Иван Емельянович Сидоров — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Иван Емельянович Сидоров '''Иван Емельянович Сидоров''' (23 марта (4 апре…») |
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Биография) |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Какое-то время преподавал в Московском хореографическом училище<ref>[http://www.balletacademy.ru/www/lead2.shtml Московская государственная академия хореографии. Выдающиеся педагоги академии. Послереволюционный период]</ref>. В его работу входило преподавание характерного танца (разработка характерного танца была крупным направлением работы Московской императорской труппы); он вел занятия два раза в неделю по сорок пять минут<ref name=bolsh>[http://www.bolshoi-theatre.su/recs/id112/ И. Е. Сидоров («Мастера Большого театра»)]</ref>. | Какое-то время преподавал в Московском хореографическом училище<ref>[http://www.balletacademy.ru/www/lead2.shtml Московская государственная академия хореографии. Выдающиеся педагоги академии. Послереволюционный период]</ref>. В его работу входило преподавание характерного танца (разработка характерного танца была крупным направлением работы Московской императорской труппы); он вел занятия два раза в неделю по сорок пять минут<ref name=bolsh>[http://www.bolshoi-theatre.su/recs/id112/ И. Е. Сидоров («Мастера Большого театра»)]</ref>. | ||
<blockquote>''Ему было, вероятно, лет пятьдесят, но лицо его уже избороздили глубокие, резкие морщины. Большой мясистый нос, выцветшие маленькие глаза с белесыми ресницами, насупленные седые, ершистые брови и какие-то сероватые из-за проседи, непослушные, жидкие волосы создавали впечатление, что их владелец злющий, сварливый старик. Но так только казалось. Иван Емельянович был добрейшим человеком и блестящим педагогом. С учащимися он обращался просто, как старший товарищ, и они искренно любили его.''<ref name=bolsh/><br />(Из книги: Мастера Большого театра. Редактор и составитель В. Яковлев. Издательство: Советский композитор, 1975; 696 стр.)</blockquote> | <blockquote>''Ему было, вероятно, лет пятьдесят, но лицо его уже избороздили глубокие, резкие морщины. Большой мясистый нос, выцветшие маленькие глаза с белесыми ресницами, насупленные седые, ершистые брови и какие-то сероватые из-за проседи, непослушные, жидкие волосы создавали впечатление, что их владелец злющий, сварливый старик. Но так только казалось. Иван Емельянович был добрейшим человеком и блестящим педагогом. С учащимися он обращался просто, как старший товарищ, и они искренно любили его.''<ref name=bolsh/><br />(Из книги: Мастера Большого театра. Редактор и составитель В. Яковлев. Издательство: Советский композитор, 1975; 696 стр.)</blockquote> | ||
− | + | ||
Среди его учеников: [[Михаил Габович]], [[Игорь Александрович Моисеев|Игорь Моисеев]]<ref name=bolsh/>, [[Асаф Мессерер]]<ref name=plie>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1234/ Наум Азарин-Мессерер]</ref>. Асаф Мессерер придумал балетный прыжок, названный в честь И.Сидорова «Иван Емельянович». Об истории его рассказал Наум Азарин-Мессерер: | Среди его учеников: [[Михаил Габович]], [[Игорь Александрович Моисеев|Игорь Моисеев]]<ref name=bolsh/>, [[Асаф Мессерер]]<ref name=plie>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1234/ Наум Азарин-Мессерер]</ref>. Асаф Мессерер придумал балетный прыжок, названный в честь И.Сидорова «Иван Емельянович». Об истории его рассказал Наум Азарин-Мессерер: | ||
<blockquote>Иван Емельянович Сидоров (в прошлом танцор, ставший затем педагогом) в беседах с балетной молодежью любил немного прихвастнуть, рассказывая, какой сверхъестественный прыжок был у него в давние годы. Дескать, выполняет он jeté еn avant — прыжок вперед, вдруг его сзади окликают, он развёртывается в прыжке и прилетает обратно на то же место, откуда оттолкнулся. По этому поводу часто смеялись. Однажды Асаф Мессерер попросил товарищей позвать его в тот момент, когда он будет делать перекидное jeté. В ответ на зов он, находясь спиной к присутствующим, повернулся в воздухе на 180 градусов и приземлился к ним лицом. В шутку новому движению дали название «Иван Емельянович»<ref name=plie/>. | <blockquote>Иван Емельянович Сидоров (в прошлом танцор, ставший затем педагогом) в беседах с балетной молодежью любил немного прихвастнуть, рассказывая, какой сверхъестественный прыжок был у него в давние годы. Дескать, выполняет он jeté еn avant — прыжок вперед, вдруг его сзади окликают, он развёртывается в прыжке и прилетает обратно на то же место, откуда оттолкнулся. По этому поводу часто смеялись. Однажды Асаф Мессерер попросил товарищей позвать его в тот момент, когда он будет делать перекидное jeté. В ответ на зов он, находясь спиной к присутствующим, повернулся в воздухе на 180 градусов и приземлился к ним лицом. В шутку новому движению дали название «Иван Емельянович»<ref name=plie/>. |
Текущая версия на 18:46, 28 декабря 2016
Иван Емельянович Сидоров (23 марта (4 апреля) 1872, Москва — 4 августа 1944, Москва) — артист балета Московской императорской труппы, потом — советский артист балета.
