Сатанилла (балет) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(имя автора стёрто)
(Содержимое страницы заменено на «Хуесосблядь»)
м (Откат правок Сперма Глот (обсуждение) к версии Лаврентия)
 
Строка 1: Строка 1:
Хуесосблядь
+
{{VideoMailRu|width=440|username=petit67|albumid=32280|id=37222|themes=clipes|баксы=$37222$0$32280|Балет «Влюбленный дьявол», балетмейстер [[Ролан Пети]] (см.: https://my.mail.ru/mail/jelena.dolecek/video/264/9754.html, https://my.mail.ru/mail/t_designer/video/2561/2589.html, https://my.mail.ru/mail/wilde-orhidee/video/7280/7287.html}}
 +
'''«Сатанилла»''' — балет композиторов [[Наполеон Анри Ребер|Н.-А. Ребера]] и [[Франсуа Бенуа|Ф. Бенуа]], впервые появившийся в постановке балетмейстера [[Жозеф Мазилье|Ж. Мазилье]].
 +
 
 +
Этот балет известен под разными названиями. Сначала поставленный во Франции как «Влюбленный бес» (фр. Le Diable amoureux), он пришел в Россию под названием «Сатанилла» — так и остался.
 +
 
 +
Премьера: 23 сентября 1840 года, Париж, Королевская академия музыки (Парижская Опера), балетмейстер [[Жозеф Мазилье]].
 +
 
 +
== Литературная основа ==
 +
В основу либретто лег фантастический роман французского писателя Жака Казотта (фр. Jacques Cazotte; 1719—1792) «Влюбленный бес» (Le Diable amoureux)<ref>[http://www.edupsi.com/timone/Diable_amoureux.shtml.htm " Le Diable amoureux " ou les voies perverses du désir; par Muriel MOSCONI]</ref>, написанный им в 1772 году. Это произведение считается первым фантастическим романом французской литературы.
 +
 
 +
Сюжет такой. Молодой светский баловень решил зазвать черта в свои приятели. И черт действительно появляется возле него в разных видах. Но этот молодой повеса оказался столь мил и привлекателен и так понравился черту, что черт совершенно чертовски в него влюбился и в конце концов принял облик обворожительной красавицы, в которую юноша сам страстно влюбляется. Его чувства приняты, и уже готовится свадьба. Но неожиданно красавица сбрасывает маску и показывает свое истинное лицо<ref>[http://prep-cncfr.seevia.com/idc/data/Cnc/Recherche/fiche2.asp?idf=467 Diable amoureux (Le)]</ref>.
 +
 
 +
== Создание балета ==
 +
Это произведение решил положить в основу своего балета тогда еще начинающий французский хореограф [[Жозеф Мазилье]]<ref name=ballet>[http://www.ballet-enc.ru/html/m/mazil5e.html МАЗИЛЬЕ (Mazilier) Жозеф (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>. Жозеф Мазилье к этому времени был известным танцовщиком, а как балетмейстер дебютировал в 1839 балетом «Цыганка» Бенуа, Тома и Марлиани<ref name=ballet/>, после чего в том же 1839 году поставив еще пару представлений.
 +
 
 +
На следующий 1840 год он взялся за осуществление большого балета по роману «Влюбленный бес»<ref name=ballet/>.
 +
 
 +
За разработку сюжета балетмейстер взялся сам в соавторстве с известным французским драматургом [[Анри Сен-Жорж|Ж. Сен-Жоржем]]<ref name=pro-ba>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/satanilla.html «САТАНИЛЛА, ИЛИ ЛЮБОВЬ И АД» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>.
 +
 
 +
Музыку написали композиторы [[Наполеон Анри Ребер]] и [[Франсуа Бенуа]].
 +
 
 +
В итоге получился балет-пантомима в 3 актах и 8 картинах<ref>[http://www.worldcat.org/title/diable-amoureux-ballet-pantomime-en-trois-actes-et-huit-tableux/oclc/14906296 Le diable amoureux : ballet pantomime en trois actes et huit tableux]</ref>.
 +
 
