Памяти Пастернака (песня) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
 
{{youtube|aYRQIr6pTRQ|Александр Галич - Памяти Б.Л.Пастернака (Александр Галич в фильме " Когда я вернусь")}}
 
{{youtube|aYRQIr6pTRQ|Александр Галич - Памяти Б.Л.Пастернака (Александр Галич в фильме " Когда я вернусь")}}
'''«Памяти Пастернака»''' песня [[Александр Аркадьевич Галич|Александра Галича]], посвященная поэту [[Борис Леонидович Пастернак|Борису Леонидовичу Пастернаку]].
+
'''«Памяти Пастернака»''' — песня [[Александр Аркадьевич Галич|Александра Галича]], посвященная поэту [[Борис Леонидович Пастернак|Борису Леонидовичу Пастернаку]].
  
Пастернак Борис Леонидович (1890—1960) выдающийся русский поэт. За опубликованный на Западе роман «[[Доктор Живаго]]» получил [[23 октября]] [[1958 год]]а [[Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]. Публикация романа на Западе, а не в СССР, было расценено властями СССР как предательство родины. В результате Борис Пастернак был исключен из членов Союза советских писателей (а членство давало профессиональный статус) и подвергнут травле в газетах. Поэт не был репрессирован, как это вероятно случилось бы в подобной ситуации при Сталине, но кампания травли в печати привела к тому, что Б. Пастернак даже боялся выходить по вечерам из дачи Литфорда в Переделкино, где он проживал последние годы<ref name=svoboda>[http://www.svoboda.org/archive/ru_bz_mir/latest/896/125.html Мифы и репутации // Алфавит инакомыслия. Александр Галич]</ref>.
+
Пастернак Борис Леонидович (1890—1960) — выдающийся русский поэт. За опубликованный на Западе роман «[[Доктор Живаго]]» получил [[23 октября]] [[1958 год]]а [[Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]. Публикация романа на Западе, а не в СССР, было расценено властями СССР как предательство родины. В результате Борис Пастернак был исключен из членов Союза советских писателей (а членство давало профессиональный статус) и подвергнут травле в газетах. Поэт не был репрессирован, как это вероятно случилось бы в подобной ситуации при Сталине, но кампания травли в печати привела к тому, что Б. Пастернак даже боялся выходить по вечерам из дачи Литфорда в Переделкино, где он проживал последние годы<ref name=svoboda>[http://www.svoboda.org/archive/ru_bz_mir/latest/896/125.html Мифы и репутации // Алфавит инакомыслия. Александр Галич]</ref>.
  
По свидетельству литератора [[Аронов Михаил Борисович|Михаила Арнова]] в его книге «Александр Галич. Полная биография» (Александр Галич. Полная биография. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новое литературное обозрение, 2012.— 880 с.: ил. ISBN 978-5-86793-931-1), эта песня — одна из трёх, посвященных А. Галичем Софье Михновой-Войтенко, матери их общего сына [[Григорий Михнов-Вайтенко|Гриши]] (М. Аронов называет еще две песни, которые А. Галич посвятил этой женщине: «Разговор с музой» и «Аве Мария»)<ref>[http://www.nlobooks.ru/node/832 Михаил Аронов. Александр Галич. Полная биография]</ref><ref>[https://profilib.com/chtenie/144512/mikhail-aronov-aleksandr-galich-polnaya-biografiya.php Михаил Аронов — Александр Галич: полная биография]</ref>.
+
По свидетельству литератора [[Аронов Михаил Борисович|Михаила Арнова]] в его книге «Александр Галич. Полная биография» (Александр Галич. Полная биография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2012.— 880 с.: ил. ISBN 978-5-86793-931-1), эта песня — одна из трёх, посвященных А. Галичем Софье Михновой-Войтенко, матери их общего сына [[Григорий Михнов-Вайтенко|Гриши]] (М. Аронов называет еще две песни, которые А. Галич посвятил этой женщине: «Разговор с музой» и «Аве Мария»)<ref>[http://www.nlobooks.ru/node/832 Михаил Аронов. Александр Галич. Полная биография]</ref><ref>[https://profilib.com/chtenie/144512/mikhail-aronov-aleksandr-galich-polnaya-biografiya.php Михаил Аронов — Александр Галич: полная биография]</ref>.
  
