Изменения

Эжен Кормон

18 054 байта добавлено, 14:11, 17 апреля 2017
Новая страница: «[[Файл: EugCormon.jpg|thumb|240px]] '''Эжен Кормон''' ({{lang-fr|Eugène Cormon}}, настоящее имя Пьер-Этьен Пьестр / фр…»
[[Файл: EugCormon.jpg|thumb|240px]]
'''Эжен Кормон''' ({{lang-fr|Eugène Cormon}}, настоящее имя Пьер-Этьен Пьестр / фр.: Pierre-Étienne Piestre) (5 мая 1811<ref name=imdb>[http://www.imdb.com/name/nm0180077/ Eugène Cormon (1811—1903)]</ref> (или 1810<ref name=artlyriquefr>[http://www.artlyriquefr.fr/personnages/Cormon%20Eugene.html Eugène CORMON]</ref>), Лион — март 1903, Париж) — французский [[драматург]].

Хотя настоящая фамилия драматурга была Пьестр, взятый им литературный псевдоним Кормон — не совсем псевдоним: такова была дозамужняя фамилия его матери<ref> Wright, L. Eugène Cormon. In «The New Grove Dictionary of Opera». London and New York: MacmillanWright (1997)</ref>, поэтому он мог носить вполне официально и эту фамилию. Семья Кормонов была во Франции начала 19 века известной среди образованного общества — члены этой фамилии занимались книготорговлей<ref name=artlyriquefr/> — и произведения, подписанные Кормоном, сразу вводили его автора в определенный литературный круг. А вот имя Эжен стало действительно псевдонимом.

Литературное имя Эжен Кормон так и закрепилось за драматургом, а потом фамилия Кормон перешла к его сыну, который стал известным французским художником и тоже звался Кормоном.

Родившись в Лионе, Эжен Кормон в юности переехал в Париж, где и жил и работал до конца. Известно, что в 1897 году он проживал по адресу: 4 rue Vignon à Paris 9e<ref name=artlyriquefr/>.

Скончался в Париже в марте 1903 года, в возрасте 91 года<ref name=imdb/>.

== Семья ==
Драматург женился в 1839 году.
* Жена: актриса Шарлота Фюрэ (Charlotte Furais; 1819 — ?)
* Сын: художник [[Фернан Кормон]] (Fernand Cormon; 1848—1924)<ref name=artlyriquefr/>

== Творчество ==
Перу Э.Кормона принадлежат приблизительно две сотни драматических произведений, большую часть из которых он написал в соавторстве с другими французскими авторами.

Многие его произведения не утеряли зрительского интереса вплоть до настоящего времени и продолжают свою сценическую жизнь в театрах, экранизациях, в постановках на телевидении, в аудиозаписях<ref name=imdb/><ref>[http://www.allmusic.com/artist/eugène-cormon-mn0002149463 Eugène Cormon]</ref><ref>[http://www.discogs.com/artist/Eugène+Cormon Eugène Cormon]</ref>.

=== Должности ===
С 1859 по 1871 гг. он занимал должность директора в [[Опера де Пари]]<ref name=artlyriquefr/>, и для его сцены сочинил множество разных либретто для опер и музыкальных водевилей.

C 1874 года занимал должность администратора парижского [http://fr.wikipedia.org/wiki/Gaumont_Op%C3%A9ra Театра водевилей] (Gaumont Opéra).

=== Награды ===
За свою деятельность 15 августа 1860 года он получил [[Орден Почётного легиона]]<ref name=artlyriquefr/>.

=== Общая оценка творчества ===
Тем не менее творчество Эжена Кормона весьма неоднородно: наряду с произведениями, вошедшими в классику мировой драматургии, у него оказалось и немало «поделок», написанных на скорую руку. И виной этому не только сам драматург — театры 19 века требовали веселых водевилей-однодневок, на которые зрители бы пришли в театр, похлопали артистам — и тут же забыли простой и не слишком обременительный интеллектуально сюжет. Из Парижа мода на подобные пьески шла по всей Европе, доходила и до России — там тоже немало ставились произведения Эжена Кормона, часто созданные совместно в соавторстве с другими французскими драматургами.

В 1867 году драма Кормона «Филипп Второй, король Испании» (Philippe II, Roi d’Espagne) (написанная им в 1846 году) послужила основой для одного из акта — сцены в Фонтебло — в опере «[[Дон Карлос (опера)|Дон Карлос]]».<ref> Budden, J. «Verdi». London: Dent & Sons (1985).</ref>

Эжен Кормон является автором совместно с [[Карре, Мишель (отец)|Мишелем Карре]] либретто оперы [[Бизе, Жорж|Ж.Бизе]] «[[Искатели жемчуга (опера)|Искатели жемчуга]]» (1863 г.), причем либретто было написано быстро и не слишком тщательно: в Париже уже было объявлено о премьере, а оба автора все ещё не знали, чем закончить сюжет<ref>[http://www.russianmontreal.ca/index.php?newsid=419 Беги, Надир, беги!] // автор Яков Рабинович, Монреаль</ref>. Позже они признавались, что не слишком серьёзно отнеслись к этой работе, о чем очень сожалели: когда оба либреттиста приступали к работе, они ещё не знали произведений талантливого композитора и посчитали Жоржа Бизе одним из обычных деятелей на данном поприще, не более того, а потому не слишком старались в сочинении сюжета и «сварганили» его по-быстрому, используя лишь собственные наработанные профессиональные навыки<ref>[http://www.classica.fm/2010/04/02/iskateli-zhemchuga-v-moskovskoy-filarmonii/ Классическая музыка]</ref>.

