Жан-Батист Блаш — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Файл:JeanBaptistblache.jpg|thumb|380px|Жан Батист Блаш. Приблизительно 1830-е гг. Автор гравюры неизвесте…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:JeanBaptistblache.jpg|thumb|380px|Жан Батист Блаш. Приблизительно 1830-е гг. Автор гравюры неизвестен]]
 
[[Файл:JeanBaptistblache.jpg|thumb|380px|Жан Батист Блаш. Приблизительно 1830-е гг. Автор гравюры неизвестен]]
'''Жан-Батист Блаш де Бофор''' (фр.: Jean-Baptiste Blache de Beaufort; 17 мая 1765, Берлин, 24 января<ref>[https://en.wikipedia.org/wiki/Jean-Baptiste_Blache Английская Википедия]</ref>, 26 января<ref name=frwiki>[https://fr.wikipedia.org/wiki/Jean-Baptiste_Blache Французская Википедия]</ref> или 24 декабря<ref name=plie>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/921/ Биографии деятелей балета // Жан-Батист Блаш]</ref> 1834, Тулуза) знаменитый французский артист балета и балетмейстер.
+
'''Жан-Батист Блаш де Бофор''' (фр.: Jean-Baptiste Blache de Beaufort; 17 мая 1765, Берлин, — 24 января<ref>[https://en.wikipedia.org/wiki/Jean-Baptiste_Blache Английская Википедия]</ref>, 26 января<ref name=frwiki>[https://fr.wikipedia.org/wiki/Jean-Baptiste_Blache Французская Википедия]</ref> или 24 декабря<ref name=plie>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/921/ Биографии деятелей балета // Жан-Батист Блаш]</ref> 1834, Тулуза) — знаменитый французский артист балета и балетмейстер.
  
 
Несмотря на то что Ж.-Б. Блаш являлся одним из выдающихся деятелей балета мирового уровня, информации о нем сохранилось весьма немного, неизвестна даже точная дата его кончины, которую разные источники называют по-разному.
 
Несмотря на то что Ж.-Б. Блаш являлся одним из выдающихся деятелей балета мирового уровня, информации о нем сохранилось весьма немного, неизвестна даже точная дата его кончины, которую разные источники называют по-разному.
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Родившись в Берлине и там проведя первые годы, он начал там же обучаться танцевальному искусству. Затем уехал во Францию, где в Париже стал учеником [[Проспер-Дидье Деше|Деше]] (175? 1815), выдающегося французского музыканта, композитора и танцовщика<ref name=frwiki/><ref name=plie/><ref name=ameri>[http://america.pink/jean-baptiste-blache_2198727.html Jean-Baptiste Blache]</ref>. Жан-Батист учился не только танцу, но получил широкое музыкальное образование, в том числе как скрипач и виолончелист<ref name=ameri/>.
+
Родившись в Берлине и там проведя первые годы, он начал там же обучаться танцевальному искусству. Затем уехал во Францию, где в Париже стал учеником [[Проспер-Дидье Деше|Деше]] (175? — 1815), выдающегося французского музыканта, композитора и танцовщика<ref name=frwiki/><ref name=plie/><ref name=ameri>[http://america.pink/jean-baptiste-blache_2198727.html Jean-Baptiste Blache]</ref>. Жан-Батист учился не только танцу, но получил широкое музыкальное образование, в том числе как скрипач и виолончелист<ref name=ameri/>.
  
В 1781—1786 гг. он выступал в парижской Опере, затем последовал ряд приглашений из других городов: он работал в Марселе, Монпелье, Бордо, Лионе как танцовщик и балетмейстер, причем сам сочинял музыку ко многим своим балетам<ref name=plie/>.
+
В 1781—1786 гг. он выступал в парижской Опере, затем последовал ряд приглашений из других городов: он работал в Марселе, Монпелье, Бордо, Лионе как танцовщик и балетмейстер, причем сам сочинял музыку ко многим своим балетам<ref name=plie/>.
  
 
Талантливый балетмейстер, он покорил своими хореографическими постановками публику, и в 1792 году возглавил балет в Большом театре Бордо (Grand Théâtre de Bordeaux), сменив в этой должности выдающегося [[Жан Доберваль|Жана Доберваля]]<ref name=ameri/><ref name=data>[http://data.bnf.fr/14655740/jean-baptiste_blache/ Jean-Baptiste Blache (1765—1834)]</ref> (в 1821 году эту же должность получил младший сын Ж.-Б. Блаша, [[Алексис Блаш]]).
 
