Изменения

Ясон и Медея (балет)

72 байта добавлено, 20:43, 1 мая 2017
[[Файл:GAETANO ~1JasonetMede.JPG|thumb|370px|[[Гаэтано Вестрис]] в балете «Ясон и Медея» (Библиотека Конгресса США, отдел эстампов и фотографий)]]
'''«Ясон и Медея»''' ({{lang-fr|Jason et Médée}})  — балет в двух актах композитора [[Жан-Жозеф Родольф|Ж.-Ж.Родольфа]], поставленный выдающимся хореографом и балетным новатором [[Жан-Жорж Новерр|Ж.-Ж.Новерром]]. Впервые был продемонстрирован в [[Штутгарт]]е в [[Королевский театр (Штутгарт)|Королевском театре]] ({{lang-de|[[:de:Hoftheater|Hoftheater]]}}) 11 февраля 1763 года в день рождения герцога [[Карл II Вюртембергский|Карла II Вюртембергского]].
Балет «Ясон и Медея» считается первым балетным спектаклем.
Герцог [[Карл-Евгений II Вюртембергский]] снискал славу покровителя деятелей театральных искусств, которым создал все условия для творческой работы, что привлекло в Штутгарт многих известных музыкантов и артистов. Там создалась атмосфера, способствующая развитию театра и театральных реформаторских достижений. Именно там нашли свое применение реформаторские пластические идеи Ж.Новерра.
До реформаторских хореографических идей Новерра балет существовал не как отдельный вид театрального искусства с собственным развитием действия и законченным сюжетом, а как [[Балет в опере|отдельный танец]] в опере и драме, никак не связанный с основной линией интриги; обычно балетными выступлениями заканчивались оперные акты<ref>[[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю. А А. Бахрушин Бахрушин]]. «История русского балета»</ref>, часто они использовались как отбивка во время смены декораций. Балет служил красивым отвлекающим танцевальным дивертисментом, не неся никакой смысловой нагрузки<ref>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/NOVERR_ZHAN_ZHORZH.html Онлайн Энциклопедия Кругосвет]</ref>. Постепенно значение балета росло, особенно пантомимы. Но лишь Новерр в своем многотомном труде «Записки о танце и балете» (фр. «Lettres sur la danse et les ballets»), изданном в 1760 году одновременно в Лионе и Штутгарте, обосновал возможности танцевального искусства, рассматривая балет как отдельный вид театрального жанра, со своим сюжетом и яркими драматическими характерами персонажей.
Балет «Ясон и Медея» стал воплощением основных эстетических замыслов постановщика.
Постановку неоднократно переносили другие хореографы в другие театры других городов других стран.
* В 1767 году спектакль состоялся в [[Вена|Вене]] в постановке [[Гаэтано Вестрис|Г. Вестриса]]; в том же году — году — в [[Варшава|Варшаве]];* в 1770 — 1770 — [[Гаэтано Вестрис|Г. Вестрис]], исполнитель главной партии, повторил постановку Новерра в Париже в Королевской академии музыки, но на музыку композитора [[Жан Бенжамен Ла Борд|Ла Борда]], среди исполнителей: Медея — Медея — [[Мари Аллар|М. Аллар]], Креуза — Креуза — [[Мари-Мадлен Гимар|М.-М. Гимар]]<ref name=bmuz>[http://www.balletmusic.ru/ballet_12.htm Балетная и танцевальная музыка]</ref>;* в 1775 — 1775 — там же в Парижской академии музыки Г. Вестрис повторил постановку, но с музыкой Родольфа и [[Пьер Бертон|Бертона]] (фр. Pierre Montan Berton)<ref name=bmuz />;* в 1780 — 1780 — повторение постановки;* в 1804 — 1804 — постановка в Парижской опере балетмейстеров Г. Вестриса и [[Пьер Гардель|П. Гарделя]];* в 1781 и 1782 — 1782 — в [[Лондон]]е в [[Театр Её Величества|Театре Её Величества]] Новерр сам повторяет свой спектакль, но в последних спектаклях в Англии была использован музыка [[Кристоф Виллибальд Глюк|К.-В. Глюка]], в ролях: Медея — Медея — Симоне, Креуза — Креуза — Баччелли, Язон — Язон — Г. Вестрис<ref name=bmuz />;* 7 мая 1791 года — года — постановка Новерра в музыкой Ж. Родольфа была перенесена в Россию [[Шарль Ле Пик|Ш. Ле Пиком]] и показана в [[Большой Каменный театр|Большом Каменном театре]] в Петербурге, художник [[Петр Федорович Гонзаго|Пьетро Гонзаго]]; Медея — Медея — [[Гертруда Росси-Ле Пик]], Язон — Язон — [[Шарль Ле Пик]]<ref name=bmuz /><ref>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/031.htm Энциклопедия балета (страница 31)]</ref>;* В 1807 — 1807 — в Петербурге балетмейстер [[Шарль Дидло]] возобновил постановку Новерра, дополнив ее своими танцевальными решениями; исполнители: Медея — Медея — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И И. Колосова Колосова]], Язон — Язон — [[Огюст Пуаро|О. Пуаро]], Креуза — Креуза — [[Мария Николаевна Иконина|М. Н Н. Иконина Иконина]].* В 1808 — 1808 — постановка прошла в Москве в исполнении Московской императорской труппы; возобновление балетмейстера [[Иван Иванович Вальберх|И. И И. Вальберха Вальберха]]; Медея — Медея — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И И. Колосова Колосова]], Язон — Язон — И. И И. Вальберх Вальберх;* 28 ноября 1819 года — года — постановка Ле Пика (с использованием хореографии Новерра) и Ш. Дидло была перенесена [[Адам Павлович Глушковский|А. П П. Глушковским Глушковским]] (и им же на премьере исполнена главная партия Ясона) в Москву, в [[Театр на Моховой (Москва)]]<ref>Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С С. Осипов Осипов. Отв. ред С. Л Л. Кравец Кравец. Т. 7. Гермафродит — Гермафродит — Григорьев.  — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.  — 767 с.: ил.: карт. (стр. 263)</ref>, исполнители: Медея — Медея — [[Татьяна Ивановна Глушковская|Т. И И. Глушковская Глушковская]], Язон — Язон — [[Жозеф Ришар]], Креуза — Креуза — [[Александра Ивановна Воронина-Иванова|А. И И. Воронина Воронина-Иванова]], Креон — Креон — [[Фортунатто Бернаделли|Ф. Бернаделли]], Зависть — Зависть — [[Иван Карпович Лобанов|И. К К. Лобанов Лобанов]], Огонь — Огонь — [[Фердинанд Урбани|Ф. Урбани]]<ref name=bmuz />* 1831 — 1831 — [[Большой Каменный театр]], Петербург (по Новерру); Медея — Медея — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И И. Колосова Колосова]].
