Юрий Алексеевич Бахрушин — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Семья)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:YuriyBakhrushin.jpg|thumb]]
 
[[Файл:YuriyBakhrushin.jpg|thumb]]
'''Юрий Алексеевич Бахрушин''' ({{OldStyleDate|27|января|1896 год|15}}а, [[Москва]] 4 августа 1973, Москва) советский театровед, историк и теоретик балета, театральный критик, педагог теории балета.
+
'''Юрий Алексеевич Бахрушин''' ({{OldStyleDate|27|января|1896 год|15}}а, [[Москва]] — 4 августа 1973, Москва) — советский театровед, историк и теоретик балета, театральный критик, педагог теории балета.
  
 
== Семья ==
 
== Семья ==
Юрий Алексеевич Бахрушин принадлежал к семье известных московских деятелей культуры. Семья Бахрушиных была купеческой, весьма небедной, славилась своей благотворительностью, и с самого детства всем его членам прививались образование и любовь к искусствам. Ещё в начале XIX в. его прадед обосновался в Москве и открыл кожевенную фабрику, его дела шли успешно и вскоре имя Алексея Федоровича Бахрушина занесли в списки московского купечества. После его смерти дело перешло к сыновьям, те тоже преуспели в бизнесе. В 1901 г. Бахрушины за многолетнюю благотворительную деятельность были удостоены звания «Почётный гражданин города Москвы»<ref name=planet>[http://www.m-planet.ru/detail_dop.php?avt=80 От издательства. Бахрушин Юрий Алексеевич (1896—1973)]</ref>.
+
Юрий Алексеевич Бахрушин принадлежал к семье известных московских деятелей культуры. Семья Бахрушиных была купеческой, весьма небедной, славилась своей благотворительностью, и с самого детства всем его членам прививались образование и любовь к искусствам. Ещё в начале XIX в. его прадед обосновался в Москве и открыл кожевенную фабрику, его дела шли успешно и вскоре имя Алексея Федоровича Бахрушина занесли в списки московского купечества. После его смерти дело перешло к сыновьям, те тоже преуспели в бизнесе. В 1901 г. Бахрушины за многолетнюю благотворительную деятельность были удостоены звания «Почётный гражданин города Москвы»<ref name=planet>[http://www.m-planet.ru/detail_dop.php?avt=80 От издательства. Бахрушин Юрий Алексеевич (1896—1973)]</ref>.
  
 
Родители:
 
Родители:
* отец: [[Алексей Александрович Бахрушин]] (1865—1929) русский купец, меценат, собиратель театральных реликвий, создатель частного литературно-театрального музея, основанного им в 1891 году<ref>Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 25. Струнино — Тихорецк. 1976. 600 стр., илл.; 30 л. илл. и карт. (стб. 1033)</ref>. В 1913 году музей был передан в ведение Петербургской академии наук; а после революции в 1917 году музей был включён в сеть государственных учреждений, а сам А. А. Бахрушин в 1918 году по предложению В. И. Ленина был назначен пожизненным директором музея. Ныне музей носит имя своего создателя Алексея Бахрушина и является крупнейшим театральным музеем в мире<ref>Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Вавилов, 2-е изд. Т. 4. Б — Березко. 1950. 644 стр., илл.; 54 л. илл. и карт. (стр. 329, статья Бахрушин, Алексей Александрович)</ref>.
+
* отец: [[Алексей Александрович Бахрушин]] (1865—1929) — русский купец, меценат, собиратель театральных реликвий, создатель частного литературно-театрального музея, основанного им в 1891 году<ref>Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 25. Струнино — Тихорецк. 1976. 600 стр., илл.; 30 л. илл. и карт. (стб. 1033)</ref>. В 1913 году музей был передан в ведение Петербургской академии наук; а после революции в 1917 году музей был включён в сеть государственных учреждений, а сам А. А. Бахрушин в 1918 году по предложению В. И. Ленина был назначен пожизненным директором музея. Ныне музей носит имя своего создателя Алексея Бахрушина и является крупнейшим театральным музеем в мире<ref>Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Вавилов, 2-е изд. Т. 4. Б — Березко. 1950. 644 стр., илл.; 54 л. илл. и карт. (стр. 329, статья Бахрушин, Алексей Александрович)</ref>.
 
