Сатанилла (балет) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Костюмы первых исполнителей)
(имя автора стёрто)
(Содержимое страницы заменено на «Хуесосблядь»)
Строка 1: Строка 1:
{{VideoMailRu|width=440|username=petit67|albumid=32280|id=37222|themes=clipes|баксы=$37222$0$32280|Балет «Влюбленный дьявол», балетмейстер [[Ролан Пети]] (см.: https://my.mail.ru/mail/jelena.dolecek/video/264/9754.html, https://my.mail.ru/mail/t_designer/video/2561/2589.html, https://my.mail.ru/mail/wilde-orhidee/video/7280/7287.html}}
+
Хуесосблядь
'''«Сатанилла»''' — балет композиторов [[Наполеон Анри Ребер|Н.-А. Ребера]] и [[Франсуа Бенуа|Ф. Бенуа]], впервые появившийся в постановке балетмейстера [[Жозеф Мазилье|Ж. Мазилье]].
+
 
+
Этот балет известен под разными названиями. Сначала поставленный во Франции как «Влюбленный бес» (фр. Le Diable amoureux), он пришел в Россию под названием «Сатанилла» — так и остался.
+
 
+
Премьера: 23 сентября 1840 года, Париж, Королевская академия музыки (Парижская Опера), балетмейстер [[Жозеф Мазилье]].
+
 
+
== Литературная основа ==
+
В основу либретто лег фантастический роман французского писателя Жака Казотта (фр. Jacques Cazotte; 1719—1792) «Влюбленный бес» (Le Diable amoureux)<ref>[http://www.edupsi.com/timone/Diable_amoureux.shtml.htm " Le Diable amoureux " ou les voies perverses du désir; par Muriel MOSCONI]</ref>, написанный им в 1772 году. Это произведение считается первым фантастическим романом французской литературы.
+
 
+
Сюжет такой. Молодой светский баловень решил зазвать черта в свои приятели. И черт действительно появляется возле него в разных видах. Но этот молодой повеса оказался столь мил и привлекателен и так понравился черту, что черт совершенно чертовски в него влюбился и в конце концов принял облик обворожительной красавицы, в которую юноша сам страстно влюбляется. Его чувства приняты, и уже готовится свадьба. Но неожиданно красавица сбрасывает маску и показывает свое истинное лицо<ref>[http://prep-cncfr.seevia.com/idc/data/Cnc/Recherche/fiche2.asp?idf=467 Diable amoureux (Le)]</ref>.
+
 
+
== Создание балета ==
+
Это произведение решил положить в основу своего балета тогда еще начинающий французский хореограф [[Жозеф Мазилье]]<ref name=ballet>[http://www.ballet-enc.ru/html/m/mazil5e.html МАЗИЛЬЕ (Mazilier) Жозеф (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>. Жозеф Мазилье к этому времени был известным танцовщиком, а как балетмейстер дебютировал в 1839 балетом «Цыганка» Бенуа, Тома и Марлиани<ref name=ballet/>, после чего в том же 1839 году поставив еще пару представлений.
+
 
+
На следующий 1840 год он взялся за осуществление большого балета по роману «Влюбленный бес»<ref name=ballet/>.
+
 
+
За разработку сюжета балетмейстер взялся сам в соавторстве с известным французским драматургом [[Анри Сен-Жорж|Ж. Сен-Жоржем]]<ref name=pro-ba>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/satanilla.html «САТАНИЛЛА, ИЛИ ЛЮБОВЬ И АД» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>.
+
 
+
Музыку написали композиторы [[Наполеон Анри Ребер]] и [[Франсуа Бенуа]].
+
 
+
В итоге получился балет-пантомима в 3 актах и 8 картинах<ref>[http://www.worldcat.org/title/diable-amoureux-ballet-pantomime-en-trois-actes-et-huit-tableux/oclc/14906296 Le diable amoureux : ballet pantomime en trois actes et huit tableux]</ref>.
+
 
+
== Премьера ==
+
Премьера прошла в Париже в Королевской академии музыки (Парижская Опера), 23 сентября 1840 года<ref name=pro-ba/><ref name=gallica>[http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5812929d Обложка издания]</ref>. Художники: Р. Филастр. Ш. Камбон (декорации), П. Лормье (костюмы); исполнители: ''Вельзевул'' — Монжуа, ''граф Фредерик'' — сам же балетмейстер Жозеф Мазилье, ''Ортензиус'' — И. Баррез, ''Уриела'' — [[Полин Леру|П. Леру]], ''Феба'' — [[Лиз Нобле|Л. Нобле]], ''Лилия'' — Л. Фиц-Джеймс<ref name=pro-ba/>, ''Бракацио, глава пиратов'' — Симо, ''Зизетта, служанка'' — [[Адель Дюмилатр|А.Дюмилатр]]<ref name=gallica/>.
+
 
