Средь шумного бала (романс) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{youtube|Q_MZHLxkHQk|Исполняет Иоаким Тартаков.}} {{youtube|n3N2RE0v0bA|Испол…»)
 
 
Строка 4: Строка 4:
 
{{youtube|pRTqIw7vVsY|Исполняет [[Горчакова Галина Владимировна|Галина Горчакова]].}}
 
{{youtube|pRTqIw7vVsY|Исполняет [[Горчакова Галина Владимировна|Галина Горчакова]].}}
 
{{youtube|qg0hzKv6CfI|Исполняет [[Муслим Магомаев]].}}
 
{{youtube|qg0hzKv6CfI|Исполняет [[Муслим Магомаев]].}}
'''«Средь шумного бала…»''' известный романс; автор стихов — [[Алексей Константинович Толстой|А. К. Толстой]], автор музыки — [[Пётр Ильич Чайковский|П. И. Чайковский]]. Стихотворение сочинено в 1851 году. Время создания романса: 1878 год<ref name=school>[http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9bf0213b-cc86-968c-3b43-6283e5bb06ff/Tchaikovsky_Sred_shumnogo_bala.htm Средь шумного бала… автор Александр МАЙКАПАР]</ref>.
+
'''«Средь шумного бала…»''' — известный романс; автор стихов — [[Алексей Константинович Толстой|А. К. Толстой]], автор музыки — [[Пётр Ильич Чайковский|П. И. Чайковский]]. Стихотворение сочинено в 1851 году. Время создания романса: 1878 год<ref name=school>[http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9bf0213b-cc86-968c-3b43-6283e5bb06ff/Tchaikovsky_Sred_shumnogo_bala.htm Средь шумного бала… автор Александр МАЙКАПАР]</ref>.
  
 
== Стихотворение ==
 
== Стихотворение ==
Стихотворные строки поэт Алексей Толстой сочинил в 1851 году, а посвящены они были его будущей супруге [[Софья Андреевна Миллер|Софье Миллер]], урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре, куда был приглашен весь аристократический Петербург, в самом конце декабря 1850 года или в начале января 1851-го; Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна … покрывала черты»<ref name=school/><ref name=peoples>[http://www.peoples.ru/family/wife/miller/ Софья Миллер. Автор: Нея Зоркая]</ref><ref name=form>[http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4d007507.pdf «Средь шумного бала…»; автор Е. Тахо-Горди]</ref><ref name=mi-ta>[http://mi-ta-pe.livejournal.com/58532.html Объяснение в любви высоким слогом русского романса]</ref>. Собственно, на том маскараде Софья Андреевна поразила совсем другого литератора-аристократа — [[Иван Сергеевич Тургенев|И. С. Тургенева]], но тот после первого же свидания остыл в своих страстях<ref name=greatwomen>[http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/07/sofya-andreevna-miller-tolstaya/ Знаменитые женщины // Софья Андреевна Миллер-Толстая]</ref>, а вот его товарищ А. К. Толстой — наоборот, был очарован Софьей Андреевной, а скоро влюбился в нее, да так, что полюбил на всю жизнь.
+
Стихотворные строки поэт Алексей Толстой сочинил в 1851 году, а посвящены они были его будущей супруге [[Софья Андреевна Миллер|Софье Миллер]], урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре, куда был приглашен весь аристократический Петербург, в самом конце декабря 1850 года или в начале января 1851-го; Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна … покрывала черты»<ref name=school/><ref name=peoples>[http://www.peoples.ru/family/wife/miller/ Софья Миллер. Автор: Нея Зоркая]</ref><ref name=form>[http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4d007507.pdf «Средь шумного бала…»; автор Е. Тахо-Горди]</ref><ref name=mi-ta>[http://mi-ta-pe.livejournal.com/58532.html Объяснение в любви высоким слогом русского романса]</ref>. Собственно, на том маскараде Софья Андреевна поразила совсем другого литератора-аристократа — [[Иван Сергеевич Тургенев|И. С. Тургенева]], но тот после первого же свидания остыл в своих страстях<ref name=greatwomen>[http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/07/sofya-andreevna-miller-tolstaya/ Знаменитые женщины // Софья Андреевна Миллер-Толстая]</ref>, а вот его товарищ А. К. Толстой — наоборот, был очарован Софьей Андреевной, а скоро влюбился в нее, да так, что полюбил на всю жизнь.
  