* мать: Вера Васильевна Бахрушина, урожденная Носова (1875—1942)
 
* мать: Вера Васильевна Бахрушина, урожденная Носова (1875—1942)
  
Строка 17: Строка 17:
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
До революции Ю.Бахрушин кончил Реальное училище К. Ф. Воскресенского, затем Лазаревский институт. Одно время занимался в студии живописи И. О. Дудина и К. Ф. Юона<ref name=planet/>. Хотя по части купеческой родни Юрий Алексеевич явно не соответствовал советской власти, тем не менее — семья была этой властью принята. А источники извещают, что Юрий Алексеевич, будучи потомственным почётным гражданином, в 1917 году служил в Петроградском Измайловском полку подпоручиком, воевал в Красной Армии, а в 1918 году демобилизовался<ref name= empire>[http://all-photo.ru/empire/index.ru.html?kk=75b111ea63&big=on&img=11978&id=10729 Бахрушин Юрий Алексеевич (1896—1973)]</ref>.
+
До революции Ю.Бахрушин кончил Реальное училище К. Ф. Воскресенского, затем Лазаревский институт. Одно время занимался в студии живописи И. О. Дудина и К. Ф. Юона<ref name=planet/>. Хотя по части купеческой родни Юрий Алексеевич явно не соответствовал советской власти, тем не менее — семья была этой властью принята. А источники извещают, что Юрий Алексеевич, будучи потомственным почётным гражданином, в 1917 году служил в Петроградском Измайловском полку подпоручиком, воевал в Красной Армии, а в 1918 году демобилизовался<ref name= empire>[http://all-photo.ru/empire/index.ru.html?kk=75b111ea63&big=on&img=11978&id=10729 Бахрушин Юрий Алексеевич (1896—1973)]</ref>.
  
В 1918—1924 гг. Ю. А. Бахрушин занимал должность помощника заведующего постановочной частью [[Большой театр|Большого театра]], в 1924—1939 — заведующего постановочной и литературной частью Оперного театра-студии им. Станиславского<ref name=empire/><ref name=libinfo>[http://e-lib.info/book.php?id=1121023174&p=10 Энциклопедии. Русский балет]</ref>, эта студия была создана К. С. Станиславским в 1918 г. при Большом театре (в 1935 г. она получила статус театра; а в 1941 году, при объединении с Музыкальной студией МХТ В. И. Немировича-Данченко, родился существующий ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Однако Ю. Бахрушин, проработав несколько лет на ниве оперного театра, вновь вернулся к работе теоретика балета.
+
В 1918—1924 гг. Ю. А. Бахрушин занимал должность помощника заведующего постановочной частью [[Большой театр|Большого театра]], в 1924—1939 — заведующего постановочной и литературной частью Оперного театра-студии им. Станиславского<ref name=empire/><ref name=libinfo>[http://e-lib.info/book.php?id=1121023174&p=10 Энциклопедии. Русский балет]</ref>, эта студия была создана К. С. Станиславским в 1918 г. при Большом театре (в 1935 г. она получила статус театра; а в 1941 году, при объединении с Музыкальной студией МХТ В. И. Немировича-Данченко, родился существующий ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Однако Ю. Бахрушин, проработав несколько лет на ниве оперного театра, вновь вернулся к работе теоретика балета.
  
С 1943 году преподавал историю балета в хореографическом училище при Большом театре<ref name=bahru>[http://gctm.ru/branches/gctm/events/bahrushin_sin/ Вечера Бахрушинского Дома: «Бахрушин — сын Бахрушина»]</ref>. Преподавал в ГИТИСе, в школе при Ансамбле народного танца под руководством И. А. Моисеева<ref name=libinfo/>. Был членом комиссии «Старая Москва», Общества изучения русской усадьбы.
+
С 1943 году преподавал историю балета в хореографическом училище при Большом театре<ref name=bahru>[http://gctm.ru/branches/gctm/events/bahrushin_sin/ Вечера Бахрушинского Дома: «Бахрушин — сын Бахрушина»]</ref>. Преподавал в ГИТИСе, в школе при Ансамбле народного танца под руководством И. А. Моисеева<ref name=libinfo/>. Был членом комиссии «Старая Москва», Общества изучения русской усадьбы.
  
