Саламбо (балет) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
{{другие значения|Саламбо}}
 
 
[[Файл: SalamboGel.jpg|thumb|Первая исполнительница партии Саламбо Е. Гельцер]]
 
[[Файл: SalamboGel.jpg|thumb|Первая исполнительница партии Саламбо Е. Гельцер]]
'''«Саламбо»''' балет по одноименному роману [[Гюстав Флобер|Гюстава Флобера]]; композитор [[Андрей Фёдорович Арендс|А. Ф. Арендс]], автор [[либретто]] и балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|А. А. Горский]].
+
'''«Саламбо»''' — балет по одноименному роману [[Гюстав Флобер|Гюстава Флобера]]; композитор [[Андрей Фёдорович Арендс|А. Ф. Арендс]], автор [[либретто]] и балетмейстер [[Александр Алексеевич Горский|А. А. Горский]].
  
 
Премьера: 10 января 1910, Московская императорская труппа, Большой театр.
 
Премьера: 10 января 1910, Московская императорская труппа, Большой театр.
  
 
== Роман Флобера ==
 
== Роман Флобера ==
Основой для создания балета послужил [[Саламбо (роман)|одноименный роман]] французского писателя [[Гюстав Флобер|Гюстава Флобера]], действие которого разворачивается в III в. до н. э. в [[Карфаген]]е<ref name=tuloos>[http://s-tuloose.narod2.ru/libretto_oper_i_baletov_ballet_and_opera_libretto/arends_andrei_genrih_fyodorovich/salambo/g_flober_salambo/ Г. Флобер. Саламбо. 1862]</ref><ref name=acade>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/litheroes/521/САЛАМБО Литературные герои. Академик. 2009. САЛАМБО]</ref>.
+
Основой для создания балета послужил [[Саламбо (роман)|одноименный роман]] французского писателя [[Гюстав Флобер|Гюстава Флобера]], действие которого разворачивается в III в. до н. э. в [[Карфаген]]е<ref name=tuloos>[http://s-tuloose.narod2.ru/libretto_oper_i_baletov_ballet_and_opera_libretto/arends_andrei_genrih_fyodorovich/salambo/g_flober_salambo/ Г. Флобер. Саламбо. 1862]</ref><ref name=acade>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/litheroes/521/САЛАМБО Литературные герои. — Академик. 2009. САЛАМБО]</ref>.
  
Г.Флобер писал свой роман в течение нескольких лет — с 1857 по 1862 годы. Это было время, когда археологические раскопки всколыхнули интерес к древней истории, и к древней тематике стали обращаться представители искусств и литературы, которые не обладали доскональными историческими сведениями и уверенно заменяли их своим собственным видением. Тем не менее Флобер, творчеству которого было вообще свойственно углубление в доскональные детали, при работе над своим романом обращался к трудам древних писателей, в том числе [[Полибий|Полибия]], для изучения Карфагена.
+
Г.Флобер писал свой роман в течение нескольких лет — с 1857 по 1862 годы. Это было время, когда археологические раскопки всколыхнули интерес к древней истории, и к древней тематике стали обращаться представители искусств и литературы, которые не обладали доскональными историческими сведениями и уверенно заменяли их своим собственным видением. Тем не менее Флобер, творчеству которого было вообще свойственно углубление в доскональные детали, при работе над своим романом обращался к трудам древних писателей, в том числе [[Полибий|Полибия]], для изучения Карфагена.
 
   
 
   
Роман был посвящен событиям, действительно имевшим место ок. 240 года до н. э. в Карфагене — [[Ливийская война|восстанию наёмников]] после [[Первая Пуническая война|Первой Пунической войны]] и его подавлению карфагенским полководцем [[Гамилькар Барка|Гамилькаром Баркой]]<ref name=tuloos/>. Персонажи романа — исторические лица: сам [[Гамилькар Барка]], дочь Гамилькара [[Саламбо (дочь Гамилькара)|Саламбо]], нумидийский вождь, перешедший на сторону карфагенян [[Нар Гавас]], предводитель восставших воинов [[Матос|Мато]]<ref name=acade/> и др.
+
Роман был посвящен событиям, действительно имевшим место ок. 240 года до н. э. в Карфагене — [[Ливийская война|восстанию наёмников]] после [[Первая Пуническая война|Первой Пунической войны]] и его подавлению карфагенским полководцем [[Гамилькар Барка|Гамилькаром Баркой]]<ref name=tuloos/>. Персонажи романа — исторические лица: сам [[Гамилькар Барка]], дочь Гамилькара [[Саламбо (дочь Гамилькара)|Саламбо]], нумидийский вождь, перешедший на сторону карфагенян [[Нар Гавас]], предводитель восставших воинов [[Матос|Мато]]<ref name=acade/> и др.
  