 
Биография Софьи Андреевны была весьма непростой. В юности она пережила серьезную любовную драму с князем Григорием Николаевичем Вяземским, от которого забеременела. Возлюбленный оказался человеком низким и подлым. Поставив молодую девушку, поверившую ему, в такое щекотливое положение, он не только отказался жениться на ней, но и убил на дуэли ее оскорбленного брата Юрия<ref name=peoples/><ref name=form/>. Родившуюся дочь, тоже Софью Бахметеву, другой брат Петр с его супругой оформили как своего ребенка<ref name=greatwomen/>.
 
Биография Софьи Андреевны была весьма непростой. В юности она пережила серьезную любовную драму с князем Григорием Николаевичем Вяземским, от которого забеременела. Возлюбленный оказался человеком низким и подлым. Поставив молодую девушку, поверившую ему, в такое щекотливое положение, он не только отказался жениться на ней, но и убил на дуэли ее оскорбленного брата Юрия<ref name=peoples/><ref name=form/>. Родившуюся дочь, тоже Софью Бахметеву, другой брат Петр с его супругой оформили как своего ребенка<ref name=greatwomen/>.
Строка 34: Строка 34:
 
:: ''И грустно я так засыпаю,''
 
:: ''И грустно я так засыпаю,''
 
:: ''И в грезах неведомых сплю…''
 
:: ''И в грезах неведомых сплю…''
:: ''Люблю ли тебя — я не знаю,''
+
:: ''Люблю ли тебя — я не знаю,''
 
:: ''Но кажется мне, что люблю!''<ref>[http://www.poetry.kostyor.ru/tolstoy/?n=12 А. Толстой // «Средь шумного бала, случайно…»]</ref><ref>[http://www.epochtimes.ru/content/view/65844/76/ Средь шумного бала. Стихи Алексея Толстого]</ref>.
 
:: ''Но кажется мне, что люблю!''<ref>[http://www.poetry.kostyor.ru/tolstoy/?n=12 А. Толстой // «Средь шумного бала, случайно…»]</ref><ref>[http://www.epochtimes.ru/content/view/65844/76/ Средь шумного бала. Стихи Алексея Толстого]</ref>.
  
Строка 41: Строка 41:
 
Софья Андреевна стала музой А. Толстого, именно ее влиянию обязана русская литература появлению образа Козьмы Пруткова; под этим псевдонимом он сочинял шуточные стихи и фразы со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми<ref name=peoples/>. А ей самой он посвятил еще не одно свое серьезное стихотворение<ref name=peoples/><ref name=greatwomen/>.
 
Софья Андреевна стала музой А. Толстого, именно ее влиянию обязана русская литература появлению образа Козьмы Пруткова; под этим псевдонимом он сочинял шуточные стихи и фразы со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми<ref name=peoples/>. А ей самой он посвятил еще не одно свое серьезное стихотворение<ref name=peoples/><ref name=greatwomen/>.
  
Какое-то время они встречались тайно, потом жили в гражданском браке, а обвенчались — после смерти матери Алексея Константиновича, препятствовавшей их встречам, и получения наконец развода от Л. Ф. Миллера — в греческой церкви в Дрездене лишь через 12 лет после того шумного бала, на котором познакомились<ref name=mi-ta/>.
+
Какое-то время они встречались тайно, потом жили в гражданском браке, а обвенчались — после смерти матери Алексея Константиновича, препятствовавшей их встречам, и получения наконец развода от Л. Ф. Миллера — в греческой церкви в Дрездене лишь через 12 лет после того шумного бала, на котором познакомились<ref name=mi-ta/>.
  