+
=== Костюмы первых исполнителей ===
+
Представленные иллюстрации взяты с сайта Национальной библиотеки Франции (Bibliothèque Nationale de France) (для увеличения просмотра кликнуть на изображение):
+
<gallery>
+
Файл:Costumes.jpg|
+
Файл:CostLilia.jpg|Луиз Фиц-Джеймс / Louise Fitz-James (rôle de Lilia)
+
Файл:CostUriele.jpg|Полин Леру / Pauline Leroux (rôle d'Uriele)
+
Файл:Costesclave.jpg|Одна из рабынь
+
</gallery>
+
 
+
== Постановки ==
+
Балет пользовался успехом и стал перебираться на сцены других театров.
+
 
+
В Россию балет прибыл вместе с [[Жан Антуан Петипа|отцом]] и [[Мариус Иванович Петипа|сыном]] Петипа. В их версии балет получил название «Сатанилла, или Любовь и Ад» — в Сатаниллу была переименована из Вельзевула главная героиня. Премьера этой редакции, поставленной на ту же музыку и по хореографии Ж. Мазилье, прошла 10 февраля (22 февраля) 1848 в петербургском Большом театре. Энциклопедия «Русский балет» утверждает, что инструментовку к представлению сделал [[Константин Николаевич Лядов|К. Н. Лядов]]<ref name=pro-ba/>, однако есть данные, что эти сведения ошибочны и инструментовку сделал его старший брат [[Александр Николаевич Лядов|А. Н. Лядов]], с 1847 года назначенный дирижером оркестра С.-Петербургского балета<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/75247/Лядов Большая биографическая энциклопедия. 2009. Лядов, Александр Николаевич]</ref>. Драматический актер Петербургской императорской труппы [[Александр Александрович Нильский|A. A. Нильский]] писал в книге своих воспоминаний, что авторство принадлежало именно Константину Николаевичу Лядову, а дело было так (орфография источника соблюдена): ''«Директор театров A. М. Гедеонов в 1848 году торопился постановкою нового балета „Сатанилла“, в котором главную роль исполняла Андреянова, его фаворитка. Балет был уже совсем готов: сделана обстановка, декорации, срепетованы танцы и сцены; недоставало только оркестровых нот, заказанных в Париже. Задержка их была слишком продолжительна: дирекция чуть ли не каждый день посылала в Париж запросы, а оттуда отвечали отсрочками. Гедеонову вся эта переписка так надоела, что он призвал к себе К. Н. Лядова и попросил его немедленно оркестровать весь балет по одной партитуре для первой скрипки, пообещав его за это хорошо наградить. Лядов взялся за этот огромнейший труд и, к изумлению Александра Михайловича, в несколько дней одолел его блестящим образом. Он сделал такую оркестровку, что до сих пор она считается лучшею в музыкально-балетном репертуаре. И за это из дирекции он получил всего на всего 150 рублей. На этот гонорар он так обиделся, что в тот же вечер отправился в маскарад, бывший в Большом театре, и истратил его весь до копейки на покупку лотерейных билетов»''<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=10 ''A. A. Нильский''. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 10)]</ref>. Художники: А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер; исполнители Сатанилла — [[Елена Ивановна Андреянова|Е. И. Андреянова]], Фабис — [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]], Ортензиус — [[Жан Антуан Петипа|Ж. А. Петипа]]<ref name=pro-ba/>, Великий визирь — [[Николай Осипович Гольц|Н. О. Гольц]], Лилия — [[Татьяна Петровна Смирнова|Т. П. Смирнова]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/smirnova.html СМИРНОВА (по мужу Невахович) Татьяна Петровна (1821—1871) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>.
+
 
