Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Барокко

201 байт добавлено, 22:37, 6 апреля 2016
'''Барокко''' (от портОт Порт. barroco испBarroco Исп. barrueco и фрBarrueco И Фр. baroque — жемчужина неправильной формыBaroque — Жемчужина Неправильной Формы) — стиль в европейском искусстве Стиль В Европейском Искусстве (живописиЖивописи, скульптуреСкульптуре, музыкеМузыке, литературеЛитературе) и архитектуре начала И Архитектуре Начала 16 — конца Конца 18 вВ. Хронологически барокко следует за Барокко Следует За [[ренессансРенессанс]]омОм, за ним следует За Ним Следует [[классицизмКлассицизм]]. По эстетическим определениюЭстетическим Определению, барокко — стильБарокко — Стиль, который возник на волне кризиса Который Возник На Волне Кризиса [[гуманизмГуманизм]]а и рождения маньеризмаА И Рождения Маньеризма. Он выражает желание наслаждаться дарами жизниВыражает Желание Наслаждаться Дарами Жизни, искусства и Искусства И [[природаприродыПриродаприроды]]. Если ренессанс имел незначительное распространение в странах за пределами Ренессанс Имел Незначительное Распространение В Странах За Пределами Западной Европы, то с эпохи барокко началось настоящее распространения европейской цивилизации на другие континентыТо С Эпохи Барокко Началось Настоящее Распространения Европейской Цивилизации На Другие Континенты.
Большое значение в настоящее время получили церемониалыЗначение В Настоящее Время Получили Церемониалы, этикетЭтикет, облагораживание образа жизни и внешнего вида Облагораживание Образа Жизни И Внешнего Вида [[человекЧеловек]]аА. Эти постулаты нашли свое отражение в искусствеПостулаты Нашли Свое Отражение В Искусстве. Основные черты стиля барокко — парадностьЧерты Стиля Барокко — Парадность, торжественностьТоржественность, пышностьПышность, динамичностьДинамичность. Особенно необходимо отметить стремление к синтезу искусств — взаимопроникновение Необходимо Отметить Стремление К Синтезу Искусств — Взаимопроникновение [[архитектураАрхитектура|архитектурыАрхитектуры]], скульптурыСкульптуры, живописи и декоративного искусстваЖивописи И Декоративного Искусства. Архитектура барокко отличается пространственным размахомБарокко Отличается Пространственным Размахом, плавностью и сложным сочетанием криволинейных формПлавностью И Сложным Сочетанием Криволинейных Форм, слиянием объемов в динамическую массуСлиянием Объемов В Динамическую Массу, богатую скульптурный декорБогатую Скульптурный Декор. Часто встречаются развернутые колоннадыВстречаются Развернутые Колоннады, пилястрыПилястры. Купола приобретают сложные формыПриобретают Сложные Формы, становятся многояруснымиСтановятся Многоярусными. Характерные детали барокко — Детали Барокко — Теламон (Атлант), кариатида и маскаронКариатида И Маскарон.
Родиной барокко считается Барокко Считается [[Италия]] и ее такие выдающиеся художественные центрыИ Ее Такие Выдающиеся Художественные Центры, как Как [[Рим]], где хранятся первые образцы барокко в архитектуреГде Хранятся Первые Образцы Барокко В Архитектуре, скульптуреСкульптуре, живописиЖивописи.