 +
== Премьера ==
 +
Премьера прошла в Париже в Королевской академии музыки (Парижская Опера), 23 сентября 1840 года<ref name=pro-ba/><ref name=gallica>[http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5812929d Обложка издания]</ref>. Художники: Р. Филастр. Ш. Камбон (декорации), П. Лормье (костюмы); исполнители: ''Вельзевул'' — Монжуа, ''граф Фредерик'' — сам же балетмейстер Жозеф Мазилье, ''Ортензиус'' — И. Баррез, ''Уриела'' — [[Полин Леру|П. Леру]], ''Феба'' — [[Лиз Нобле|Л. Нобле]], ''Лилия'' — Л. Фиц-Джеймс<ref name=pro-ba/>, ''Бракацио, глава пиратов'' — Симо, ''Зизетта, служанка'' — [[Адель Дюмилатр|А.Дюмилатр]]<ref name=gallica/>.
 +
 
 +
=== Костюмы первых исполнителей ===
 +
Представленные иллюстрации взяты с сайта Национальной библиотеки Франции (Bibliothèque Nationale de France) (для увеличения просмотра кликнуть на изображение):
 +
<gallery>
 +
Файл:Costumes.jpg|
 +
Файл:CostLilia.jpg|Луиз Фиц-Джеймс / Louise Fitz-James (rôle de Lilia)
 +
Файл:CostUriele.jpg|Полин Леру / Pauline Leroux (rôle d'Uriele)
 +
Файл:Costesclave.jpg|Одна из рабынь
 +
</gallery>
 +
 
 +
== Постановки ==
 +
Балет пользовался успехом и стал перебираться на сцены других театров.
 +
 
 +
В Россию балет прибыл вместе с [[Жан Антуан Петипа|отцом]] и [[Мариус Иванович Петипа|сыном]] Петипа. В их версии балет получил название «Сатанилла, или Любовь и Ад» — в Сатаниллу была переименована из Вельзевула главная героиня. Премьера этой редакции, поставленной на ту же музыку и по хореографии Ж. Мазилье, прошла 10 февраля (22 февраля) 1848 в петербургском Большом театре. Энциклопедия «Русский балет» утверждает, что инструментовку к представлению сделал [[Константин Николаевич Лядов|К. Н. Лядов]]<ref name=pro-ba/>, однако есть данные, что эти сведения ошибочны и инструментовку сделал его старший брат [[Александр Николаевич Лядов|А. Н. Лядов]], с 1847 года назначенный дирижером оркестра С.-Петербургского балета<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/75247/Лядов Большая биографическая энциклопедия. 2009. Лядов, Александр Николаевич]</ref>. Драматический актер Петербургской императорской труппы [[Александр Александрович Нильский|A. A. Нильский]] писал в книге своих воспоминаний, что авторство принадлежало именно Константину Николаевичу Лядову, а дело было так (орфография источника соблюдена): ''«Директор театров A. М. Гедеонов в 1848 году торопился постановкою нового балета „Сатанилла“, в котором главную роль исполняла Андреянова, его фаворитка. Балет был уже совсем готов: сделана обстановка, декорации, срепетованы танцы и сцены; недоставало только оркестровых нот, заказанных в Париже. Задержка их была слишком продолжительна: дирекция чуть ли не каждый день посылала в Париж запросы, а оттуда отвечали отсрочками. Гедеонову вся эта переписка так надоела, что он призвал к себе К. Н. Лядова и попросил его немедленно оркестровать весь балет по одной партитуре для первой скрипки, пообещав его за это хорошо наградить. Лядов взялся за этот огромнейший труд и, к изумлению Александра Михайловича, в несколько дней одолел его блестящим образом. Он сделал такую оркестровку, что до сих пор она считается лучшею в музыкально-балетном репертуаре. И за это из дирекции он получил всего на всего 150 рублей. На этот гонорар он так обиделся, что в тот же вечер отправился в маскарад, бывший в Большом театре, и истратил его весь до копейки на покупку лотерейных билетов»''<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=10 ''A. A. Нильский''. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 10)]</ref>. Художники: А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер; исполнители Сатанилла — [[Елена Ивановна Андреянова|Е. И. Андреянова]], Фабис — [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]], Ортензиус — [[Жан Антуан Петипа|Ж. А. Петипа]]<ref name=pro-ba/>, Великий визирь — [[Николай Осипович Гольц|Н. О. Гольц]], Лилия — [[Татьяна Петровна Смирнова|Т. П. Смирнова]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/smirnova.html СМИРНОВА (по мужу Невахович) Татьяна Петровна (1821—1871) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>.
 +
 
