Асклепий
Аскле́пий (в древнеримской мифологии Эскулап, др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии[1] — бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие. В «Герметическом корпусе» встречается как друг и ученик Гермеса Трисмегиста.[2]
Легенды и предания об Асклепии
Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — в одной из версий нимфа или героиня Коронида[3], в другой — Арсиноя[4]. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий — сын Корониды, дочери Флегия[5].
Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине[6]. По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей[7].
Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания м вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию[8].
Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины[9]. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших[10]. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами[11], также воскресил Ипполита[12]. Воскресил некоего мёртвого за плату[13].
Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия[14] (о чём упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай[15]), который был убит Зевсом у гипербореев[16].
Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.
Предположительно, Асклепию принадлежит и символ медицины — «Яд и противоядие» в виде чаши (кубка, бокала, рюмки) со склонившейся на ней змеёй: яд, попадая в чашу, подставленную человеком, превращается в противоядие.
Упоминается в «Илиаде». Ему посвящены XVI гимн Гомера и LXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского «Асклепий», комедий Антифана и Филетера «Асклепий».
Семейства врачей в Древней Греции производили свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.
В еврейской домонотеистической мифологии Асклеию соответствует Эшмун.
См. также
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.113-114; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.192-193
- ↑ Гермес Трисмегист Герметический корпус. — Асклепий.
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 74, 6; Гигин. Мифы 161
- ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.50 М.-У.
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 26, 7
- ↑ Тертуллиан. К язычникам II 14; Лактанций. Божественные установления I 10, 2
- ↑ Страбон. География XIV 1, 39 (стр.647)
- ↑ Тацит. Анналы XII 61
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3
- ↑ Схолии к Пиндару. Пифийские песни III 56 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.422
- ↑ Секст Эмпирик. Против ученых I 260
- ↑ Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 6
- ↑ Платон. Государство III 408с
- ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.51 М.-У.
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3.8; 14; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
- ↑ Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.195