Корабельная роща (картина) — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Художник Иван Шишкин. «Корабельная роща», 1898 '''«Корабельная рощ…») |
Шпик (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:SHISHKINkorabel.jpg|thumb|530px|Художник Иван Шишкин. «Корабельная роща», 1898]] | [[Файл:SHISHKINkorabel.jpg|thumb|530px|Художник Иван Шишкин. «Корабельная роща», 1898]] | ||
− | '''«Корабельная роща»''' | + | '''«Корабельная роща»''' — последняя [[Картины Ивана Шишкина|картина]] русского художника [[Иван Иванович Шишкин|И. И. Шишкина]]. |
Дата создания: 1898 год. | Дата создания: 1898 год. | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Размеры: 165 х 252 | Размеры: 165 х 252 | ||
− | Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург<ref name=neary>[http://nearyou.ru/shishkin/rkorabel.html И. | + | Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург<ref name=neary>[http://nearyou.ru/shishkin/rkorabel.html И. И. Шишкин (1832—1898). Корабельная роща]</ref><ref name=art-portrets>[http://www.art-portrets.ru/korabelnaya_roshcha.html Корабельная роща И. И. Шишкин]</ref><ref name=bse>[http://bse.sci-lib.com/particle031746.html Илюстрация «Шишкин И. И. „Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги“» в Большой Советской Энциклопедии]</ref><ref name=tana>[http://www.tanais.info/art/en/node/457 Танаис Галерея // Иван Шишкин. Корабельная роща]</ref>. |
− | Иван Иванович Шишкин (1832—1898) вошел в историю мировой живописи как выдающийся художник-пейзажист. Природа для | + | Иван Иванович Шишкин (1832—1898) вошел в историю мировой живописи как выдающийся художник-пейзажист. Природа для художника — само благородство уже по своей сути<ref name=100kartin>[http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_77.html Шишкин И. «Корабельная роща»]</ref>. Его полотна-пейзажи — это не просто зарисовки окружающей природы, не просто воспевание красот мира; это попытка проникновения в самую суть природы, попытка выявления Божественной сути ее, это преклонение перед ее могуществом и силой. И еще это всегда отображение души и настроений самого художника. Природа была с ним всегда — и в радости, и в тяжелом горе. И. Шишкин не воспевал природу — он ощущал себя частью ее, а ее — частью себя. И отделить эти части друг от друга в его творчестве немыслимо. |
− | ''«Человек-школа, но живая школа»'', | + | ''«Человек-школа, но живая школа»'', — сказал о Шишкине [[Крамской Иван Николаевич|И. Н. Крамской]] в своем письме к другому художнику-пейзажисту [[Васильев Фёдор Александрович|Ф. А. Васильеву]] (И.Шишкин был женат первым браком на сестре Ф. Васильева). Этими словами идейный вождь передвижничества как бы подчеркивал непреходящее значение творчества И. Шишкина<ref name=tana/>. |
− | Историк искусства и художественный критик [[Адриан Викторович Прахов|А. | + | Историк искусства и художественный критик [[Адриан Викторович Прахов|А. В. Прахов]] отметил творчество И. Шишкина такими словами: ''«Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством»''<ref name=muse0>[http://www.museum.ru/N47636 Богатырь русского леса. Межмузейная художественная выставка]</ref>. |
Критик Дмитрий Успенский писал про И. Шишкина: ''«Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей, сочетания стеблей листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы»''<ref name=ivanshishkin>[http://ivanshishkin.ru/?page=259095e3-ec56-423f-a48c-3e6c50dbd2bd&item=cbce40ef-af24-4d03-a3e8-3ea7c66faa50&type=page ПЕТЕРБУРГСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ (1898)]</ref>. | Критик Дмитрий Успенский писал про И. Шишкина: ''«Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей, сочетания стеблей листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы»''<ref name=ivanshishkin>[http://ivanshishkin.ru/?page=259095e3-ec56-423f-a48c-3e6c50dbd2bd&item=cbce40ef-af24-4d03-a3e8-3ea7c66faa50&type=page ПЕТЕРБУРГСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ (1898)]</ref>. | ||