== Общая характеристика Характеристика ==[[Файл:Santa_Maria_degli_Scalzi_Santa_Maria_Degli_Scalzi_(Venice).jpgJpg|thumbThumb|250px250Px|Церковь Скальци]]Культура барокко обозначена тяготением кБарокко Обозначена Тяготением К:* Стремлению поразить читателя пышным убранством произведенияПоразить Читателя Пышным Убранством Произведения;* Воспроизведению постоянного движенияПостоянного Движения, пышностиПышности, вихря времениВихря Времени;
* Аллегоризму;
* Резкому [[контрастКонтраст]]уУ;* Тенденции жизнеутверждающего восприятия действительностиЖизнеутверждающего Восприятия Действительности;* Выражению просветительской тематикиПросветительской Тематики;Основателем барокко в Барокко В Италии считают Считают Микеланджело Буонаротти. Именно он широко использовал карнизыОн Широко Использовал Карнизы, удвоение пилястр и колоннУдвоение Пилястр И Колонн, тесноту архитектурных элементов и сверхчеловеческие размерыТесноту Архитектурных Элементов И Сверхчеловеческие Размеры. Скульптурные и архитектурные произведения гения до сих пор производят впечатление скорбиИ Архитектурные Произведения Гения До Сих Пор Производят Впечатление Скорби, напряженияНапряжения, нервозностиНервозности, хотя сохраняют четкое построениеХотя Сохраняют Четкое Построение, симметрию и потустороннююСимметрию И Потустороннюю, почти невозможную красотуПочти Невозможную Красоту.
Характерна пышностьПышность, парадностьПарадность, яркость цветовЯркость Цветов, контрастностьКонтрастность, экстравагантность орнаментаЭкстравагантность Орнамента, асимметрия конструкцийАсимметрия Конструкций. В барочной архитектуре господствуют сильные контрасты объемовБарочной Архитектуре Господствуют Сильные Контрасты Объемов, преувеличенная пластика фасадовПреувеличенная Пластика Фасадов, эффекты светотени и цветаЭффекты Светотени И Цвета. Живопись и скульптура отмечаются декоративноИ Скульптура Отмечаются Декоративно-театральными композициямиТеатральными Композициями, тонкой разработкой колорита и эффектов освещенияТонкой Разработкой Колорита И Эффектов Освещения, усложненной пластикойУсложненной Пластикой, парадностьюПарадностью. В музыке — появление оперыМузыке — Появление Оперы, развитие свободного полифонического стиля Развитие Свободного Полифонического Стиля (в частности в творчестве В Частности В Творчестве Иоганна Себастьяна Баха).
Барочный стиль доминировал в европейском искусстве в Стиль Доминировал В Европейском Искусстве В 17 векеВеке. В некоторых странах он также захватил конец Некоторых Странах Он Также Захватил Конец 16 и середину И Середину 18 века Века (Италия, [[Польша]], [[Австрия]], Латинская Америка).
== Происхождение термина Термина ==Название стиля имеет французское происхождениеСтиля Имеет Французское Происхождение. Этимология слова однозначно не установленаСлова Однозначно Не Установлена: одни исследователи указывают на французское слово «baroco» — логическая формула бессмысленногоОдни Исследователи Указывают На Французское Слово «Baroco» — Логическая Формула Бессмысленного, другие — на связь с названием жемчужины раковиныДругие — На Связь С Названием Жемчужины Раковины, имеющую удлиненнуюИмеющую Удлиненную, неправильную формуНеправильную Форму.
Слово «barocco» встречается и в итальянских источниках относительно нечестного приема в торговле«Barocco» Встречается И В Итальянских Источниках Относительно Нечестного Приема В Торговле. Французские классицисты в середине Классицисты В Середине 18 века перенесли этот термин в художественную литературуВека Перенесли Этот Термин В Художественную Литературу.
== История ==
Барокко возникло и получило большое развитие в Возникло И Получило Большое Развитие В Италии, заменив простые и ясные формы искусства Заменив Простые И Ясные Формы Искусства Раннего и И Высокого Возрождения. Связано с дворянской культурой времен расцвета абсолютизмаС Дворянской Культурой Времен Расцвета Абсолютизма, барокко было призвано прославлять знать и Барокко Было Призвано Прославлять Знать И [[церковьЦерковь]]. Но в нем отразились и прогрессивные идеиВ Нем Отразились И Прогрессивные Идеи, обусловленные тогдашней борьбой за национальное единство в разных странах Обусловленные Тогдашней Борьбой За Национальное Единство В Разных Странах Европы. Наряду с этим барокко открыло новые возможности для искусстваС Этим Барокко Открыло Новые Возможности Для Искусства, особенно ярко проявились в синтезе искусствОсобенно Ярко Проявились В Синтезе Искусств, в создании грандиозных городских и парковых ансамблей и тому подобноеВ Создании Грандиозных Городских И Парковых Ансамблей И Тому Подобное.