Талантливый балетмейстер, он покорил своими хореографическими постановками публику, и в 1792 году возглавил балет в Большом театре Бордо (Grand Théâtre de Bordeaux), сменив в этой должности выдающегося [[Жан Доберваль|Жана Доберваля]]<ref name=ameri/><ref name=data>[http://data.bnf.fr/14655740/jean-baptiste_blache/ Jean-Baptiste Blache (1765—1834)]</ref> (в 1821 году эту же должность получил младший сын Ж.-Б. Блаша, [[Алексис Блаш]]).
Строка 13: Строка 13:
 
И хотя он работал в основном на провинциальных сценах, его слава дошла и до Парижа, и он неоднократно получал приглашения в Парижскую оперу, где создал несколько хореографических постановок, проходивших с огромным успехом<ref name=frwiki/>.
 
И хотя он работал в основном на провинциальных сценах, его слава дошла и до Парижа, и он неоднократно получал приглашения в Парижскую оперу, где создал несколько хореографических постановок, проходивших с огромным успехом<ref name=frwiki/>.
  
В течение 1805—1824 гг. Ж.-Б. Блаш возглавлял балет в парижском театре Порт-Сен-Мартен (Porte-Saint-Martin)<ref name=data/>. В этом же театре потом работал старший сын Ж.-Б. Блаша, Фредерик-Огюст Блаш, и воссоздавал балеты отца<ref name=ameri/>.
+
В течение 1805—1824 гг. Ж.-Б. Блаш возглавлял балет в парижском театре Порт-Сен-Мартен (Porte-Saint-Martin)<ref name=data/>. В этом же театре потом работал старший сын Ж.-Б. Блаша, Фредерик-Огюст Блаш, и воссоздавал балеты отца<ref name=ameri/>.
  
В 1824 году вновь получил приглашение работать в прославленной Парижской опере (Opéra de Paris), где и работал хореографом по 1830 г.<ref name=data/>.
+
В 1824 году вновь получил приглашение работать в прославленной Парижской опере (Opéra de Paris), где и работал хореографом по 1830 г.<ref name=data/>.
  
 
К этому времени ему исполнилось уже 65 лет, и знаменитый хореограф решил закончить свою карьеру, несмотря на то что предложения буквально сыпались из разных французских театров. Для своей старости он выбрал Тулузу. Правда, едва прибыв туда, он был приглашен обрадованным его прибытием директором тулузского театра. Но Жан-Батист Блаш вежливо отклонил это приглашение<ref name=ameri/>. Через четыре года, в 1834 году, он скончался там же, в Тулузе.
 
К этому времени ему исполнилось уже 65 лет, и знаменитый хореограф решил закончить свою карьеру, несмотря на то что предложения буквально сыпались из разных французских театров. Для своей старости он выбрал Тулузу. Правда, едва прибыв туда, он был приглашен обрадованным его прибытием директором тулузского театра. Но Жан-Батист Блаш вежливо отклонил это приглашение<ref name=ameri/>. Через четыре года, в 1834 году, он скончался там же, в Тулузе.
  
А созданные им балетные спектакли еще неоднократно ставились на мировых сценах, продолжая жизнь в его хореографии, возобновленной другими балетмейстерами — в том числе, его сыновьями.
+
А созданные им балетные спектакли еще неоднократно ставились на мировых сценах, продолжая жизнь в его хореографии, возобновленной другими балетмейстерами — в том числе, его сыновьями.
  
 
== Сыновья ==
 
== Сыновья ==
Строка 27: Строка 27:
 
== Постановки ==
 
== Постановки ==
 
Жан-Батист Блаш является автором огромного количества балетных хореографий. Установить теперь их, конечно, не представляется возможным. Но кое-что, возобновленное последующими балетмейстерами, источники сохранили. Среди постановок:
 
Жан-Батист Блаш является автором огромного количества балетных хореографий. Установить теперь их, конечно, не представляется возможным. Но кое-что, возобновленное последующими балетмейстерами, источники сохранили. Среди постановок:
* 1805 год — «Осенние амуры, или Сборщики винограда» (''Les Amours d’automne, ou Les Vendangeurs''), театр Порт-Сен-Мартен
+
* 1805 год — «Осенние амуры, или Сборщики винограда» (''Les Amours d’automne, ou Les Vendangeurs''), театр Порт-Сен-Мартен
 
* «Мельники» (''Les meuniers''), комический балет на собственную музыку; Большой театр в Бордо
 