В своих «Воспоминаниях» Юрий Бахрушин писал о своей жизни, о детстве, о юности. Семья была богатой. Лето проводили в деревне Афинеево недалеко от Апрелевки. С 1913 года поместье принадлежало А. А. Бахрушину, при котором именовалось Верино — по имени жены, матери Юрия (сейчас от бывшего имения сохранилась лишь церковь и часть липового парка)<ref>[http://toropovo.wedge.ru/page/bakhrushin.html Юрий Алексеевич Бахрушин. «Воспоминания»]</ref>. После революции семья Бахрушиных, лишившись загородного имения, там снимала в частном доме дачу на лето. Там же в июне 1929 года умер Алексей Александрович. Сам Юрий Алексеевич проживал в московской коммуналке<ref>[http://vseposelki.ru/articles/kak_kosopuzye_dvoryan.phtml Как «косопузые» дворян обставили. РЫНОК ЗАГОРОДНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ 100 ЛЕТ НАЗАД]</ref>, в Леонтьевском переулке в подвале дома, принадлежавшего когда-то Константину Станиславскому; там он принимал своих гостей, среди которых были выдающиеся советские деятели культуры: литераторы, артисты, музыканты, режиссеры, художники, а кого-то даже временно поселял у себя — не москвичей, не имевших своей крыши над головой<ref name=bahru/>.
+
В своих «Воспоминаниях» Юрий Бахрушин писал о своей жизни, о детстве, о юности. Семья была богатой. Лето проводили в деревне Афинеево недалеко от Апрелевки. С 1913 года поместье принадлежало А. А. Бахрушину, при котором именовалось Верино — по имени жены, матери Юрия (сейчас от бывшего имения сохранилась лишь церковь и часть липового парка)<ref>[http://toropovo.wedge.ru/page/bakhrushin.html Юрий Алексеевич Бахрушин. «Воспоминания»]</ref>. После революции семья Бахрушиных, лишившись загородного имения, там снимала в частном доме дачу на лето. Там же в июне 1929 года умер Алексей Александрович. Сам Юрий Алексеевич проживал в московской коммуналке<ref>[http://vseposelki.ru/articles/kak_kosopuzye_dvoryan.phtml Как «косопузые» дворян обставили. РЫНОК ЗАГОРОДНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ 100 ЛЕТ НАЗАД]</ref>, в Леонтьевском переулке в подвале дома, принадлежавшего когда-то Константину Станиславскому; там он принимал своих гостей, среди которых были выдающиеся советские деятели культуры: литераторы, артисты, музыканты, режиссеры, художники, а кого-то даже временно поселял у себя — не москвичей, не имевших своей крыши над головой<ref name=bahru/>.
  
 
В течение долгого периода своей жизни, начиная с послевоенных лет второй половины 1940-х годов, Юрий Бахрушин вел дневники<ref name=bahru/>, записывая воспоминания о своих прошлых встречах, беседах, писал о своей семье, отце, родственниках, о собственном детстве.
 
В течение долгого периода своей жизни, начиная с послевоенных лет второй половины 1940-х годов, Юрий Бахрушин вел дневники<ref name=bahru/>, записывая воспоминания о своих прошлых встречах, беседах, писал о своей семье, отце, родственниках, о собственном детстве.
  
 
== Значение деятельности ==
 
== Значение деятельности ==
Юрий Бахрушин был продолжателем дела отца — он много сделал для пополнения фондов Театрального музея, зачинателем которого когда-то был А. А. Бахрушин (ныне театральный музей носит имя Бахрушина), в том числе передал в музей записи Вл. Немировича-Данченко о постановке «Лебединого озера» в 1920 г. <ref name=planet/>. Заведующая отделом фотодокументов Бахрушинского музея Евгения Недзвецкая говорила о Юрии Бахрушине: «Он был светлый человек, часто смущался, но при этом мог быть и озорным. Всё, чем владел сам, отдал музею. Мы храним более 500 писем, адресованных Юрию Алексеевичу. С кем только он ни переписывался. Среди его корреспондентов были обладатели мировых балетных имён самого первого ряда…»<ref name=bahru/>.
+
Юрий Бахрушин был продолжателем дела отца — он много сделал для пополнения фондов Театрального музея, зачинателем которого когда-то был А. А. Бахрушин (ныне театральный музей носит имя Бахрушина), в том числе передал в музей записи Вл. Немировича-Данченко о постановке «Лебединого озера» в 1920 г.<ref name=planet/>. Заведующая отделом фотодокументов Бахрушинского музея Евгения Недзвецкая говорила о Юрии Бахрушине: «Он был светлый человек, часто смущался, но при этом мог быть и озорным. Всё, чем владел сам, отдал музею. Мы храним более 500 писем, адресованных Юрию Алексеевичу. С кем только он ни переписывался. Среди его корреспондентов были обладатели мировых балетных имён самого первого ряда…»<ref name=bahru/>.
  
Важное место занимала в его жизни педагогическая работа — у него учились практически все московские деятели советского балета.
+
Важное место занимала в его жизни педагогическая работа — у него учились практически все московские деятели советского балета.
  