 
Первые строчки песни «Памяти Пастернака» пришли Галичу 4 декабря 1966 года как раз в Переделкине, на загородной платформе, в ожидании электрички<ref name=rusamny>[http://www.rusamny.com/342/t04(342).htm Русская Америка // АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ: «ПАСТЕРНАК БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО».]</ref><ref name=bukinistu>[http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/pasternak-v-tvorcheskom-vospriyatii-a.galicha.html Пастернак в творческом восприятии А.Галича]</ref>. В тот же день была создана вся песня до конца.
 
Первые строчки песни «Памяти Пастернака» пришли Галичу 4 декабря 1966 года как раз в Переделкине, на загородной платформе, в ожидании электрички<ref name=rusamny>[http://www.rusamny.com/342/t04(342).htm Русская Америка // АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ: «ПАСТЕРНАК БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО».]</ref><ref name=bukinistu>[http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/pasternak-v-tvorcheskom-vospriyatii-a.galicha.html Пастернак в творческом восприятии А.Галича]</ref>. В тот же день была создана вся песня до конца.
Строка 12: Строка 12:
 
Александр Галич (Из пеpедачи на pадио «Свобода» от 28 мая 1975 года):
 
Александр Галич (Из пеpедачи на pадио «Свобода» от 28 мая 1975 года):
 
<blockquote>
 
<blockquote>
Я написал стихотворение «Памяти Пастернака» — песню памяти Пастернака, и первым, кому я прочёл её, был [[Корней Иванович Чуковский]]. Он сказал: «Ну вот, теперь я вам подарю одну фотографию, она пока ещё почти никому не известна». И он принёс мне фотографию. На этой фотографии изображён улыбающийся Борис Леонидович с бокалом вина в руке и к нему склонился Корней Иванович Чуковский и чокается с ним этим бокалом. А Борис Леонидович — у него очень весёлая и даже какая-то хитрая улыбка на губах. Я спросил: «Что это за фотография, Корней Иванович?» Он мне сказал: «Это примечательная фотография. Эта фотография снята в тот день, когда было сообщено о том, что Борис Леонидович получил Нобелевскую премию. И вот я пришёл его поздравить, а он смеётся, потому что я ему, который всю жизнь свою ходил в каком-то странном парусиновом рабочем костюме, я ему рассказывал о том, что ему теперь придётся шить фрак, потому что Нобелевскую премию надо получать во фраке, когда представляешься королю».
+
Я написал стихотворение «Памяти Пастернака» — песню памяти Пастернака, и первым, кому я прочёл её, был [[Корней Иванович Чуковский]]. Он сказал: «Ну вот, теперь я вам подарю одну фотографию, она пока ещё почти никому не известна». И он принёс мне фотографию. На этой фотографии изображён улыбающийся Борис Леонидович с бокалом вина в руке и к нему склонился Корней Иванович Чуковский и чокается с ним этим бокалом. А Борис Леонидович — у него очень весёлая и даже какая-то хитрая улыбка на губах. Я спросил: «Что это за фотография, Корней Иванович?» Он мне сказал: «Это примечательная фотография. Эта фотография снята в тот день, когда было сообщено о том, что Борис Леонидович получил Нобелевскую премию. И вот я пришёл его поздравить, а он смеётся, потому что я ему, который всю жизнь свою ходил в каком-то странном парусиновом рабочем костюме, я ему рассказывал о том, что ему теперь придётся шить фрак, потому что Нобелевскую премию надо получать во фраке, когда представляешься королю».
  