Биография
Родился 23 март (4 апреля) 1872 года в Москве. Обучался с детства на хореографическом отделении в Московском театральном училище при Московской императорской труппе, после чего в 1891 году был зачислен в штат Московской балетной труппы[1][2].
В 1893 г. был переведен в солисты[2]. Еще через какое-то время получил должность второго помощника балетмейстера.
Исполнял много сольных партий и считался одним из лучших пантомимных артистов. В 1910—1917 гг. являлся помощником балетмейстера[1][2].
В 1912 году поставил танцы к спектаклю по пьесе П. П. Гнедича «Ассамблея», режиссер И. С. Платон (премьера: 18 октября 1912 г. на сцене Малого театра; тогда труппа московского Малого и Большого театров была едина).
Работал в основном на сцене московского Большого театра. Там встретил и Октябрьскую революцию 1917 года, разделившую в дальнейшем Московскую императорскую труппу на две — Большого театра для музыкальных постановок и Малого театра для драматических спектаклей.
Многие артисты балета после Октябрьского переворота уехали в эмиграцию, в Европе и Америке в эти годы очень ценился русский балет. Иван Сидоров остался в советской России, продолжил работу в московском Большом театре.
Какое-то время преподавал в Московском хореографическом училище[3]. В его работу входило преподавание характерного танца (разработка характерного танца была крупным направлением работы Московской императорской труппы); он вел занятия два раза в неделю по сорок пять минут[4].
Ему было, вероятно, лет пятьдесят, но лицо его уже избороздили глубокие, резкие морщины. Большой мясистый нос, выцветшие маленькие глаза с белесыми ресницами, насупленные седые, ершистые брови и какие-то сероватые из-за проседи, непослушные, жидкие волосы создавали впечатление, что их владелец злющий, сварливый старик. Но так только казалось. Иван Емельянович был добрейшим человеком и блестящим педагогом. С учащимися он обращался просто, как старший товарищ, и они искренно любили его.[4]
(Из книги: Мастера Большого театра. Редактор и составитель В. Яковлев. Издательство: Советский композитор, 1975; 696 стр.)
Среди его учеников: Михаил Габович, Игорь Моисеев[4], Асаф Мессерер[5]. Асаф Мессерер придумал балетный прыжок, названный в честь И.Сидорова «Иван Емельянович». Об истории его рассказал Наум Азарин-Мессерер:
Иван Емельянович Сидоров (в прошлом танцор, ставший затем педагогом) в беседах с балетной молодежью любил немного прихвастнуть, рассказывая, какой сверхъестественный прыжок был у него в давние годы. Дескать, выполняет он jeté еn avant — прыжок вперед, вдруг его сзади окликают, он развёртывается в прыжке и прилетает обратно на то же место, откуда оттолкнулся. По этому поводу часто смеялись. Однажды Асаф Мессерер попросил товарищей позвать его в тот момент, когда он будет делать перекидное jeté. В ответ на зов он, находясь спиной к присутствующим, повернулся в воздухе на 180 градусов и приземлился к ним лицом. В шутку новому движению дали название «Иван Емельянович»[5].
В балетной труппе Большого театра И. Е. Сидоров прослужил до 1930 года, в 1925 году получив звание Заслуженный артист Республики[1], после чего ушел из Большого театра и в 1930—1934 гг. стал артистом Московского художественного балета[1], организованного Викториной Кригер и впоследствии, в 1939 г., переросшего в балетную труппу Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко[6].
В эти же годы началось уничтожение московской балетной труппы Большого театра — по решению Сталина, в московский Большой театр были переведены в несколько этапов артисты балетной труппы Ленинградского театра, которые и заняли все ключевые места. Московские балетмейстеры и артисты не могли рассчитывать на работу, многие ушли из Большого театра в поисках применениях себе.
В 1941 году И.Сидоров полностью оставил сцену[1].
4 августа 1944 года он скончался в Москве.
Репертуар
Большой театр:
- Эспада — «Дон Кихот»
- Богатый купец — «Аленький цветочек» Гартмана
- Сэр Джемс Плумпетермир — «Фея кукол» Байера
- Ротбарт — «Лебединое озеро»
- Абдерахман — «Раймонда»
- Бирбанто — «Корсар»
- Рамзес — «Дочь фараона»
- Мишо — «Тщетная предосторожность»
- Гамилькар — «Саламбо», 1910, первый исполнитель[7]
- Чернобог — «Ночь на Лысой горе», 1918, постановка Горского (в рамках труппы Большого театра) на сцене театра «Аквариум»[8]
- Ганс — «Жизель», 1925
- Хан — «Конёк-Горбунок», 1925
- Начальник порта — «Красный мак», 1927, первый исполнитель[1]
Московский художественный балет:
- Коппелиус — «Коппелия»
- Сэр Хипс — «Красный мак»
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 СИДОРОВ Иван Емельянович (Источник: Русский балет. Энциклопедия)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Театральная Энциклопедия
- ↑ Московская государственная академия хореографии. Выдающиеся педагоги академии. Послереволюционный период
- ↑ 4,0 4,1 4,2 И. Е. Сидоров («Мастера Большого театра»)
- ↑ 5,0 5,1 Наум Азарин-Мессерер
- ↑ КРИГЕР Викторина Владимировна
- ↑ «САЛАМБО» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ «НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)