Но основная сфера его деятельности — изучение истории русского балета. Он был автором критических и балетоведческих статей, рецензий на балетные постановки (недавно была найдена в машинописном виде его рецензия на спектакль «Щелкунчик» в постановке А. А. Горского в Большом театре в 1920 году, в которой Бахрушин пытался разобраться в неудачах постановки талантливого мастера<ref name=planet/>), изыскательских трудов по истории балета и балетного театра в России. Занимался исследованием уроков системы Станиславского, изучал исполнительскую школу московского балета, проблемы преемственности в русской культуре, написал серию очерков о балерине [[Екатерина Александровна Санковская|Е. А. Санковской]] и театральном декораторе и машинисте сцены К. Ф. Вальце<ref name=planet/>. Много работ посвятил истории провинциального балетного театра в России, начальным этапам московской балетной школы, занимался изучением деятельности И. И. Бецкого в этом направлении (Ива́н Ива́нович Бецко́й (1704—1795) внебрачный потомок рода Трубецких, по традициям времени, носил только часть громкой фамилии; русский государственный деятель, личный секретарь императрицы Екатерины II, основатель Московского Воспитательного дома, где впервые в Москве было начато профессиональное балетное образование)<ref name=libinfo/>.
+
Но основная сфера его деятельности — изучение истории русского балета. Он был автором критических и балетоведческих статей, рецензий на балетные постановки (недавно была найдена в машинописном виде его рецензия на спектакль «Щелкунчик» в постановке А. А. Горского в Большом театре в 1920 году, в которой Бахрушин пытался разобраться в неудачах постановки талантливого мастера<ref name=planet/>), изыскательских трудов по истории балета и балетного театра в России. Занимался исследованием уроков системы Станиславского, изучал исполнительскую школу московского балета, проблемы преемственности в русской культуре, написал серию очерков о балерине [[Екатерина Александровна Санковская|Е. А. Санковской]] и театральном декораторе и машинисте сцены К. Ф. Вальце<ref name=planet/>. Много работ посвятил истории провинциального балетного театра в России, начальным этапам московской балетной школы, занимался изучением деятельности И. И. Бецкого в этом направлении (Ива́н Ива́нович Бецко́й (1704—1795) — внебрачный потомок рода Трубецких, по традициям времени, носил только часть громкой фамилии; русский государственный деятель, личный секретарь императрицы Екатерины II, основатель Московского Воспитательного дома, где впервые в Москве было начато профессиональное балетное образование)<ref name=libinfo/>.
  
 
== Изданнные работы ==
 
== Изданнные работы ==
Юрий Бахрушин — автор множества публикаций, статей, книг. Среди его самых крупных работ:
+
Юрий Бахрушин — автор множества публикаций, статей, книг. Среди его самых крупных работ:
 
* Балеты Чайковского и их сценическая история, в сб.: Чайковский и театр, М., 1940;
 
* Балеты Чайковского и их сценическая история, в сб.: Чайковский и театр, М., 1940;
* А. А. Горский, М., 1946;
+
* А. А. Горский, М., 1946;
 
* Балет Большого театра, в сб.: Большой театр Союза ССР, М., 1947;
 
* Балет Большого театра, в сб.: Большой театр Союза ССР, М., 1947;
 
* '''История русского балета'''. Первое издание: М., Сов. Россия, 1965, 249 с.;
 
* '''История русского балета'''. Первое издание: М., Сов. Россия, 1965, 249 с.;
* Балет русской провинции начала XIX в., СБ, 1982
+
* Балет русской провинции начала XIX в., СБ, 1982
* «Воспоминания». Серия: История Москвы с древнейших времен до наших дней. Издательство: Художественная литература. Москва, 1994 г. 702 стр. ISBN 5-280-02442-22 (рукопись этой книги под первоначальным названием «Из мрака времен» Ю. А. Бахрушин принес в Театральный музей, в фонд своей семьи<ref name=planet/>; книга впервые вышла в 1994 году, после смерти автора; недавно в 2011 году вышло 2-ое издание; книга полностью подготовлена сотрудниками Бухрушинского музея<ref name=bahru/>)
+
* «Воспоминания». Серия: История Москвы с древнейших времен до наших дней. Издательство: Художественная литература. Москва, 1994 г. 702 стр. ISBN 5-280-02442-22 (рукопись этой книги под первоначальным названием «Из мрака времен» Ю. А. Бахрушин принес в Театральный музей, в фонд своей семьи<ref name=planet/>; книга впервые вышла в 1994 году, после смерти автора; недавно в 2011 году вышло 2-ое издание; книга полностью подготовлена сотрудниками Бухрушинского музея<ref name=bahru/>)
  
 
=== «История русского балета» ===
 
=== «История русского балета» ===
 
[[Файл:BookBakhrushin.JPG|300px|thumb|Форзац книги издания 1977 года]]
 