И вот в эту фотографию, в эту сцену, через десять минут войдёт Федин и скажет, что у него на даче сидит Поликарпов и что они просят Бориса Леонидовича туда прийти. И Поликарпов сообщит ему, что советское правительство предлагает ему отказаться от Нобелевской премии. Но это случится через десять минут. А на этой фотографии, в это мгновение Борис Леонидович ещё счастлив, смеётся, и на столе стоят фрукты, которые привезла вдова Табидзе. Ей очень много помогал Пастернак, поддерживал все годы после гибели её мужа. Она прилетела из Тбилиси, привезла фрукты, весенние фрукты, и цветы, чтобы поздравить Бориса Леонидовича… Я не много раз встречался в жизни с Борисом Леонидовичем Пастернаком, но однажды он пришёл в переделкинский Дом писателей (я тогда жил там, я ещё был членом Союза писателей), пришёл звонить по телефону (у него на даче телефон не работал). Был дождь, вечер, я пошёл его проводить. И по дороге (я уже не помню даже по какому поводу) Борис Леонидович сказал мне: «Вы знаете, поэты или умирают при жизни, или не умирают никогда». Я хорошо запомнил эти слова. Борис Леонидович не умрёт никогда.<ref>[http://soulibre.ru/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8_%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87) Разобрали венки на веники (Александр Галич) SouLibre]</ref>.</blockquote>
+
И вот в эту фотографию, в эту сцену, через десять минут войдёт Федин и скажет, что у него на даче сидит Поликарпов и что они просят Бориса Леонидовича туда прийти. И Поликарпов сообщит ему, что советское правительство предлагает ему отказаться от Нобелевской премии. Но это случится через десять минут. А на этой фотографии, в это мгновение Борис Леонидович ещё счастлив, смеётся, и на столе стоят фрукты, которые привезла вдова Табидзе. Ей очень много помогал Пастернак, поддерживал все годы после гибели её мужа. Она прилетела из Тбилиси, привезла фрукты, весенние фрукты, и цветы, чтобы поздравить Бориса Леонидовича… Я не много раз встречался в жизни с Борисом Леонидовичем Пастернаком, но однажды он пришёл в переделкинский Дом писателей (я тогда жил там, я ещё был членом Союза писателей), пришёл звонить по телефону (у него на даче телефон не работал). Был дождь, вечер, я пошёл его проводить. И по дороге (я уже не помню даже по какому поводу) Борис Леонидович сказал мне: «Вы знаете, поэты или умирают при жизни, или не умирают никогда». Я хорошо запомнил эти слова. Борис Леонидович не умрёт никогда.<ref>[http://soulibre.ru/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8_%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87) Разобрали венки на веники (Александр Галич) — SouLibre]</ref>.</blockquote>
 
   
 
   
Песня «Памяти Б. Л. Пастернака» по хронологии является первой в цикле «Литераторские мостки». Создавая её, А. Галич ещё не знал, что в последствии родится цикл, посвящённый памяти писателей, пострадавших от советской власти. Стихотворение во многом послужило образцом для создания остальных песен, входящих в цикл. Уже в нём заметны черты нового жанра и поэтические приёмы, свойственные «Литераторским мосткам»<ref name= bukinistu/>.
+
Песня «Памяти Б. Л. Пастернака» по хронологии является первой в цикле «Литераторские мостки». Создавая её, А. Галич ещё не знал, что в последствии родится цикл, посвящённый памяти писателей, пострадавших от советской власти. Стихотворение во многом послужило образцом для создания остальных песен, входящих в цикл. Уже в нём заметны черты нового жанра и поэтические приёмы, свойственные «Литераторским мосткам»<ref name= bukinistu/>.
  
Эта песня стала пафосом не только против травли, устроенной советскими властями против поэта, но и против всей угнетающей тоталитарной системы. Одновременно это и песня-покаяние — за свою причастность к народу и нации<ref name=bukinistu/>.
+
Эта песня стала пафосом не только против травли, устроенной советскими властями против поэта, но и против всей угнетающей тоталитарной системы. Одновременно это и песня-покаяние — за свою причастность к народу и нации<ref name=bukinistu/>.
  
