Прибыл на каникулы (картина)
«Прибыл на каникулы» — картина советского художника Федора Павловича Решетникова, созданная им в 1948 году.
Холст, масло. 100 х 80[1].
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Содержание
Соответствие
Советский художник Ф. П. Решетников писал советские картины — правильные, выдержанные в рамках социалистического реализма[1], установленных коммунистической партией и советским правительством. Как и положено советскому искусству по схеме, заданной партией и правительством, картина вызывает у зрителей ощущение бодрости, энергии, радости[2], то есть те чувства, которые необходимы строителям нового общества для построения этого самого общества. Советская власть рассматривала искусство как прислугу, необходимую ей для пропаганды и агитации, — и этим качеством вполне соответствовало творчество художника Ф. П. Решетникова.
С 1940-х годов — а именно в 1943 году с картины «Достали „языка“» — художник Ф. П. Решетников обратился к теме детства и семьи[3], создав целый цикл произведений, где главным действующим лицом стала советская семья.
Сюжет
Соц.реалистическое полотно отображает эпизод жизни советской семьи с явно угадываемым сюжетом связи поколений[1][2].
Весьма не бедная советская комната — и ковер на паркетном полу, и современный диван — не какая-то старинная кровать, переходящая по наследству из поколения в поколение; и обивка подобрана в один цвет с ковром — семья по тем временам явно состоятельная, наверняка номенклатурных работников, простые советские труженики не могли себе подобного позволить в конце 1940-х — страна была в разрухе после тяжелейшей войны.
На стене — фотография военного. Учитывая, что картина написана в 1948 году, только-только после окончания Второй мировой войны, угадывается трагедия семьи: это погибший отец мальчика — главного персонажа картины. Но этот портрет срезан, на картине он не показан полностью, видна лишь нижняя часть. По первоначальной версии предполагалось, что это не фотография погибшего на войне человека, а портрет Сталина[4][5]. И действительно, в ту пору редкая жанровая картина обходилась без портрета великого вождя[4]. Позже, с годами, советские художественные критики безапелляционно объявили: это фотография погибшего на войне отца подростка. Ну, будь так…
А пониже на той же стене — оттиск с известного полотна В.Васнецова «Богатыри»…
А вот мамы мальчика на полотне Ф. Решетникова нет. Быть может, художник таким образом хотел сказать, что мамы — вообще нет, что она тоже убита во время войны? Но тогда почему же нет и ее портрета — хоть срезанного, но угадываемого? Тут совсем иное: мама как нечто человеческое вообще художиком не предусмотрена. Да и во всей картине столько ложного пафоса, столько лживого благополучия, столько неправды, столько псевдоумиротворенности, столько фальшивой атрибутики, что до настоящего горя она не дотягивает и не выдерживает никакого зрительского «дофантазирования» о показанном событии. Не иронизировать над такой неприкрытой неправдой невозможно. И ведь все это происходит на фоне настоящего человеческого горя, творящегося кругом в это страшное послевоенное время, когда страна задыхалась от нищенста, болезней, скитающихся никому не нужных сирот и калек, буквально приползших с фронта — им некуда было деваться: семьи уничтожены, дома сожжены, и еще — сталинских репрессий. В эти годы блаженствовали лишь мародеры.
Вряд ли художник хотел вывести мародера. Конечно, в облике дедушки он замыслил показать честного, никогда не посягавшего на чужую частную собственность — даже германскую, — прошедшего войну кадрового военного в отставке. Но честные ветераны, прошедшие всю войну, в 1948 году не могли иметь такой шикарной по тем временам обстановки — советская промышленность еще не успела перестроиться на мирную индустрию; люди донашивали старую довоенную залатанную одежду, а детям, быстро вырастающим из своих одежонок, собирали старые потрепанные вещи, из которых вырезали целые куски, и шили из этих лоскутов. Вот так жили в послевоенной Москве. (Бабушка автора данной статьи рассказывала, как ей, тогда девочке-подростку, вернувшейся из эвакуации, нечего было надеть, и всем московским домом соседи собрали старую одежду, из целых лоскутов которой сшили пару платьиц). В качестве примеров послевоенной разрухи можно привести исторические факты и цитаты документов и мемуаров: «Работа … началась в 1948 году, когда в стране еще была послевоенная разруха»[6]; «Способом изыскания дотаций на осуществление экономического рывка послужила денежная реформа, проведенная на основании постановления от 14 декабря 1947 г. „О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары“. Реформа носила конфискационный характер, отразившись на материально преуспевающих слоях населения. Старые деньги подлежали обмену по курсу 10:1. Хотя в 1947 г. карточки на продукты питания в СССР были отменены (в первой из стран, существенно пострадавших от войны), твердые цены повысились в 2,5 — 3,5 раза»[7]. Об этом периоде написано много. Желающие могут прочитать сами[8][9][10][11]. Ясно одно: страна нищенствовала после тяжелейшей войны. До ковров ли тут и мебельных расцветок!
Так что же в картине есть? Что увидел простой советский зритель — современник автора?
