Изменения

Собор Парижской Богоматери (балет)

14 319 байтов добавлено, 14:14, 9 ноября 2016
Новая страница: «{{другие значения|Собор Парижской Богоматери}} {{youtube|T_G0MnC-MxU|width=500|Собор Парижской Богомат…»
{{другие значения|Собор Парижской Богоматери}}
{{youtube|T_G0MnC-MxU|width=500|Собор Парижской Богоматери, Национальная опера, Париж. Эсмеральда - Изабель Герен, Квазимодо - Николя Ле Риш}}
'''«Собор Парижской Богоматери»''' (фр.: Notre Dame de Paris) — балет в двух действиях хореографа [[Ролан Пети|Ролана Пети]] (Roland Petit) (он же автор либретто<ref name=aveclass>[http://www.aveclassics.net/news/2012-07-27-2914 Ролан Пети — Морис Жарр. Собор парижской богоматери / Notre-Dame de Paris]</ref>) на музыку [[Морис Жарр|Мориса Жарра]] (Maurice Jarre) по роману Виктора Гюго «[[Собор Парижской Богоматери (роман)|Собор Парижской Богоматери]]».

Дата создания: 1965 г.

Премьера: 11 декабря 1965 г. в Парижской Опере<ref name=inoek>[http://inoekino.ru/author.php?id=9630 Ролан Пети / Roland Petit]</ref><ref name=aveclass/><ref name=olei>[http://oleinikov.net/articles/lib/?al=sobor_parizhskoj_bogomat Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris)]</ref><ref>[http://www.t-portal.ru/load/32-1-0-646 Собор парижской богоматери / Notre-Dame de Paris (Ролан Пети / Roland Petit)]</ref>.

== Предыдущие балеты ==
Роман французского писателя В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» вышел из печати в 1831 году<ref>[http://www.calend.ru/event/4803/ Увидел свет роман Гюго «Собор Парижской Богоматери»]</ref>. Трагедийные события его развиваются в 15 веке в центре Парижа возле знаменитого собора.

Книга получила такое широкое признание, что вскоре роман был переведен на другие языки и с тех пор и до нынешних времен читаем чуть ли не на всех языках мира вот уже почти 2 столетия.

Нет ничего удивительного, что роман привлек к себе не только читательское внимание, но и стал основой для других произведений, в том числе балетов.

Первым хореографом, обратившимся к сюжету знаменитого романа В. Гюго для создания балета по его сюжету, стал [[Жюль Перро]], создав свой бессмертный балет на музыку [[Цезарь Пуни|Ц.Пуни]] [[Эсмеральда (балет)|«Эсмеральда»]], до сих пор покоряющий театральных зрителей. Премьера его прошла 9 марта 1844 года в лондонском Театре Ее Величества (Her Majesty`s)<ref>[http://belcanto.ru/ballet_esmeralda.html Цезарь Пуни. Балет «Эсмеральда»; автор Л. Михеева]</ref><ref>[http://ria.ru/culture/20091222/200751156.html Балет «Эсмеральда». История создания]</ref>. Работая для либретто этого балета, Жюль Перро внес большие изменения в сюжет, в результате чего исчезла социальная основа литературного романа. Жюль Перро создал романтическую танцевальную постановку, следуя лишь внешней сюжетной линии романа. '''Подробнее см. ст. [[Эсмеральда (балет)]].'''

Эта внешняя оболочка, вполне приемлемая в середине 19 века, оказалась напрочь отметенной новыми эстетическими веяниями, пришедшими в искусство в начале 20 века, — когда новая революционная эпоха стала отдавать предпочтение социальным аспектам и реализму в искусстве. Новым балетмейстером, обратившимся к известному роману, стал русский хореограф [[Александр Алексеевич Горский|А. А. Горский]], создавший в 1902 году на музыку композитора [[Антон Юльевич Симон|А. Ю. Симона]] свой 4-актный балет [[Дочь Гудулы (балет)|«Дочь Гудулы, или Эсмиральда»]] с подзаголовком «Дочь народа»<ref>[http://adm-temryuk.ru/itCouldBeInteresting_648 Горский в балете «Дочь Гудулы»]</ref>. '''Подробнее см. ст. [[Дочь Гудулы (балет)]].'''

Казалось бы, уже есть два совершенно разных балетных представления на один сюжет.

Но Ролан Пети увидел и передал это произведение по-новому, уже другими красками и оттенками — соответсвующими своему времени. Его постановка ушла и от романтизма середины 19 века, и от реализма начала 20 столетия. Он нарисовал портреты героев современными его поколению чертами — схематичными и символичными — до сюрреализма. И название балет получил новое — как и сам роман В. Гюго, он называется «Собор Парижской богоматери».

== История создания ==
Это — один из самых знаменитых балетов классика мировой хореографии Ролана Пети<ref name=aveclass/>.

Балет создавался по заказу директора Парижской оперы композитора Жоржа Орика<ref name=aveclass/>.

Для этой работы в 1965 году Ролан Пети был специально приглашен в Парижскую Оперу<ref name=inoek/><ref name=aveclass/>.