− | Стихией И. | + | Стихией И. И. Шишкина была природа северной Европы — эта неброская, неяркая красота мужества и сумрака привлекала его<ref>[http://rybinsk.ru/afisha/3714-vystavka-ii-shishkina В Рыбинском музее-заповеднике состоялось открытие выставки И. И. Шишкина]</ref>, в ней он находил черты, сходные со своим характером. Он рисовал леса Европы, северной ее части — писал пейзажи Германии, Швейцарии, много работал в Финляндии, куда переехала после замужества его старшая дочь Лидия от первого брака (потом за ней туда же уедет и младшая дочь Ксения от второго брака художника)<ref>[http://www.tatar-inform.ru/news/2009/02/24/155532/ В Финляндии найдены прямые потомки живописца Ивана Шишкина]</ref>; он живописал и дорогую его сердцу природу средней полосы России. Это и подвело. Имя великого художника Ивана Шишкина использовали полуграмотные псевдопатриоты-националисты как «своего» русского художника. Как его только ни называют: и «певец великого русского духа», и «художник величественной русской природы», и «символ мощи русского леса», и «гордость России», и «богатырь русского леса»<ref name=muse0/><ref name=neary/><ref name=rodon/><ref>[http://www.detskiysad.ru/art/kartina062.html Описание картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя»]</ref><ref>[http://festival.1september.ru/articles/633589/ Иван Иванович Шишкин — певец русского леса]</ref> (заодно проводится и экологическая лекция о необходимости сохранности лесов в Центральной части Российской Федерации<ref name=neary/><ref name=tana/>)… А фразы ''«Шишкин много сделал для развития русского пейзажа»'' и ''«Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, понимание ее суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, воплощению в своем творчестве возвышенного образа Родины»''<ref name=muse0/>, безусловно, должны войти в историю русской художественной критики. Правда, этому способствовала и стилистика того времени, в том числе слова [[Владимир Васильевич Стасов|В. В. Стасова]]: ''«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»''<ref name=muse0/>. Но Стасов произносил эти слова в 19 веке, когда русское искусство еще не столь давно зародилось как национальное, самобытное и как часть мировой культуры. Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность! Имя художника оказалось жертвой в цепких руках псевдопатриотов, даже не желающих знать и изучать истоки родной русской культуры. А ведь Шишкин часто не перерисовывал, а конструировал свои произведения, объединяя собственные этюды, созданные им в разное время и в разных местах: на его полотнах обретали единение швейцарские, финские и русские зарисовки. Кстати, И. Шишкину принадлежит авторство множества крымских пейзажей, уж никак не относящихся к северу Европы. Да не воспевал никогда И.Шишкин русскую природу, он сливался с ней, осознавал себя частью ее — только не слово «русский» главное здесь — а «природа»! — через которую — не воспевал — олицетворял себя. Не воспевал — а передавал полотну собственные страдания и боль. А боли и тоски в его жизни было много — художник был дважды вдовцом, дважды хоронил любимых, а еще дважды хоронил детей — два его сына умерли совсем маленькими. Его надежды на возрождение счастья и семьи во втором браке обернулись лишь еще одной трагедией и еще одной смертью близкого и любимого человека. Пожалуй, это один из самых лирических художников, отобразивший в своих произведениях собственную душу, собственную покорность судьбе, покорность всему выпавшему на его долю. |
Хотя, конечно же, никому в голову не придет отрицать «русскость» художника. | Хотя, конечно же, никому в голову не придет отрицать «русскость» художника. | ||
{{youtube|ag26vNNlXYE|Иван Шишкин. Корабельная роща. В музей - без поводка. 31 серия // Детское видео [12:12]}} | {{youtube|ag26vNNlXYE|Иван Шишкин. Корабельная роща. В музей - без поводка. 31 серия // Детское видео [12:12]}} | ||
− | Последняя картина И. Шишкина «Корабельная | + | Последняя картина И. Шишкина «Корабельная роща» — это действительно картина русской природы. Она была создана под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах<ref name=tana/><ref name=rodon>[http://www.rodon.org/art-080429101317 Корабельная роща]</ref>. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги»<ref name=100kartin/>. А Большая Советская Энциклопедия, в очередной раз радуя читателей, даже дала эту запись в качестве названия картины, только в современном написании: «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги»<ref name=bse/>. |