[[Файл:BookBakhrushin.JPG|300px|thumb|Форзац книги издания 1977 года]]
Книга «История русского балета» заслуживает особого внимания. Бахрушин работал над её созданием четверть века, она стала последней законченной и опубликованной при жизни Ю. А. Бахрушина книгой<ref name=planet/>. Впервые изданная в 1965 году, она неоднократно переиздавалась с незначительными редакторскими изменениями — в 1973 и 1977 гг. Эта работа Ю. А. Бахрушина представляет собой огромный труд, где сконцентрирована вся история возникновения и развития балетного искусства в России, начиная с самых первых истоков и до революции 1917 года. Книга рекомендована в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры, учащихся театральных, хореографических учебных заведений, но одновременно представляет интерес для всех любителей балета<ref>[http://esbooks.ru/?p=9321 История русского балета. Юрий Бахрушин]</ref>.
+
Книга «История русского балета» заслуживает особого внимания. Бахрушин работал над её созданием четверть века, она стала последней законченной и опубликованной при жизни Ю. А. Бахрушина книгой<ref name=planet/>. Впервые изданная в 1965 году, она неоднократно переиздавалась с незначительными редакторскими изменениями — в 1973 и 1977 гг. Эта работа Ю. А. Бахрушина представляет собой огромный труд, где сконцентрирована вся история возникновения и развития балетного искусства в России, начиная с самых первых истоков и до революции 1917 года. Книга рекомендована в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры, учащихся театральных, хореографических учебных заведений, но одновременно представляет интерес для всех любителей балета<ref>[http://esbooks.ru/?p=9321 История русского балета. Юрий Бахрушин]</ref>.
  
Этот труд Ю. А. Бахрушина действительно бесценен. Тем не менее к некоторым позициям, заявленным в нем, стоит подходить весьма серьезно, делая скидку на время и его реалии, состоявшие в основном в политизации всех процессов. Бахрушин вынужден был вкраплениями добавлять в свою работу советские понятия о «прогрессивности» искусства. Русские танцовщики императорских театров как самые забитые и бесправные всегда отмечаются в его работе как «прогрессивные»<ref>[http://pshytics.ru/istoriya-russkogo-baleta-yuriy-bahrushin.html История русского балета. Юрий Бахрушин]</ref><ref>[http://intoclassics.net/load/4-1-0-1370 Бахрушин Ю. А. История русского балета (Книга)]</ref> хотя о какой их прогрессивности может идти речь? они выполняли свою работу и подчинялись главному балетмейстеру, а с ним вместе — Дирекции императорских театров<ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1323762 Балетная труппа Императорских театров]</ref>, тогда как творчество многих приглашенных западных балетмейстеров оценивалось Ю. Бахрушиным как безыдейное, «не соответствующее народному прогрессивному духу и не отвечающее прогрессивным освободительным устремлениям». Так им расcматривалось, в частности, творчество балетмейстера [[Артур Сен-Леон|Артура Сен-Леона]], поставившего балет Ц.Пуни «[[Конек-горбунок (балет Пуни)|Конек-горбунок]]» по сказке Ершова в 1864 г. в Большом Каменном театре в Петербурге. Конечно, ставить балет с темой освободительного народного движения вообще не входило в планы этого прославленного французского балетмейстера.
+
Этот труд Ю. А. Бахрушина действительно бесценен. Тем не менее к некоторым позициям, заявленным в нем, стоит подходить весьма серьезно, делая скидку на время и его реалии, состоявшие в основном в политизации всех процессов. Бахрушин вынужден был вкраплениями добавлять в свою работу советские понятия о «прогрессивности» искусства. Русские танцовщики императорских театров как самые забитые и бесправные всегда отмечаются в его работе как «прогрессивные»<ref>[http://pshytics.ru/istoriya-russkogo-baleta-yuriy-bahrushin.html История русского балета. Юрий Бахрушин]</ref><ref>[http://intoclassics.net/load/4-1-0-1370 Бахрушин Ю. А. — История русского балета (Книга)]</ref> — хотя о какой их прогрессивности может идти речь? — они выполняли свою работу и подчинялись главному балетмейстеру, а с ним вместе — Дирекции императорских театров<ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1323762 Балетная труппа Императорских театров]</ref>, — тогда как творчество многих приглашенных западных балетмейстеров оценивалось Ю. Бахрушиным как безыдейное, «не соответствующее народному прогрессивному духу и не отвечающее прогрессивным освободительным устремлениям». Так им расcматривалось, в частности, творчество балетмейстера [[Артур Сен-Леон|Артура Сен-Леона]], поставившего балет Ц.Пуни «[[Конек-горбунок (балет Пуни)|Конек-горбунок]]» по сказке Ершова в 1864 г. в Большом Каменном театре в Петербурге. Конечно, ставить балет с темой освободительного народного движения вообще не входило в планы этого прославленного французского балетмейстера.
  