 +
Балет был встречен весьма одобрительно, и балетмейстеры были отправлены в Москву воссоздать балет на сцене [[Большой театр|Большого театра]] в московской императорской труппе — что и было исполнено, и московская премьера прошла 19 января 1849. Художники: И. Браун, Вагнер, Ф.-Х. Шеньян, Ф. Серков; дирижер Д. П. Карасёв; исполнители главных партий были те же самые — Е. Андреянова и оба Петипа<ref name=pro-ba/>; в остальных партиях были заняты московские артисты (Визирь — [[Никита Андреевич Пешков|Н. А. Пешков]]). Спектакль в московской труппе продержался долго, в партии Сатаниллы позже стала выступать [[Екатерина Александровна Санковская|Е. А. Санковская]].
 +
 
 +
В других странах тоже знали этот балет. 28 апреля 1852 года он был поставлен в Берлинской опере балетмейстером [[Филипп Тальони|Филиппом Тальони]] тоже как «Сатанилла» — «Превращения Сатаниллы» (Satanella oder Metamorphosen). Главную партию исполняла дочь балетмейстера, выдающаяся балерина [[Мария Тальони]].
 +
[[Файл:Manohin NF-Polivanov VE-Balet-Satanilla.jpg|thumb|240px|[[Николай Фёдорович Манохин|Манохин Н. Ф.]] и Поливанов В. Е. в балете «Сатанилла».]]Продолжились постановки в России:
 +
* 1860: в московском Большом театре (московская императорская труппа), возобновление, балетмейстер [[Фредерик Малавернь]] по хореографии Мазилье и Петипа<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/f/frederik.html Фредерик с энциклопедии балета. Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981]</ref>; добавлены отдельные танцы на музыку [[Юлий Густавович Гербер|Ю. Г. Гербера]] в постановке [[Фредерик Теодор|Теодора (Шиона)]]; Сатанилла — [[Прасковья Прохоровна Лебедева|Лебедева]]. И снова постановка стала долгожителем, в партии Сатаниллы позже выступали [[Полина Михайловна Карпакова|П. М. Карпакова]], [[Анна Иосифовна Собещанская|А. И. Собещанская]], [[Лидия Николаевна Гейтен|Л. Н. Гейтен]]<ref name=pro-ba/>.
 +
* 18 (30) октября 1866: в Петербургской императорской труппе, Большой Каменный театр, балетмейстер М. И. Петипа, возобновление собственной постановки; в главных партиях: [[Прасковья Прохоровна Лебедева|П. П. Лебедева]] (Сатанилла)<ref name=pro-ba/> и [[Лев Иванович Иванов|Л. И. Иванов]].
 +
* 7 мая 1868: опять в Петербургской императорской труппе балетмейтер М. И. Петипа, через полтора года после предыдущей постановки, создал новую. Однако к работе балетмейстер пригласил композитора [[Цезарь Пуни|Ц.Пуни]]. В главных партиях: [[Александра Фёдоровна Вергина|Александра Вергина]] (Сатанилла)<ref name=pro-ba/> и [[Лев Иванович Иванов|Лев Иванов]]. Именно эта редакция балета дошла до нашего времени и используется в современных постановках.
 +
* 1897: в московском Большом театре, возобновление хореографии Петипа, но с добавлением танцевальных сцен в постановке [[Иван Николаевич Хлюстин|И. Н. Хлюстина]] и [[Николай Петрович Домашёв|Н. П. Домашёва]]; Сатанилла — [[Любовь Андреевна Рославлева|Л. А. Рославлева]]<ref name=pro-ba/>.
 +
В обеих императорских труппах — Петербурга и Москвы — балет «Сатанилла» долго не сходил со сцен, причем постановка Мариуса Петипа с музыкой Ц.Пуни так и осталась основной.
 +
 
 +
В современных постановках также используется хореография Мариуса Петипа с музыкой Ц. Пуни.
 +
 
 +
== Фрагменты ==
 +
{{Видеогалерея|service=youtube|cols=3
 +
|kF6d9xIExqs|Евгения Образцова (Сатанилла) и Александр Сергеев. Хореография Мариуса Петипа
 +
|IyE_3HgEstI|Па-де-де "Венецианский карнавал" из балета "Сатанилла". Исполняют солисты НГАТОиБ Елена Лыткина и Иван Кузнецов
 +
|iBMvYyz8L-I|Па-де-де "Венецианский карнавал" из балета "Сатанилла". Гала-концерт звезд мирового балета DANCE OPEN 16.04.2012
 +
}}
 +
 
 +
== Источники ==
 +
{{примечания}}
 +
 
 +
[[Категория:Балеты по алфавиту]]

Текущая версия на 21:18, 18 октября 2020

Тег EmbedVideo не может распознать сервис "videomailru".

