«Корабельная роща» — последняя картина русского художника И. И. Шишкина.
Дата создания: 1898 год.
Материал: холст, масло.
Размеры: 165 х 252
Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург[1][2][3][4].
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) вошел в историю мировой живописи как выдающийся художник-пейзажист. Природа для художника — само благородство уже по своей сути[5]. Его полотна-пейзажи — это не просто зарисовки окружающей природы, не просто воспевание красот мира; это попытка проникновения в самую суть природы, попытка выявления Божественной сути ее, это преклонение перед ее могуществом и силой. И еще это всегда отображение души и настроений самого художника. Природа была с ним всегда — и в радости, и в тяжелом горе. И. Шишкин не воспевал природу — он ощущал себя частью ее, а ее — частью себя. И отделить эти части друг от друга в его творчестве немыслимо.
«Человек-школа, но живая школа», — сказал о Шишкине И. Н. Крамской в своем письме к другому художнику-пейзажисту Ф. А. Васильеву (И.Шишкин был женат первым браком на сестре Ф. Васильева). Этими словами идейный вождь передвижничества как бы подчеркивал непреходящее значение творчества И. Шишкина[4].
Историк искусства и художественный критик А. В. Прахов отметил творчество И. Шишкина такими словами: «Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством»[6].
Критик Дмитрий Успенский писал про И. Шишкина: «Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей, сочетания стеблей листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы»[7].
Стихией И. И. Шишкина была природа северной Европы — эта неброская, неяркая красота мужества и сумрака привлекала его[8], в ней он находил черты, сходные со своим характером. Он рисовал леса Европы, северной ее части — писал пейзажи Германии, Швейцарии, много работал в Финляндии, куда переехала после замужества его старшая дочь Лидия от первого брака (потом за ней туда же уедет и младшая дочь Ксения от второго брака художника)[9]; он живописал и дорогую его сердцу природу средней полосы России. Это и подвело. Имя великого художника Ивана Шишкина использовали полуграмотные псевдопатриоты-националисты как «своего» русского художника. Как его только ни называют: и «певец великого русского духа», и «художник величественной русской природы», и «символ мощи русского леса», и «гордость России», и «богатырь русского леса»[6][1][10][11][12] (заодно проводится и экологическая лекция о необходимости сохранности лесов в Центральной части Российской Федерации[1][4])… А фразы «Шишкин много сделал для развития русского пейзажа» и «Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, понимание ее суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, воплощению в своем творчестве возвышенного образа Родины»[6], безусловно, должны войти в историю русской художественной критики. Правда, этому способствовала и стилистика того времени, в том числе слова В. В. Стасова: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»[6]. Но Стасов произносил эти слова в 19 веке, когда русское искусство еще не столь давно зародилось как национальное, самобытное и как часть мировой культуры. Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность! Имя художника оказалось жертвой в цепких руках псевдопатриотов, даже не желающих знать и изучать истоки родной русской культуры. А ведь Шишкин часто не перерисовывал, а конструировал свои произведения, объединяя собственные этюды, созданные им в разное время и в разных местах: на его полотнах обретали единение швейцарские, финские и русские зарисовки. Кстати, И. Шишкину принадлежит авторство множества крымских пейзажей, уж никак не относящихся к северу Европы. Да не воспевал никогда И.Шишкин русскую природу, он сливался с ней, осознавал себя частью ее — только не слово «русский» главное здесь — а «природа»! — через которую — не воспевал — олицетворял себя. Не воспевал — а передавал полотну собственные страдания и боль. А боли и тоски в его жизни было много — художник был дважды вдовцом, дважды хоронил любимых, а еще дважды хоронил детей — два его сына умерли совсем маленькими. Его надежды на возрождение счастья и семьи во втором браке обернулись лишь еще одной трагедией и еще одной смертью близкого и любимого человека. Пожалуй, это один из самых лирических художников, отобразивший в своих произведениях собственную душу, собственную покорность судьбе, покорность всему выпавшему на его долю.
Хотя, конечно же, никому в голову не придет отрицать «русскость» художника.
