Времена года (балет на музыку Вивальди)

Материал из ALL
Версия от 16:04, 11 ноября 2016; Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{youtube|YOKzYuw7844|width=500|«Времена года» А. Вивальди. Постановка Ролана Пети, 1984 г.}} Одноактный ба…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

()

«Времена года» А. Вивальди. Постановка Ролана Пети, 1984 г.

Одноактный балет «Времена года» (фр.: Les Quatre Saisons; англ.: The Four Seasons) на музыку Антонио Вивальди создан выдающимся французским балетмейстером Роланом Пети (1984 г.).

Музыка

Антонио Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 1678—1741), выдающийся композитор эпохи Барокко[1], никогда не сочинял музыки к балету «Четыре сезона» (или по другим переводам: «Времена года» или «Четыре времени года»).

«Времена года» (ит.: Le quattro stagioni) Антонио Вивальди — это цикл четырёх концертов для скрипки с оркестром, созданный около 1720 года[2] или в 1723 году[3][4]. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Ко всему произведению напрашивается сравнение не просто с циклами природы, но и со всей человеческой жизнью: в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, является олицетворением начала и символизирует юность, а зима — конец пути — старость — смерть[2]. Этому же способствуют постоянные чередования темпов: быстро — медленно. Что важно для творчества Вивальди: его зима — это не только конец, это одновременно и предвестник новой весны[2].

Музыку композитора Антонио Вивальди через два с половиной века положил в основу своего нового балета хореограф Ролан Пети.

Хореограф

Roland Petit.jpg

Имя Ролана Пети (фр.: Roland Petit; 1924—2011), выдающегося французского балетмейстера, неразрывно связано с развитием всего мирового балета ХХ столетия. За свою жизнь он поставил почти 200 балетов[5]. Начав карьеру балетного артиста еще десятилетним мальчиком в небольших дивертисментах и танцевальных сценах опер, в возрасте 16 лет (в 1940 г.), он был принят в кордебалет прославленной Парижской оперы[6], а в двадцать лет поставил свой первый балет как хореограф.

В 1972 году Ролан Пети стал создателем и руководителем новой труппы — «Балета Марселя» (фр.: Le Ballet national de Marseille). В 1984 году значение деятельности этой труппы стало столь огромно, что она получила статус национальной (то есть государственного обеспечения) — Centre chorégraphique national. Ролан Пети возглавлял свой театр в течение 26 лет — до 1997 года[7].

Там же среди множества хореографических спектаклей он поставил балет на музыку Вивальди «Времена года».

Сюжет балета

Балет, созданный Роланом Пети на музыку Вивальди, не относится к балетам действия (ballet d’action — термин, введенный еще Ж. Ж. Новерром). Он не несет конкретного развития сюжета, характерных черт персонажей, завершенной фабулы — с началом и концом. Но это не значит, что сюжет напрочь отсутствует. Сюжет есть, но он перемещен в другую сферу — философско-эстетическую. В балете действуют не персонажи, не конкретные психологические герои, а чувства, эмоции. Солист балетной труппы московского Большого театра Николай Цискаридзе назвал этот спектакль Ролана Пети «бессюжетным неоклассическим балетом, сделанным как приношение Баланчину»[8][9].

Артисты играют не характеры людей-персонажей, даже не аллегорические роли сезонов, а характеры Природы: Весна, Лето, Осень, Зима — каждый из сезонов несет свою определенную форму, свою психологическую основу. Каждое время года символизирует определенное настроение: радость, ликование, страсть, любовь, сдержанность, волнение, тревогу, страдание, снова радость… Балет начинается и заканчивается Весной — ежегодным возрождением Природы и Жизни, в центре которых всегда находится Любовь: Весна — пробуждение чувства; Лето — изнеможение страстью; Осень — зрелые, сдержанные чувства; Зима — некоторая скованность[8] и угасание. И снова Весна…

В 1984 году по балетному спектаклю был создан фильм (см. фильм «Времена года» в исполнении Национального балета Марселя, постановка Ролана Пети).

Балет исполняется не на сцене в здании театра, а на улице — на знаменитой площади Святого Марка в Венеции — родного города Вивальди[8]. В главных партиях: Доминик Кальфуни, Дени Ганьо, Луиджи Бонино, Жан-Пьер Авиотт, Жан-Шарль Жиль[1][10].

Источники