Наряду с ними действуют и вымышленные персонажи. И хотя Флобер пытался придерживаться исторических фактов, его роман — конечно же, художественное остросюжетное произведение.
+
Наряду с ними действуют и вымышленные персонажи. И хотя Флобер пытался придерживаться исторических фактов, его роман — конечно же, художественное остросюжетное произведение.
  
 
Популярность романа во второй половине 19 века была огромная во всей Европе, он был хорошо известен в России<ref name=plie>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1451/ Саламбо. Балет в 5 актах]</ref>.
 
Популярность романа во второй половине 19 века была огромная во всей Европе, он был хорошо известен в России<ref name=plie>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1451/ Саламбо. Балет в 5 актах]</ref>.
Строка 19: Строка 18:
  
 
== Сюжет ==
 
== Сюжет ==
Предводитель воинов-наемников Мато поднимает восстание, требуя уплаты вознаграждения за битвы в Пунической войне, но у разоренного Карфагена нет денег и нечем платить. Именно в это время Мато встречает дочь прославленного карфагенского полководца Гамилькара Барки Саламбо. Весь сюжет сводится к их любви, вспыхнувшей неожиданно и не могущей иметь никакого будущего. Они совершенно далеки друг от друга; он — солдат, она — воспитанная в религиозных традициях знатная красавица, а бунт, поднятый воинами, разъединяет их еще больше. «Ребенок и варвар (первобытный человек) не отличают действительного от фантастического», писал Флобер о своих героях<ref name=acade/>. Их любовь только зародилась, но она уже сильна и готова к жертвам во имя друг друга, однако же открыться в ней они никому не могут. Мато проникает к возлюбленной в священном покрывале богини [[Тиннит|Танит]]— с этим покрывалом связана страшная легенда: до него нельзя дотрагиваться карфагенянам, если Саламбо дотронется до него — она погибнет.
+
Предводитель воинов-наемников Мато поднимает восстание, требуя уплаты вознаграждения за битвы в Пунической войне, но у разоренного Карфагена нет денег и нечем платить. Именно в это время Мато встречает дочь прославленного карфагенского полководца Гамилькара Барки Саламбо. Весь сюжет сводится к их любви, вспыхнувшей неожиданно и не могущей иметь никакого будущего. Они совершенно далеки друг от друга; он — солдат, она — воспитанная в религиозных традициях знатная красавица, а бунт, поднятый воинами, разъединяет их еще больше. «Ребенок и варвар (первобытный человек) не отличают действительного от фантастического», — писал Флобер о своих героях<ref name=acade/>. Их любовь только зародилась, но она уже сильна и готова к жертвам во имя друг друга, однако же открыться в ней они никому не могут. Мато проникает к возлюбленной в священном покрывале богини [[Тиннит|Танит]]— с этим покрывалом связана страшная легенда: до него нельзя дотрагиваться карфагенянам, если Саламбо дотронется до него — она погибнет.
  
Видя отношение Мато к Саламбо, Нар Гавас, сам влюбленный в Саламбо, желает помешать их любви и с этой целью переходит на сторону карфагенян, помогая Гамилькару Барке подавить восстание. А за такую помощь он получает награду — женитьбу на Саламбо. Мато ведут на казнь, Саламбо не в силах помешать этому, но и свадьбы с Нар Гавасом не бывать: Саламбо падает замертво, дотронувшись до священного покрывала Танит<ref name=tuloos/><ref name=acade/>.
+
Видя отношение Мато к Саламбо, Нар Гавас, сам влюбленный в Саламбо, желает помешать их любви и с этой целью переходит на сторону карфагенян, помогая Гамилькару Барке подавить восстание. А за такую помощь он получает награду — женитьбу на Саламбо. Мато ведут на казнь, Саламбо не в силах помешать этому, но и свадьбы с Нар Гавасом не бывать: Саламбо падает замертво, дотронувшись до священного покрывала Танит<ref name=tuloos/><ref name=acade/>.
  
Напомним: речь идет о сюжете произведения — на самом же деле настоящая исторически существовавшая [[Саламбо (дочь Гамилькара)|Саламбо]] стала женой [[Нар Гавас]]а, а ее любовные отношения с [[Матос|Мато]] вряд ли имели место в реальной жизни.
+
Напомним: речь идет о сюжете произведения — на самом же деле настоящая исторически существовавшая [[Саламбо (дочь Гамилькара)|Саламбо]] стала женой [[Нар Гавас]]а, а ее любовные отношения с [[Матос|Мато]] вряд ли имели место в реальной жизни.
  