 
Как обычно в бардовской песне, главное место отведено тексту, а мотив играет вспомогательную роль.
 
Как обычно в бардовской песне, главное место отведено тексту, а мотив играет вспомогательную роль.
Строка 24: Строка 24:
 
Структура песни включает не только авторские слова, но и цитаты стихов самого Пастернака.
 
Структура песни включает не только авторские слова, но и цитаты стихов самого Пастернака.
  
Первое и единственное официальное исполнение песни произошло в марте 1968 года в Академгородке Новосибирска во время фестиваля авторской песни, проводимой клубом «Под интегралом». Именно тогда состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР<ref>[http://www.ksp-msk.ru/page_383.html ВАЛЕНТИН ГЛАЗАНОВ ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРВОМ ФЕСТИВАЛЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ]</ref><ref>[http://www.litmir.net/br/?b=66149&p=82 Читать «Социологический роман» — Матрос Лариса — Страница 82 — Litmir.net]</ref>. Песня буквально взорвала аудиторию.
+
Первое и единственное официальное исполнение песни произошло в марте 1968 года в Академгородке Новосибирска во время фестиваля авторской песни, проводимой клубом «Под интегралом». Именно тогда состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР<ref>[http://www.ksp-msk.ru/page_383.html ВАЛЕНТИН ГЛАЗАНОВ ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРВОМ ФЕСТИВАЛЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ]</ref><ref>[http://www.litmir.net/br/?b=66149&p=82 Читать «Социологический роман» — Матрос Лариса — Страница 82 — Litmir.net]</ref>. Песня буквально взорвала аудиторию.
  
 
Галич об этом вспоминал так: ''«…Это был, как я теперь понимаю, мой первый и последний открытый концерт, на который даже продавались билеты»''<ref name=rusamny/>.
 
Галич об этом вспоминал так: ''«…Это был, как я теперь понимаю, мой первый и последний открытый концерт, на который даже продавались билеты»''<ref name=rusamny/>.
Строка 36: Строка 36:
 
:: '''ПАМЯТИ ПАСТЕРНАКА'''
 
:: '''ПАМЯТИ ПАСТЕРНАКА'''
  
:: '' (Единственное, появившееся в газетах, вернее, в одной — «Литературной газете», сообщение о смерти Б. Л. Пастернака)''
+
:: '' (Единственное, появившееся в газетах, вернее, в одной — «Литературной газете», — сообщение о смерти Б. Л. Пастернака)''
  
 
:: Разобрали венки на веники,
 
:: Разобрали венки на веники,
Строка 81: Строка 81:
  
 
:: И кто-то, спьяну, вопрошал:
 
:: И кто-то, спьяну, вопрошал:
:: За что? Кого там?
+
:: — За что? Кого там?
 
:: И кто-то жрал, и кто-то ржал
 
:: И кто-то жрал, и кто-то ржал
 
:: Над анекдотом…
 
:: Над анекдотом…
Строка 87: Строка 87:
 
:: Мы не забудем этот смех
 
:: Мы не забудем этот смех
 
:: И эту скуку!
 
:: И эту скуку!
:: Мы — поименно! вспомним всех,
+
:: Мы — поименно! — вспомним всех,
 
:: Кто поднял руку!..
 
:: Кто поднял руку!..
  
Строка 99: Строка 99:
  
 
::::::: Переделкино,
 
::::::: Переделкино,
::::::: 4 декабря 1966<ref>[http://tekst-pesni-tut.ru/song/show/1067224/aleksandr-galich/tekst-pesni-i-perevod-pamyati-pasternaka/ Текст песни Александр Галич — Памяти Пастернака]</ref>
+
::::::: 4 декабря 1966<ref>[http://tekst-pesni-tut.ru/song/show/1067224/aleksandr-galich/tekst-pesni-i-perevod-pamyati-pasternaka/ Текст песни Александр Галич — Памяти Пастернака]</ref>
* В Елабуге повесилась поэтесса [[Марина Цветаева]]
+
* В Елабуге повесилась поэтесса [[Марина Цветаева]].
 