* «Мельники» (''Les meuniers''), комический балет на собственную музыку; Большой театр в Бордо
* 1806 год — балет «Севильский цирюльник» [[Родольф Крейцер|Крейцера]] по [[Севильский цирюльник (пьеса)|пьесе]] [[Бомарше]] (Парижская Опера, совместно с [[Луи Дюпор|Л. Дюпором]]<ref name=plie/>)
+
* 1806 год — балет «Севильский цирюльник» [[Родольф Крейцер|Крейцера]] по [[Севильский цирюльник (пьеса)|пьесе]] [[Бомарше]] (Парижская Опера, совместно с [[Луи Дюпор|Л. Дюпором]]<ref name=plie/>)
* 1811 — «Лизбет и Мюллер, или Девушка-солдат» (''Lisbeth et Muller ou La fille soldat''), театр Порт-Сен-Мартен; этот балет восстановил на той же сцене один из сыновей хореографа: под одним данным — Фредерик-Огюст Блаш<ref name=ameri/>, по другим — [[Алексис Блаш]]<ref name=data/>.
+
* 1811 — «Лизбет и Мюллер, или Девушка-солдат» (''Lisbeth et Muller ou La fille soldat''), театр Порт-Сен-Мартен; этот балет восстановил на той же сцене один из сыновей хореографа: под одним данным — Фредерик-Огюст Блаш<ref name=ameri/>, по другим — [[Алексис Блаш]]<ref name=data/>.
* 19.04.1817 — «Альмавива и Розина» (''Almaviva et Rosine''), театр Порт-Сен-Мартен<ref name=data/> и музыкальный театр в Лионе (с использованием собственной хореографии балета «Севильский цирюльник» Крейцера<ref name=plie/>)
+
* 19.04.1817 — «Альмавива и Розина» (''Almaviva et Rosine''), театр Порт-Сен-Мартен<ref name=data/> и музыкальный театр в Лионе (с использованием собственной хореографии балета «Севильский цирюльник» Крейцера<ref name=plie/>)
* 02.01.1817 — «Сусанна и старцы, или Признанная невинность» (''Suzanne et les vieillards ou L’innocence reconnue''), театр Порт-Сен-Мартен<ref name=data/>
+
* 02.01.1817 — «Сусанна и старцы, или Признанная невинность» (''Suzanne et les vieillards ou L’innocence reconnue''), театр Порт-Сен-Мартен<ref name=data/>
* 02.06.1818 — «Бургомист Саардама, или Два Пьера» (''Le bourgmestre de Saardam ou Les deux Pierre''), театр Порт-Сен-Мартен
+
* 02.06.1818 — «Бургомист Саардама, или Два Пьера» (''Le bourgmestre de Saardam ou Les deux Pierre''), театр Порт-Сен-Мартен
* 1820 год — балет «Празднества Вулкана» (''Les Fêtes de Vulcain''), Парижская Опера
+
* 1820 год — балет «Празднества Вулкана» (''Les Fêtes de Vulcain''), Парижская Опера
* 23.03.1822 — «Дворец Кенильворт» (''Le château de Kenilworth''), театр Порт-Сен-Мартен
+
* 23.03.1822 — «Дворец Кенильворт» (''Le château de Kenilworth''), театр Порт-Сен-Мартен
* 20-02-1823 — «Два сержанта» (''Les deux sergents''), театр Порт-Сен-Мартен
+
* 20-02-1823 — «Два сержанта» (''Les deux sergents''), театр Порт-Сен-Мартен
* 1826 — «Сети Вулкана, или Марс и Венера» (''Mars et Vénus'') [[Жан Мадлен Шнейцхоффер|Шнейцхоффера]], Парижская Опера<ref name=plie/>
+
* 1826 — «Сети Вулкана, или Марс и Венера» (''Mars et Vénus'') [[Жан Мадлен Шнейцхоффер|Шнейцхоффера]], Парижская Опера<ref name=plie/>
* «Дафнис» на музыку [[Франсуа Шарлемань Лефевр|Ф. Ш. Лефевра]]
+
* «Дафнис» на музыку [[Франсуа Шарлемань Лефевр|Ф. Ш. Лефевра]]
 
* «Деревенская свадьба»
 
* «Деревенская свадьба»
 
* «Индийский праздник»
 
* «Индийский праздник»

Текущая версия на 20:44, 1 мая 2017

Жан Батист Блаш. Приблизительно 1830-е гг. Автор гравюры неизвестен

Жан-Батист Блаш де Бофор (фр.: Jean-Baptiste Blache de Beaufort; 17 мая 1765, Берлин, — 24 января[1], 26 января[2] или 24 декабря[3] 1834, Тулуза) — знаменитый французский артист балета и балетмейстер.

Несмотря на то что Ж.-Б. Блаш являлся одним из выдающихся деятелей балета мирового уровня, информации о нем сохранилось весьма немного, неизвестна даже точная дата его кончины, которую разные источники называют по-разному.