Подобными идеологическими вкраплениями измерено и творчество Шарля Дидло — выдающегося балетмейстера, поднявшего русский балет на уровень уже давно существующего европейского, но о жестоких методах его работы в книге ничего не сказано, хотя информации об этом немало; скрыта и настоящая причина отставки Дидло. Но и тут необходимы пояснения.  
+
Подобными идеологическими вкраплениями измерено и творчество Шарля Дидло — выдающегося балетмейстера, поднявшего русский балет на уровень уже давно существующего европейского, но о жестоких методах его работы в книге ничего не сказано, хотя информации об этом немало; скрыта и настоящая причина отставки Дидло. Но и тут необходимы пояснения.
  
Юрий Бахрушин и не мог поступить по-другому. Он писал книгу в советское время, когда искусство измерялось политическими параметрами, а доступы во многие архивы были закрыты, большое количество источников запрещены цензурой, а уж добраться до иностранных оказывалось вообще немыслимо (много документов русских театров были вывезены русскими эмигрантами за рубеж и сейчас хранятся в архивах и научных библиотеках США и Западной Европы) работа с западными источниками приравнивалась к идеологической диверсии и смертельно каралась.
+
Юрий Бахрушин и не мог поступить по-другому. Он писал книгу в советское время, когда искусство измерялось политическими параметрами, а доступы во многие архивы были закрыты, большое количество источников запрещены цензурой, а уж добраться до иностранных оказывалось вообще немыслимо (много документов русских театров были вывезены русскими эмигрантами за рубеж и сейчас хранятся в архивах и научных библиотеках США и Западной Европы) — работа с западными источниками приравнивалась к идеологической диверсии и смертельно каралась.
  
Сегодняшние читатели, имея возможность доступа ко множеству источников и потому обладая более широкой информацией, легко обнаруживают неточности. А кроме того — напомним: книга писалась в сложные политизированные годы.  
+
Сегодняшние читатели, имея возможность доступа ко множеству источников и потому обладая более широкой информацией, легко обнаруживают неточности. А кроме того — напомним: книга писалась в сложные политизированные годы.
  
И все же даже современные издатели книги — а книга продолжает переиздаваться, отмечают: «Насколько позволяли рамки издания, Бахрушин сумел точно и лаконично передать основные этапы становления русского балета, рассмотреть их в контексте исторических событий, осветить творческий путь мастеров русской хореографии и историю создания отдельных постановок. К тому же в книге был целый ряд впервые публикуемых архивных документов»<ref name=planet/>.
+
И все же даже современные издатели книги — а книга продолжает переиздаваться, — отмечают: «Насколько позволяли рамки издания, Бахрушин сумел точно и лаконично передать основные этапы становления русского балета, рассмотреть их в контексте исторических событий, осветить творческий путь мастеров русской хореографии и историю создания отдельных постановок. К тому же в книге был целый ряд впервые публикуемых архивных документов»<ref name=planet/>.
  
 
Значение этой книги Юрия Бахрушина огромно, она представляет собой значимый вклад в историю культуры России. Книга «История русского балета» выдержала уже несколько изданий и своим фактическим материалам по праву до сих пор пользуется немалой популярностью как авторитетный источник по изучению истории и развития русского балета.
 
Значение этой книги Юрия Бахрушина огромно, она представляет собой значимый вклад в историю культуры России. Книга «История русского балета» выдержала уже несколько изданий и своим фактическим материалам по праву до сих пор пользуется немалой популярностью как авторитетный источник по изучению истории и развития русского балета.

Версия 20:37, 1 мая 2017

YuriyBakhrushin.jpg

Юрий Алексеевич Бахрушин (15 (27) января 1896 года, Москва — 4 августа 1973, Москва) — советский театровед, историк и теоретик балета, театральный критик, педагог теории балета.

Семья

Юрий Алексеевич Бахрушин принадлежал к семье известных московских деятелей культуры. Семья Бахрушиных была купеческой, весьма небедной, славилась своей благотворительностью, и с самого детства всем его членам прививались образование и любовь к искусствам. Ещё в начале XIX в. его прадед обосновался в Москве и открыл кожевенную фабрику, его дела шли успешно и вскоре имя Алексея Федоровича Бахрушина занесли в списки московского купечества. После его смерти дело перешло к сыновьям, те тоже преуспели в бизнесе. В 1901 г. Бахрушины за многолетнюю благотворительную деятельность были удостоены звания «Почётный гражданин города Москвы»[1].

Родители:

  • отец: Алексей Александрович Бахрушин (1865—1929) — русский купец, меценат, собиратель театральных реликвий, создатель частного литературно-театрального музея, основанного им в 1891 году[2]. В 1913 году музей был передан в ведение Петербургской академии наук; а после революции в 1917 году музей был включён в сеть государственных учреждений, а сам А. А. Бахрушин в 1918 году по предложению В. И. Ленина был назначен пожизненным директором музея. Ныне музей носит имя своего создателя Алексея Бахрушина и является крупнейшим театральным музеем в мире[3].
  • мать: Вера Васильевна Бахрушина, урожденная Носова (1875—1942)

Дочь: Елена Юрьевна Бахрушина.

