«Титулярный советник» (или по первой строчке «Он был титулярный советник») — романс композитора А. С. Даргомыжского на стихотворение П. И. Вейнберга; время создания стихов и музыки — 1859 г.[1][2].
Жанр произведения обозначен: песня для голоса с фортепиано[2].
Этот романс стоит у истоков жанра городского романса, получившего распространение к концу XIX века[1].
Петр Исаевич Вейнберг, известный в 19 веке русский поэт, прозаик и литературовед, сочинил несколько стихотворений, ставших романсами[3], однако ни один из них не получил такой популярности, которая выпала коротенькому, в два куплета, «Титулярному советнику». Успех этой очень милой и непосредственной песенки перерос и XIX век, и ХХ, и не уменьшился в XXI столетии.
Музыковед Александр Майкапар пишет, что созданию своему это стихотворение обязано несвершившейся любви поэта к дочери губернатора города Тамбова[2], куда П.Вейнберг отбыл по окончании историко-филологического факультета Харьковского университета в 1854 году и где он прослужил чиновником особых поручений при губернаторе до 1858 года, пока не переехал в Петербург[3]. Сочинено стихотворение было уже в Петербурге, в 1859 году, когда, по всей видимости, трагедийность несчастливой безответной любви уже несколько отошла, уступев место самоиронии: мол, куда титулярному советнику до генеральской дочери.
Следует учитывать, что это время для Российской империи характерно подъемом разночинцев, а сословия для России этого времени имели огромное социальное значение. Так что стихотворение оказалось «в струю» — оно поднимало проблему несправедливости социального уклада.
Кто такой губернатор — ясно; это царь и бог провинциального российского города 19 столетия. Так что чиновник особых поручений при нём — это, хоть и чин (не сошка какая-нибудь!), но и не стишком значимая «шишка», вполне может отождествояться с титулярным советником.
Титулярный советник — по Табели о рангах — чин IX класса[2][4]. Занимали его люди не знатного, не дворянского происхождения, для которых продвинуться в карьере выше этого чина было немыслимо. Представителю третьего сословия не пробраться на более высокую ступеньку следующего по классу чина коллежского асессора, предназначенного для дворян[5]. Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса[4]. Тут уместно напомнить, что русская литература середины 19 столетия знала немало титулярных советников: гоголевский Башмачкин («Шинель»), Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского, отставной титулярный советник Мармеладов в «Преступлении и наказании». Все они весьма немолодые люди (им уже за сорок лет — и они в этом чине давно), бедные и забитые[4], в этом же чине пребывал Прохор Гаврилыч Васютин из пьесы А. Н. Островского «Старый друг лучше новых двух» (пьеса написана в том же 1959 году). Чин титулярный советник — стал своеобразным социальным типажом России 19 столетия (подробнее о чине титулярного советника — см. очень неплохую статью Русской Википедии Титулярный советник).
Читателям и слушателям 19 столетия эти детали были хорошо известны. А поскольку время на российском дворе стояло социально-обличающее, то и тема оказалась модной. Композитор А. Даргомыжский, как и литератор П. Вейнберг, были люди интеллигентными и вполне отвечали духу врмени. Предметом внимания А. Даргомыжского становились низшие сословия — представители солдатской среды, бедного чиновничества. Своею главную задачу в этот период композитор видел в обнажении пороков и язв социальной действительности николаевской России[2].
Обличительный пафос романса проступал явственно.
Однако само стихотворение несло в себе еще и иронию. И композитор вполне уловил ее. Будучи приверженцем и последователем М. И. Глинки, А. Даргомыжский вместе с тем развивал жанр сатирического романса[2], чего у М. Глинки не было. Даргомыжский использовал форму водевильных куплетов[2] и свойственную им характерность. Музыка словно театрально обрисовала контрастные характеры: наивный безнадежно влюбленный мелкий чиновник (образ «маленького человека») — и уверенная в себе «хозяйка жизни», а вовсе не прекрасная юная дева. Никаких даже намеков нет на лиричность в этом любовном по тематике произведении. Оба персонажа — исключительно социальные типажи. Но с каким изяществом — и литературным, и музыкальным — выстроены эти характеры!
Романс оказался хорош на все случаи жизни — социальная несправедливость России вещь перманентная. А таящаяся в нем артистичность привлекает и исполнителей, и зрителей.
Романс «Титулярный советник» не потерял своей популярности вплоть до нашего времени.
Более того — его название и первая строчка стали определенными социальными символами времени.
Строчка «Он был титулярный советник» была использована в театральной постановке — в 2004 году современный московский театр Мастерская Петра Фоменко поставил моноспектакль «Он был титулярный советник» по мотивам «Записок сумасшедшего» и других произведений Гоголя[6].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 ОН БЫЛ ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК…
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 А. С. Даргомыжский (1813—1869) // Титулярный советник; автор Александр Майкапар
- ↑ 3,0 3,1 Песни и романсы русских поэтов // Вступительная статья В. Е. Гусева
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Энциклопедия русского быта XIX века. Титулярный советник
- ↑ Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, иди Энциклопедия русского быта XIX века. М. 2003. С. 96
- ↑ Он был титулярный советник. По повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего»