Изменения

Сергей Петрович Соколов

12 130 байтов добавлено, 15:07, 7 декабря 2016
Новая страница: «[[Файл:Sokolov-sergey-petrovich.jpg|thumb|230px|Сергей Петрович Соколов]] '''Сергей Петрович Соколов''' (18 (30) н…»
[[Файл:Sokolov-sergey-petrovich.jpg|thumb|230px|Сергей Петрович Соколов]]
'''Сергей Петрович Соколов''' (18 (30) ноября 1830 — 2 (14) марта 1893, Москва) — артист балета и балетмейстер Московской императорской труппы.

== Биография ==
В 1839—1850 гг. обучался в Московском театральном училище при императорских театрах, педагог [[Фёдор Николаевич Манохин|Ф. Н. Манохин]]<ref name=balSokolov>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/sokolov.html Соколов в балетной энциклопедии (Источник: (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref name=qwer>[http://demo4.qwer.com.ua/index.php?v_ddd=14&v_mmd=8&res_mode=740&pid=69342 СОКОЛОВ Сергей Петрович]</ref>
[[Файл:SPSokolov.jpg|thumb|left]]
[[Файл:Sokolov SP-Ispanskiy-tanetz.jpg|thumb|left|С. П. Соколов. Испанский танец]]
В 1850 году, в возрасте 20 лет, был принят в Московскую императорскую труппу, где проработал до конца своей балетной карьеры в 1883 году<ref name=balSokolov/><ref name=gloss>[http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f595861ad956a60ac699bac5395545c945468b0556c7154a261a69d5a5c5764ac97a158aea8afad5da09aa6585352569f.xhtml Театральная энциклопедия // СОКОЛОВ]</ref>. Сначала был принят на сцену как исполнитель партий, затем начал балетмейстерскую деятельность, поставив несколько спектаклей. В 1874—1883 гг. преподавал танцы в Московском театральном училище<ref name=balSokolov/>, с 1874 г. — старший преподаватель<ref name=qwer/>.

== Значение творчества ==
Имя Сергея Петровича Соколова вошло в историю развития классического балета в связи с дуэтным танцем: прославившись как очень техничный танцовщик, он одним из первых начал усложнять дуэтный танец и вводить сложные элементы поддержки<ref name=balSokolov/>. А рецензенты уверенно называли его первым в служебной иерархии балета Московской императорской труппы в 1850—1870-х годах<ref name=dancesport>[http://www.dancesport.by/content/krizis-baletnogo-romantizma?page=0,33 Кризис балетного романтизма]</ref>; второе — не менее почетное — место отдавалось артисту [[Иван Алексеевич Ермолов|И. А. Ермолову]].

В его балетмейстерской работе тоже было немало новаторств — он активно вводил в академический танец мотивы народного пляса. В 1867 он стал создателем балета «[[Папоротник (балет)|Папоротник, или Ночь под Ивана Купалу]]», в котором почти все танцы строились на народной основе<ref name=gloss/>, эта постановка стала своеобразным ответом на деятельность Петербургского балета, придерживавшегося высокопарного духа в искусстве и напрочь отрицавшего тенденции нового общественного класса Российской империи — разночинцев<ref>[http://oballet.ru/category/glinka-i-baletnij-teatr «Папоротник, или ночь на ивана купала»]</ref>; таким образом все больше нарастала разница в эстетиках и направлениях между Петербургской и Московской императорскими труппами. Балет «Папоротник, или Ночь под Ивана Купалу» продержался на сцене три года до 1870 года<ref name=dancesport/>.

В 1868 г. С. П. Соколов продолжил эту тенденцию и поставил балеты Ю. Гербера «Цыганский табор» и «Последний день жатвы», где использовал цыганские и французские народные танцы — по тем временам, это было новаторством и вызвало оживленную и неоднозначную полемику в театральной критике<ref name=qwer/><ref name=gloss/>. «Последний день жатвы» являл собой один из многих вариантов выдающегося балета [[Жан Доберваль|Жана Доберваля]] «[[Тщетная предосторожность (балет)|Тщетная предосторожность]]»<ref name=dancesport/>, но балетмейстер делал упор не столько на сюжетной фабуле, сколько на танцевальной структуре и возможности использования народного пляса.

А в 1876 он заново поставил «[[Конек-Горбунок (балет Пуни)|Конек-Горбунок]]» Ц. Пуни, пытаясь уйти от псевдорусских элементов постановки [[Артур Сен-Леон|А. Сен-Леона]].

