Любовь Алексеевна Костенко

Материал из ALL
Версия от 20:36, 19 февраля 2017; Ws (обсуждение | вклад) (архивные материалы 1)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Любовь Алексеевна Костенко
персоналия
Оригинал имениЛюбовь Алексеевна Костенко
Имя при рожденииЛюбовь Алексеевна Костенко
Род деятельностиХудожник
Дата рождения22 мая 1947 года
ГражданствоРусская
Семья
ОтецАлексей Костенко
ДетиЮлия Загонек


Любовь Алексеевна Костенко — яркий человек и многогранный художник. Ее творческие способности были отмечены еще во время обучения в средней художественной школе в Ленинграде.

Биография

В 1965 году Любовь Алексеевна поступает в Академию Художеств (Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина), разделив первое место с еще одним абитуриентом.
Академия открыла для художницы новые горизонты: «С одной стороны, жесткие требования академической школы приводят к тому, что все пишут в одном стиле. С другой стороны, студенты приезжали со всего СССР, и приносили в свою живопись различные культуры и ценности. Как самая молодая студентка, и единственная девушка я чувствовала себя особенной. Я была захвачена живописью, жаждала успеха, была полна энергии и ожиданий. В действительности я была еще ребенком, очень наивным и открытым», — говорит о себе Л. Костенко.
Свое детство и юность она провела, впитывая опыт и мастерство таких выдающихся профессоров, как Е. Е. Моисеенко, И. П. Веселкин, П. Т. Фомин, Д. А. Шувалов, А. А Мыльников, и другие. По собственным словам Костенко, ее художественная манера складывалась под влиянием профессора Евсея Евсеевича Моисеенко и Андрея Андреевича Мыльникова. Студенты того курса отличались продуктивностью и энергией, а все ученики Моисеенко впоследствии стали очень разными художниками: сложно было не попасть под влияние его стиля, но именно в этом противостоянии прорастала индивидуальная манера работы, и проявлялись очертания «своего» творческого пути. Евсей Евсеевич был «неакадемическим» академиком. Но именно такие академики теперь признаны великими мастерами русского искусства ХХ-го века, как известный пейзажист Вячеслав Загонек (1919—1994), талантливый театральный художник София Юнович (1910—1996), художник Глеб Савинов (1915—2000), Ольга Богаевская (1915—2000), и Соломон Эпштейн.

Костенко много копировала: работы старых мастеров в Эрмитаже, лики русских икон и произведения Мане, Кандинского и Кустодиева в Государственном Русском музее. Ленинград в те годы жил интересной культурной жизнью, порой полузакрытой, полузапретной. Костенко прикоснулась к «другому» миру не только через изобразительное искусство давнего и недавнего прошлого: она пересмотрела все фильмы Феллини, Висконти и Пасолини, которые показывали в кинотеатре Кировского Дома Культуры, и эти шедевры кинематографа открыли художнице новые горизонты «видения». Музыка тоже сыграла немаловажную роль в жизни и творчестве Костенко. Помимо многочисленных концертов в залах филармонии, оперных постановок Кировского театра, она погружалась в удивительные звуки произведений Шнитке и Шонберга, во времена, когда как столь необычная для советского слуха музыка, все же звучала в Ленинградских музыкальных залах. Будучи студенткой, Костенко посвятила много времени не только совершенствованию своей техники, как в живописи так и в графике, но и оттачиванию своего вкуса и восприятия творчества мастеров прошлых веков. И это не прошло бесследно, ибо навыки академической работы и достоинства развитого художественного вкуса органично вошли в ее художественную практику. Дипломная работа 1971 года сразу подтвердила смелость мышления Костенко и ее готовность выходить за границы традиционной академической живописи. Ее работы уже тогда демонстрировали зрелость, мастерство и глубокое понимание разницы между слепым подражанием и осмысленным применением академических навыком в рамках собственного исполнения.