Идет подготовка к встрече Нового года. Уже наряжена елка — необходимый атрибут новогоднего праздника, введенный советским правительством еще с довоенной поры, с 1936 года, — и вот на зимние каникулы прибывает главный герой картины Решетникова — ученик военного училища, веселый и счастливый советский подросток, одетый в казенную униформу кадета. Но он не просто прибыл домой, к семье, которую давно не видел и по которой так по-детски должен был соскучиться — нет, это советский подросток и он уже знает всю ответственность этого положения и, прибыв домой, еще не успев переодеться и бросить чемоданчик с вещами, он рапортует деду — судя по всему, тоже военному на заслуженном отдыхе: «Прибыл на каникулы». Вот что главное для автора: не уставший от поездки ребенок, не детская тоска по дому, по маме, которой вообще нет места на этом полотне, — а служение. Это не игра, в глазах мальчика нет и тени лукавства, он счастлив несением этого служения (народу, государству или вождям партии — каждый это понимает в силу своих взглядов на происходящее тогда). Да и дедушка, судя по всему, так же проникнут идеями служения: не радость встречи с внуком выражает его поза — а принимаемый им рапорт, который он выслушивает в позе «смирно», а если и есть в этом с его стороны какая-то игра, то связана лишь с возрастом рапортующего внука и домашей одеждой: его вполне устраивает, что тот первым делом отдает военную честь, а не бросается к маме, не снимает с себя надоевшую шинель — да и как можно подумать такое, что шинель может надоесть! А на все это смотрит и учится жизни сестренка-пионерка, она расстелила на обеденном столе — нет, не скатерть, а свои книги — ведь лишних столов в советской стране иметь не положено, обеденный стол служит и детям для домашних заданий — правда, время каникул, но настоящая пионерка все равно будет что-нибудь учить. Пожалуй, эта счастливая картина не радует только одного ее персонажа — кота, уверенно примостившегося на стуле, — ему все равно происходящее, он в этой семье, кажется, единственный любимый ее член.
Советскую связь времен выдает сполна не только основной сюжет — дедушка принимает рапорт внука-суворовца, но и те самые «Богатыри» на стене — древние охранники границ; в семье, где они удостоились видного места рядом с портретом военного, подрастает смена…
Есть в изображении несовместимость, нарушающая единство социалистического замысла: довольно богатая для времени обстановка свидетельствует о том, что хозяева люди непростые; а вместе с тем погибший на фронте член семьи (если придерживаться такой версии), сын которого отдан в Суворовское училище, где мальчики жили и учились за казённый счет, — свидетельство отнюдь небогатой семьи. И в этом несоответствии проявилась ложь не отдельной картины, а всего направления соцреализма.
Значение
Картина «Прибыл на каникулы» как образец соцреалистического жанра сразу была назначена в шедевры советской живописи — вместе с другой картиной Ф.Решетникова того же 1948 года — «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин», изображающей Сталина в его кабинете за работой, и вместе эти две картины были удостоены Сталинской премии второй степени[1][12].
Картина Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы» — лживое творение в угоду государственной системе и в каком-то смысле даже притягательна своей ложью — как любая сказка, мечта, утопия о счастье. И государственная система оценила такой подарок.
Это произведение вместе с другим полотном того же художника, созданной несколько позже, в 1952 году, «Опять двойка»[3] стали самыми популярными жанровыми произведениями советской живописи[1][13]. Кстати, в картине «Опять двойка» автор неназойливо, но так, чтобы зритель не забывал, повторил свой шедевр «Прибыл на каникулы» — в виде рисунка календарика, висящего на стене уже другой советской семьи. В огромном количестве обе картины печатались на почтовых открытках — незатейливого распространителя искусства живописи. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины «Прибыл на каникулы» составил свыше 13 миллионов экземпляров — больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе[4].
Картина Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» ложна и… талантлива.
Она не потеряла своей актуальности по сию пору.
А означенная тема даже перешла в другие жанры и произведения.
14 декабря 2013 года к 70-летию военных училищ в России в Петербурге на территории Санкт-Петербургского суворовского военного училища (улица Садовая, 26) был открыт памятник выпускникам-суворовцам; автор — московский скульптор Карен Саркисов. Бронзовая скульптурная группа представляет собой сюжет картины Решетникова «Прибыл на каникулы» — дедушку и внука[14][15][16]. Это не совсем скульптурная копия, за основу был взят сюжет и персонажи. Вместо равнодушно восседающего на стуле кота появилась радостно встречающая дорогого гостя собачка. Излишнюю пафосность в фигуре дедушки скульптор убрал[17] — соответственно современным видениям и пониманиям искусства; да и сам скульптурный дедушка выглядит немножко по-другому; он даже держит в бронзовой руке свернутую бронзовую газету, что совершенно не сооответствует позе стилистики решетниковской картины. А поскольку в изваяние не вошли ложные соцреалистические детали быта, скульптура приобрела основные черты — мягкость и юмор.
Изучение картины «Прибыл на каникулы» входит в школьную учебную программу шестого класса Российской Федерации[18][19].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Решетников Фёдор Павлович. Прибыл на каникулы
- ↑ 2,0 2,1 Описание по картине Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы!»
- ↑ 3,0 3,1 Решетников Фёдор Павлович. Опять двойка
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Коллекция: мировая художественная культура // Решетников, Федор Павлович
- ↑ Коллекция: мировая художественная культура // Решетников, Федор Павлович. Прибыл на каникулы. 1948. ГТГ
- ↑ 60 лет первому советскому компьютеру !
- ↑ Сталинская модернизация в СССР: послевоенный период
- ↑ Послевоенное возрождение нашей страны
- ↑ Послевоенное развитие СССР (1946—1952)
- ↑ Советская экономика после войны
- ↑ Советская агентура: очерки истории СССР в послевоенные годы (1944—1948)
- ↑ Решетников Фёдор Павлович. Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин
- ↑ Федор Павлович Решетников — советский художник
- ↑ Персонажей картины Решетникова «Прибыл на каникулы!» отлили из бронзы
- ↑ «Прибыл на каникулы!»
- ↑ «Красная звезда» // «Прибыл на каникулы»
- ↑ ИНТЕРПРЕСС.РУ
- ↑ Подготовка к рассказу на основе картины (Ф. П. Решетников «Прибыл на каникулы»)
- ↑ Беседы по искусству в начальной школе