Но несмотря на такой длительный путь их любви, брак не оказался счастливым. Они жили вместе, но часто раздражали друг друга — впрочем, раздражительность могла быть продиктована болезнью А. Толстого. Алексей Константинович скончался в 1875 году<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Толстой%20Алексей%20Константинович/ Толстой Алексей Константинович]</ref>, жена пережила его на двадцать лет. Умерла в Лиссабоне в 1895 году. Похоронена рядом с мужем<ref name=peoples/>.
+
Но несмотря на такой длительный путь их любви, брак не оказался счастливым. Они жили вместе, но часто раздражали друг друга — впрочем, раздражительность могла быть продиктована болезнью А. Толстого. Алексей Константинович скончался в 1875 году<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Толстой%20Алексей%20Константинович/ Толстой Алексей Константинович]</ref>, жена пережила его на двадцать лет. Умерла в Лиссабоне в 1895 году. Похоронена рядом с мужем<ref name=peoples/>.
  
Но это — мы слишком забежали вперед. Ко времени смерти Софьи Андреевны романс «Средь шумного бала» уже был создан.
+
Но это — мы слишком забежали вперед. Ко времени смерти Софьи Андреевны романс «Средь шумного бала» уже был создан.
  
 
== Публикация ==
 
== Публикация ==
Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, № 5<ref name=school/>.
+
Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, № 5<ref name=school/>.
  
Оно обратило внимание музыкантов. Романсы были в то время очень модны, а стихотворение словно просилось на музыку. И действительно — вскоре появились музыкальные версии к стихам. Сразу два композитора положили стихи на музыку: [[Борис Сергеевич Шереметьев|Б. Шереметьев]] и [[Александр Николаевич Шефер|А. Шефер]]<ref name=school/>. Однако оба эти музыкальных варианта не прижились.
+
Оно обратило внимание музыкантов. Романсы были в то время очень модны, а стихотворение словно просилось на музыку. И действительно — вскоре появились музыкальные версии к стихам. Сразу два композитора положили стихи на музыку: [[Борис Сергеевич Шереметьев|Б. Шереметьев]] и [[Александр Николаевич Шефер|А. Шефер]]<ref name=school/>. Однако оба эти музыкальных варианта не прижились.
  
== Музыка П. И. Чайковского ==
+
== Музыка П. И. Чайковского ==
Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти А. К. Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет<ref>[http://www.mmsk.ru/notes/note/?id=44247 Средь шумного бала]</ref>.
+
Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти А. К. Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет<ref>[http://www.mmsk.ru/notes/note/?id=44247 Средь шумного бала]</ref>.
  
Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. Кроме того, композитор напрочь ушел от «шумного бала»<ref name=school/><ref name=kareva>[http://g-kareva.ru/sred-shumnogo-bala-p-i-chajkovskij-a-k-tolstoj/ Средь шумного бала (П. И. Чайковский-А. К. Толстой)]</ref>, оставив его лишь в начале — всё в музыке сосредоточено на интимных чувствах, где нет места ничему шумному, всеобще веселому: в его музыке все лирично, тонко и задушевно, там — лишь двое, и больше никто не нужен. П. Чайковский, как часто бывало, внес собственные небольшие изменения в текст, продиктованные законами музыкальной формы и музыкальным течением фразы: он повторил слово «грустно», изменил пунктуацию — у Толстого: «Люблю ли тебя — я не знаю», у Чайковского: «Люблю ли тебя, я не знаю»<ref name=school/>. Эти мелкие исправления уводят внутрь чувств — от всех и всего окружающего, создают атмосферу первых нежных прикосновений в мире, где существуют лишь двое влюбленных.
+
Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. Кроме того, композитор напрочь ушел от «шумного бала»<ref name=school/><ref name=kareva>[http://g-kareva.ru/sred-shumnogo-bala-p-i-chajkovskij-a-k-tolstoj/ Средь шумного бала (П. И. Чайковский-А. К. Толстой)]</ref>, оставив его лишь в начале — всё в музыке сосредоточено на интимных чувствах, где нет места ничему шумному, всеобще веселому: в его музыке все лирично, тонко и задушевно, там — лишь двое, и больше никто не нужен. П. Чайковский, как часто бывало, внес собственные небольшие изменения в текст, продиктованные законами музыкальной формы и музыкальным течением фразы: он повторил слово «грустно», изменил пунктуацию — у Толстого: «Люблю ли тебя — я не знаю», у Чайковского: «Люблю ли тебя, я не знаю»<ref name=school/>. Эти мелкие исправления уводят внутрь чувств — от всех и всего окружающего, создают атмосферу первых нежных прикосновений в мире, где существуют лишь двое влюбленных.
  