− | Корабельная | + | Корабельная сосна — это определённый вид сосны. Смолистая древесина корабельной сосны отличается прочностью, упругостью и лёгкостью. Это деревья, достигшие 80—100 лет, высотой до 40 метров и около полуметра в диаметре. Именно такие деревья с давних пор шли для строительства судов. Высокий легкий ствол очень годился на мачты кораблей<ref>[http://otvet.mail.ru/question/16718175 Почему говорят корабельная сосна?]</ref>. |
− | Картина «Корабельная | + | Картина «Корабельная роща» — это картина-завещание. Она написана в год кончины художника. В этом полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни<ref name=neary/>. Мотивы, рассеянные по прежним работам Шишкина, слагаются здесь воедино<ref name=tana/>. Да и по размерам это полотно превосходит все остальные, созданные великим художником<ref name=rodon/>. |
− | Сюжет | + | Сюжет картины — как обычно у Шишкина — прост. Художник, как всегда, придает огромное значение деталям, четко выписывая чуть ли не каждый стебель и каждую травинку<ref name=neary/>: все в природе знает свое собственное место, здесь нет лишнего и все покорно могуществу создателя. Огромные сосны образуют целую сосновую рощу. Впереди, перед зрителем, поляна, залитая солнцем. А дальше, постепенно — полотно всё более поглощается сумраком. Это сумрак леса, через который никаким солнечным бликам уже не пробраться. Сосны, сосны… Магическая красота природы — и всё<ref name=art-portrets/>… Ограда, сплетенная из веток, покосилась и позабыта теми, кто ее когда-то ставил… А может быть, тех, кто ее ставил, уже и нет на этом свете… |
− | Картина «Корабельная роща» впервые была выставлена на XXVI передвижной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге 22 | + | Картина «Корабельная роща» впервые была выставлена на XXVI передвижной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге 22 февраля — 29 марта 1898 г., и вызвала всеобщую похвалу коллег-художников и посетителей<ref name=art-portrets/><ref name=tana/>. А художник [[Савицкий Константин Апполонович|К. А. Савицкий]] тут же отозвался восторженным письмом И. Шишкину: ''«Картина заиграла, нота сильная, чудесная — поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»''<ref name=tana/><ref name=rodon/>. |
− | Еще за несколько лет до того, в | + | Еще за несколько лет до того, в 1893 г., Шишкин давал интервью «Петербургской газете» и тогда так отвечал на вопросы: |
− | :: ''— Мой идеал счастья? | + | :: ''— Мой идеал счастья? — Душевный мир.'' |
− | :: ''— Величайшее несчастье? | + | :: ''— Величайшее несчастье? — Одиночество.'' |
− | :: ''— Как бы я хотел умереть? | + | :: ''— Как бы я хотел умереть? — Безболезненно и спокойно. Моментально''<ref name=nea00>[http://nearyou.ru/shishkin/0shbio2.html Иван Иванович Шишкин (1832—1898)]</ref>. |
− | Выставка еще не успела закончиться, когда 8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство»<ref name=rodon/> (по другим | + | Выставка еще не успела закончиться, когда 8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство»<ref name=rodon/> (по другим источникам — «Краснолесье»<ref name=nea00/>). Д. Успенский писал по этому поводу («Неделя», 1898, 22 марта, № 12, с. 395—396): ''«XXVI передвижная выставка — в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67 году Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник»''<ref name=ivanshishkin/>. |
− | Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве И. | + | Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве И. И. Шишкина и широко репродуцируемой — и на почтовых открытках и марках, и на футболках, и на коврах, и на обоях для обклейки стен<ref name=art-portrets/><ref>[http://www.avito.ru/rostov-na-donu/kollektsionirovanie/kartina_korabelnaya_roscha_i._shishkina_kopiya_80421043 Репродукция картины И.Шишкина «Корабельная роща» на ткани. 1981 г.]</ref><ref>[http://tetushkacharli.ru/shop/UID_18356.html Вышивка крестом]</ref><ref>[http://www.bankoboev.ru/oboi_ivan_shishkin_korabelnaya_roscha.e.htm ОБОИ ДЛЯ РАБОЧЕГО СТОЛА // Обои Иван Шишкин — Корабельная роща]</ref>… Иными словами, душа художника на волне патриотизма хорошо идет в продажу<ref name=100kartin/>. |
== См. также == | == См. также == |
Текущая версия на 15:43, 28 августа 2018
«Корабельная роща» — последняя картина русского художника И. И. Шишкина.
