Пьяный отец семейства (картина)

Материал из ALL
Версия от 14:30, 24 апреля 2018; Анонимус

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
«Запил». Художник А. И. Корзухин. (рубеж XIX–XX веков) г.

«Запил» — картина русского художника Алексея Ивановича Корзухина.

Время создания: 1861 год[1]

Холст, масло.

Жанровая живопись.

Это полотно художника, за которое он получил приз от Академии Художеств, столь мало известно, что сведения о картине очень скудны. Не удалось установить ни ее параметры, ни современное местонахождение.

Художник

Алексей Иванович Корзухин (1835—1894)[2][3] происходил из крепостных, его родители работали на уральских рудниках по промывке золота[4] И путь его самого с детства неотвратимо лежал туда же. Но талантливому мальчику повезло — на его рисовальные способности обратил внимание начальник уральских горных заводов С. Ф. Глинка и отправил учиться в Горное училище. А вскоре он, оставаясь государевым крепостным, поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге[3].

И одно из первых произведений «Пьяный отец семейства» получает в 1861 году премию от Академии[3].

Жанровая бытовая живопись, заявленная в этой работе, навсегда осталась главной в творчестве А. И. Корзухина[5].

Сюжет картины

Сюжет картины был по тому времени необычен для Академии художеств — жанровая сценка[3], причем весьма неприглядного вида: нищая российская семья, где напившийся водки хозяин отводит душу на беззащитных жене и ребенке. Безропортная женщина сидит, боясь поднять голову — видно, что это ее обычная поза, что не первый раз муж приходит домой в таком виде, что привыкла она сносить от него и побои, и унижения, и оскорбления[1]. Несчастная, забитая, она не умеет не только ответить, но и за щитить собственного ребенка, испуганно прижимающегося к ней.

Эта семейная сцена, столь обычная для российского быта, была воспринята Академией художеств как нечто новое в живописи, путь не просто к реалистическому описанию жизни, а жизни самой низменной, жизни российских реалий. Издевательство сильних, бессилие слабых — истинная жизнь России предстала в этой картине.

Художник И. Е. Репин вспоминал о зарождении демократических направлений в живописи: «Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя. Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается в свою семью в бесчувственном состоянии. Дети и жена в паническом ужасе… До чего одичал этот варвар! Что за бессмысленное животное!»[5].

А. И. Корзухин за это произведение получил малую золотую медаль Академии художеств[3][6][7][8][9], а по другим источникам — 1 серебряную и 2 золотые медали[4][10].

Источники