Изменения

Эсмеральда (балет)

42 002 байта добавлено, 22:44, 25 ноября 2016
Новая страница: «{{VideoMailRu|username=smidt-2010|albumid=2213|id=2006| themes=clipes|баксы=$2006$0$2213|Эсмеральда (1994) Санкт-Петербургский т…»
{{VideoMailRu|username=smidt-2010|albumid=2213|id=2006| themes=clipes|баксы=$2006$0$2213|Эсмеральда (1994) Санкт-Петербургский театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского}}
{{youtube|ET0D6nn5jqU|width=450|Эсмеральда (1994) Санкт-Петербургский театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского [1:00:57]}}
{{youtube|znm9vA5iFnc|width=450|La Esmeralda Ballet 2005 [Stanislavsky Theatre]. Хореография - Владимир Бурмейстер}}
{{youtube|69fk3Ib-xw0|width=450|Балет «Эсмеральда» на Патриаршей площади. Фестиваль Летние сезоны}}
{{youtube|z2D7ZfNskC8|width=450|Cesare Pugni - La Esmeralda Ballet }}
'''«Эсмеральда»''' (фр. и англ: La Esmeralda) — трехактный балет, созданный балетмейстером [[Жюль Перро|Жюлем Перро]] на музыку [[Цезарь Пуни|Цезаря Пуни]].

Автор либретто: [[Жюль Перро]] по мотивам романа Виктора Гюго «[[Собор Парижской Богоматери (роман)|Собор Парижской Богоматери]]»<ref name=belcanto>[http://belcanto.ru/ballet_esmeralda.html Цезарь Пуни. Балет «Эсмеральда»; автор Л. Михеева]</ref>.

Премьера: 9 марта 1844 года, в лондонском театре Театре Ее Величества (Her Majesty`s).

Балет «Эсмеральда» единственный из всех творений Перро, дошедший до нашего времени в хореографии автора (правда, с некоторыми изменениями, сделанными [[Мариус Иванович Петипа|Мариусом Петипа]])<ref name=culture>[http://ria.ru/culture/20091222/200751156.html Балет «Эсмеральда». История создания]</ref>.

== История создания ==

=== «Жизель» ===
28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже прошла премьера двухактного балета «[[Жизель (балет)|Жизель]]», принесший огромную славу всем его участникам. Главную партию исполняла [[Карлотта Гризи]]. Официальным постановщиком этого балета являлся балетмейстер [[Жан Коралли]]. Но на самом деле в создании хореографии немалое участие принимал гражданский муж Карлотты Гризи выдающийся балетмейстер Жюль Перро. Но участвовал он как бы негласно, без оформления контракта. И в премьерной афише имя Жюля Перро отсутствовало. Когда на следующий же день после премьеры парижские газеты вышли с восторгами к авторам нового балетного представления, все хореографические успехи были приписаны Жану Коралли — так значилось на афише, а то, что всю партию Карлотты Гризи, исполнительницы главной роли, выстроил Жюль Перро, критики не знали<ref name=peoples>[http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/soprano/karlotta_grisi/ Карлотта Гризи / Karlotta Grisi]</ref><ref name=dance>[http://dance-composition.ru/publ/baletmejstery/zhjul_zhozef_perro/9-1-0-232 Жюль-Жозеф Перро]</ref>. Разобидевшись на весь белый свет за такую несправедливость, Жюль Перро оставил Париж, уехав в Англию. Карлотта Гризи еще оставалась в Париже, продолжая выступать в «Жизели». Она приехала в Лондон к Жюлю Перро через год, в 1842 году. И тогда там в театре Её Величества (Her Majesty`s) состоялась новая постановка «Жизели», в которой они выступали вместе: Жюль Перро сам исполнял роль Альберта, а на афише стояло его имя как постановщика. А сам балет, как значилось на той же афише, носил название «Жизель, или Призрачные Ночные Танцовщицы» (Giselle or the Phantom Night Dancers)<ref name=peoples/>.

Так Гризи и Перро очутились в Лондоне, где на какое-то время еще продолжили работу.