Лучшие представители итальянского бароккоПредставители Итальянского Барокко: архитектор и скульптор Архитектор И Скульптор Лоренцо Бернини, архитекторы Архитекторы Франческо Борромини и И Карло Фонтана, Ювара, живописцы Живописцы Пьетро да Да Кортона, Джордано Лука, Маньяско, Дж. Б. Тьеполо. Полученные в В Италии достижения барокко легли в основу дальнейшего развития искусства Достижения Барокко Легли В Основу Дальнейшего Развития Искусства Испании и ее американских колонийИ Ее Американских Колоний, а также А Также Германии, частично Частично [[Франция|Франции]], Фландрии, Польши и И Украины в ее составеВ Ее Составе, Австрии и И Чехословакии в ее составе и тому подобноеВ Ее Составе И Тому Подобное.
Демократическую ветвь барокко в живописи олицетворяли произведения Ветвь Барокко В Живописи Олицетворяли Произведения [[Караваджо]] и его последователей — И Его Последователей — Сальватора Розы и дрИ Др.
Особенно стилем барокко занимались Стилем Барокко Занимались [[иезуитыИезуиты]]. Барокко, благодаря их усилиямБлагодаря Их Усилиям, распространилось тогдашним миром и даже иногда называлось стилем иезуитовРаспространилось Тогдашним Миром И Даже Иногда Называлось Стилем Иезуитов. Оно достигло Достигло Америки и И Филиппин, Китая и дрИ Др. Известно, что иезуиты поселились и в Что Иезуиты Поселились И В Китае. Будучи знатоками и мастерами бароккоЗнатоками И Мастерами Барокко, они ознакомили китайских мастеров со стилистикой бароккоОни Ознакомили Китайских Мастеров Со Стилистикой Барокко, которой заинтересовался сам император Которой Заинтересовался Сам Император Цянлуна. Для него и построили барокко усадьбу на европейский манер с дворцомНего И Построили Барокко Усадьбу На Европейский Манер С Дворцом, [[фонтанФонтан]]ами в садуАми В Саду, барочными павильонами и лабиринтомБарочными Павильонами И Лабиринтом. Сохранены гравюрыГравюры, запечатлевшие барокко усадьбу с садом в Запечатлевшие Барокко Усадьбу С Садом В [[Китай|Китае]].
== Региональные особенности барокко Особенности Барокко ==[[Файл:Stupinigi.jpgJpg|thumbThumb|250px250Px|Охотничий замок Замок Ступиниджи]]Барокко имело свои региональные особенностиИмело Свои Региональные Особенности. Поэтому барокко Барокко Мексики или Или Бразилии невозможно спутать с барокко Невозможно Спутать С Барокко Португалии или Или Австрии. Конечно, главное направление задавали итальянцы и иезуитыГлавное Направление Задавали Итальянцы И Иезуиты, поэтому стиль барокко несколько ошибочно называли «стилем иезуитов»Поэтому Стиль Барокко Несколько Ошибочно Называли «Стилем Иезуитов». Хотя именно иезуиты сделали барокко своим характерным стилем и строили соборы и монастыри именно в барочном стилеИменно Иезуиты Сделали Барокко Своим Характерным Стилем И Строили Соборы И Монастыри Именно В Барочном Стиле.