Эта любовь еще робка, ее может вспугнуть и уничтожить любой чужой взгляд, любое брошенное слово. Уже первая фраза романса как бы с трудом договаривается до конца: «Средь шумного бала (пауза), случайно (пауза), в тревоге мирской суеты тебя я увидел». И первая неопределенность («люблю ли тебя, я не знаю») выражена несколько приглушенным звучанием: moderato<ref name=school/>. Это самое начало большой любви, когда чувства еще не определены в строгие формы их названий, но они уже проступили — пока еще в грезах, воспоминаниях, в душевных порывах<ref name=kareva/>.
+
Эта любовь еще робка, ее может вспугнуть и уничтожить любой чужой взгляд, любое брошенное слово. Уже первая фраза романса как бы с трудом договаривается до конца: «Средь шумного бала (пауза), случайно (пауза), в тревоге мирской суеты тебя я увидел». И первая неопределенность («люблю ли тебя, я не знаю») выражена несколько приглушенным звучанием: moderato<ref name=school/>. Это самое начало большой любви, когда чувства еще не определены в строгие формы их названий, но они уже проступили — пока еще в грезах, воспоминаниях, в душевных порывах<ref name=kareva/>.
  
Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда<ref name=school/>. Он помогал Петру Ильичу пережить кризис, связанный с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой; композитор пытался вырваться из своих природных влечений гомосексуализма, чувствовал свою ущербность, не понимая его природных истоков, и безумно страдал. Развестись официально было в то время очень сложно — официальные супруги просто проживали отдельно, ничем и никак не связанные более. Именно в это время Петр Ильич и сочинял романс «Средь шумного бала…».
+
Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда<ref name=school/>. Он помогал Петру Ильичу пережить кризис, связанный с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой; композитор пытался вырваться из своих природных влечений гомосексуализма, чувствовал свою ущербность, не понимая его природных истоков, и безумно страдал. Развестись официально было в то время очень сложно — официальные супруги просто проживали отдельно, ничем и никак не связанные более. Именно в это время Петр Ильич и сочинял романс «Средь шумного бала…».
  
 
Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской культуре.
 
Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской культуре.

Текущая версия на 21:02, 23 марта 2018

()

Исполняет Иоаким Тартаков.

()

Исполняет С.Я.Лемешев.

()

Исполняет Леонид Собинов.

()

Исполняет Муслим Магомаев.

«Средь шумного бала…» — известный романс; автор стихов — А. К. Толстой, автор музыки — П. И. Чайковский. Стихотворение сочинено в 1851 году. Время создания романса: 1878 год[1].

Стихотворение

Стихотворные строки поэт Алексей Толстой сочинил в 1851 году, а посвящены они были его будущей супруге Софье Миллер, урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре, куда был приглашен весь аристократический Петербург, в самом конце декабря 1850 года или в начале января 1851-го; Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна … покрывала черты»[1][2][3][4]. Собственно, на том маскараде Софья Андреевна поразила совсем другого литератора-аристократа — И. С. Тургенева, но тот после первого же свидания остыл в своих страстях[5], а вот его товарищ А. К. Толстой — наоборот, был очарован Софьей Андреевной, а скоро влюбился в нее, да так, что полюбил на всю жизнь.

Биография Софьи Андреевны была весьма непростой. В юности она пережила серьезную любовную драму с князем Григорием Николаевичем Вяземским, от которого забеременела. Возлюбленный оказался человеком низким и подлым. Поставив молодую девушку, поверившую ему, в такое щекотливое положение, он не только отказался жениться на ней, но и убил на дуэли ее оскорбленного брата Юрия[2][3]. Родившуюся дочь, тоже Софью Бахметеву, другой брат Петр с его супругой оформили как своего ребенка[5].