=== В Лондоне ===
Оставаясь в Лондоне, Жюль Перро работал в театре Ее Величества (Her Majesty`s). Балет «Жизель» пользовался огромным успехом, и балетмейстер был приглашен к сотрудничеству и на дальнейшее время. В 1843 году Жюль Перро был официально назначен на должность балетмейстера в лондонский Королевский театр<ref name=belcanto/>.

И первым делом новый балетмейстер пригласил к сотрудничеству композитора Цезаря (Чузаре) Пуни. В том же 1843 году им был поставлен балет на музыку Ц. Пуни «[[Наяда и рыбак (балет)|Ундина]]»<ref name=dance/> по очень известной в то время повести [[Германия|немецкого]] писателя [[Фридрих де ла Мотт Фуке|Ф. де ла Мотт-Фуке]] «[[Ундина (повесть Фуке)|Ундина]]». Эта постановка имела не меньший зрительский успех, и публика — как и дирекция театра — ожидала от балетмейстера следуюших спектаклей.

=== Роман В. Гюго ===

В поисках материалов для следующих постановок Жюль Перро набрел на роман известного французского писателя [[Виктор Гюго|В. Гюго]] [[Собор Парижской Богоматери (роман)|«Собор Парижской Богоматери»]] (фр. Notre-Dame de Paris), вышедший в свет за несколько лет до того — в 1831 году<ref name=belcanto/><ref name=ball>[http://www.pro-ballet.ru/html/6/6smeral5da.html «ЭСМЕРАЛЬДА» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>.

Это приключенческо-исторический роман, события которого происходят в 1482 году в Париже. Главная его героиня — красавица-цыганка танцовщица Эсмеральда. В романе В.Гюго был целый ворох страстей: любовь, предательство, верность, подлость, честность, соседствовали различные порывы души… Романтический сюжет литературного произведения вполне вписывался в рамки появившегося хореографического жанра — романтического балета.

И балетмейстер решил перенести это произведение на балетную сцену, сам взявшись за написание либретто. Создавая свое либретто, Жюль Перро базировался не столько на самом романе, сколько на либретто, сделанным самим Виктором Гюго для одноименной оперы — «Эсмеральда» композитора [[Луиза Бертен|Луизы Бертен]] в 1836 году, однако внес и собственные изменения. Трагическая сюжетная канва тем не менее балетмейстера не устраивала, поэтому он решил «плохой» конец переделать в «хороший» и таким образом всех погибших в литературном романе оставить в живых в балете. Одновременно из либретто ушел и социальный пафос — либретто увело от общественных вопросов и уделило основное внимание чувствам героев — таким образом заметно изменилось не только общее содержание, но и характеры персонажей, и происходящие с ними события.

== Действующие лица ==

* Эсмеральда, цыганка.
* Пьер Гренгуар, поэт.
* Клод Фролло, архидьякон Собора Парижской Богоматери.
* Квазимодо, звонарь Собора Парижской Богоматери.
* Феб де Шатопер, капитан королевских стрелков.
* Альбер, Флоран — офицеры, друзья Феба.
* Алоизия де Горделорье.
* Флер де Лис, ее дочь, невеста Феба.
* Диана, Беранже — подруги Флер де Лис.
* Клопен Трульфу, король бродяг.
* Судья.
* Палач.
* Бродяги, нищие, цыгане и цыганки, дамы и кавалеры, подруги Флер де Лис, шуты и шутихи, народ.
Действие происходит в средневековом Париже в конце XV века.