В 1973 году Костенко была приглашена в Государственную Третьяковскую галерею, принять участие в экспозиции, под названием «Автопортрет в русской и советской живописи XVIII—XX века». Ее работы достойно смотрелись рядом с полотнами талантливых и состоявшихся художников и заслужили высокую оценку критиков. В 1975 году портреты Костенко были отобраны для выставки «Портреты современников» в Государственном Русском музее в Ленинграде. Уже тогда, Костенко была признана сильным портретистом и в скором времени коллекция ее портретов была приобретена Русским Музеем. Костенко написала немалое количество портретов известных музыкантов, актеров и исполнителей. Портреты Евгения Мравинского, Юрия Темирканова, Валерия Гергиева и Александра Канторова занимают важное место в ее творчестве, а давние эскизы служат вдохновением, и по сей день. В 1980 году было создано полотно под названием «Оркестр», где изображен оркестр Ленинградской филармонии. Эта работа была приобретена Ростовский областной музей изобразительных искусств в Ростове-на-Дону. Ряд других художественных музеев приобрели картины Любови Алексеевны. Ее композиция «Семья» находится в Псковском Государственном Объединенном историко-архитектурном Музее-Заповеднике, «Дирижер» и несколько других работ Костенко приобретены Серпуховским историко-художественном музеем. Картины Костенко также были приобретены государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским Музеем и были включены в электронный сборник «Энциклопедия шедевров из собрания Государственного Русского Музея X—XX веков». Большую коллекцию ее работ можно увидеть в Государственном художественном музее Алтайского края в Барнауле, Театральном музее в Санкт-Петербурге, Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков, Музее Истории Санкт-Петербурга.

Первая персональная выставка Л. Костенко прошла в 1979 году в Ленинграде, а уже в 1984 году была организована большая ретроспективная выставка в Доме Художника в Тбилиси. После этого Костенко начала выставляться за пределами Советского Союза, в том числе в Вене, Дрездене, и Рио де Жанейро. В 1989 и 1990 годах ее картины получили беспрецедентный для того времени успех на аукционах в Галерее Друо в Париже. Стиль Костенко очень разнообразен: ассимилировав разные влияния, от иконописных традиций и классических форм до импрессионизма и символизма, Костенко создает свой содержательный и поэтичный мир, в котором образы, запечатленные на каждом холсте, врезаются в память, запоминаются. Костенко интуитивно следует основополагающим принципам Природы-создательницы: в ее композициях нет ничего лишнего, мельтешащего, необязательного, каждая деталь, каждое прикосновение кисти является неотъемлемой частью произведения, без которого разрушилось бы волшебство картин Костенко.

В полотнах Л. Костенко присутствуют цветовая гамма Кандинского, чистота и утонченность линий Модильяни и виртуозность старых мастеров. В мягкости стиля, в свете, наполняющем ее работы, ощутима русская основа ее творчества, сквозь которую смело пробиваются лучи влияния, то Ван Гога, то Матисса, то Рубенса. Работы Костенко всегда узнаваемы: неисчерпаемый оптимизм наполняет ее полотна могучей энергией; ее картины устанавливают удивительный контакт со зрителем: на уровне воспоминаний, перебирая знакомые знаки и образы, они напоминают, что мир сам по себе — удивительное зрелище.

С 1990 Л. Костенко выставляется в основном в западной Европе, где ее графика и живопись пользуется успехом, как и у профессиональных коллекционеров, так и у любителей. Любовь Алексеевна участвует в групповых вернисажах, проводит персональные выставки и дает уроки живописи взрослым. На своих занятиях Любовь Алексеевна учит своих учеников чувствовать цвет, слышать формы и переступать границы общепризнанных конвенций, прислушиваясь к своему внутреннему миру, который хранит способность гораздо более глубокого восприятия, чем то, которым мы позволяем себе пользоваться в современном мире.

Изобразительное искусство в разные времена и в разных культурах приобретало всевозможные формы, используя различные виды обращения к зрителю. Для Костенко, искусство — это любовь, а любовь — это искусство. И ведь правда: только искусство умеет подходить к любви. Любовь всегда была, есть и, надеюсь, будет главной темой искусства. Ведь именно в любви сходятся все нити человеческой жизни, все эмоции, все надежды и все стремления. Через любовь человек соприкасается с будущим, с вечностью, со всем прошлым человечества и со всей его грядущей судьбой. С религиозной, моральной и научной точки зрения raison d’etre любви — это рождение, творение, сотворение, великая тайна жизни и тайна творчества. Костенко не спроста называет свой стиль «Любизм»: ее творчество постоянно исследует отношение скрытого к явному, осознавая, что творчество заключается, прежде всего, в творчестве идей, как выраженных словами, звуками, формами, так и рождаемых в подсознании, чье присутствие проявляется через знаки, которые рука художника выводит на поверхности холста, движимая скрытым и неосознанным. А любовь является как раз той огромной силой, которая производит идеи и пробуждает творческую способность человека. Если бы слились две силы, заключающиеся в любви, сила жизни и сила творчества, человечество сознательно вышло бы на следующий уровень развития. Пока только искусство является тем тончайшим инструментом, который может приоткрыть нам двери в необъяснимый словами мир любви в его самом объемном понимании.

Ссылки