Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Соловей (романс)

74 байта добавлено, 20:40, 1 мая 2017
{{youtube|Gh9g56B1nio|Антонина Нежданова. Романс «Соловей»}}
'''Романс «Соловей»'''  — музыкальное произведение композитора [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьева Алябьева]] на стихи поэта [[Антон Антонович Дельвиг|А. А А. Дельвига Дельвига]]. Этот романс стал настолько популярным, что воспринимается как народная песня<ref name=solovey>[http://school-collection.edu.ru/catalog/res/521f92ce-e512-c349-80b2-2fbcc2d04b80/ Романс «Соловей»]</ref>.
== Текст ==
Существуют различные стихотворные и музыкальные варианты романса, такое часто бывает с произведениями, вошедшими в саму структуру народной песни — песни — как случилось и с данным романсом.
[[Файл:SolovNotes.jpg|thumb|260px|Первый музыкальный вариант]]
[[Файл:SolovNotes1.jpg|thumb|260px|Второй музыкальный вариант]]
Несмотря на огромную популярность этого романса, в истории его создания, как и в истории жизни самого композитора, больше вопросов, нежели ответов: много неизвестного, неясного, а сведения варьируются в разных источниках по-разному.
Стихотворение А. Дельвига впервые опубликовано в апреле 1826 г1826 г. в альманахе «Северные цветы»<ref name=Alyab>[http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post157971127/ Судьба «Соловья» Алябьева]</ref>. Но есть и другое мнение: что впервые это стихотворение появилось в печати в 1827 году<ref name=maykapar>[http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/521f92ce-e512-c349-80b2-2fbcc2d04b80/Solovej.htm Романс «Соловей», автор Александр Майкапар]</ref>, а вот музыка к нему, как указывается, была написана раньше: около 1725 года<ref name=maykapar/>. Но в обоих случаях из этого становится ясно, что стихотворение Дельвига попало к Алябьеву раньше первой публикации.
Затем стихотворение появилось в сборнике «Стихотворения барона Дельвига» (СПБ., 1829) под названием «Русская песня» — песня» — однако, это название не стихотворения, а жанра<ref name=autogenerated1>[http://ilosik.ru/lyrics/romans/17/solovey.html Студия Илосик]</ref>. К этому времени уже сам романс был широко известен и не раз исполнялся.
А датой первого издания романса (уже как романса, а не отдельного стихотворения) считается 1843 год<ref name=solovey />.
Однако, это касается одной версии появления романса. А существует и другая.
Есть данные, что стихотворение было сочинено Дельвигом еще во второй половине 1825 г1825 г., а на титульном листе партитуры Третьего струнного квартета Алябьева имеется дата окончания работы — работы — 11 декабря 1825 г1825 г. и рукой композитора указано на заимствование в третьей части квартета из «русской песни „Соловей“». На этих основаниях некоторые исследователи полагают, что романс был сочинён вначале на слова народной песни «Соловей мой, соловей» и, скорее всего,  — в 1823 г1823 г., когда вышедший в отставку подполковник Алябьев поселился в Москве. Позднее, ввиду несомненных поэтических достоинств, композитор предпочёл издать романс с текстом Дельвига<ref name=Alyab/>.
А кроме того, есть в стихах и ещё загадка: возможно, что Дельвиг посвятил это стихотворение своему другу [[Александр Сергеевич Пушкин|А. С С. Пушкину Пушкину]] в момент, когда тот высылался на Кавказ — Кавказ — так пишет Александр Майкапар<ref name=maykapar />. Но Пушкина не ссылали на Кавказ — Кавказ — его высылали в Кишинев в 1820 году (на Кавказе шла длительная война и высланными туда могли быть лишь военные, Пушкин же был штатским).
Так когда же точно и по какому поводу было сочинено стихотворение? Когда его узнал Алябьев? И — И — как? Ведь композитор в это время не находился на свободе — свободе — он пребывал в камере полицейской части в Ипатьевском переулке Москвы<ref name=Alyab/>.
== Композитор Александр Алябьев ==
Алябьев сочинял музыку к этим стихам, находясь в заточении.
24 февраля 1825 г1825 г. Алябьев был арестован по ложному обвинению в убийстве: во время карточной игры, устроенной на званном ужине у себя дома, он ударил отставного полковника Т. М М. Времева  Времева за карточное шулерство, а через несколько дней полковник, который был давно тяжело болен, скоропостижно скончался от разрыва селезенки, и Алябьева обвинили в убийстве, он оказался в тюрьме, затем в ссылке, оторванный от привычного уклада и окружения<ref name=golubeva>[http://aliabiev.psn.ru/biography.html Алябьев Александр Александрович, автор И. В В. Голубева Голубева]</ref>. Все источники придерживаются версии, что Алябьев сочинил этот романс, будучи заключенным в тюрьму<ref name=maykapar /><ref name=golubeva />. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру — камеру — это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылку<ref name=russolovey />. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Единственным духовным спасением оказался музыкальный инструмент.