Биография

До революции Ю.Бахрушин кончил Реальное училище К. Ф. Воскресенского, затем Лазаревский институт. Одно время занимался в студии живописи И. О. Дудина и К. Ф. Юона[1]. Хотя по части купеческой родни Юрий Алексеевич явно не соответствовал советской власти, тем не менее — семья была этой властью принята. А источники извещают, что Юрий Алексеевич, будучи потомственным почётным гражданином, в 1917 году служил в Петроградском Измайловском полку подпоручиком, воевал в Красной Армии, а в 1918 году демобилизовался[4].

В 1918—1924 гг. Ю. А. Бахрушин занимал должность помощника заведующего постановочной частью Большого театра, в 1924—1939 — заведующего постановочной и литературной частью Оперного театра-студии им. Станиславского[4][5], эта студия была создана К. С. Станиславским в 1918 г. при Большом театре (в 1935 г. она получила статус театра; а в 1941 году, при объединении с Музыкальной студией МХТ В. И. Немировича-Данченко, родился существующий ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Однако Ю. Бахрушин, проработав несколько лет на ниве оперного театра, вновь вернулся к работе теоретика балета.

С 1943 году преподавал историю балета в хореографическом училище при Большом театре[6]. Преподавал в ГИТИСе, в школе при Ансамбле народного танца под руководством И. А. Моисеева[5]. Был членом комиссии «Старая Москва», Общества изучения русской усадьбы.

В своих «Воспоминаниях» Юрий Бахрушин писал о своей жизни, о детстве, о юности. Семья была богатой. Лето проводили в деревне Афинеево недалеко от Апрелевки. С 1913 года поместье принадлежало А. А. Бахрушину, при котором именовалось Верино — по имени жены, матери Юрия (сейчас от бывшего имения сохранилась лишь церковь и часть липового парка)[7]. После революции семья Бахрушиных, лишившись загородного имения, там снимала в частном доме дачу на лето. Там же в июне 1929 года умер Алексей Александрович. Сам Юрий Алексеевич проживал в московской коммуналке[8], в Леонтьевском переулке в подвале дома, принадлежавшего когда-то Константину Станиславскому; там он принимал своих гостей, среди которых были выдающиеся советские деятели культуры: литераторы, артисты, музыканты, режиссеры, художники, а кого-то даже временно поселял у себя — не москвичей, не имевших своей крыши над головой[6].

В течение долгого периода своей жизни, начиная с послевоенных лет второй половины 1940-х годов, Юрий Бахрушин вел дневники[6], записывая воспоминания о своих прошлых встречах, беседах, писал о своей семье, отце, родственниках, о собственном детстве.

Значение деятельности

Юрий Бахрушин был продолжателем дела отца — он много сделал для пополнения фондов Театрального музея, зачинателем которого когда-то был А. А. Бахрушин (ныне театральный музей носит имя Бахрушина), в том числе передал в музей записи Вл. Немировича-Данченко о постановке «Лебединого озера» в 1920 г.[1]. Заведующая отделом фотодокументов Бахрушинского музея Евгения Недзвецкая говорила о Юрии Бахрушине: «Он был светлый человек, часто смущался, но при этом мог быть и озорным. Всё, чем владел сам, отдал музею. Мы храним более 500 писем, адресованных Юрию Алексеевичу. С кем только он ни переписывался. Среди его корреспондентов были обладатели мировых балетных имён самого первого ряда…»[6].

Важное место занимала в его жизни педагогическая работа — у него учились практически все московские деятели советского балета.

Но основная сфера его деятельности — изучение истории русского балета. Он был автором критических и балетоведческих статей, рецензий на балетные постановки (недавно была найдена в машинописном виде его рецензия на спектакль «Щелкунчик» в постановке А. А. Горского в Большом театре в 1920 году, в которой Бахрушин пытался разобраться в неудачах постановки талантливого мастера[1]), изыскательских трудов по истории балета и балетного театра в России. Занимался исследованием уроков системы Станиславского, изучал исполнительскую школу московского балета, проблемы преемственности в русской культуре, написал серию очерков о балерине Е. А. Санковской и театральном декораторе и машинисте сцены К. Ф. Вальце[1]. Много работ посвятил истории провинциального балетного театра в России, начальным этапам московской балетной школы, занимался изучением деятельности И. И. Бецкого в этом направлении (Ива́н Ива́нович Бецко́й (1704—1795) — внебрачный потомок рода Трубецких, по традициям времени, носил только часть громкой фамилии; русский государственный деятель, личный секретарь императрицы Екатерины II, основатель Московского Воспитательного дома, где впервые в Москве было начато профессиональное балетное образование)[5].