«Сатанилла» — балет композиторов Н.-А. Ребера и Ф. Бенуа, впервые появившийся в постановке балетмейстера Ж. Мазилье.

Этот балет известен под разными названиями. Сначала поставленный во Франции как «Влюбленный бес» (фр. Le Diable amoureux), он пришел в Россию под названием «Сатанилла» — так и остался.

Премьера: 23 сентября 1840 года, Париж, Королевская академия музыки (Парижская Опера), балетмейстер Жозеф Мазилье.

Литературная основа

В основу либретто лег фантастический роман французского писателя Жака Казотта (фр. Jacques Cazotte; 1719—1792) «Влюбленный бес» (Le Diable amoureux)[1], написанный им в 1772 году. Это произведение считается первым фантастическим романом французской литературы.

Сюжет такой. Молодой светский баловень решил зазвать черта в свои приятели. И черт действительно появляется возле него в разных видах. Но этот молодой повеса оказался столь мил и привлекателен и так понравился черту, что черт совершенно чертовски в него влюбился и в конце концов принял облик обворожительной красавицы, в которую юноша сам страстно влюбляется. Его чувства приняты, и уже готовится свадьба. Но неожиданно красавица сбрасывает маску и показывает свое истинное лицо[2].

Создание балета

Это произведение решил положить в основу своего балета тогда еще начинающий французский хореограф Жозеф Мазилье[3]. Жозеф Мазилье к этому времени был известным танцовщиком, а как балетмейстер дебютировал в 1839 балетом «Цыганка» Бенуа, Тома и Марлиани[3], после чего в том же 1839 году поставив еще пару представлений.

На следующий 1840 год он взялся за осуществление большого балета по роману «Влюбленный бес»[3].

За разработку сюжета балетмейстер взялся сам в соавторстве с известным французским драматургом Ж. Сен-Жоржем[4].

Музыку написали композиторы Наполеон Анри Ребер и Франсуа Бенуа.

В итоге получился балет-пантомима в 3 актах и 8 картинах[5].

Премьера

Премьера прошла в Париже в Королевской академии музыки (Парижская Опера), 23 сентября 1840 года[4][6]. Художники: Р. Филастр. Ш. Камбон (декорации), П. Лормье (костюмы); исполнители: Вельзевул — Монжуа, граф Фредерик — сам же балетмейстер Жозеф Мазилье, Ортензиус — И. Баррез, УриелаП. Леру, ФебаЛ. Нобле, Лилия — Л. Фиц-Джеймс[4], Бракацио, глава пиратов — Симо, Зизетта, служанкаА.Дюмилатр[6].

Костюмы первых исполнителей

Представленные иллюстрации взяты с сайта Национальной библиотеки Франции (Bibliothèque Nationale de France) (для увеличения просмотра кликнуть на изображение):

Постановки

Балет пользовался успехом и стал перебираться на сцены других театров.

