Зефир и Флора (балет)
«Зефир и Флора» (фр.: Zéphire et Flore) — одноактный анакреонтический балет, созданный и поставленный балетмейстером Шарлем Дидло (1767—1837). Балет относится к так называемым балетам действия (ballet d’action) с превалированием сюжета над пластикой, находящейся в подчинении у сюжета.
Содержание
Другие представления с тем же названием
Легенда о счастливой любви Зефира и Флоры вдохновляла и художников, и скульпторов, и поэтов, и музыкантов; среди музыкальных сценических представлений существуют:
- опера П.Враницкого с тем же названием;
- балет «Пробуждение Флоры» Риккардо Дриго (поставлен в Петербурге, хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, 1894, Петергофский дворцовый театр, затем Мариинский театр[1]);
Этот же балет был воссоздан с таким же названием «Зефир и Флора»: композитор В. А. Дукельский, постановщик балетмейстер Л. Ф. Мясин, «Русский балет Дягилева», 1925.
История создания балета
Балет «Зефир и Флора» впервые был задуман Шарлем Дидло в 1795 году в Лионе, когда он ставил балет «Метаморфоза» (Lа métamorphose) на сборную музыку, посвященный его педагогу Жану д’Обервалю и ставший основой и предтечей балета «Зефир и Флора»[2]. Однако осуществить задуманный спектакль в Лионе не удалось из-за небольших размеров сцены и несовершенства театральной техники. Для постановки Шарлю Дидло требовались специальные театральные машины со специальным театральным оснащение — превращениями, полетами, бьющими фонтанами и прочими чудесами техники конца 18 столетия, чего в Лионском театре не оказалось. Но в следующем 1796 году балетмейстер, спасаясь от якобинцев с их революциями, уехал в Лондон, а там у него появились возможности для осуществления задуманного представления.
Впервые балет «Зефир и Флора» прошел на сцене лондонского Театра Её Величества 7 июля 1796 года на музыку композитора Чезаре Босси (Cesare Bossi). В основных партиях сам балетмейстер и его первая жена: Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло[3].
Этот балет играл особую роль в творчестве Дидло. Он постоянно возвращался к нему в новых постановках, изменял, совершенствовал, вводил новых персонажей — на музыку разных композиторов под разными названиями: «Зефир и Флора», «Флора и Зефир», «Ветреник Зефир, наказанный и удержанный, или Свадьба Флоры»[2] (или «Зефир непостоянный, наказанный и прощённый, или Свадьба Флоры»[4]). Дидло ставил свой балет на разных сценах Европы, в том числе в Петербурге, и в дальнейшем балет возобновлялся многими хореографами.
Конечно, постоянное возвращение к этому балету возникало у балетмейстера неслучайно. Возможно, что тема любви, семьи, долга волновала Шарля Дидло по сугубо личным причинам. Через шесть лет после приезда в Россию он потерял свою жену Розу Дидло (она скончалась в Петербурге), про которую сохранилось много утверждений как о великой танцовщице[5], а через несколько лет там же, в Петербурге, он сошелся с другой французской балериной, тоже по имени Роза и тоже работавшей в Петербургской императорской труппе — Розой Колинет, родившейся в 1784 году, а значит моложе балетмейстера на 17 лет. Она стала второй Розой Дидло. О личной жизни Шарля Дидло известно крайне мало, все балетоведческие материалы о нем посвящены только его творческой деятельности, полны восторгов и дифирамбов, при этом не забывая отметить жестокое обращение его с учениками и артистами, — но очень мало проливают свет на его личность.
Значение
Этот балет сыграл определенную роль в развитии всего балета как искусства. В нем впервые Шарль Дидло использовал такой элемент, как поддержка — до того балерины «опрокидывались» на руки своих кавалеров[5], но впервые Дидло придал позе определенную структуру, образность. «Зефир и Флора» стал первым балетом, в котором танцор поднимал свою партнершу и в котором появился новый элемент — «па-де-де» как «танцевальный диалог» двух танцоров[6].
Есть еще одна особенность этого балета, которую необходимо отметить. Некоторые историки балета считают, что именно в нем впервые балерина встала на пуанты, на кончики пальцев ног. В частности Ю.Бахрушин (Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) пишет:«Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление „положения на пальцах“. Эту позу ввел Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей ее, была, вероятно, Данилова в балете „Зефир и Флора“ в 1808 году (все первые изображения стояния на пальцах относятся именно к спектаклю „Зефир и Флора“)»[7].