Изданнные работы

Юрий Бахрушин — автор множества публикаций, статей, книг. Среди его самых крупных работ:

  • Балеты Чайковского и их сценическая история, в сб.: Чайковский и театр, М., 1940;
  • А. А. Горский, М., 1946;
  • Балет Большого театра, в сб.: Большой театр Союза ССР, М., 1947;
  • История русского балета. Первое издание: М., Сов. Россия, 1965, 249 с.;
  • Балет русской провинции начала XIX в., СБ, 1982
  • «Воспоминания». Серия: История Москвы с древнейших времен до наших дней. Издательство: Художественная литература. Москва, 1994 г. 702 стр. ISBN 5-280-02442-22 (рукопись этой книги под первоначальным названием «Из мрака времен» Ю. А. Бахрушин принес в Театральный музей, в фонд своей семьи[1]; книга впервые вышла в 1994 году, после смерти автора; недавно в 2011 году вышло 2-ое издание; книга полностью подготовлена сотрудниками Бухрушинского музея[6])

«История русского балета»

Форзац книги издания 1977 года

Книга «История русского балета» заслуживает особого внимания. Бахрушин работал над её созданием четверть века, она стала последней законченной и опубликованной при жизни Ю. А. Бахрушина книгой[1]. Впервые изданная в 1965 году, она неоднократно переиздавалась с незначительными редакторскими изменениями — в 1973 и 1977 гг. Эта работа Ю. А. Бахрушина представляет собой огромный труд, где сконцентрирована вся история возникновения и развития балетного искусства в России, начиная с самых первых истоков и до революции 1917 года. Книга рекомендована в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры, учащихся театральных, хореографических учебных заведений, но одновременно представляет интерес для всех любителей балета[9].

Этот труд Ю. А. Бахрушина действительно бесценен. Тем не менее к некоторым позициям, заявленным в нем, стоит подходить весьма серьезно, делая скидку на время и его реалии, состоявшие в основном в политизации всех процессов. Бахрушин вынужден был вкраплениями добавлять в свою работу советские понятия о «прогрессивности» искусства. Русские танцовщики императорских театров как самые забитые и бесправные всегда отмечаются в его работе как «прогрессивные»[10][11] — хотя о какой их прогрессивности может идти речь? — они выполняли свою работу и подчинялись главному балетмейстеру, а с ним вместе — Дирекции императорских театров[12], — тогда как творчество многих приглашенных западных балетмейстеров оценивалось Ю. Бахрушиным как безыдейное, «не соответствующее народному прогрессивному духу и не отвечающее прогрессивным освободительным устремлениям». Так им расcматривалось, в частности, творчество балетмейстера Артура Сен-Леона, поставившего балет Ц.Пуни «Конек-горбунок» по сказке Ершова в 1864 г. в Большом Каменном театре в Петербурге. Конечно, ставить балет с темой освободительного народного движения вообще не входило в планы этого прославленного французского балетмейстера.

Подобными идеологическими вкраплениями измерено и творчество Шарля Дидло — выдающегося балетмейстера, поднявшего русский балет на уровень уже давно существующего европейского, но о жестоких методах его работы в книге ничего не сказано, хотя информации об этом немало; скрыта и настоящая причина отставки Дидло. Но и тут необходимы пояснения.

Юрий Бахрушин и не мог поступить по-другому. Он писал книгу в советское время, когда искусство измерялось политическими параметрами, а доступы во многие архивы были закрыты, большое количество источников запрещены цензурой, а уж добраться до иностранных оказывалось вообще немыслимо (много документов русских театров были вывезены русскими эмигрантами за рубеж и сейчас хранятся в архивах и научных библиотеках США и Западной Европы) — работа с западными источниками приравнивалась к идеологической диверсии и смертельно каралась.

Сегодняшние читатели, имея возможность доступа ко множеству источников и потому обладая более широкой информацией, легко обнаруживают неточности. А кроме того — напомним: книга писалась в сложные политизированные годы.

И все же даже современные издатели книги — а книга продолжает переиздаваться, — отмечают: «Насколько позволяли рамки издания, Бахрушин сумел точно и лаконично передать основные этапы становления русского балета, рассмотреть их в контексте исторических событий, осветить творческий путь мастеров русской хореографии и историю создания отдельных постановок. К тому же в книге был целый ряд впервые публикуемых архивных документов»[1].

Значение этой книги Юрия Бахрушина огромно, она представляет собой значимый вклад в историю культуры России. Книга «История русского балета» выдержала уже несколько изданий и своим фактическим материалам по праву до сих пор пользуется немалой популярностью как авторитетный источник по изучению истории и развития русского балета.

Источники