В Россию балет прибыл вместе с отцом и сыном Петипа. В их версии балет получил название «Сатанилла, или Любовь и Ад» — в Сатаниллу была переименована из Вельзевула главная героиня. Премьера этой редакции, поставленной на ту же музыку и по хореографии Ж. Мазилье, прошла 10 февраля (22 февраля) 1848 в петербургском Большом театре. Энциклопедия «Русский балет» утверждает, что инструментовку к представлению сделал К. Н. Лядов[4], однако есть данные, что эти сведения ошибочны и инструментовку сделал его старший брат А. Н. Лядов, с 1847 года назначенный дирижером оркестра С.-Петербургского балета[7]. Драматический актер Петербургской императорской труппы A. A. Нильский писал в книге своих воспоминаний, что авторство принадлежало именно Константину Николаевичу Лядову, а дело было так (орфография источника соблюдена): «Директор театров A. М. Гедеонов в 1848 году торопился постановкою нового балета „Сатанилла“, в котором главную роль исполняла Андреянова, его фаворитка. Балет был уже совсем готов: сделана обстановка, декорации, срепетованы танцы и сцены; недоставало только оркестровых нот, заказанных в Париже. Задержка их была слишком продолжительна: дирекция чуть ли не каждый день посылала в Париж запросы, а оттуда отвечали отсрочками. Гедеонову вся эта переписка так надоела, что он призвал к себе К. Н. Лядова и попросил его немедленно оркестровать весь балет по одной партитуре для первой скрипки, пообещав его за это хорошо наградить. Лядов взялся за этот огромнейший труд и, к изумлению Александра Михайловича, в несколько дней одолел его блестящим образом. Он сделал такую оркестровку, что до сих пор она считается лучшею в музыкально-балетном репертуаре. И за это из дирекции он получил всего на всего 150 рублей. На этот гонорар он так обиделся, что в тот же вечер отправился в маскарад, бывший в Большом театре, и истратил его весь до копейки на покупку лотерейных билетов»[8]. Художники: А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер; исполнители Сатанилла — Е. И. Андреянова, Фабис — М. И. Петипа, Ортензиус — Ж. А. Петипа[4], Великий визирь — Н. О. Гольц, Лилия — Т. П. Смирнова[9].

Балет был встречен весьма одобрительно, и балетмейстеры были отправлены в Москву воссоздать балет на сцене Большого театра в московской императорской труппе — что и было исполнено, и московская премьера прошла 19 января 1849. Художники: И. Браун, Вагнер, Ф.-Х. Шеньян, Ф. Серков; дирижер Д. П. Карасёв; исполнители главных партий были те же самые — Е. Андреянова и оба Петипа[4]; в остальных партиях были заняты московские артисты (Визирь — Н. А. Пешков). Спектакль в московской труппе продержался долго, в партии Сатаниллы позже стала выступать Е. А. Санковская.

В других странах тоже знали этот балет. 28 апреля 1852 года он был поставлен в Берлинской опере балетмейстером Филиппом Тальони тоже как «Сатанилла» — «Превращения Сатаниллы» (Satanella oder Metamorphosen). Главную партию исполняла дочь балетмейстера, выдающаяся балерина Мария Тальони.

Манохин Н. Ф. и Поливанов В. Е. в балете «Сатанилла».
Продолжились постановки в России:
  • 1860: в московском Большом театре (московская императорская труппа), возобновление, балетмейстер Фредерик Малавернь по хореографии Мазилье и Петипа[10]; добавлены отдельные танцы на музыку Ю. Г. Гербера в постановке Теодора (Шиона); Сатанилла — Лебедева. И снова постановка стала долгожителем, в партии Сатаниллы позже выступали П. М. Карпакова, А. И. Собещанская, Л. Н. Гейтен[4].
  • 18 (30) октября 1866: в Петербургской императорской труппе, Большой Каменный театр, балетмейстер М. И. Петипа, возобновление собственной постановки; в главных партиях: П. П. Лебедева (Сатанилла)[4] и Л. И. Иванов.
  • 7 мая 1868: опять в Петербургской императорской труппе балетмейтер М. И. Петипа, через полтора года после предыдущей постановки, создал новую. Однако к работе балетмейстер пригласил композитора Ц.Пуни. В главных партиях: Александра Вергина (Сатанилла)[4] и Лев Иванов. Именно эта редакция балета дошла до нашего времени и используется в современных постановках.
  • 1897: в московском Большом театре, возобновление хореографии Петипа, но с добавлением танцевальных сцен в постановке И. Н. Хлюстина и Н. П. Домашёва; Сатанилла — Л. А. Рославлева[4].

В обеих императорских труппах — Петербурга и Москвы — балет «Сатанилла» долго не сходил со сцен, причем постановка Мариуса Петипа с музыкой Ц.Пуни так и осталась основной.

В современных постановках также используется хореография Мариуса Петипа с музыкой Ц. Пуни.

Фрагменты

()

Евгения Образцова (Сатанилла) и Александр Сергеев. Хореография Мариуса Петипа

()

Па-де-де "Венецианский карнавал" из балета "Сатанилла". Исполняют солисты НГАТОиБ Елена Лыткина и Иван Кузнецов

()

Па-де-де "Венецианский карнавал" из балета "Сатанилла". Гала-концерт звезд мирового балета DANCE OPEN 16.04.2012

Источники