По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной — возлюбленной — Екатерине Римской-Корсаковой, в которую однажды влюбился с первого взгляда в гостях на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться<ref name=russolovey />. Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором; произошло это 20 августа 1840 года в селе зятя композитора [[Владимир Михайлович Исленьев|В. М М. Исленьева Исленьева]] Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы. Екатерина Александровна, как и сам Алябьев, тоже принадлежала к знатному роду, а дом её родителей считался одним из прототипов дома [[Александр Сергеевич Грибоедов|грибоедовского]] персонажа Фамусова<ref name=golubeva />. Сама она писала об этом браке: ''«Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость»''<ref name=golubeva />. Достоверность, что любовь к ней действительно началась ещё до ареста и именно ей посвящен романс «Соловей» — «Соловей» — установить не удалось.
== Стилистика романса ==
{{youtube|dT7_NLMTrak|[[Алла Георгиевна Соленкова]] поет романс «Соловей»}}
{{youtube|JGnxjxQQAYk|[[Иван Ребров]] поет романс «Соловей»}}
Романс сочинен в стиле русских народных песен — песен — и стихотворно, и музыкально. И даже образ соловья указывает на это. В русской народной лирике образ соловья занимает очень большое место и часто символизирует одиночество и тоску, а еще соловей — соловей — вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласковости и нежности<ref name=russolovey>[http://sergeyrusanov.ru/2009/08/%D0%BD%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83-%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B7-%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C-%C2%AB%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F%C2%BB/ Не могу без слез слушать «Соловья»…]</ref>.
Сюжет романса прост — прост — он о горестной женской доле; текст составлен как обращение к птице соловью:
:: ''«Побывай во всех странах,
:: ''В деревнях и городах:
Однако за простотой формы стоят глубокая горесть и отчаяние. И речь идет не только о разочаровании в любви.
Алябьев, находясь в заточении, не мог не увидеть в этом стихотворении прощание с близким другом, когда предстоит длительная разлука и неизвестно, увидишься ли с ним вновь. Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлученных — разлученных — влюблённых ли, друзей ли, родных ли — ли — неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога.
== Первое исполнение ==
Хотя текст написан как бы от женщины ''(«У меня ли у младой»),'' среди исполнителей романса есть и представители другого пола. Более того, самым первым исполнителем романса стал мужчина — мужчина — знаменитый певец [[Пётр Александрович Булахов]], спевший романс в императорском [[Большой театр|Большом театре]] 7 января 1827 года<ref name=maykapar /><ref name="Театр русского романса">[http://www.rusromans.com/content/view/112/70/ Театр русского романса]</ref>. Его исполнению предшествовал большой анонс — анонс — объявление в газете «Московские ведомости» от 1 января 1827 г1827 г. о том, что ведущий тенор Большого театра П. А А. Булахов  Булахов 7 января исполнит новую русскую песню «Соловей мой, соловей» на слова А. А А. Дельвига  Дельвига с музыкой А. А А. Алябьева Алябьева<ref name=Alyab/>.
По поводу первого исполнения романса, прошедшего с успехом, [[Алексей Николаевич Верстовский|А. Н Н. Верстовский Верстовский]]  — в то время инспектор музыки Московской императорской труппы — труппы — сказал: ''«Русскому таланту и тюрьма — тюрьма — на пользу»'', на что Алябьев с грустной усмешкой отозвался: ''«Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер»''<ref>[http://rus.ruvr.ru/2010/06/08/9327427.html «Соловей» Алябьева или Расплата за «гусарщину»]</ref>.
== Дальнейшая история романса «Соловей» ==
Романс очень быстро завоевал популярность. Этому способствовала удивительная выразительность и душевная простота музыки. Авторский музыкальный оригинал романса не содержит никаких сложных пассажей и мелодических фиоритур, которые были добавлены позже новыми исполнителями к новым музыкальным обработкам уже ставшего известным романса<ref name=solovey /><ref name=maykapar />.
Сразу после своего первоего появления на сцене в Большом театре романс в том, алябьевском, первозданном виде зазвучал в дворянских салонах и гостиных. Его стали включать в свой репертуар многие певцы, причем не только в России. Известно совместное исполнение романса 16 марта 1828 года в дуэте [[Александр Олимпиевич Бантышев|Александра Бантышева]] и [[Николай Владимирович Лавров|Николая Лаврова]] в сопровождении хора и симфонического оркестра<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Лавров%20Николай%20Владимирович/ Пружанский А. М М. Отечественные  Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь.  — Изд. 2-е испр. и доп., электронное.  — М., 2008. Лавров Николай Владимирович]</ref>.