== Краткое содержание ==
В красавицу Эсмеральду влюблены все. А она никому не отвечает взаимностью, хотя сердце ее доброе. Увидев несчастного поэта Пьера Гренгуара, которого готовы убить бандиты, она спасла его, выдумав, что выходит за него замуж. А сама едва не попала в беду: влюбленный в нее Клод Фролло попытался похитить красавицу. Ей помог полицейский патруль во главе с капитаном Фебом де Шатопером. Этот красавец-капитан Феб и стал любимым Эсмеральды. Но не так просто складывалась эта любовь. У капитана уже оказалась невеста. Да и Клод Фролло не собирался сдаваться и отпускать к капитану Эсмеральду — и однажды, улучив момент, он убивает Феба. А в убийстве обвинена… Эсмеральда. Теперь ни в чем не повинную Эсмеральду должны казнить. Но оказалось, что Феб не умер, он получил тяжелое ранение, от которого излечился как раз к моменту казни Эсмеральды, а теперь в состоянии сам указать на настоящего убийцу — Клода Фролло. Теперь счастью влюбленных Эсмеральды и Феба ничего не мешает<ref>[http://www.oleinikov.net/page.php?id=2447 Эсмеральда: Балет в пяти картинах]</ref>.

Сюжет либретто заметно отличается от сюжета романа, по которому создавался. Желающие могут прочитать роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» и сами разобраться в основных отклонениях от литературной основы. Полностью ушла линия матери, узнавшей свою дочь перед ее казней. Не вошло в либретто благородство внешне уродливого Квазимодо. Герой балетного либретто Феб вовсе не так хорош и прекрасен в романе. Сам Жюль Перро по этому поводу говорил так: ''«Трагическое должно — увы! — иметь благополучный исход, иначе сочинителя балета постигает судьба Еврипида. Нам остались в удел только сказки»''<ref name=belcanto/>.

И всё же на фоне многих балетов того времени, когда предпочтение отдавалось только танцу, для которого сам сюжет был лишь искусственным фоном, даже в таком «обрезанном» виде — балет «Эсмеральда» явно выделялся: он был насыщен психологическими характерами, действиями множества персонажей и таким образом возвращал всё представление к жанру «балета действия», за который ратовал еще [[Жан Жорж Новер]].

Критик Ю. Слонимский: ''«Задуманный Перро балет резко отличается от других произведений того времени. Активное мелодраматическое действие, живописные портреты главных героев, пестрая и выразительная толпа представителей социальных низов, резко очерченные интересы действующих лиц делали „Эсмеральду“ Перро беспрецедентной по многокрасочности хореографических картин»''<ref name=belcanto/>.

== Премьера ==
[[Файл:Esmeralda.jpg|thumb|390px]]
Премьера прошла в Королевском театре Ее Величества 9 марта 1844 года. Художники постановки: У. Грив (декорации) и мадам Копер (костюмы); исполнители: ''Эсмеральда'' — [[Карлотта Гризи|К.Гризи]], ''Гренгуар'' — сам балетмейстер [[Жюль Перро|Ж.Перро]], ''Феб'' — [[Артур Сен-Леон|А. Сен-Леон]], ''Клод Фролло'' — [[Луи-Франсуа Госселен]], ''Квазимодо'' — [[Антуан Кулон|А. И. Кулон]]<ref name=ball/>, ''Fleur-de-Lys'' — Adelaide Frassi, ''Aloisa'' — Mme Copère.


== Российская премьера ==
Проработав еще какое-то время в Лондоне, Жюль Перро был приглашен в театры других стран (в 1848 году поставил в Милане, в театре Ла Скала, балет «[[Фауст (балет Перро)|Фауст]]» для [[Фанни Эльслер]] — и сам исполнил в нём роль Мефистофеля<ref name=dance/>), и в 1848 году он прибыл в Россию — в поисках «стабильной занятости»<ref name=dance/>. Российские императорские театры славились на всю Европы длительными контрактами и несусветными гонорарами, которые платились европейским гастролерам. Для России это время было важным — закладывалась европейская культура, Россия должна была встать в один ряд с западно-европейскими державами, а потому не скупилась на приглашение европейских деятелей культуры и науки. А те — исправно прибывали за заработком в «дикую» страну с крепостными-полурабами. Так что подобная российская политика себя вполне оправдывала.

Прибыв в Петербург, балетмейстер тут же предложил свои услуги императорской балетной труппе, которая на весьма немалую часть состояла из европейских артистов. Работу в России Жюль Перро начал с возобновления балета «Эсмеральда».