Правдой будет утверждениеБудет Утверждение, что в барочном стиле были два направления — барокко светское Что В Барочном Стиле Были Два Направления — Барокко Светское (дворцы знати и королевских семейДворцы Знати И Королевских Семей, памятники обладателей странПамятники Обладателей Стран) и барокко церковное И Барокко Церковное (религиозные сооружения от Религиозные Сооружения От [[монастырьМонастырь|монастырейМонастырей]] до отдельных часовенДо Отдельных Часовен). Направления существовали отдельноСуществовали Отдельно, но постоянно обогащали друг друга похожими средствами обработки и использования материалов или декораНо Постоянно Обогащали Друг Друга Похожими Средствами Обработки И Использования Материалов Или Декора. Поэтому в В 18 вВ. зал церкви напоминал пышный зал дворца и наоборотЗал Церкви Напоминал Пышный Зал Дворца И Наоборот, что замечали и современникиЧто Замечали И Современники.
Среди образцов светской барокко садовоОбразцов Светской Барокко Садово-дворцовые ансамбли Дворцовые Ансамбли Вилянов в В Варшаве ([[Польша]]), охотничий замок Охотничий Замок Ступиниджи у У Турина (Италия), Шенбрунн в В Вене ([[Австрия]]), несколько замков и дворцов Несколько Замков И Дворцов Чехии, Германии, Франции.
== Барокко в В Российской империи Империи ==[[Файл:Peter_III_by_APeter_Iii_By_A.Antropov_(circa_1762Circa_1762,_Russian_museum_Russian_Museum).jpgJpg|thumbThumb|250px250Px|Барочный портрет Портрет Петра IIIIii]]В России развитие барокко был связан с ростом и укреплением дворянского государстваРазвитие Барокко Был Связан С Ростом И Укреплением Дворянского Государства. Вполне справедливо его делят на «московское» Справедливо Его Делят На «Московское» (предбароко или «нарышкинского»Предбароко Или «Нарышкинского») (1680-е — Е — 1720-е ггЕ Гг.), Утреннее или Или «Петровский» (1700-е — Е — 1730-е ггЕ Гг.) И развито или елизаветинское Развито Или Елизаветинское (1740-е и Е И 1770-е ггЕ Гг). Разделение является условнымЯвляется Условным, так как в провинции эти стили существовали больший срокТак Как В Провинции Эти Стили Существовали Больший Срок. Яркими образцами утреннего барокко Образцами Утреннего Барокко России были Были Меншиковский дворец в Дворец В [[Кронштадт]]е Е (сильно перестроенСильно Перестроен, почти исчез как барочная достопримечательностьПочти Исчез Как Барочная Достопримечательность), Петропавловский собор в крепости Собор В Крепости (сохраненныйСохраненный), Меншиковский дворец на Дворец На Васильевском острове Острове (реставрированРеставрирован, филиал музея Филиал Музея [[Эрмитаж]]), [[Петергоф]] (дворцовоДворцово-парковый ансамбльПарковый Ансамбль) и И Меньшиковский дворец в пригороде Дворец В Пригороде [[Ораниенбаум]], некоторые сооружения Некоторые Сооружения Александро-Невского монастыря Монастыря (потом одноименной лаврыПотом Одноименной Лавры), Константиновский дворец в Дворец В Стрельне (реставрированныйРеставрированный).
Черты барокко присущи и репрезентативным портретамБарокко Присущи И Репрезентативным Портретам. Вельможи представлены в роскошных одеждахПредставлены В Роскошных Одеждах, как важные государственные деятели или военныеКак Важные Государственные Деятели Или Военные. Особенно много подобных портретов был создан в первые годы царствования императрицы Много Подобных Портретов Был Создан В Первые Годы Царствования Императрицы Екатерины II в Ii В (худХуд. Рослен, портрет графа Портрет Графа Чернышева С. Г., худХуд. Лампи, портрет Портрет Потемкина в рыцарских доспехахВ Рыцарских Доспехах). Черты интимности и беспристрастности можно найти только в портретах женщин или детей Интимности И Беспристрастности Можно Найти Только В Портретах Женщин Или Детей (Иван Вишняков, портрет Портрет Сары Фермор).