 
== Хореография ==
 
== Хореография ==
  
Попытки воссоздать сюжет романа Флобера на балетной сцене уже были. Еще П. И. Чайковскому делалось предложение в 1886 году директором императорских театров [[Иван Александрович Всеволожский|И. А. Всеволожским]] сочинить музыку к балету «Саламбо», но композитор отказался<ref>[http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3acf766c-eaf0-0896-8d80-e5c08c5c554c/Tcaikovsky%20Spiashaya%20krasavitza_Opisanie1.htm П. И. Чайковский. «Спящая красавица»]</ref>. Идея балета так и осталась неосуществленной.
+
Попытки воссоздать сюжет романа Флобера на балетной сцене уже были. Еще П. И. Чайковскому делалось предложение в 1886 году директором императорских театров [[Иван Александрович Всеволожский|И. А. Всеволожским]] сочинить музыку к балету «Саламбо», но композитор отказался<ref>[http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3acf766c-eaf0-0896-8d80-e5c08c5c554c/Tcaikovsky%20Spiashaya%20krasavitza_Opisanie1.htm П. И. Чайковский. «Спящая красавица»]</ref>. Идея балета так и осталась неосуществленной.
  
Поставить балет «Саламбо» давно мечтал балетмейстер А. А. Горский<ref name=plie/>. Однако это не сразу получилось. Горский в своих постановках стремился к реализму. Это было время расцвета реализма в искусстве. Московская сцена шла к этому направлению давно; если Петербургская балетная труппа разрабатывала романтический балет, то Московская изучала народный танец и на его основе создавала жанровый сюжетный балет, именно характерные танцовщики отличали балетную сцену Московской труппы.
+
Поставить балет «Саламбо» давно мечтал балетмейстер А. А. Горский<ref name=plie/>. Однако это не сразу получилось. Горский в своих постановках стремился к реализму. Это было время расцвета реализма в искусстве. Московская сцена шла к этому направлению давно; если Петербургская балетная труппа разрабатывала романтический балет, то Московская изучала народный танец и на его основе создавала жанровый сюжетный балет, именно характерные танцовщики отличали балетную сцену Московской труппы.
[[Файл:Ttanit.jpg|thumb|left|300px|Храм Танит. 1909. Эскиз декорации к балету А. Ф. Арендса Саламбо. Художник К.Коровин]]
+
[[Файл:Ttanit.jpg|thumb|left|300px|Храм Танит. 1909. Эскиз декорации к балету А. Ф. Арендса Саламбо. Художник К.Коровин]]
[[Файл:Ssalambo.jpg|thumb|left|300px|Комната Саламбо. 1909. Эскиз декорации к балету А. Ф. Арендса Саламбо. Художник К.Коровин]]
+
[[Файл:Ssalambo.jpg|thumb|left|300px|Комната Саламбо. 1909. Эскиз декорации к балету А. Ф. Арендса Саламбо. Художник К.Коровин]]
 
[[Файл:Korovin_salambo.jpg|thumb|left|300px|Эскиз театральных костюмов к балету «Саламбо». Художник К.Коровин]]
 
[[Файл:Korovin_salambo.jpg|thumb|left|300px|Эскиз театральных костюмов к балету «Саламбо». Художник К.Коровин]]
Лишь в 1919 году Горский смог осуществить давнюю мечту — приступить к постановке балета «Саламбо», он сам написал либретто по роману Флобера, много работал с композитором А. Ф. Арендсом, назначал танцовщиков. Этим балетом Горский впервые приступил к такой грандиозной постановке, которая к тому же стоила больших денег, 150 тысяч рублей<ref name=plie/>.
+
Лишь в 1919 году Горский смог осуществить давнюю мечту — приступить к постановке балета «Саламбо», он сам написал либретто по роману Флобера, много работал с композитором А. Ф. Арендсом, назначал танцовщиков. Этим балетом Горский впервые приступил к такой грандиозной постановке, которая к тому же стоила больших денег, — 150 тысяч рублей<ref name=plie/>.
  
Художником спектакля стал [[Константин Алексеевич Коровин|Константин Коровин]]. Он основное внимание уделил расцветке, придав каждому основному персонажу сопутствующую ему цветовую гамму<ref name=plie/>. Это не только придало изысканную красоту всему спектаклю, но и создавало определенное настроение, характерное каждой отдельной сцене. Для К. Коровина этот спектакль стал знаменательным — он вложил в него столько душевных сил, столько своего таланта, и сроднился с поставкой настолько, что назвал именем Саламбо собственную дачу в Гурзуфе, которую строил в это же время<ref>[http://gooddays.ru/post/72402 Дача Коровина «Саламбо»]</ref>.
+
Художником спектакля стал [[Константин Алексеевич Коровин|Константин Коровин]]. Он основное внимание уделил расцветке, придав каждому основному персонажу сопутствующую ему цветовую гамму<ref name=plie/>. Это не только придало изысканную красоту всему спектаклю, но и создавало определенное настроение, характерное каждой отдельной сцене. Для К. Коровина этот спектакль стал знаменательным — он вложил в него столько душевных сил, столько своего таланта, и сроднился с поставкой настолько, что назвал именем Саламбо собственную дачу в Гурзуфе, которую строил в это же время<ref>[http://gooddays.ru/post/72402 Дача Коровина «Саламбо»]</ref>.
  