12 декабря 1848 года состоялась русская премьера балета «Эсмеральда» на сцене Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге. И опять балетмейстер сам исполнил партию Гренгуара; в других ролях: Эсмеральда — [[Фанни Эльслер]], Феб — [[Фредерик Малавернь|Фредерик]], Клод Фролло — [[Петр Иванович Дидье|П. И. Дидье]]<ref name=ball/>. Другие источники утверждают: Клод Фролло — [[Николай Осипович Гольц|Н. О. Гольц]], Квазимодо — П. И. Дидье<ref>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_268.php Театральная энциклопедия]</ref>.

Представление прошло с огромным успехом, особенно петербургская публика восторгалась исполнительницей главной роли Фанни Эльслер, хотя ей к этому времени было уже около 40 лет, что не помешало ей превосходно справиться с партией юной цыганочки<ref name=culture/>.

== В России ==
В 1850 году Жюль Перро перенес свою постановку во вторую российскую столицу, в Москву; балет «Эсмеральда» прошел на сцене московского Большого театра 22 ноября 1850 года; художники И. Браун, П. А. Исаков, Ф. И. Шеньян, дирижер Д. П. Карасёв, исполнители: Эсмеральда — [[Фанни Эльслер]], Гренгуар — сам Перро, Флёр де Лис — [[Татьяна Петровна Смирнова|Т. П. Смирнова]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/smirnova.html СМИРНОВА (по мужу Невахович) Татьяна Петровна (1821—1871) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>. Премьера прошла удачно, даже более того — это был не просто успех, это был фурор, триумф. И спектакль остался на несколько лет в репертуаре Большого театра; позже главную партию Эсмеральды исполняли [[Екатерина Александровна Санковская|Е. А. Санковская]] (ввод, 1853 г., последняя партия балерины), [[Прасковья Прохоровна Лебедева|П. П. Лебедева]], [[Лидия Николаевна Гейтен|Л. Н. Гейтен]] и др.<ref name=ball/>. Исполнением партии Феба прославились в московской труппе танцовщики [[Вацлав Рейзингер]]<ref>[http://www.aha.ru/~vladmo/d_txt14.html Vaclav Reisinger]</ref> и [[Дмитрий Иванович Кузнецов (танцовщик)|Д. И. Кузнецов]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/k/kuznecov.html КУЗНЕЦОВ Дмитрий Иванович (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>. Драматический актер Петербургской императорской труппы [[Александр Александрович Нильский|A. A. Нильский]] писал в своих воспоминаниях, как он 10-летним мальчиком смотрел московскую премьеру «Эсмеральды» в бенефис [[Фанни Эльслер]]: ''«Мне особенно памятен ее последний бенефис. Таких триумфов мне более не приходилось видеть. Шла впервые на московской сцене „Эсмеральда“. От публики любимой танцовщице был подан драгоценный подарок: серебряный калач, представлявший из себя футляр для массивного браслета с шестью дорогими по величине и качеству камнями. Название каждого камня начиналось одной из тех шести букв, которые составляют слово „Москва“. Она же в свою очередь отблагодарила москвичей тем, что во втором действии, в сцене, где Эсмеральда, мечтая о Фебе, пишет на стене это милое для нее имя, отчетливо начертала по-русски „Москва“»''<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=64 ''A. A. Нильский''. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 64)]</ref>. Аплодисменты не смолкали долго, а затем толпа поклонников ждала танцовщицу у дверей и какие-то молодые люди, сами впряглись в ее карету вместо лошадей и повезли на себе. По воспоминаниям будущего директора императорских театров [[Владимир Аркадьевич Теляковский|В. А. Теляковского]], дело этим не ограничилось: ''«…известный тогда редактор „Московских ведомостей“, чиновник канцелярии московского губернатора Хлопов после представления балета „Эсмеральда“ сидел вместо кучера в карете, увозившей из Большого театра знаменитую балерину Фанни Эльслер (за что, правда, и был уволен и место свое по редактированию „Московских ведомостей“ был принужден уступить известному Каткову)''»<ref>''[[Владимир Аркадьевич Теляковский|Теляковский В. А.]]'' Воспоминания 1898—1917. Пб., изд-во «Время», 1924</ref>. Это действительно было так: Владимир Хлопов при московском военном генерал-губернаторе А. А. Закревском был уволен из-за общественного резонанса, вызванного его пылким отношением к искусству прославленной балерины Фанни Эльснер и на должность редактора срочно заступил [[Михаил Никифорович Катков]]<ref>[http://mediamuseum.guru.ru/MV_editors Редакторы «Московских ведомостей»]</ref>.

Московская премьера «Эсмеральды» оставила неизгладимый след в жизни москвичей.

Тем временем в 1851 году Перро был принят в Петербургскую труппу императорского театра сначала как танцор, а затем назначен главным балетмейстером. И тогда же — к нему в Петербург прибыла [[Карлотта Гризи]]. Они опять были вместе<ref name=dance/>. Она и стала исполнительницей партии Эсмеральды на сцене петербургского Большого Каменного театра. Ту же партию там же позже исполняли: [[Надежда Константиновна Богданова|Н. К. Богданова]], [[Клодина Кукки|К. Кукки]], [[Евгения Павловна Соколова|Е. П. Соколова]], [[Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа|М. С. Суровщикова-Петипа]] и др.<ref name=ball/>.

Однако семейная жизнь Карлотты Гризи и Жюля Перро так и не наладилась. В 1853 году Карлотта Гризи уехала в Варшаву, в Польшу, с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом (Prince Leon Radziwill). Танцевальная карьера её закончилась в 34 года. В том же 1853 году у неё родилась дочь Леонтина (Léontine Grisi) от Леона Радзивилла, с которым они так и не поженились и очень скоро расстались. А Жюль Перро, ещё оставаясь в России, женился на купеческой дочери, ученице русского императорского театрального училища Капитолине Самовской, с которой покинул Россию навсегда в 1859 году, оставив свои балеты, еще долго входившие в репертуар русских театров, и уступив место главного хореографа Петербургской императорской труппы [[Артур Сен-Леон|Артуру Сен-Леону]].

== Возобновления балета ==
* 1856 году постановка прошла в Париже<ref name=belcanto/>.
[[Файл:Virjiniya-Zucchi-Esmeralda.jpg|thumb|180px|[[Виржиния Цукки]] в балете «Эсмеральда». Санкт-Петербург, 1886]]
[[Файл:Esmeralda -Virginia Zucchi -1886.JPG|thumb|180px|[[Виржиния Цукки]] в балете «Эсмеральда». Санкт-Петербург, 1886]]
[[Файл:EsmKshes.jpg|thumb|180px|Матильда Кшесинская в балете «Эсмеральда»]]
[[Файл:Agrippina Vaganova -Esmeralda 1910.jpg|thumb|180px|Анриппина Ваганова в партии Эсмеральды. Петербургская императорская труппа. 1910 г.]]
* 29 апреля 1866 — московский Большой театр, балетмейстеры [[Карло Блазис|К. Блазис]] и [[Фанни Эльслер]] по хореографии Ж. Перро, дирижер П. Лузин.

== Редакция Мариуса Петипа ==

[[Мариус Иванович Петипа]], уже будучи сам главным балетмейстером Петербургской императорской труппы, обратился через много лет к «Эсмеральде». В своей постановке он использовал хореографию Жюля Перро, но добавил несколько новых танцевальных сцен, музыку к которым сочинил [[Риккардо Дриго]]. Премьера прошла в Мариинском театре 17 декабря 1886 г.; в партии Эсмеральды — [[Вирджиния Цукки]] (позже — [[Карлотта Брианца]])<ref name=ball/>.

* 21 ноября 1890 — московский Большой театр, балетмейстер [[Жозеф Мендес]] (перенос постановки М.Петипа), дирижер [[Степан Яковлевич Рябов|С. Я. Рябов]]; Эсмеральда — [[Лидия Николаевна Гейтен|Л. Н. Гейтен]], Гренгуар — [[Николай Федорович Манохин|Н. Ф. Манохин]], Феб — [[Иван Николаевич Хлюстин|И. Н. Хлюстин]], Клод Фролло — [[Василий Федорович Гельцер|В. Ф. Гельцер]], Квазимодо — В. А. Шашкин<ref name=ball/>.