Биография

Родившись в Берлине и там проведя первые годы, он начал там же обучаться танцевальному искусству. Затем уехал во Францию, где в Париже стал учеником Деше (175? — 1815), выдающегося французского музыканта, композитора и танцовщика[2][3][4]. Жан-Батист учился не только танцу, но получил широкое музыкальное образование, в том числе как скрипач и виолончелист[4].

В 1781—1786 гг. он выступал в парижской Опере, затем последовал ряд приглашений из других городов: он работал в Марселе, Монпелье, Бордо, Лионе как танцовщик и балетмейстер, причем сам сочинял музыку ко многим своим балетам[3].

Талантливый балетмейстер, он покорил своими хореографическими постановками публику, и в 1792 году возглавил балет в Большом театре Бордо (Grand Théâtre de Bordeaux), сменив в этой должности выдающегося Жана Доберваля[4][5] (в 1821 году эту же должность получил младший сын Ж.-Б. Блаша, Алексис Блаш).

И хотя он работал в основном на провинциальных сценах, его слава дошла и до Парижа, и он неоднократно получал приглашения в Парижскую оперу, где создал несколько хореографических постановок, проходивших с огромным успехом[2].

В течение 1805—1824 гг. Ж.-Б. Блаш возглавлял балет в парижском театре Порт-Сен-Мартен (Porte-Saint-Martin)[5]. В этом же театре потом работал старший сын Ж.-Б. Блаша, Фредерик-Огюст Блаш, и воссоздавал балеты отца[4].

В 1824 году вновь получил приглашение работать в прославленной Парижской опере (Opéra de Paris), где и работал хореографом по 1830 г.[5].

К этому времени ему исполнилось уже 65 лет, и знаменитый хореограф решил закончить свою карьеру, несмотря на то что предложения буквально сыпались из разных французских театров. Для своей старости он выбрал Тулузу. Правда, едва прибыв туда, он был приглашен обрадованным его прибытием директором тулузского театра. Но Жан-Батист Блаш вежливо отклонил это приглашение[4]. Через четыре года, в 1834 году, он скончался там же, в Тулузе.

А созданные им балетные спектакли еще неоднократно ставились на мировых сценах, продолжая жизнь в его хореографии, возобновленной другими балетмейстерами — в том числе, его сыновьями.

Сыновья

Постановки

Жан-Батист Блаш является автором огромного количества балетных хореографий. Установить теперь их, конечно, не представляется возможным. Но кое-что, возобновленное последующими балетмейстерами, источники сохранили. Среди постановок:

  • 1805 год — «Осенние амуры, или Сборщики винограда» (Les Amours d’automne, ou Les Vendangeurs), театр Порт-Сен-Мартен
  • «Мельники» (Les meuniers), комический балет на собственную музыку; Большой театр в Бордо
  • 1806 год — балет «Севильский цирюльник» Крейцера по пьесе Бомарше (Парижская Опера, совместно с Л. Дюпором[3])
  • 1811 — «Лизбет и Мюллер, или Девушка-солдат» (Lisbeth et Muller ou La fille soldat), театр Порт-Сен-Мартен; этот балет восстановил на той же сцене один из сыновей хореографа: под одним данным — Фредерик-Огюст Блаш[4], по другим — Алексис Блаш[5].
  • 19.04.1817 — «Альмавива и Розина» (Almaviva et Rosine), театр Порт-Сен-Мартен[5] и музыкальный театр в Лионе (с использованием собственной хореографии балета «Севильский цирюльник» Крейцера[3])
  • 02.01.1817 — «Сусанна и старцы, или Признанная невинность» (Suzanne et les vieillards ou L’innocence reconnue), театр Порт-Сен-Мартен[5]
  • 02.06.1818 — «Бургомист Саардама, или Два Пьера» (Le bourgmestre de Saardam ou Les deux Pierre), театр Порт-Сен-Мартен
  • 1820 год — балет «Празднества Вулкана» (Les Fêtes de Vulcain), Парижская Опера
  • 23.03.1822 — «Дворец Кенильворт» (Le château de Kenilworth), театр Порт-Сен-Мартен
  • 20-02-1823 — «Два сержанта» (Les deux sergents), театр Порт-Сен-Мартен
  • 1826 — «Сети Вулкана, или Марс и Венера» (Mars et Vénus) Шнейцхоффера, Парижская Опера[3]
  • «Дафнис» на музыку Ф. Ш. Лефевра
  • «Деревенская свадьба»
  • «Индийский праздник»
  • «Безумная от любви»
  • «Семья беглецов, или Польская молочница»

Источники