Русское бароккоБарокко, в отличие от западноевропейскогоВ Отличие От Западноевропейского, не имело мистицизмаНе Имело Мистицизма. Выдающимися памятниками русского барокко является дворец в Памятниками Русского Барокко Является Дворец В Пушкине (бывшБывш. Царское Село (музейМузей-заповедникЗаповедник)), Зимний дворецДворец, Смольный соборСобор, Никольский военноВоенно-морской собор и другие строения в стиле барокко Морской Собор И Другие Строения В Стиле Барокко Санкт-Петербурга, созданные Созданные В. В. Растрелли, С. И. Чевакинским и И Д. В. Ухтомским — образцы развитого бароккоОбразцы Развитого Барокко.
В Москве на удивление мало образцов развитого барокко в архитектуреНа Удивление Мало Образцов Развитого Барокко В Архитектуре. Вот судьба некоторыхСудьба Некоторых. Светские образцы барокко — дворец императрицы Образцы Барокко — Дворец Императрицы Анны в В Аненгофи, Лефортово (архАрх. Б.Растрелли, не существуетНе Существует).
Деревянный барочный дворец Барочный Дворец Шереметева в В Кусково (так называемые Так Называемые Старые хоромыХоромы) разобраны изРазобраны Из-за ошибок в расчетах и угрозу рухнутьЗа Ошибок В Расчетах И Угрозу Рухнуть. Их место занял нынешний одноэтажный дворец в стиле утреннего классицизмаМесто Занял Нынешний Одноэтажный Дворец В Стиле Утреннего Классицизма.
Интересным образцом барокко является дворец Образцом Барокко Является Дворец Апраксина (построено в Построено В 1766-69 ггГг). Впоследствии дворец приобрела семья Дворец Приобрела Семья Трубецких.
В значительной достопримечательностью религиозной архитектуры эпохи барокко является Значительной Достопримечательностью Религиозной Архитектуры Эпохи Барокко Является Церковь Климента Папы Римского в В Замоскворечье, которого почитают и православныеКоторого Почитают И Православные. Выстроенная на средства канцлера На Средства Канцлера Бестужева по проекту По Проекту Пьетро Антонио Трезини (1742—1747 ггГг).
== Ссылки ==
* [[cwCw:Барокко|Барокко в В Циклопедии]]
== Литература ==
* Вельфин Г. Ренессанс и бароккоИ Барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Сущности И Становления Стиля Барокко В Италии. — СПбСпб, «Азбука-классика»Классика», 2004. — 287 сС.* Украинская советская энциклопедия Советская Энциклопедия : в В 12 тТ. / под редПод Ред. Н. Божан — 2-е издЕ Изд. — Киев: Гл. редакция УСЭРедакция Усэ, 1974—1985.* Малый словарь истории Словарь Истории Украины / отвОтв. редРед. Валерий Смолий. — Киев: Лыбидь, 1997.* Очерки истории архитектуры Истории Архитектуры Украинской ССРСср. К., 1957* Алпатов М. В. Всеобщая история искусстваИстория Искусства, тТ. 2. М.-Л., 1949* Вельфлин Г. Ренессанс и бароккоИ Барокко. Пер. с немС Нем. СПБСпб, 1913* История русского искусстваРусского Искусства, тТ. 1. М., 1957* Программы по истории украинского искусстваПо Истории Украинского Искусства. Академия архитектуры УССРАрхитектуры Усср. К., 1956* Виппер Б. Р. Архитектура русского бароккоРусского Барокко, М., «Наука», 1978
[[Категория:Искусство]]
 
[[Файл:Горный биом в Майнкрафте.png]]---------------------------20451327203346723161844400002
Content-Disposition: form-data; name="wpSave"
 
Записать страницу
12
правок