Балет во многом стал новаторским: здесь не было главных атрибутов классической хореографии — ни пачек, ни пуантов<ref name=plie/>. По эскизам Коровина были созданы костюмы, олицетворявшие события исторического времени, Коровин даже придумал форму специальных танцевальных сандалий<ref>[http://www.vedomosti.ru/friday/article/2009/12/24/15389 Балет без пачек]</ref>. Это был не тот классический балет, к которому привыкли балетоманы. Горский учел наработки Станиславского в его Художественном театре. Во всем, даже в мелочах, утверждался реализм. Горский даже по-своему изменил концовку — смерть Саламбо наступала не от мистического покрывала, а от разрыва сердца<ref name=plie/>.
+
Балет во многом стал новаторским: здесь не было главных атрибутов классической хореографии — ни пачек, ни пуантов<ref name=plie/>. По эскизам Коровина были созданы костюмы, олицетворявшие события исторического времени, Коровин даже придумал форму специальных танцевальных сандалий<ref>[http://www.vedomosti.ru/friday/article/2009/12/24/15389 Балет без пачек]</ref>. Это был не тот классический балет, к которому привыкли балетоманы. Горский учел наработки Станиславского в его Художественном театре. Во всем, даже в мелочах, утверждался реализм. Горский даже по-своему изменил концовку — смерть Саламбо наступала не от мистического покрывала, а от разрыва сердца<ref name=plie/>.
[[Файл:S-v-fedorova-salambo.jpg|thumb|С. В. Фёдорова — Рабыня-жрица Молоха ([[Саламбо (балет)|«Саламбо»]]), 1910]]
+
[[Файл:S-v-fedorova-salambo.jpg|thumb|С. В. Фёдорова — Рабыня-жрица Молоха ([[Саламбо (балет)|«Саламбо»]]), 1910]]
Особое значение балетмейстер придал массовым сценам: наемники были людьми разных рас и национальностей, из разных стран с разными традициями и манерой поведения — и это он тоже хотел показать, находя национальные отличительные признаки<ref name=plie/>.
+
Особое значение балетмейстер придал массовым сценам: наемники были людьми разных рас и национальностей, из разных стран с разными традициями и манерой поведения — и это он тоже хотел показать, находя национальные отличительные признаки<ref name=plie/>.
  
Исполнительницу главной женской партии — Саламбо — А. Горский долго выбирал, у него были две претендентки: [[Екатерина Васильевна Гельцер|Екатерина Гельцер]] или [[Софья Васильевна Фёдорова|Софья Фёдорова]]. В концов концов он отдал эту роль Е. Гальцер, С. Фёдорова показалась ему еще недостаточно «оперившейся»<ref name=glinka-capella>[http://glinka-capella.ru/istorija-baleta/tancovshhiki-gorskogo/2262-s-v-fedorova-obraz-zhricy-moloha-v-salambo.html С. В. Федорова. Образ жрицы Молоха в «Саламбо»]</ref>. Так решилась судьба главной партии.
+
Исполнительницу главной женской партии — Саламбо — А. Горский долго выбирал, у него были две претендентки: [[Екатерина Васильевна Гельцер|Екатерина Гельцер]] или [[Софья Васильевна Фёдорова|Софья Фёдорова]]. В концов концов он отдал эту роль Е. Гальцер, С. Фёдорова показалась ему еще недостаточно «оперившейся»<ref name=glinka-capella>[http://glinka-capella.ru/istorija-baleta/tancovshhiki-gorskogo/2262-s-v-fedorova-obraz-zhricy-moloha-v-salambo.html С. В. Федорова. Образ жрицы Молоха в «Саламбо»]</ref>. Так решилась судьба главной партии.
  
 
Начались репетиции.
 
Начались репетиции.
Строка 47: Строка 46:
 
Далеко не все артисты воспринимали устремления балетмейстера, с исполнительницей главной партии [[Екатерина Васильевна Гельцер|Екатериной Гельцер]] разногласия переходили в ярые споры: многие сцены ей предлагалось не танцевать, а выражать трагедию любви мимикой и телодвижением, чем она была поначалу категорически несогласна и долго не могла найти подобающих сценических решений образа своей героини в соответствии с требованиями А.Горского<ref name=plie/>. Потом критики назовут роль Саламбо ее лучшей партией<ref>[http://www.tonnel.ru/?l=kniga&803 ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна]</ref>.
 
Далеко не все артисты воспринимали устремления балетмейстера, с исполнительницей главной партии [[Екатерина Васильевна Гельцер|Екатериной Гельцер]] разногласия переходили в ярые споры: многие сцены ей предлагалось не танцевать, а выражать трагедию любви мимикой и телодвижением, чем она была поначалу категорически несогласна и долго не могла найти подобающих сценических решений образа своей героини в соответствии с требованиями А.Горского<ref name=plie/>. Потом критики назовут роль Саламбо ее лучшей партией<ref>[http://www.tonnel.ru/?l=kniga&803 ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна]</ref>.
  
