Саламбо (балет)

Материал из ALL
Версия от 17:44, 9 ноября 2017; MaxSvet (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Первая исполнительница партии Саламбо Е. Гельцер

«Саламбо» — балет по одноименному роману Гюстава Флобера; композитор А. Ф. Арендс, автор либретто и балетмейстер А. А. Горский.

Премьера: 10 января 1910, Московская императорская труппа, Большой театр.

Роман Флобера

Основой для создания балета послужил одноименный роман французского писателя Гюстава Флобера, действие которого разворачивается в III в. до н. э. в Карфагене[1][2].

Г.Флобер писал свой роман в течение нескольких лет — с 1857 по 1862 годы. Это было время, когда археологические раскопки всколыхнули интерес к древней истории, и к древней тематике стали обращаться представители искусств и литературы, которые не обладали доскональными историческими сведениями и уверенно заменяли их своим собственным видением. Тем не менее Флобер, творчеству которого было вообще свойственно углубление в доскональные детали, при работе над своим романом обращался к трудам древних писателей, в том числе Полибия, для изучения Карфагена.

Роман был посвящен событиям, действительно имевшим место ок. 240 года до н. э. в Карфагене — восстанию наёмников после Первой Пунической войны и его подавлению карфагенским полководцем Гамилькаром Баркой[1]. Персонажи романа — исторические лица: сам Гамилькар Барка, дочь Гамилькара Саламбо, нумидийский вождь, перешедший на сторону карфагенян Нар Гавас, предводитель восставших воинов Мато[2] и др.

Наряду с ними действуют и вымышленные персонажи. И хотя Флобер пытался придерживаться исторических фактов, его роман — конечно же, художественное остросюжетное произведение.

Популярность романа во второй половине 19 века была огромная во всей Европе, он был хорошо известен в России[3].

По мотивам романа было сочинено шесть опер и один балет[2].

Сюжет

Предводитель воинов-наемников Мато поднимает восстание, требуя уплаты вознаграждения за битвы в Пунической войне, но у разоренного Карфагена нет денег и нечем платить. Именно в это время Мато встречает дочь прославленного карфагенского полководца Гамилькара Барки Саламбо. Весь сюжет сводится к их любви, вспыхнувшей неожиданно и не могущей иметь никакого будущего. Они совершенно далеки друг от друга; он — солдат, она — воспитанная в религиозных традициях знатная красавица, а бунт, поднятый воинами, разъединяет их еще больше. «Ребенок и варвар (первобытный человек) не отличают действительного от фантастического», — писал Флобер о своих героях[2]. Их любовь только зародилась, но она уже сильна и готова к жертвам во имя друг друга, однако же открыться в ней они никому не могут. Мато проникает к возлюбленной в священном покрывале богини Танит— с этим покрывалом связана страшная легенда: до него нельзя дотрагиваться карфагенянам, если Саламбо дотронется до него — она погибнет.

Видя отношение Мато к Саламбо, Нар Гавас, сам влюбленный в Саламбо, желает помешать их любви и с этой целью переходит на сторону карфагенян, помогая Гамилькару Барке подавить восстание. А за такую помощь он получает награду — женитьбу на Саламбо. Мато ведут на казнь, Саламбо не в силах помешать этому, но и свадьбы с Нар Гавасом не бывать: Саламбо падает замертво, дотронувшись до священного покрывала Танит[1][2].

Напомним: речь идет о сюжете произведения — на самом же деле настоящая исторически существовавшая Саламбо стала женой Нар Гаваса, а ее любовные отношения с Мато вряд ли имели место в реальной жизни.

Хореография

Попытки воссоздать сюжет романа Флобера на балетной сцене уже были. Еще П. И. Чайковскому делалось предложение в 1886 году директором императорских театров И. А. Всеволожским сочинить музыку к балету «Саламбо», но композитор отказался[4]. Идея балета так и осталась неосуществленной.

Поставить балет «Саламбо» давно мечтал балетмейстер А. А. Горский[3]. Однако это не сразу получилось. Горский в своих постановках стремился к реализму. Это было время расцвета реализма в искусстве. Московская сцена шла к этому направлению давно; если Петербургская балетная труппа разрабатывала романтический балет, то Московская изучала народный танец и на его основе создавала жанровый сюжетный балет, именно характерные танцовщики отличали балетную сцену Московской труппы.

Храм Танит. 1909. Эскиз декорации к балету А. Ф. Арендса Саламбо. Художник К.Коровин
Комната Саламбо. 1909. Эскиз декорации к балету А. Ф. Арендса Саламбо. Художник К.Коровин
Эскиз театральных костюмов к балету «Саламбо». Художник К.Коровин

Лишь в 1919 году Горский смог осуществить давнюю мечту — приступить к постановке балета «Саламбо», он сам написал либретто по роману Флобера, много работал с композитором А. Ф. Арендсом, назначал танцовщиков. Этим балетом Горский впервые приступил к такой грандиозной постановке, которая к тому же стоила больших денег, — 150 тысяч рублей[3].