Одно из самых значительных произведений Э.Кормона — пятиактная драма «Две сироты» (фр.: [http://fr.wikipedia.org/wiki/Les_Deux_Orphelines_(th%C3%A9%C3%A2tre) Les Deux Orphelines]), созданная совместно с другим французским драматургом [[Адольф Филипп Деннери|А.-Ф. Деннери]] (фр. ''Adolphe d’Ennery''), поставленная в 1874 году в [http://fr.wikipedia.org/wiki/Th%C3%A9%C3%A2tre_de_la_Porte-Saint-Martin Théâtre de la Porte Saint-Martin] и вошедшая в классику французской литературы. В 1927 году спектакль по этой пьесе был поставлен в Москве<ref>Benedetti, Jean. 1999. «Stanislavski: His Life and Art». Revised edition. Original edition published in 1988. London: Methuen. ISBN 0413525201</ref>: постановка называлась «Сёстры Жерар», редакцию пьесы для Художественного театра создал [[Владимир Захарович Масс |В. З. Масс]], реж. Н. М. Горчаков и Е. С. Телешева, руководитель постановки [[Константин Сергеевич Станиславский|Станиславский]]; одну из главных ролей Генриетты исполняла молодая актриса [[Ангелина Иосифовна Степанова|Ангелина Степанова]]<ref>[http://www.pseudology.org/chtivo/StepanovaFadeeva.htm Ангелина Иосифовна Степанова, автор Виталий Вульф]</ref>. Пьеса несколько раз экранизировалась: в 1921 (режиссер [[Дэвид Уорк Гриффит|Гриффит]]; смотреть [http://www.youtube.com/watch?v=sQ54oxKXVSo немой фильм Гриффита Orphans of the Storm (1921)]), 1933 (режиссер фр. [http://fr.wikipedia.org/wiki/Maurice_Tourneur Maurice Tourneur]), 1942 (режиссер [http://fr.wikipedia.org/wiki/Carmine_Gallone Carmine Gallone]), 1965 (режиссер [[Риккардо Фреда|Р. Фреда]]) и др. (в разных странах на разных языках).