Что было бы, если бы в этой партии вышла Софья Фёдорова? Безусловно, две выдающиеся балерины исполнили бы партию Саламбо по-разному. Трудно сравнивать с тем, чего нет — С. Фёдорова не танцевала эту роль, а работа Гельцер была признана великолепной. Но наверняка можно сказать, что С.Федорова была бы более трагична и мистична в этой роли<ref name=glinka-capella/>. Но ей досталась другая роль, которую она провела с не меньшим блеском: Рабыня — жрица Молоха. Ее жрица славила своего бога и словно сливалась с ним, она извивалась, одержимая снизошедшей на нее стихией зла; это была тема примитивной души, трепещущей перед всемогущим злом<ref name=glinka-capella/> и преклоняющаяся перед ним. И эта партия стала безусловным успехом Софьи Фёдоровой.
+
Что было бы, если бы в этой партии вышла Софья Фёдорова? Безусловно, две выдающиеся балерины исполнили бы партию Саламбо по-разному. Трудно сравнивать с тем, чего нет — С. Фёдорова не танцевала эту роль, а работа Гельцер была признана великолепной. Но наверняка можно сказать, что С.Федорова была бы более трагична и мистична в этой роли<ref name=glinka-capella/>. Но ей досталась другая роль, которую она провела с не меньшим блеском: Рабыня — жрица Молоха. Ее жрица славила своего бога и словно сливалась с ним, она извивалась, одержимая снизошедшей на нее стихией зла; это была тема примитивной души, трепещущей перед всемогущим злом<ref name=glinka-capella/> и преклоняющаяся перед ним. И эта партия стала безусловным успехом Софьи Фёдоровой.
  
 
== Премьера ==
 
== Премьера ==
  
Премьера 5-актного балета состоялась 10 января 1910 в московском Большом театре (Московская императорская труппа)<ref name=plie/><ref name=ball>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/salambo.html «САЛАМБО» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>; балетмейстер А. А. Горский, художник К. А. Коровин, дирижер А. Ф. Арендс; исполнители: Саламбо — [[Екатерина Васильевна Гельцер|Е. В. Гельцер]], Мато — [[Михаил Михайлович Мордкин|М. М. Мордкин]], Нарр-Авас — [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. Д. Тихомиров]], Танит — [[Вера Алексеевна Каралли|В. А. Каралли]], Рабыня — [[Софья Васильевна Фёдорова|С. В. Фёдорова]], Гамилькар — [[Иван Емельянович Сидоров|И. Е. Сидоров]], Бедуинка — [[Александра Михайловна Балашова|А. М. Балашова]], Бедуин — А. М. Козлов, Эшмун — [[Лаврентий Лаврентьевич Новиков|Л. Л. Новиков]].
+
Премьера 5-актного балета состоялась 10 января 1910 в московском Большом театре (Московская императорская труппа)<ref name=plie/><ref name=ball>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/salambo.html «САЛАМБО» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>; балетмейстер А. А. Горский, художник К. А. Коровин, дирижер А. Ф. Арендс; исполнители: Саламбо — [[Екатерина Васильевна Гельцер|Е. В. Гельцер]], Мато — [[Михаил Михайлович Мордкин|М. М. Мордкин]], Нарр-Авас — [[Василий Дмитриевич Тихомиров|В. Д. Тихомиров]], Танит — [[Вера Алексеевна Каралли|В. А. Каралли]], Рабыня — [[Софья Васильевна Фёдорова|С. В. Фёдорова]], Гамилькар — [[Иван Емельянович Сидоров|И. Е. Сидоров]], Бедуинка — [[Александра Михайловна Балашова|А. М. Балашова]], Бедуин — А. М. Козлов, Эшмун — [[Лаврентий Лаврентьевич Новиков|Л. Л. Новиков]].
  
Как и следовало ожидать, постановка не была принята всеми однозначно<ref name=plie/>. Но с тем, что балет стал событием в культурной жизни Москвы, согласны оказались все. Современными критиками балет «Саламбо» признается апогеем творчества А.Горского<ref>[http://www.vbolshoi.ru/index3.html Большой театр 1856—1917 гг.]</ref>.
+
Как и следовало ожидать, постановка не была принята всеми однозначно<ref name=plie/>. Но с тем, что балет стал событием в культурной жизни Москвы, согласны оказались все. Современными критиками балет «Саламбо» признается апогеем творчества А.Горского<ref>[http://www.vbolshoi.ru/index3.html Большой театр 1856—1917 гг.]</ref>.
 
[[Файл:Moiseev igor 1932.jpg|thumb|Игорь Моисеев в партии Мато («Саламбо», 1932)]]
 
[[Файл:Moiseev igor 1932.jpg|thumb|Игорь Моисеев в партии Мато («Саламбо», 1932)]]
 
Спектакль просуществовал какое-то время в репертуаре Большого театра, но потом сошел, а в дни Октябрьской революции стало не до него.
 
Спектакль просуществовал какое-то время в репертуаре Большого театра, но потом сошел, а в дни Октябрьской революции стало не до него.
Строка 59: Строка 58:
 
== Постановка Моисеева ==
 
== Постановка Моисеева ==
  
Еще одну постановку осуществил тоже на сцене московского Большого театра балетмейстер [[Игорь Александрович Моисеев|И. А. Моисеев]] в 1932 году.
+
Еще одну постановку осуществил тоже на сцене московского Большого театра балетмейстер [[Игорь Александрович Моисеев|И. А. Моисеев]] в 1932 году.
[[Файл:SalamboNPodgoretsk0577-02b.jpg|thumb|left|[[Нина Подгорецкая]] Саламбо, Большой театр, 1932]]
+
[[Файл:SalamboNPodgoretsk0577-02b.jpg|thumb|left|[[Нина Подгорецкая]] — Саламбо, Большой театр, 1932]]
Однако время на дворе стояло послереволюционное, требовавшее больших идеологических изменений. Образ раба-бунтовщика вполне соответствовал требуемым стандартам. Теперь мятежник Мато и его борьба, а не любовь Саламбо должны были выйти на первый план постановки. И. Моисеев значительно переработал либретто А. Горского, сделав балет из 5-актного 4-актным, а музыку А. Ф. Арендса перемешав с фрагментами из произведений А. К. Глазунова, В. В. Небольсина и А. Н. Цфасмана<ref name=ball/>.
+
Однако время на дворе стояло послереволюционное, требовавшее больших идеологических изменений. Образ раба-бунтовщика вполне соответствовал требуемым стандартам. Теперь мятежник Мато и его борьба, а не любовь Саламбо должны были выйти на первый план постановки. И. Моисеев значительно переработал либретто А. Горского, сделав балет из 5-актного 4-актным, а музыку А. Ф. Арендса перемешав с фрагментами из произведений А. К. Глазунова, В. В. Небольсина и А. Н. Цфасмана<ref name=ball/>.
  
Премьера новой редакции прошла 15 июня 1932 на сцене московского Большого театра; балетмейстер И. А. Моисеев, художник П. И. Соколов, дирижер [[Юрий Фёдорович Файер|Ю. Ф. Файер]]; Саламбо — [[Нина Борисовна Подгорецкая|Н. Б. Подгорецкая]], Мато — сам балетмейстер И. А. Моисеев, Нарр-Авас — [[Николай Моисеевич Ларионов|Н. М. Ларионов]], Лидийский военачальник — [[Асаф Михайлович Мессерер|А. М. Мессерер]], Гамилькар — [[Алексей Дмитриевич Булгаков|А. Д. Булгаков]]<ref name=ball/>, Камон — [[Касьян Ярославич Голейзовский|К. Я. Голейзовский]].
+
Премьера новой редакции прошла 15 июня 1932 на сцене московского Большого театра; балетмейстер И. А. Моисеев, художник П. И. Соколов, дирижер [[Юрий Фёдорович Файер|Ю. Ф. Файер]]; Саламбо — [[Нина Борисовна Подгорецкая|Н. Б. Подгорецкая]], Мато — сам балетмейстер И. А. Моисеев, Нарр-Авас — [[Николай Моисеевич Ларионов|Н. М. Ларионов]], Лидийский военачальник — [[Асаф Михайлович Мессерер|А. М. Мессерер]], Гамилькар — [[Алексей Дмитриевич Булгаков|А. Д. Булгаков]]<ref name=ball/>, Камон — [[Касьян Ярославич Голейзовский|К. Я. Голейзовский]].
  
 
В 1930-х годах по решению Сталина в труппу московского Большого театра были переведены танцовщики и балетмейстеры из Ленинграда. Хореографическое направление Московской труппы было обречено на уничтожение.
 
В 1930-х годах по решению Сталина в труппу московского Большого театра были переведены танцовщики и балетмейстеры из Ленинграда. Хореографическое направление Московской труппы было обречено на уничтожение.

Текущая версия на 17:44, 9 ноября 2017

Первая исполнительница партии Саламбо Е. Гельцер

«Саламбо» — балет по одноименному роману Гюстава Флобера; композитор А. Ф. Арендс, автор либретто и балетмейстер А. А. Горский.

Премьера: 10 января 1910, Московская императорская труппа, Большой театр.

Роман Флобера

Основой для создания балета послужил одноименный роман французского писателя Гюстава Флобера, действие которого разворачивается в III в. до н. э. в Карфагене[1][2].

Г.Флобер писал свой роман в течение нескольких лет — с 1857 по 1862 годы. Это было время, когда археологические раскопки всколыхнули интерес к древней истории, и к древней тематике стали обращаться представители искусств и литературы, которые не обладали доскональными историческими сведениями и уверенно заменяли их своим собственным видением. Тем не менее Флобер, творчеству которого было вообще свойственно углубление в доскональные детали, при работе над своим романом обращался к трудам древних писателей, в том числе Полибия, для изучения Карфагена.

Роман был посвящен событиям, действительно имевшим место ок. 240 года до н. э. в Карфагене — восстанию наёмников после Первой Пунической войны и его подавлению карфагенским полководцем Гамилькаром Баркой[1]. Персонажи романа — исторические лица: сам Гамилькар Барка, дочь Гамилькара Саламбо, нумидийский вождь, перешедший на сторону карфагенян Нар Гавас, предводитель восставших воинов Мато[2] и др.

Наряду с ними действуют и вымышленные персонажи. И хотя Флобер пытался придерживаться исторических фактов, его роман — конечно же, художественное остросюжетное произведение.

Популярность романа во второй половине 19 века была огромная во всей Европе, он был хорошо известен в России[3].

По мотивам романа было сочинено шесть опер и один балет[2].

Сюжет

Предводитель воинов-наемников Мато поднимает восстание, требуя уплаты вознаграждения за битвы в Пунической войне, но у разоренного Карфагена нет денег и нечем платить. Именно в это время Мато встречает дочь прославленного карфагенского полководца Гамилькара Барки Саламбо. Весь сюжет сводится к их любви, вспыхнувшей неожиданно и не могущей иметь никакого будущего. Они совершенно далеки друг от друга; он — солдат, она — воспитанная в религиозных традициях знатная красавица, а бунт, поднятый воинами, разъединяет их еще больше. «Ребенок и варвар (первобытный человек) не отличают действительного от фантастического», — писал Флобер о своих героях[2]. Их любовь только зародилась, но она уже сильна и готова к жертвам во имя друг друга, однако же открыться в ней они никому не могут. Мато проникает к возлюбленной в священном покрывале богини Танит— с этим покрывалом связана страшная легенда: до него нельзя дотрагиваться карфагенянам, если Саламбо дотронется до него — она погибнет.

Видя отношение Мато к Саламбо, Нар Гавас, сам влюбленный в Саламбо, желает помешать их любви и с этой целью переходит на сторону карфагенян, помогая Гамилькару Барке подавить восстание. А за такую помощь он получает награду — женитьбу на Саламбо. Мато ведут на казнь, Саламбо не в силах помешать этому, но и свадьбы с Нар Гавасом не бывать: Саламбо падает замертво, дотронувшись до священного покрывала Танит[1][2].

Напомним: речь идет о сюжете произведения — на самом же деле настоящая исторически существовавшая Саламбо стала женой Нар Гаваса, а ее любовные отношения с Мато вряд ли имели место в реальной жизни.

Хореография

Попытки воссоздать сюжет романа Флобера на балетной сцене уже были. Еще П. И. Чайковскому делалось предложение в 1886 году директором императорских театров И. А. Всеволожским сочинить музыку к балету «Саламбо», но композитор отказался[4]. Идея балета так и осталась неосуществленной.

Поставить балет «Саламбо» давно мечтал балетмейстер А. А. Горский[3]. Однако это не сразу получилось. Горский в своих постановках стремился к реализму. Это было время расцвета реализма в искусстве. Московская сцена шла к этому направлению давно; если Петербургская балетная труппа разрабатывала романтический балет, то Московская изучала народный танец и на его основе создавала жанровый сюжетный балет, именно характерные танцовщики отличали балетную сцену Московской труппы.

Храм Танит. 1909. Эскиз декорации к балету А. Ф. Арендса Саламбо. Художник К.Коровин
Комната Саламбо. 1909. Эскиз декорации к балету А. Ф. Арендса Саламбо. Художник К.Коровин
Эскиз театральных костюмов к балету «Саламбо». Художник К.Коровин

Лишь в 1919 году Горский смог осуществить давнюю мечту — приступить к постановке балета «Саламбо», он сам написал либретто по роману Флобера, много работал с композитором А. Ф. Арендсом, назначал танцовщиков. Этим балетом Горский впервые приступил к такой грандиозной постановке, которая к тому же стоила больших денег, — 150 тысяч рублей[3].

Художником спектакля стал Константин Коровин. Он основное внимание уделил расцветке, придав каждому основному персонажу сопутствующую ему цветовую гамму[3]. Это не только придало изысканную красоту всему спектаклю, но и создавало определенное настроение, характерное каждой отдельной сцене. Для К. Коровина этот спектакль стал знаменательным — он вложил в него столько душевных сил, столько своего таланта, и сроднился с поставкой настолько, что назвал именем Саламбо собственную дачу в Гурзуфе, которую строил в это же время[5].

Балет во многом стал новаторским: здесь не было главных атрибутов классической хореографии — ни пачек, ни пуантов[3]. По эскизам Коровина были созданы костюмы, олицетворявшие события исторического времени, Коровин даже придумал форму специальных танцевальных сандалий[6]. Это был не тот классический балет, к которому привыкли балетоманы. Горский учел наработки Станиславского в его Художественном театре. Во всем, даже в мелочах, утверждался реализм. Горский даже по-своему изменил концовку — смерть Саламбо наступала не от мистического покрывала, а от разрыва сердца[3].

С. В. Фёдорова — Рабыня-жрица Молоха («Саламбо»), 1910

Особое значение балетмейстер придал массовым сценам: наемники были людьми разных рас и национальностей, из разных стран с разными традициями и манерой поведения — и это он тоже хотел показать, находя национальные отличительные признаки[3].

Исполнительницу главной женской партии — Саламбо — А. Горский долго выбирал, у него были две претендентки: Екатерина Гельцер или Софья Фёдорова. В концов концов он отдал эту роль Е. Гальцер, С. Фёдорова показалась ему еще недостаточно «оперившейся»[7]. Так решилась судьба главной партии.

Начались репетиции.

Далеко не все артисты воспринимали устремления балетмейстера, с исполнительницей главной партии Екатериной Гельцер разногласия переходили в ярые споры: многие сцены ей предлагалось не танцевать, а выражать трагедию любви мимикой и телодвижением, чем она была поначалу категорически несогласна и долго не могла найти подобающих сценических решений образа своей героини в соответствии с требованиями А.Горского[3]. Потом критики назовут роль Саламбо ее лучшей партией[8].

Что было бы, если бы в этой партии вышла Софья Фёдорова? Безусловно, две выдающиеся балерины исполнили бы партию Саламбо по-разному. Трудно сравнивать с тем, чего нет — С. Фёдорова не танцевала эту роль, а работа Гельцер была признана великолепной. Но наверняка можно сказать, что С.Федорова была бы более трагична и мистична в этой роли[7]. Но ей досталась другая роль, которую она провела с не меньшим блеском: Рабыня — жрица Молоха. Ее жрица славила своего бога и словно сливалась с ним, она извивалась, одержимая снизошедшей на нее стихией зла; это была тема примитивной души, трепещущей перед всемогущим злом[7] и преклоняющаяся перед ним. И эта партия стала безусловным успехом Софьи Фёдоровой.

Премьера

Премьера 5-актного балета состоялась 10 января 1910 в московском Большом театре (Московская императорская труппа)[3][9]; балетмейстер А. А. Горский, художник К. А. Коровин, дирижер А. Ф. Арендс; исполнители: Саламбо — Е. В. Гельцер, Мато — М. М. Мордкин, Нарр-Авас — В. Д. Тихомиров, Танит — В. А. Каралли, Рабыня — С. В. Фёдорова, Гамилькар — И. Е. Сидоров, Бедуинка — А. М. Балашова, Бедуин — А. М. Козлов, Эшмун — Л. Л. Новиков.

Как и следовало ожидать, постановка не была принята всеми однозначно[3]. Но с тем, что балет стал событием в культурной жизни Москвы, согласны оказались все. Современными критиками балет «Саламбо» признается апогеем творчества А.Горского[10].

Игорь Моисеев в партии Мато («Саламбо», 1932)

Спектакль просуществовал какое-то время в репертуаре Большого театра, но потом сошел, а в дни Октябрьской революции стало не до него.

Постановка Моисеева

Еще одну постановку осуществил тоже на сцене московского Большого театра балетмейстер И. А. Моисеев в 1932 году.

Нина Подгорецкая — Саламбо, Большой театр, 1932

Однако время на дворе стояло послереволюционное, требовавшее больших идеологических изменений. Образ раба-бунтовщика вполне соответствовал требуемым стандартам. Теперь мятежник Мато и его борьба, а не любовь Саламбо должны были выйти на первый план постановки. И. Моисеев значительно переработал либретто А. Горского, сделав балет из 5-актного 4-актным, а музыку А. Ф. Арендса перемешав с фрагментами из произведений А. К. Глазунова, В. В. Небольсина и А. Н. Цфасмана[9].

Премьера новой редакции прошла 15 июня 1932 на сцене московского Большого театра; балетмейстер И. А. Моисеев, художник П. И. Соколов, дирижер Ю. Ф. Файер; Саламбо — Н. Б. Подгорецкая, Мато — сам балетмейстер И. А. Моисеев, Нарр-Авас — Н. М. Ларионов, Лидийский военачальник — А. М. Мессерер, Гамилькар — А. Д. Булгаков[9], Камон — К. Я. Голейзовский.

В 1930-х годах по решению Сталина в труппу московского Большого театра были переведены танцовщики и балетмейстеры из Ленинграда. Хореографическое направление Московской труппы было обречено на уничтожение.

Балет «Саламбо» больше не возобновлялся.

Источники