Родня признавала ее виновницей всех свалившихся бед[3]. А через некоторое время Софья Андреевна Бахметева была выдана замуж за конногвардейского полковника Льва Миллера, но брак этот им обоим счастья не принес, семьи как таковой не сложилось[2]. К моменту знакомства с Алексеем Константиновичем Толстым Софья Андреевна была женой Л. Миллера. Но любовь, как известно, сильнее нелюбимого мужа. И влюбленный Алексей Константинович посвятил ей полные восхищения лирические строки. Вот это стихотворение в первоначальном виде:

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю![6][7].

Софья Андреевна ответила влюбленному на его чувства. Не добившись развода, она пошла на открытый разрыв с официальным супругом[1][2].

Софья Миллер-Толстая

Софья Андреевна стала музой А. Толстого, именно ее влиянию обязана русская литература появлению образа Козьмы Пруткова; под этим псевдонимом он сочинял шуточные стихи и фразы со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми[2]. А ей самой он посвятил еще не одно свое серьезное стихотворение[2][5].

Какое-то время они встречались тайно, потом жили в гражданском браке, а обвенчались — после смерти матери Алексея Константиновича, препятствовавшей их встречам, и получения наконец развода от Л. Ф. Миллера — в греческой церкви в Дрездене лишь через 12 лет после того шумного бала, на котором познакомились[4].

Но несмотря на такой длительный путь их любви, брак не оказался счастливым. Они жили вместе, но часто раздражали друг друга — впрочем, раздражительность могла быть продиктована болезнью А. Толстого. Алексей Константинович скончался в 1875 году[8], жена пережила его на двадцать лет. Умерла в Лиссабоне в 1895 году. Похоронена рядом с мужем[2].

Но это — мы слишком забежали вперед. Ко времени смерти Софьи Андреевны романс «Средь шумного бала» уже был создан.

Публикация

Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, № 5[1].

Оно обратило внимание музыкантов. Романсы были в то время очень модны, а стихотворение словно просилось на музыку. И действительно — вскоре появились музыкальные версии к стихам. Сразу два композитора положили стихи на музыку: Б. Шереметьев и А. Шефер[1]. Однако оба эти музыкальных варианта не прижились.

Музыка П. И. Чайковского

Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти А. К. Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет[9].

Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. Кроме того, композитор напрочь ушел от «шумного бала»[1][10], оставив его лишь в начале — всё в музыке сосредоточено на интимных чувствах, где нет места ничему шумному, всеобще веселому: в его музыке все лирично, тонко и задушевно, там — лишь двое, и больше никто не нужен. П. Чайковский, как часто бывало, внес собственные небольшие изменения в текст, продиктованные законами музыкальной формы и музыкальным течением фразы: он повторил слово «грустно», изменил пунктуацию — у Толстого: «Люблю ли тебя — я не знаю», у Чайковского: «Люблю ли тебя, я не знаю»[1]. Эти мелкие исправления уводят внутрь чувств — от всех и всего окружающего, создают атмосферу первых нежных прикосновений в мире, где существуют лишь двое влюбленных.

Эта любовь еще робка, ее может вспугнуть и уничтожить любой чужой взгляд, любое брошенное слово. Уже первая фраза романса как бы с трудом договаривается до конца: «Средь шумного бала (пауза), случайно (пауза), в тревоге мирской суеты тебя я увидел». И первая неопределенность («люблю ли тебя, я не знаю») выражена несколько приглушенным звучанием: moderato[1]. Это самое начало большой любви, когда чувства еще не определены в строгие формы их названий, но они уже проступили — пока еще в грезах, воспоминаниях, в душевных порывах[10].

Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда[1]. Он помогал Петру Ильичу пережить кризис, связанный с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой; композитор пытался вырваться из своих природных влечений гомосексуализма, чувствовал свою ущербность, не понимая его природных истоков, и безумно страдал. Развестись официально было в то время очень сложно — официальные супруги просто проживали отдельно, ничем и никак не связанные более. Именно в это время Петр Ильич и сочинял романс «Средь шумного бала…».

Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской культуре.

Источники