Еще когда Мариус Петипа в Петербурге только приступал к постановке, его одолевала будущая балетная звезда, а тогда ученица балетного отделения Петербургского театрального училища Матильда Кшесинская, чтобы он дал партию Эсмеральды исполнять ей. Но балетмейстер не доверил юной танцовщице такую сложную партию<ref name=culture/>.

А по прошествии 13 лет Мариус Петипа вновь возобновил постановку, на этот раз партию Эсмеральды готовила к этому времени уже известная балерина Петербургской императорской труппы [[Матильда Феликсовна Кшесинская|М. Ф. Кшесинская]]. Тут можно отметить интересный момент: чтобы совсем вжиться в образ Эсмеральды, Кшесинская специально завела и приручила козочку по имени Джали для выступлений с ней<ref>[http://portal-kultura.ru/articles/art/kukla-dlya-naslednika/?print=Y&CODE=kukla-dlya-naslednika Кукла для наследника]</ref><ref>[http://www.timeout.ru/journal/feature/8046/ Эсмеральда]</ref><ref>[http://strelna.h1.ru/history/kshesin.htm Матильда Кшесинская в Стрельне]</ref> — в романе Гюго у Эсмеральды была ручная козочка по имени Джали.

Премьера балета прошла в Мариинском театре 21 ноября 1899 года. В других ролях: Клод Фролло — [[Николай Сергеевич Аистов|Н. С. Аистов]], Феб — [[Иосиф Феликсович Кшесинский|И. Ф. Кшесинский]] (брат Матильды Кшесинской), Квазимодо — [[Альфред Федорович Бекефи|А. Ф. Бекефи]] (его работу критика особо отметила и подчёркивала исполнение партии Квазимодо как «особое достижение танцора»<ref name="pro">[http://www.pro-ballet.ru/html/b/bekefi.html БЕКЕФИ в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>). В той же постановке несколько позже Эсмеральду танцевала [[Анна Павловна Павлова|Анна Павлова]]<ref name=ball/>.

Эта постановка в первые года ХХ столетия была записана [[Николай Григорьевич Сергеев|Н. Г. Сергеевым]] и вывезена им после Октябрьской революции в эмиграцию вместе с другими балетными записями. Ныне вся коллекция Н. Г. Сергеева хранится в библиотеке Гарвардского университета, США, и доступна всем деятелям балетного искусства.

== Дальнейшие постановки ==
У балета оказалась счастливая сценическая судьба. Он неоднократно ставился на разных сценах.