Постепенно, с изменением театральной эстетики, эта постановка исчезла с балетной сцены.
Наряду с постановкой Новерра по тому же сюжету создавались и другие балеты. Их было немало. Среди них:
В 1800 году в Москве в [[Майкл Медокс|Петровском театре Меддокса]] шел балет «Медея», композитор Ашперни, балетмейстер [[Джузеппе Соломони]] (или, по другим источникам, Соломонини) (пропагандист идей Ж.Новерра), художник [[Гонзаго, Пётр Фёдорович|П. Ф Ф. Гонзаго Гонзаго]]; Медея — Медея — Соломони<ref name=bmuz /><ref>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BALET.html Балет в энциклопедии Кругосвет]</ref>.
Композитор [[Сэмюэл Барбер|С. Барбер]] в 1947 году по тому же сюжету сочинил одноактный балет «Пещера сердца» («The cave of the heart») он ставился также под названием «Змеиное сердце» — сердце» — «The serpent’s heart»). Балет ставился 10.5.1946, труппа [[Марта Грэхем|М. Грэхем]], она же балетмейстер, Нью-Йорк, художник И. Ногучи (декорации) и Э. Гилфонд (костюмы); исполнители — исполнители — Грэхем, Э. Хокинс, Юрико, М. О’Доннелл. В 1953 этот балет ставился [[Кёльн]]е под названием «Медея», балетмейстер К. Бергест. В 1975 — 1975 — в [[Сполето]] под названием «Медея», балетмейстер [[Джин Батлер|Дж. Батлер]].
Известен одноактный балет [[Бела Барток|Б. Бартока]] в аранжировке X. Сандберга, сценарист и балетмейстер [[Биргит Кульберг|Б. Кульберг]]. Балет широко ставился в 1950-х годах на сценах Европы и Америки<ref name=bmuz />.
С тем же названием «Медея» существует одноактный балет композитора [[Габичвадзе, Реваз Кондратьевич|Р. Габичвадзе]] (1978 год); был поставлен в Театре им. Палиашвили, балетмейстер [[Алексидзе, Георгий Дмитриевич|Г. Д Д. Алексидзе Алексидзе]]<ref name=bmuz /><ref>[http://www.rosritual.ru/nekrolog/news_detail.php?ID=1834&PAGEN_2=9 Алексидзе Георгий Дмитриевич]</ref>.
В 1992 году балет по тому же сюжету был поставлен в «Рейнском балете» ([http://fr.wikipedia.org/wiki/Ballet_de_l%27Op%C3%A9ra_national_du_Rhin Ballet de l’Opéra national du Rhin]) [[Иво Кремер]]ом.
В 2002 г2002 г. в США в театре «Балет Сан-Франциско» балетмейстер [[Юрий Михайлович Посохов|Юрий Посохов]] поставил балет «Проклятые» по мотивам трагедии [[Еврипид]]а «Медея» на музыку [[Морис Равель|Мориса Равеля]], Спектакль был перенесен постановщиком в [[Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского]] и показан на фестивале<ref>[http://reporter.perm.ru/edition/novostikultury/details_8538.html Медея в пуантах: Юрий Посохов создает в театре оперы].// 26.03.2009, автор Наталья Смольковская</ref><ref>[http://www.russian-bazaar.com/Article.aspx?ArticleId=14529 ЮРИЙ ПОСОХОВ, танцовщик и хореограф] // [[Русский Базар]] № 10№ 10(672) 5 — 5 — 11 марта, 2009, автор [[Нина Аловерт]]</ref><ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1354914 Танцы с убийством // Пермская «Медея» на «Золотой маске»] // Газета «Коммерсантъ» № 67 № 67 (4367) от 16.04.2010, автор ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА</ref>.
== Источники ==
Редактор
2147
правок