Дата создания: 1898 год.
Материал: холст, масло.
Размеры: 165 х 252
Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург[1][2][3][4].
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) вошел в историю мировой живописи как выдающийся художник-пейзажист. Природа для художника — само благородство уже по своей сути[5]. Его полотна-пейзажи — это не просто зарисовки окружающей природы, не просто воспевание красот мира; это попытка проникновения в самую суть природы, попытка выявления Божественной сути ее, это преклонение перед ее могуществом и силой. И еще это всегда отображение души и настроений самого художника. Природа была с ним всегда — и в радости, и в тяжелом горе. И. Шишкин не воспевал природу — он ощущал себя частью ее, а ее — частью себя. И отделить эти части друг от друга в его творчестве немыслимо.
«Человек-школа, но живая школа», — сказал о Шишкине И. Н. Крамской в своем письме к другому художнику-пейзажисту Ф. А. Васильеву (И.Шишкин был женат первым браком на сестре Ф. Васильева). Этими словами идейный вождь передвижничества как бы подчеркивал непреходящее значение творчества И. Шишкина[4].
Историк искусства и художественный критик А. В. Прахов отметил творчество И. Шишкина такими словами: «Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством»[6].
Критик Дмитрий Успенский писал про И. Шишкина: «Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей, сочетания стеблей листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы»[7].
Стихией И. И. Шишкина была природа северной Европы — эта неброская, неяркая красота мужества и сумрака привлекала его[8], в ней он находил черты, сходные со своим характером. Он рисовал леса Европы, северной ее части — писал пейзажи Германии, Швейцарии, много работал в Финляндии, куда переехала после замужества его старшая дочь Лидия от первого брака (потом за ней туда же уедет и младшая дочь Ксения от второго брака художника)[9]; он живописал и дорогую его сердцу природу средней полосы России. Это и подвело. Имя великого художника Ивана Шишкина использовали полуграмотные псевдопатриоты-националисты как «своего» русского художника. Как его только ни называют: и «певец великого русского духа», и «художник величественной русской природы», и «символ мощи русского леса», и «гордость России», и «богатырь русского леса»[6][1][10][11][12] (заодно проводится и экологическая лекция о необходимости сохранности лесов в Центральной части Российской Федерации[1][4])… А фразы «Шишкин много сделал для развития русского пейзажа» и «Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, понимание ее суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, воплощению в своем творчестве возвышенного образа Родины»[6], безусловно, должны войти в историю русской художественной критики. Правда, этому способствовала и стилистика того времени, в том числе слова В. В. Стасова: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»[6]. Но Стасов произносил эти слова в 19 веке, когда русское искусство еще не столь давно зародилось как национальное, самобытное и как часть мировой культуры. Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность! Имя художника оказалось жертвой в цепких руках псевдопатриотов, даже не желающих знать и изучать истоки родной русской культуры. А ведь Шишкин часто не перерисовывал, а конструировал свои произведения, объединяя собственные этюды, созданные им в разное время и в разных местах: на его полотнах обретали единение швейцарские, финские и русские зарисовки. Кстати, И. Шишкину принадлежит авторство множества крымских пейзажей, уж никак не относящихся к северу Европы. Да не воспевал никогда И.Шишкин русскую природу, он сливался с ней, осознавал себя частью ее — только не слово «русский» главное здесь — а «природа»! — через которую — не воспевал — олицетворял себя. Не воспевал — а передавал полотну собственные страдания и боль. А боли и тоски в его жизни было много — художник был дважды вдовцом, дважды хоронил любимых, а еще дважды хоронил детей — два его сына умерли совсем маленькими. Его надежды на возрождение счастья и семьи во втором браке обернулись лишь еще одной трагедией и еще одной смертью близкого и любимого человека. Пожалуй, это один из самых лирических художников, отобразивший в своих произведениях собственную душу, собственную покорность судьбе, покорность всему выпавшему на его долю.