Однако на этом он прекратил балетмейстерские опыты, вернувшись к исполнительской карьере — которую, впрочем, и не покидал, — выходя на сцену в конце своей артистической деятельности в основном в мимических партиях, а с 1874 года полностью перейдя на педагогическую работу. В 1883 г. ушел в отставку (по-современному: на пенсию)<ref name=dancesport/>.
[[Файл:SPSokolovMogila.jpg|170 px‎|thumb|Могила артиста Императорских театров Соколова Сергея Петровича (Ваганьковское кладбище, Москва)]]
Уйдя в отставку в 1883 году, Сергей Петрович Соколов еще десять лет прожил, получая постоянную пенсию как артист императорской труппы.

Скончался в Москве в 1893 году.

== Исполнительская деятельность ==
* 1861 — Фауст («[[Фауст (балет Перро)|Фауст]]» [[Джакомо Паницца|Паниццы]] и [[Цезарь Пуни|Пуни]], балетмейстер [[Карло Блазис]] по хореографии [[Жюль Перро|Ж.Перро]])
* 1862 — Джон Баркер ([[Метеора (балет)|«Метеора, или Падающие звезды»]], балетмейстер [[Карло Блазис|К.Блазис]] по хореографии [[Артюр Сен-Леон|А. Сен-Леона]])<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/m/meteora.html «МЕТЕОРА, ИЛИ ДОЛИНА ЗВЕЗД» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>
* 1863 — Волани («[[Пламя любви, или Саламандра]]», балетмейстер [[Артур Сен-Леон]]), первый исполнитель
* 1868 — Гигес («[[Царь Кандавл (балет)|Царь Кандавл]]», балетмейстер М. И. Петипа), первый исполнитель в Москве после премьеры в Петербургской императорской труппе
* 1869 — Базиль («[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]», балетмейстер М. И. Петипа), первый исполнитель
* 1877 — Злой гений Ротбарт («[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]», балетмейстер [[Юлиус Венцель Рейзингер|В. Рейзингер]]), первый исполнитель
* 1879 — Маттео («[[Наяда и рыбак (балет)|Наяда и рыбак]]» Ц.Пуни по хореографии Жюля Перро)
* Колен («[[Тщетная предосторожность (балет)|Тщетная предосторожность]]»)
* Альберт («[[Жизель (балет)|Жизель]]» А. Адана)
* Гренгуар («[[Эсмеральда (балет)|Эсмеральда]]»)
* Конрад («[[Корсар (балет)|Корсар]]» Л. Минкуса)
* 1883 — Пигмалион («Пигмалион», балетмейстер [[Карло Блазис]] на сборную музыку), первый исполнитель постановки<ref>[http://lib.rin.ru/doc/i/107045p218.html Русский балет `Большая российская энциклопедия` (стр.218)]</ref>

== Балетмейстерская деятельность ==
* 1862 — [[Балет в опере|сцена]] «Парижский вальс» в опере «[[Бал-маскарад (опера)|Бал-маскарад]]» Дж. Верди
* 1866<ref name=balSokolov/> или 1867<ref name=qwer/> — «[[Сильфида (балет)|Сильфида]]» Шнейцгоффера, режиссер возобновления для своего бенефиса<ref name=balSokolov/>
* 1867 — «[[Папоротник, или Ночь на Ивана Купала (балет)|Папоротник, или Ночь на Ивана Купала]]» Ю. Г. Гербера
* 1868 — «Цыганский табор» Ю. Г. Гербера
* 1868 — «Последний день жатвы» Ю. Г. Гербера (вариация балета [[Жан Доберваль|Жана Доберваля]] «[[Тщетная предосторожность (балет)|Тщетная предосторожность]]»)
* 1876 — «[[Конек-Горбунок (балет Пуни)|Конек-Горбунок]]» Ц. Пуни по хореографии [[Артур Сен-Леон|А.Сен-Леона]], с исключением псевдонародных штампов постановки А.Сен-Леона<ref name=qwer/>, подвергавшихся основательной критике в русской демократической журналистике.

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Московская императорская труппа]]
[[Категория:Артисты балета Российской империи]]
[[Категория:Балетмейстеры]][[Категория:Балетмейстеры Российской империи]]
[[Категория:Родившиеся 30 ноября]]
[[Категория:Родившиеся в 1830 году]]
[[Категория:Умершие 14 марта]]
[[Категория:Умершие в 1893 году]]
[[Категория:Умершие в Москве]]

{{DEFAULTSORT:Соколов Сергей Петрович}}
Редактор
3215
правок