Среди известных постановок:
* 1926 — московский Большой театр, балетмейстер [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. Д. Тихомиров]] (по Перро-Петипа); Эсмеральда — [[Екатерина Васильевна Гельцер|Е. В. Гельцер]] (позднее — [[Марина Тимофеевна Семенова|М. Т. Семенова]]), Гренгуар — [[Иван Васильевич Смольцов|И. В. Смольцов]], Феб — [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. Д. Тихомиров]], Клод Фролло — [[Алексей Дмитриевич Булгаков|А. Д. Булгаков]], Квазимодо — [[Владимир Александрович Рябцев|В. А. Рябцев]]
{{youtube|CKmZmF4Flxc|Diana & Acteon Variation}}
* 23 апреля 1935 — [[Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова|Ленинградский театр оперы и балета]] (та же Мариинка, но по-советски), балетмейстер [[Агриппина Яковлевна Ваганова|А. Я. Ваганова]]; с использованием музыки композитора Р. Глиэра; реж. [[Сергей Эрнестович Радлов|С. Э. Радлов]], А. А. Берёзова, И. Н. Иванов; Эсмеральда — [[Татьяна Михайловна Вечеслова|Т. М. Вечеслова]], Гренгуар — [[Леонид Сергеевич Леонтьев|Л. С. Леонтьев]], Феб — [[Борис Васильевич Шавров|Б. В. Шавров]], Клод Фролло — [[Михаил Андреевич Дудко|М. А. Дудко]], Квазимодо — К. А. Журавлёв, Диана — [[Галина Сергеевна Уланова|Г. С. Уланова]], Актеон — [[Вахтанг Михайлович Чабукиани|В. М. Чабукиани]]<ref name=belcanto/>; в этом варианте появился новый танцевальный номер, поставленный А. Я. Вагановой: Pas de deux Дианы и Актеона ('''см. видеоролик справа''').
* 15 ноября 1948 — [[Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова|Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова]] (та же Мариинка, но по-советски), балетмейстер [[Агриппина Яковлевна Ваганова|А. Я. Ваганова]]; Эсмеральда — [[Татьяна Михайловна Вечеслова|Т. М. Вечеслова]], Гренгуар — [[Владимир Владимирович Фидлер|В. В. Фидлер]], Феб — [[Борис Васильевич Шавров|Б. В. Шавров]], Клод Фролло — [[Роберт Иосифович Гербек|Р. И. Гербек]], Квазимодо — [[Михаил Михайлович Михайлов|М. М. Михайлов]], Диана — [[Алла Яковлевна Шелест|А. Я. Шелест]], Актеон — [[Семён Соломонович Каплан|С. С. Каплан]].
* 1950 — Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, новое либретто сочинили [[Владимир Павлович Бурмейстер|В.Бурмейстер]] и [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. Тихомиров]], с добавлением музыки С.Василенко<ref name=culture/>;балетмейстер В. Бурмейстер; Эсмеральда — [[Виолетта Трофимовна Бовт|В. Т. Бовт]], Феб — [[Алексей Виссарионович Чичинадзе|А. В. Чичинадзе]], Клод Фролло — А. А. Клейн, Квазимодо — Терентьев.
* 1951 — Минск, Белорусский театр оперы и балета, постановка [[Семён Владимирович Дречин|С. В. Дречина]]<ref>[http://www.homoliber.org/ru/xx/xx030202.html ПИОНЕР БЕЛОРУССКОГО БАЛЕТА]</ref>
* 1954 — Лондон, постановка [[Николай Николаевич Березов|Николая Березова]]; в этой редакции балет обрел еще один хореографический номер, получивший популярность и нередко исполняемый отдельно как концертный: Pas de deux Гренгуара и Эсмеральды на муз. Пуни (или отдельно — вариация с бубном из этого же Pas de deux).
Было и еще огромное количество постановок в различных городах.

В 2006 году новую версию балета показал театр «Кремлевский балет» на сцене Государственного Кремлевского Дворца (Москва), либретто постановщика-балетмейстера А. Петрова (по сценарию Ж. Перро)<ref>[http://www.ticketland.ru/show/16579578/ Ц. Пуни — Р. Дриго. ЭСМЕРАЛЬДА]</ref>. Однако это не точное воспроизведение постановки М. Петипа, балетмейстеры добавили в свою постановку и современные мотивы.

А в 2009 году на сцену московского Большого театра пришла постановка Перро-Петипа, сделанная по записям из коллекции Н. Г. Сергеева; балетмейстеры Ю. Бурлака и В. Медведев<ref name=culture/>.

== Балет «Дочь Гудулы» ==
На тот же самый сюжет — по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери» — в 1902 году в Московской императорской труппе на сцене Большого театра балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|А. А. Горский]] поставил другой балет: «[[Дочь Гудулы (балет)|Дочь Гудулы]]» на музыку композитора [[Антон Юльевич Симон|А. Ю. Симона]].

== Балет «Собор Парижской Богоматери» ==
В 1965 году тот же роман стал основой для еще одного балета: балет «[[Собор Парижской Богоматери (балет)|Собор Парижской Богоматери]]» (Notre-Dame de Paris) поставил французский хореограф Ролан Пети (Roland Petit) на музыку Мориса Жарра (Maurice Jarre).

== Источники ==
{{примечания}}

{{Собор Парижской Богоматери}}

[[Категория:Балеты по алфавиту]]
Редактор
3215
правок