Последняя картина И. Шишкина «Корабельная роща» — это действительно картина русской природы. Она была создана под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах[4][10]. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги»[5]. А Большая Советская Энциклопедия, в очередной раз радуя читателей, даже дала эту запись в качестве названия картины, только в современном написании: «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги»[3].
Корабельная сосна — это определённый вид сосны. Смолистая древесина корабельной сосны отличается прочностью, упругостью и лёгкостью. Это деревья, достигшие 80—100 лет, высотой до 40 метров и около полуметра в диаметре. Именно такие деревья с давних пор шли для строительства судов. Высокий легкий ствол очень годился на мачты кораблей[13].
Картина «Корабельная роща» — это картина-завещание. Она написана в год кончины художника. В этом полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни[1]. Мотивы, рассеянные по прежним работам Шишкина, слагаются здесь воедино[4]. Да и по размерам это полотно превосходит все остальные, созданные великим художником[10].
Сюжет картины — как обычно у Шишкина — прост. Художник, как всегда, придает огромное значение деталям, четко выписывая чуть ли не каждый стебель и каждую травинку[1]: все в природе знает свое собственное место, здесь нет лишнего и все покорно могуществу создателя. Огромные сосны образуют целую сосновую рощу. Впереди, перед зрителем, поляна, залитая солнцем. А дальше, постепенно — полотно всё более поглощается сумраком. Это сумрак леса, через который никаким солнечным бликам уже не пробраться. Сосны, сосны… Магическая красота природы — и всё[2]… Ограда, сплетенная из веток, покосилась и позабыта теми, кто ее когда-то ставил… А может быть, тех, кто ее ставил, уже и нет на этом свете…
Картина «Корабельная роща» впервые была выставлена на XXVI передвижной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге 22 февраля — 29 марта 1898 г., и вызвала всеобщую похвалу коллег-художников и посетителей[2][4]. А художник К. А. Савицкий тут же отозвался восторженным письмом И. Шишкину: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная — поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»[4][10].
Еще за несколько лет до того, в 1893 г., Шишкин давал интервью «Петербургской газете» и тогда так отвечал на вопросы:
- — Мой идеал счастья? — Душевный мир.
- — Величайшее несчастье? — Одиночество.
- — Как бы я хотел умереть? — Безболезненно и спокойно. Моментально[14].
Выставка еще не успела закончиться, когда 8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство»[10] (по другим источникам — «Краснолесье»[14]). Д. Успенский писал по этому поводу («Неделя», 1898, 22 марта, № 12, с. 395—396): «XXVI передвижная выставка — в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67 году Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник»[7].
Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве И. И. Шишкина и широко репродуцируемой — и на почтовых открытках и марках, и на футболках, и на коврах, и на обоях для обклейки стен[2][15][16][17]… Иными словами, душа художника на волне патриотизма хорошо идет в продажу[5].
См. также
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 И. И. Шишкин (1832—1898). Корабельная роща
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Корабельная роща И. И. Шишкин
- ↑ 3,0 3,1 Илюстрация «Шишкин И. И. „Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги“» в Большой Советской Энциклопедии
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Танаис Галерея // Иван Шишкин. Корабельная роща
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Шишкин И. «Корабельная роща»
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Богатырь русского леса. Межмузейная художественная выставка
- ↑ 7,0 7,1 ПЕТЕРБУРГСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ (1898)
- ↑ В Рыбинском музее-заповеднике состоялось открытие выставки И. И. Шишкина
- ↑ В Финляндии найдены прямые потомки живописца Ивана Шишкина
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Корабельная роща
- ↑ Описание картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя»
- ↑ Иван Иванович Шишкин — певец русского леса
- ↑ Почему говорят корабельная сосна?
- ↑ 14,0 14,1 Иван Иванович Шишкин (1832—1898)
- ↑ Репродукция картины И.Шишкина «Корабельная роща» на ткани. 1981 г.
- ↑ Вышивка крестом
- ↑ ОБОИ ДЛЯ РАБОЧЕГО СТОЛА // Обои Иван Шишкин — Корабельная роща