Художником спектакля стал Константин Коровин. Он основное внимание уделил расцветке, придав каждому основному персонажу сопутствующую ему цветовую гамму[3]. Это не только придало изысканную красоту всему спектаклю, но и создавало определенное настроение, характерное каждой отдельной сцене. Для К. Коровина этот спектакль стал знаменательным — он вложил в него столько душевных сил, столько своего таланта, и сроднился с поставкой настолько, что назвал именем Саламбо собственную дачу в Гурзуфе, которую строил в это же время[5].

Балет во многом стал новаторским: здесь не было главных атрибутов классической хореографии — ни пачек, ни пуантов[3]. По эскизам Коровина были созданы костюмы, олицетворявшие события исторического времени, Коровин даже придумал форму специальных танцевальных сандалий[6]. Это был не тот классический балет, к которому привыкли балетоманы. Горский учел наработки Станиславского в его Художественном театре. Во всем, даже в мелочах, утверждался реализм. Горский даже по-своему изменил концовку — смерть Саламбо наступала не от мистического покрывала, а от разрыва сердца[3].

С. В. Фёдорова — Рабыня-жрица Молоха («Саламбо»), 1910

Особое значение балетмейстер придал массовым сценам: наемники были людьми разных рас и национальностей, из разных стран с разными традициями и манерой поведения — и это он тоже хотел показать, находя национальные отличительные признаки[3].

Исполнительницу главной женской партии — Саламбо — А. Горский долго выбирал, у него были две претендентки: Екатерина Гельцер или Софья Фёдорова. В концов концов он отдал эту роль Е. Гальцер, С. Фёдорова показалась ему еще недостаточно «оперившейся»[7]. Так решилась судьба главной партии.

Начались репетиции.

Далеко не все артисты воспринимали устремления балетмейстера, с исполнительницей главной партии Екатериной Гельцер разногласия переходили в ярые споры: многие сцены ей предлагалось не танцевать, а выражать трагедию любви мимикой и телодвижением, чем она была поначалу категорически несогласна и долго не могла найти подобающих сценических решений образа своей героини в соответствии с требованиями А.Горского[3]. Потом критики назовут роль Саламбо ее лучшей партией[8].

Что было бы, если бы в этой партии вышла Софья Фёдорова? Безусловно, две выдающиеся балерины исполнили бы партию Саламбо по-разному. Трудно сравнивать с тем, чего нет — С. Фёдорова не танцевала эту роль, а работа Гельцер была признана великолепной. Но наверняка можно сказать, что С.Федорова была бы более трагична и мистична в этой роли[7]. Но ей досталась другая роль, которую она провела с не меньшим блеском: Рабыня — жрица Молоха. Ее жрица славила своего бога и словно сливалась с ним, она извивалась, одержимая снизошедшей на нее стихией зла; это была тема примитивной души, трепещущей перед всемогущим злом[7] и преклоняющаяся перед ним. И эта партия стала безусловным успехом Софьи Фёдоровой.

Премьера

Премьера 5-актного балета состоялась 10 января 1910 в московском Большом театре (Московская императорская труппа)[3][9]; балетмейстер А. А. Горский, художник К. А. Коровин, дирижер А. Ф. Арендс; исполнители: Саламбо — Е. В. Гельцер, Мато — М. М. Мордкин, Нарр-Авас — В. Д. Тихомиров, Танит — В. А. Каралли, Рабыня — С. В. Фёдорова, Гамилькар — И. Е. Сидоров, Бедуинка — А. М. Балашова, Бедуин — А. М. Козлов, Эшмун — Л. Л. Новиков.

Как и следовало ожидать, постановка не была принята всеми однозначно[3]. Но с тем, что балет стал событием в культурной жизни Москвы, согласны оказались все. Современными критиками балет «Саламбо» признается апогеем творчества А.Горского[10].

Игорь Моисеев в партии Мато («Саламбо», 1932)

Спектакль просуществовал какое-то время в репертуаре Большого театра, но потом сошел, а в дни Октябрьской революции стало не до него.

Постановка Моисеева

Еще одну постановку осуществил тоже на сцене московского Большого театра балетмейстер И. А. Моисеев в 1932 году.

Нина Подгорецкая — Саламбо, Большой театр, 1932

Однако время на дворе стояло послереволюционное, требовавшее больших идеологических изменений. Образ раба-бунтовщика вполне соответствовал требуемым стандартам. Теперь мятежник Мато и его борьба, а не любовь Саламбо должны были выйти на первый план постановки. И. Моисеев значительно переработал либретто А. Горского, сделав балет из 5-актного 4-актным, а музыку А. Ф. Арендса перемешав с фрагментами из произведений А. К. Глазунова, В. В. Небольсина и А. Н. Цфасмана[9].

Премьера новой редакции прошла 15 июня 1932 на сцене московского Большого театра; балетмейстер И. А. Моисеев, художник П. И. Соколов, дирижер Ю. Ф. Файер; Саламбо — Н. Б. Подгорецкая, Мато — сам балетмейстер И. А. Моисеев, Нарр-Авас — Н. М. Ларионов, Лидийский военачальник — А. М. Мессерер, Гамилькар — А. Д. Булгаков[9], Камон — К. Я. Голейзовский.

В 1930-х годах по решению Сталина в труппу московского Большого театра были переведены танцовщики и балетмейстеры из Ленинграда. Хореографическое направление Московской труппы было обречено на уничтожение.

Балет «Саламбо» больше не возобновлялся.

Источники