Бахрушин сделал ошибку. Это не его вина: в СССР все зарубежные источники информации были для советских людей недоступны, да и в свои — петербургские и московские архивы вход был закрыт, требовались специальные разрешения к доступу, получить которые часто оказывалось невозможно. Первой балериной, вставшей на пуанты, стала французская танцовщица Женевьева Госселен, но это действительно было в балете Шарля Дидло «Зефир и Флора», только не в петербургской постановке, а в Париже в 1815 году[6][8][9]. Сам Ю.Бахрушин приводит слова французского историка балета Кастиль-Блаза по поводу спектакля «Зефир и Флора», поставленного Дидло в Париже в 1815 году: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Госселен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная»[7]. Пуантов-тапочек еще не было, исполнители были обуты в мягкие сандалии. Это еще не был танец на пуантах, но это была первая предтеча его.
Дальнейшие возобновления балета
Как уже было сказано, сам Шарль Дидло создал несколько постановок своего балета, в том числе в Петербургской императорской труппе. И хотя общий сюжет их всех был однотипным, какие-то сцены оказывались совершенно различными — каждая постановка становилась не возобновлением прежней, а новой конструкцией на ту же тему. Использовалась и музыка разных композиторов.
В Москву балеты Дидло переносил его ученик Адам Глушковский.
После увольнения Шарля Дидло из императорской труппы и вскоре после этого последовавшей его смерти балет «Зефир и Флора» появлялся на сцене, но сказать с уверенностью, какой именно из них возобновлялся, — на сегодня затруднительно.
Известно возобновление балета в Лондоне в 1830, сделанное Филиппом Тальони для его дочери — Марии Тальони. Именно тогда ее Флора впервые вышла на сцену в тапочках-пуантах[10]. Но это еще не был танец на пуантах, это все еще была предтеча его. Кастиль-Блаз писал об этом исполнении, сравнивая Марию Тальони с предыдущей французской исполнительницей (Женевьева Госселен к этому времени умерла): «Мы не забыли г-жу Госселен-старшую; изумительную ее гибкость; силу мускулатуры, позволявшую ей повисать в воздухе на носках (extremite des pieds) в течение минуты или двух; легкость ее танцевальных эволюции; изящество сложения; наконец, поразительную непринужденность при исполнении трудностей, с непосредственностью, естественностью и мягкостью, которые и есть верх искусства, ибо искусство за ними вполне незаметно… Г-жа Тальони кажется нам способной заменить танцовщицу, которую мы потеряли… Характер ее танца во многом схож с танцем предшественницы. Почти тот же рост, та же смелость поз, та же гибкость движений…»[11]. В танце на пуантах Мария Тальони выйдет через два года, в 1832 году, в Парижской опере в балете своего отца «Сильфида».
Кроме того, на Петербургской императорской сцене балет возобновлял Антуан Титюс. Известны и другие возобновления.
Действующие лица
Список действующих лиц приведен по постановке 1804 года в Эрмитажном театре, Петербург[12] (в некоторых постановках упоминаемы и другие персонажи):
- Зефир
- Флора
- Амур
- Венера
- Бахус
- Гименей
- Грации
- Клеониса
- Аминта
- Эригона
- Цефиса
- Сатир
- Селен
- Фавн
- Вакханка
- Амуры. Зефиры. Наяды. Тритоны. Сатиры. Нимфы.
Сюжет
Главные персонажи Зефир, бог легкого весеннего ветра, хотя порой и развивающегося до бурь, и Флора, покровительница растений и плодов, нимфа цветов и весны, — влюблены друг в друга. Но Зефир уж слишком непостоянен и беспечен: то неожиданно исчезнет, то так же неожиданно появится вновь, то встретит красавиц-нимф и, забыв обо всем на свете, начнет танцевать с ними — а те готовы ответить на ухаживания легкого и непринужденного красавца… Но строгий Амур решил сам взяться за дело и навести порядок в их отношениях, объяснив Зефиру несостоятельность и аморальность его отношения к любимой. Всё заканчивается хорошо: ветреник Зефир всё осознал и повел Флору к Гименею.
Особое значение в постановке Дидло отвел сценическим эффектам: распускающийся розовый куст, неожиданно на глазах зрителей превращающийся во взлетающее облако, летящие нимфы и божества, бьющий фонтан, водопад у храма Венеры… Всё это придавало представлению зрелищность в дополнение к красивому танцу[12].