== Среди произведений ==
{{youtube|oDMPBZtsTX4|Отрывок из оперетты «Драгуны Виллара», композитор Луи-Эме Майар, авторы либретто Э. Кормон и Ж.-Ф. Локруа}}
* 1841 — «Поль и Виржинии» (Paul et Virginie), в соавторстве с Boulé, премьера: Paris, Ambigu-Comique, 20 novembre 1841
* «Отчим» (Le beau-pere), водевиль, совместно с Ж. Шабо де Буэном (известны постановки в России: Московский Большой театр, 20 февраля 1842 в бенефис [[Михаил Семёнович Щепкин|М. С. Щепкина]], под названием «Семейные дела или С больной головы на здоровую»; переделка с французского М. К.)
* 1842 — «Ночной Париж» (Paris la nuit)
* 1845 — «Канал Сен-Мартен» (le Canal Saint-Martin)
* 1845 — «Кольцо Мариэтты» (l’Anneau de Mariette), в соавторстве с Лоренсеном (Laurencin), премьера: Versailles, 25 novembre 1845
* 1846 — «Обеспокоенный супруг» (Un mari qui se derange), комедия в двух действиях, в соавторстве с [[Эжен Гранже|Э. Гранже]]; известны постановки в России: московский Большой театр, 10 сентября 1847 под названием «Маскарад в оперном театре, или Проказы женатого», перевод с фр. [[Александр Николаевич Андреев (поэт)|А. Н. Андреева]]
* 1846 — «Филипп Второй, король Испании» ({{lang-fr|Philippe II, roi d’Espagne}}) (вошла в состав либретто к опере «[[Дон Карлос (опера)|Дон Карлос]]» [[Джузеппе Верди|Д.Верди]], 1867).
* 1847 — Marie-Thérèse, опера, в соавторстве с Félix Dutertre, композитор Nicolas Louis, премьера: Лион, 19 февраля 1847)
* 1847 — «Гастибельза» (Gastibelza), опера, в соавторстве с [[Адольф Филипп Деннери|А.-Ф. Деннери]], композитор Луи-Эме Майар (фр.: Louis-Aimé Maillart)
* 1849 — le Moulin des Tilleuls, комическая опера, в соавторстве с Maillan, композитор Луи-Эме Майар
* 1851 — (la Ferme de Primerose)
* 1855 — «Театр зуавов» ({{lang-fr|Théâtre des zouaves}}), водевиль, совместно с [[Эжен Гранже|Э. Гранже]]
* 1855 — «Известные радости» (la Foire aux plaisirs)
* 1855 — «Собака дворника» (le Chien du jardinier), комическая опера, в соавторстве с Локруа
* 1856 — «[[Драгуны Виллара (оперетта)|Драгуны Виллара]]» (les Dragons de Villars), комическая опера (оперетта), в соавторстве с [[Жозеф-Филипп Локруа|Ж. Ф. Локруа]], композитор Луи-Эме Майар
* 1857 — «Король дон Педро» (le Roi Don Pèdre), комическая опера, в соавтосртве с Э.Гранже
* 1858 — «Гнездо аистов» (le Nid de cigognes), комическая опера
* 1858 — «Крючки папаши Мартена» (les Crochets du père Martin), комическая опера
* 1858 — «Квентин Дюрвар» (Quentin Durward), опера
* «Женщины-гвардейцы» (Les gardes du roi de Siam), водевиль, совместно с [[Эжен Гранже|Э. Гранже]] и [[Альфред Делакур|А. Делакуром]]<ref>[http://old.rsl.ru/table.jsp?f=1003&t=3&v0=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%80%2C+%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B4+%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&cc=a1&s=2&ss=1003&ce=4 Российская государственная библиотека. Электронный каталог]</ref>; постановки в России: московский Малый театр, 27 апреля 1859 в бенефис [[Евгения Васильевна Бороздина|Е. В. Бороздиной]], в переводе [[Владимир Иванович Родиславский|В. И. Родиславского]]
* 1863 — «[[Искатели жемчуга (опера)|Искатели жемчуга]]» (les Pêcheurs de perles), опера, в соавторстве с [[Мишель Карре (отец)|М.Карре]] (Michel Carré), композитор [[Жорж Бизе]], премьера: Théâtre-Lyrique
* 1864 — «Доктор Магнус» (le Docteur Magnus), опера, в соавторстве с [[Мишель Карре (отец)|М.Карре]], Парижская опера
* 1864 — «Лара» (Lara), опера, театр Opéra-Comique
* «Сокровище Пьеро» (le Trésor de Pierrot), комическая опера
* 1866 — «Жозе-Мари» (José-Maria), опера, в соавторстве с [[Анри Мельяк|А. Мельяком]], композитор Жюль Коэн
* 1868 — «[[Робинзон Крузо (оперетта)|Робинзон Крузо]]» (Robinson Crusoé), в соавторстве с [[Гектор Кремьё|Г.Кремьё]], композитор [[Жак Оффенбах]]
* 1868 — les Bleuets, avec Trianon, композитор Жюль Коэн
* 1868 — «Первый день счастья» (le Premier Jour de bonheur), в соавторстве с [[Адольф Филипп Деннери|А.-Ф. Деннери]], musique d’Auber
* «Чудеса медицины», оперетта, в соавторстве с А. Трианоном, композитор Э. Готье; постановки в России: московский Малый театр, 17 октября 1869 в бенефис [[Константин Петрович Колосов|К. П. Колосова]]
* 1870 — «Мечта любви» (Rêve d’amour), в соавторстве с [[Адольф Филипп Деннери|А.-Ф. Деннери]], музыка Обера (Auber)
* 1872 — «Мадам Тюрлюпен» (Madame Turlupin), avec Grandvallet, musique de Guiraud
* 1874 — «Две сироты» (les Deux orphelines), драма, в соавторстве с [[Адольф Филипп Деннери|А.-Ф. Деннери]] (Théâtre de la Porte-Saint-Martin, 20 января 1874). Пьеса неоднократно ставилась во многих театрах, в том числе в Московском Художественном театре в 1927 г., режиссер К. С. Станиславский; известны несколько экранизаций
* 1875 — «Крестница короля» (la Filleule du roi), комическая опера, c [[Поль Деланд|П.Деландом]], композитор A. Vogel
* 1877 — «По понятной причине» (Une cause célèbre), в соавторстве с [[Адольф Филипп Деннери|А.-Ф. Деннери]], премьера: Théâtre de la Porte Saint-Martin 27 декабря 1877

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Родившиеся в Лионе]]
[[Категория:Умершие в Париже]]
[[Категория:Драматурги]]
[[Категория:Литераторы]]
[[Категория:Драматурги Франции]]
[[Категория:Родившиеся 5 мая]]
[[Категория:Родившиеся в 1811 году]]
[[Категория:Умершие в 1903 году]]
[[Категория:Псевдонимы]]

{{DEFAULTSORT:Кормон Эжен}}
Редактор
3215
правок