+
Балет был встречен весьма одобрительно, и балетмейстеры были отправлены в Москву воссоздать балет на сцене [[Большой театр|Большого театра]] в московской императорской труппе — что и было исполнено, и московская премьера прошла 19 января 1849. Художники: И. Браун, Вагнер, Ф.-Х. Шеньян, Ф. Серков; дирижер Д. П. Карасёв; исполнители главных партий были те же самые — Е. Андреянова и оба Петипа<ref name=pro-ba/>; в остальных партиях были заняты московские артисты (Визирь — [[Никита Андреевич Пешков|Н. А. Пешков]]). Спектакль в московской труппе продержался долго, в партии Сатаниллы позже стала выступать [[Екатерина Александровна Санковская|Е. А. Санковская]].
+
 
+
В других странах тоже знали этот балет. 28 апреля 1852 года он был поставлен в Берлинской опере балетмейстером [[Филипп Тальони|Филиппом Тальони]] тоже как «Сатанилла» — «Превращения Сатаниллы» (Satanella oder Metamorphosen). Главную партию исполняла дочь балетмейстера, выдающаяся балерина [[Мария Тальони]].
+
[[Файл:Manohin NF-Polivanov VE-Balet-Satanilla.jpg|thumb|240px|[[Николай Фёдорович Манохин|Манохин Н. Ф.]] и Поливанов В. Е. в балете «Сатанилла».]]Продолжились постановки в России:
+
* 1860: в московском Большом театре (московская императорская труппа), возобновление, балетмейстер [[Фредерик Малавернь]] по хореографии Мазилье и Петипа<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/f/frederik.html Фредерик с энциклопедии балета. Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981]</ref>; добавлены отдельные танцы на музыку [[Юлий Густавович Гербер|Ю. Г. Гербера]] в постановке [[Фредерик Теодор|Теодора (Шиона)]]; Сатанилла — [[Прасковья Прохоровна Лебедева|Лебедева]]. И снова постановка стала долгожителем, в партии Сатаниллы позже выступали [[Полина Михайловна Карпакова|П. М. Карпакова]], [[Анна Иосифовна Собещанская|А. И. Собещанская]], [[Лидия Николаевна Гейтен|Л. Н. Гейтен]]<ref name=pro-ba/>.
+
* 18 (30) октября 1866: в Петербургской императорской труппе, Большой Каменный театр, балетмейстер М. И. Петипа, возобновление собственной постановки; в главных партиях: [[Прасковья Прохоровна Лебедева|П. П. Лебедева]] (Сатанилла)<ref name=pro-ba/> и [[Лев Иванович Иванов|Л. И. Иванов]].
+
* 7 мая 1868: опять в Петербургской императорской труппе балетмейтер М. И. Петипа, через полтора года после предыдущей постановки, создал новую. Однако к работе балетмейстер пригласил композитора [[Цезарь Пуни|Ц.Пуни]]. В главных партиях: [[Александра Фёдоровна Вергина|Александра Вергина]] (Сатанилла)<ref name=pro-ba/> и [[Лев Иванович Иванов|Лев Иванов]]. Именно эта редакция балета дошла до нашего времени и используется в современных постановках.
+
* 1897: в московском Большом театре, возобновление хореографии Петипа, но с добавлением танцевальных сцен в постановке [[Иван Николаевич Хлюстин|И. Н. Хлюстина]] и [[Николай Петрович Домашёв|Н. П. Домашёва]]; Сатанилла — [[Любовь Андреевна Рославлева|Л. А. Рославлева]]<ref name=pro-ba/>.
+
В обеих императорских труппах — Петербурга и Москвы — балет «Сатанилла» долго не сходил со сцен, причем постановка Мариуса Петипа с музыкой Ц.Пуни так и осталась основной.
+
 
+
В современных постановках также используется хореография Мариуса Петипа с музыкой Ц. Пуни.
+
 
+
== Фрагменты ==
+
{{Видеогалерея|service=youtube|cols=3
+
|kF6d9xIExqs|Евгения Образцова (Сатанилла) и Александр Сергеев. Хореография Мариуса Петипа
+
|IyE_3HgEstI|Па-де-де "Венецианский карнавал" из балета "Сатанилла". Исполняют солисты НГАТОиБ Елена Лыткина и Иван Кузнецов
+
|iBMvYyz8L-I|Па-де-де "Венецианский карнавал" из балета "Сатанилла". Гала-концерт звезд мирового балета DANCE OPEN 16.04.2012
+
}}
+
 
+
== Источники ==
+
{{примечания}}
+
 
+
[[Категория:Балеты по алфавиту]]
+

Версия 23:46, 16 октября 2020

Хуесосблядь