Постановки
- 7 июля 1796 — Театр Её Величества, Лондон, композитор Ч. Босси, художник Липаротти; Зефир — Шарль Дидло, Флора — Роза Дидло.
- 1804 — Эрмитажный театр, Санкт-Петербург, Россия, художник Корсини; Зефир — Шарль Дидло, Флора — Роза Дидло
- 1808 — Эрмитажный театр, Санкт-Петербург, композитор К.Кавос; Зефир — Дюпор, Флора — Данилова (Ю.Бахрушин назвал первым появлением балерины на пуантах[7], что опровергается другими материалами)
- 7 апреля 1812 — театр Ковент-Гарден, Лондон, музыка А.Венюа; балетмейстер К. Дидло
- 12 декабря 1815 — Гранд-Опера, Париж; музыка А.Венюа, художники П. Л. Сисери и Марш, балетмейстер К. Дидло; Зефир — Альбер, Флора — Госселен-старшая (Дидло получил разрешение на постановку при содействии бывшего в то время в Париже великого князя Константина Павловича; одно из представлений посетили находившиеся тогда в Париже союзные монархи и Людовик XVIII лично выразил свое удивление и восхищение великому хореографу[2]; также упоминание французской критикой о вставании балерины на пуанты[7])
- 1817 — Театр на Моховой (Москва), перенос постановки Шарля Дидло А. П. Глушковским с добавлением второго акта на музыку А.Венюа[3]; Флора — Татьяна Глушковская
- 2 января 1818 — Эрмитажный театр, Петербург; художники С. П. Кондратьев и К. Бабини; новая редакция, балетмейстер Ш.Дидло. Балет оставался в репертуаре Петербургской императорской труппы долго, его переносили на разные театральные сцены петербургской труппы; среди исполнителей партии Флоры — Настасья Новицкая и Анастасия Лихутина, в других партиях: Авдотья Овошникова (мать будущего выдающегося танцовщика Ираклия Никитина), Яков Люстих, Вера Зубова, Александра Шемаева и др.
- 18 января 1828 — Большой Каменный театр, Петербург; музыка Кавоса, новая редакция, балетмейстер К. Дидло; Флора — Евдокия Ильинична Истомина
- 1829 — Большой театр, Москва, на музыку композиторов К. А. Кавоса и Н. Е. Кубишты (Флора — Ф. Гюллень-Сор)
- 3 июля 1830 — Ковент-Гарден, Лондон; возобновление по хореографии Ш.Дидло, балетмейстер Ф. Тальони; Флора — М. Тальони. Именно тогда впервые Мария Тальони вышла на сцену в новом виде обуви — тапочках-пуантах[10]
- 19 апреля 1841 — Большой Каменный театр, Петербург; возобновление; музыка Кавоса и Ванюа, балетмейстеры Антуан Титюс и Кузмина; Зефир — Эмиль Гредлю, Флора — Андреева 2-я
В 1820 — 1830-х гг. постановки балета возобновлялись в других русских городах: Орёл, Харьков, Курск, Киев[3].
Воссоздание
Казалось бы, балет давно ушел и забыт.
Да так оно и было.
Но в 1925 году, воспользовавшись тем же сюжетом, балетмейстер Леонид Мясин поставил фрагмент балета «Зефир и Флора» в той же старинной стилистике предромантического характера для труппы Русские балеты Дягилева на музыку Владимира Дукельского, художник Жорж Брак. Среди исполнителей: Антон Долин, Алисия Никитина, Серж Лифарь, Александра Данилова, Любовь Чернышева, Лидия Соколова, Фелия Дубровская.
В 1964 году был снят документальный фильм «История Русского балета», в который вошел фрагмент из мясинской постановки «Зефир и Флора».
Полностью балет потерян, но этот фрагмент был повторен в исполнении солистов Юрия Соловьева, Натальи Макаровой и Людмилы Алексеевой и кордебалета (см. видеоролик).
Источники
- ↑ Пробуждение Флоры
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Большая биографическая энциклопедия, автор Вл. Греков
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Театральная энциклопедия
- ↑ (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ 5,0 5,1 Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. М.: «Искусство», 1987
- ↑ 6,0 6,1 Впервые появились пуанты в балете «Зефир и Флора»
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Ю.Бахрушин. «История русского балета». М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)
- ↑ Энциклопедия Кольера // БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА
- ↑ Как появились пуанты?
- ↑ 10,0 10,1 Пуанты
- ↑ Классический танец // Тальони
- ↑ 12,0 12,1 Зефир и Флора