Некоторых. Светские Образцы Барокко — Дворец Императрицы Анны В Аненгофи, Лефортово (Арх. Б.Растрелли, Не Существует).
Деревянный Барочный Дворец Шереметева В Кусково (Так Называемые Старые Хоромы) Разобраны Из-За Ошибок В Расчетах И Угрозу Рухнуть. Их Место Занял Нынешний Одноэтажный Дворец В Стиле Утреннего Классицизма.
Интересным Образцом Барокко Является Дворец Апраксина (Построено В 1766-69 Гг). Впоследствии Дворец Приобрела Семья Трубецких.
В Значительной Достопримечательностью Религиозной Архитектуры Эпохи Барокко Является Церковь Климента Папы Римского В Замоскворечье, Которого Почитают И Православные. Выстроенная На Средства Канцлера Бестужева По Проекту Пьетро Антонио Трезини (1742—1747 Гг).
Ссылки
Литература
- Вельфин Г. Ренессанс И Барокко. Исследование Сущности И Становления Стиля Барокко В Италии. — Спб, «Азбука-Классика», 2004. — 287 С.
- Украинская Советская Энциклопедия : В 12 Т. / Под Ред. Н. Божан — 2-Е Изд. — Киев: Гл. Редакция Усэ, 1974—1985.
- Малый Словарь Истории Украины / Отв. Ред. Валерий Смолий. — Киев: Лыбидь, 1997.
- Очерки Истории Архитектуры Украинской Сср. К., 1957
- Алпатов М. В. Всеобщая История Искусства, Т. 2. М.-Л., 1949
- Вельфлин Г. Ренессанс И Барокко. Пер. С Нем. Спб, 1913
- История Русского Искусства, Т. 1. М., 1957
- Программы По Истории Украинского Искусства. Академия Архитектуры Усср. К., 1956
- Виппер Б. Р. Архитектура Русского Барокко, М., «Наука», 1978---------------------------20451327203346723161844400002
Content-Disposition: form-data; name="wpSave"
Записать страницу