Среди множества первых исполнителей: Н. К К. Иванов Иванов, цыганка Татьяна Демьянова, [[Правковья Арсеньевна Бартенева|Прасковья Бартенева]] (в 1830 году исполняла романс в концерте на московском балу в честь приезда туда певицы Г. Зонтаг<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Бартенева%20Прасковья%20Арсеньевна/ Отечественные певцы.  — 2008 // Бартенева Прасковья Арсеньевна]</ref>), знаменитая немецкая оперная певица [[Генриэтта Зонтаг]], итальянка [[Аделина Патти]], в 1840—1850-е годы романс включала во все свои программы [[Полина Виардо]] и даже использовала его, вставив в сцену урока пения в «[[Севильский цирюльник (опера)|Севильском цирюльнике]]», что вызывало шквал аплодисментов<ref name=maykapar />. В Москве с исполнением романса чуть позже прославился Московский вокальный квинтет Императорского театра под управлением [[Александр Иванович Грабостов|А. И И. Грабостова Грабостова]]<ref>[http://www.rusarchives.ru/guide/perech_01/perech200612181612_p_003.shtml Архивы России]</ref>; было много и других исполнителей.
Немецкая певица Генриетта Зонтаг стала автором первой вариации романса. Это случилось, когда она пребывала в Петербурге в 1831 году — году — романс Алябьева к тому времени был популярен и неоднократно исполнялся не только со сцены, но и на светских балах. Прославленная певица сама захотела его исполнить, но по собственному вкусу и используя собственные возможности — возможности — в колоратурной аранжировке. Именно так она исполнила романс Алябьева на балу 28 июля 1831 года<ref>[http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=856 Зонтаг Генриетта]</ref>. А спустя время именно такая вариация закрепилась за исполнением этого произведения и стала канонической<ref>[http://www.rusromans.com/content/view/112/70/ Театр Русского романса Алябьев и \"Соловей\"]</ref>.
Известны слова [[Петр Ильич Чайковский|П. Чайковского]] о романсе «Соловей»: ''«Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать „Соловья“ Алябьева!!! А по отзыву авторитетов — авторитетов — это верх пошлости»'' (из письма к Н. Ф. фон Мекк от 3 мая 1877 года).<ref name=maykapar /><ref>Чайковский П. Избранные письма. М. 2002. С. 55</ref>.
До сегодняшнего времени «Соловей» остается одним из самых известных русских романсов, давно войдя в классику всей российской культуры.
* Генриэтта Зонтаг (колоратурная аранжировка романса<ref name="Театр русского романса"/>), в ее обработке «Соловей» звучит до нашего времени, причем очень часто певицы обращаются лишь к первому куплету, что безусловно приводит к значительной потере первоначальной стилитики романса, но приводит к техническим возможностям демонстрации неоспоримых вокальных достижений.
* Сам Алябьев сделал впоследствии переложение для голоса и хора с оркестром<ref name=Alyab/>.
* [[Михаил Иванович Глинка]] (М. И И. Глинка  Глинка в 1833 году, будучи в Берлине, написал вариации, изданные в Петербурге издателем М. Бернардом<ref name=maykapar />, а в 1856 году сделал переложение для голоса с оркестром для исполнения певицей [[Валентина Львовна Бианки|Валентиной Бианки]]<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Бианки%20Валентина%20Львовна/ [[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь.  — Изд. 2-е испр. и доп., электронное.  — М., 2008]</ref>),
{{youtube|2iSBDH92l5g|Вьетан. Фантазия на тему Алябьева "Соловей". Заслуженная артистка РФ Леонора Дмитерко (скрипка), лауреат и дипломант международных конкурсов Татьяна Мурашкевич (фортепьяно). Центральный Дом ученых РАН. Москва. 10.10.2011}}
* [[Александр Львович Гурилёв]] создал свои вариации романса, переложив оркестровку Альябьева на котильон и полонез<ref name=Alyab/><ref name=romans>[http://ilosik.ru/lyrics/romans/17/solovey.html Студия «Илосик»]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2323/Гурилёв Музыкальная энциклопедия.  — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В В. Келдыша Келдыша. 1973—1982. Гурилёв А. Л.]</ref>,* [[Ференц Лист]]  — для фортепиано (Ф. Лист создал свою обработку этого романса вместе с другой своей транскрипцией — транскрипцией — песни «Ты не проверишь, как ты мила» [[Петр Петрович Булахов|П. Булахова]]  — она была издана в Петербурге в 1842 году в приложении к альманаху «Нувеллист», издававшемуся тоже М. Бернардом"<ref name=maykapar />) и включала две транскрипции для фортепиано<ref name=Alyab/>.* М. Т Т. Высотский —  Высотский — для гитары<ref name= romans />,* бельгийский музыкант [[Анри Вьётан]]  — для скрипки<ref name= romans />, которая часто используется в репертуарах скрипачей<ref name=maykapar /> '''(слушать фантазию Вьётана — Вьётана — справа).'''
== Исполнения романса ==
Редактор
2147
правок