== Сюжет ==
Оставляя общую сюжетную канву, балетмейстер выделил лишь четырех действующих лиц, каждый из которых нес свой определенный собирательный образ:
* Эсмеральда — воплощение чистоты
* Феб — пустая внешняя красота, лишь оболочка без души
* Клод Фролло — лицемер и подлец в образе святоши
* Квазимодо — урод с душой ангела
и безликая толпа — это страшная и чудовищная сила, совершенно непредсказуемая, изменчивая, любящая и ненавидящая одновременно, предающая и насмехающаяся, она легко спасает и столь же легко убивает<ref name=aveclass/>.

Действие происходит в 1482 году в Париже. Толпа на площади шутит и смеется, выбирая «Папу шутов», им оказывается горбун звонарь Квазимодо. Священник Клод Фролло нарушает празднество и призывает к святой добродетели. Толпа расходится. А сам Фролло пытается осуществить свои злые намерения, далекие от добродетели, и приказывает Квазимодо украсть для него красавицу Эсмеральду. Но ее спасает капитан Феб со своими солдатами. Эсмеральда благодарна Фебу за спасение, между девушкой и ее спасителем возникает другое чувство — любовь. Не вынеся такого их счастья, Клод Фролло закалывает кинжалом соперника, а саму Эсмеральду обвиняет в убийстве. Жизнь юной красавицы обрывается казнью за преступление, которое она не совершала, а страшная толпа, которая только что радовалась красоте юной цыганки, теперь улюлюкает в расправе над ней. Но знающий правду Квазимодо сам мстит настоящему убийце Клоду Фролло<ref name=olei/>.

== Премьера ==
Премьера прошла 11 декабря 1965 г. в Парижской Опере<ref name=bolch>[http://www.bolshoi.ru/persons/people/1065/ Ролан Пети (1924—2011)]</ref>. Сценограф: Рене Алльо, художник по костюмам: [[Ив Сен-Лоран]]; дирижер [[Давид Гарфорт]] (David Garforth). В главных партиях: Эсмеральда — [[Клэр Мот]]; Квазимодо — Ролан Пети; Клод Фролло — [[Сирил Атанасов]]; Феб — [[Жан-Пьер Бонфу]]<ref name=olei/>.

Знаменитый модельер [[Ив Сен-Лоран]], создавший костюмы к спектаклю, шокировал весь парижский бомонд, одев героиню в сокрушительное мини — в те годы миниюбки лишь робко входили в моду, а старые благовоспитанные дамы зло подшучивали над особыми модницами: как им в «минижюп» протиснуть свои «максиж-п»; но художник уверенно считал, что именно в таком бело-лиловом платье-мини должна выходить покоряющая всех мужчин красавица Эсмеральда<ref name=vesti>[http://www.vesti.ru/doc.html?id=100642 Любовь и смерть в балете «Собор Парижской Богоматери»]</ref>.

Неожиданностью стал и образ горбуна Квазимодо: он не нуждался в уродующем костюме и гриме — он «танцевал» свой горб<ref name=vesti/>.

Вся хореография состояла из переплетения классических па и современных танцев.

С первого же представления стало ясно: балет вошел в классику мировой хореографии<ref name=aveclass/><ref>[http://www.infrance.su/forum/archive/index.php/t-5115.html Балет «Собор Парижской Богоматери»]</ref>.

В дальнейших представлениях в Парижской опере, с 1967 года, партию Квазимодо исполнял [[Сирил Атанасов]]<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/a/atanasov.html АТАНАСОВ (Atanassoff) Сирил (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>.

== Постановки ==
С тех пор выдающийся балетмейстер неоднократно переносил свою постановку на разные сцены разных театров мира — балет «Собор Парижской Богоматери» приходил неоднократно к зрителям Европы и Америки.

В 1978 г. Ролан Пети перенес свой балет «Собор Парижской богоматери» в Ленинград, в [[Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова|театр им. Кирова]], где роль Эсмеральды исполнила Галина Мезенцева (затем [[Екатерина Валентиновна Шипулина|Екатерина Шипулина]]), Квазимодо — [[Николай Ковмир]], Фролло — Юрий Гумба<ref name=inoek/><ref name=olei/>.

15 февраля 2003 г. премьера балета Ролана Пети «Собор Парижской богоматери» состоялась в московском Большом театре<ref name=inoek/>, куда балетмейстер сам перенес свою парижскую постановку 1965 года без всяких изменений<ref name=bolch/><ref name=vesti/>.

== Московский Большой театр ==
Балет «Собор Парижской Богоматери» в московском Большом театре. 2003 г. Дирижер-постановщик Павел Клиничев. Эсмеральда — Светлана Лунькина, Квазимодо — Николай Цискаридзе, Клод Фролло — Ян Годовский, Феб — Александр Волчков.
{{Видеогалерея|service=youtube
|qqsTxQSznig|(I акт)
|ioY8fU6L5ak|(II акт)
}}

== Источники ==
{{примечания}}

{{Собор Парижской Богоматери}}

[[Категория:Балеты по алфавиту]]
Редактор
3215
правок