Хотя, конечно же, никому в голову не придет отрицать «русскость» художника.
Последняя картина И. Шишкина «Корабельная роща» — это действительно картина русской природы. Она была создана под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах[4][10]. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги»[5]. А Большая Советская Энциклопедия, в очередной раз радуя читателей, даже дала эту запись в качестве названия картины, только в современном написании: «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги»[3].
Корабельная сосна — это определённый вид сосны. Смолистая древесина корабельной сосны отличается прочностью, упругостью и лёгкостью. Это деревья, достигшие 80—100 лет, высотой до 40 метров и около полуметра в диаметре. Именно такие деревья с давних пор шли для строительства судов. Высокий легкий ствол очень годился на мачты кораблей[13].
Картина «Корабельная роща» — это картина-завещание. Она написана в год кончины художника. В этом полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни[1]. Мотивы, рассеянные по прежним работам Шишкина, слагаются здесь воедино[4]. Да и по размерам это полотно превосходит все остальные, созданные великим художником[10].
Сюжет картины — как обычно у Шишкина — прост. Художник, как всегда, придает огромное значение деталям, четко выписывая чуть ли не каждый стебель и каждую травинку[1]: все в природе знает свое собственное место, здесь нет лишнего и все покорно могуществу создателя. Огромные сосны образуют целую сосновую рощу. Впереди, перед зрителем, поляна, залитая солнцем. А дальше, постепенно — полотно всё более поглощается сумраком. Это сумрак леса, через который никаким солнечным бликам уже не пробраться. Сосны, сосны… Магическая красота природы — и всё[2]… Ограда, сплетенная из веток, покосилась и позабыта теми, кто ее когда-то ставил… А может быть, тех, кто ее ставил, уже и нет на этом свете…
Картина «Корабельная роща» впервые была выставлена на XXVI передвижной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге 22 февраля — 29 марта 1898 г., и вызвала всеобщую похвалу коллег-художников и посетителей[2][4]. А художник К. А. Савицкий тут же отозвался восторженным письмом И. Шишкину: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная — поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»[4][10].
Еще за несколько лет до того, в 1893 г., Шишкин давал интервью «Петербургской газете» и тогда так отвечал на вопросы:
- — Мой идеал счастья? — Душевный мир.
- — Величайшее несчастье? — Одиночество.
- — Как бы я хотел умереть? — Безболезненно и спокойно. Моментально[14].
Выставка еще не успела закончиться, когда 8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство»[10] (по другим источникам — «Краснолесье»[14]). Д. Успенский писал по этому поводу («Неделя», 1898, 22 марта, № 12, с. 395—396): «XXVI передвижная выставка — в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67 году Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник»[7].
Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве И. И. Шишкина и широко репродуцируемой — и на почтовых открытках и марках, и на футболках, и на коврах, и на обоях для обклейки стен[2][15][16][17]… Иными словами, душа художника на волне патриотизма хорошо идет в продажу[5].
См. также
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 И. И. Шишкин (1832—1898). Корабельная роща
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Корабельная роща И. И. Шишкин
- ↑ 3,0 3,1 Илюстрация «Шишкин И. И. „Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги“» в Большой Советской Энциклопедии
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Танаис Галерея // Иван Шишкин. Корабельная роща
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Шишкин И. «Корабельная роща»
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Богатырь русского леса. Межмузейная художественная выставка
- ↑ 7,0 7,1 ПЕТЕРБУРГСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ (1898)
- ↑ В Рыбинском музее-заповеднике состоялось открытие выставки И. И. Шишкина
- ↑ В Финляндии найдены прямые потомки живописца Ивана Шишкина
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Корабельная роща
- ↑ Описание картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя»
- ↑ Иван Иванович Шишкин — певец русского леса
- ↑ Почему говорят корабельная сосна?
- ↑ 14,0 14,1 Иван Иванович Шишкин (1832—1898)
- ↑ Репродукция картины И.Шишкина «Корабельная роща» на ткани. 1981 г.
- ↑ Вышивка крестом
- ↑ ОБОИ ДЛЯ РАБОЧЕГО СТОЛА // Обои Иван Шишкин — Корабельная роща