* Упоминание Сучана (ныне город [[Партизанск]], [[Приморский край]]), предположительно, отсылает к судьбе [[Осип Мандельштам|Осипа Мандельштама]], который умер в заключении в Приморье, но под [[Владивосток]]ом.
 
* Упоминание Сучана (ныне город [[Партизанск]], [[Приморский край]]), предположительно, отсылает к судьбе [[Осип Мандельштам|Осипа Мандельштама]], который умер в заключении в Приморье, но под [[Владивосток]]ом.
  

Текущая версия на 23:42, 24 сентября 2017

()

Александр Галич - Памяти Б.Л.Пастернака (Александр Галич в фильме " Когда я вернусь")

«Памяти Пастернака» — песня Александра Галича, посвященная поэту Борису Леонидовичу Пастернаку.

Пастернак Борис Леонидович (1890—1960) — выдающийся русский поэт. За опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго» получил 23 октября 1958 года Нобелевскую премию по литературе. Публикация романа на Западе, а не в СССР, было расценено властями СССР как предательство родины. В результате Борис Пастернак был исключен из членов Союза советских писателей (а членство давало профессиональный статус) и подвергнут травле в газетах. Поэт не был репрессирован, как это вероятно случилось бы в подобной ситуации при Сталине, но кампания травли в печати привела к тому, что Б. Пастернак даже боялся выходить по вечерам из дачи Литфорда в Переделкино, где он проживал последние годы[1].

По свидетельству литератора Михаила Арнова в его книге «Александр Галич. Полная биография» (Александр Галич. Полная биография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2012.— 880 с.: ил. ISBN 978-5-86793-931-1), эта песня — одна из трёх, посвященных А. Галичем Софье Михновой-Войтенко, матери их общего сына Гриши (М. Аронов называет еще две песни, которые А. Галич посвятил этой женщине: «Разговор с музой» и «Аве Мария»)[2][3].

Первые строчки песни «Памяти Пастернака» пришли Галичу 4 декабря 1966 года как раз в Переделкине, на загородной платформе, в ожидании электрички[4][5]. В тот же день была создана вся песня до конца.

Первые слушателями песни стали свои же, переделкинские литераторы.

Александр Галич (Из пеpедачи на pадио «Свобода» от 28 мая 1975 года):

Я написал стихотворение «Памяти Пастернака» — песню памяти Пастернака, и первым, кому я прочёл её, был Корней Иванович Чуковский. Он сказал: «Ну вот, теперь я вам подарю одну фотографию, она пока ещё почти никому не известна». И он принёс мне фотографию. На этой фотографии изображён улыбающийся Борис Леонидович с бокалом вина в руке и к нему склонился Корней Иванович Чуковский и чокается с ним этим бокалом. А Борис Леонидович — у него очень весёлая и даже какая-то хитрая улыбка на губах. Я спросил: «Что это за фотография, Корней Иванович?» Он мне сказал: «Это примечательная фотография. Эта фотография снята в тот день, когда было сообщено о том, что Борис Леонидович получил Нобелевскую премию. И вот я пришёл его поздравить, а он смеётся, потому что я ему, который всю жизнь свою ходил в каком-то странном парусиновом рабочем костюме, я ему рассказывал о том, что ему теперь придётся шить фрак, потому что Нобелевскую премию надо получать во фраке, когда представляешься королю».

И вот в эту фотографию, в эту сцену, через десять минут войдёт Федин и скажет, что у него на даче сидит Поликарпов и что они просят Бориса Леонидовича туда прийти. И Поликарпов сообщит ему, что советское правительство предлагает ему отказаться от Нобелевской премии. Но это случится через десять минут. А на этой фотографии, в это мгновение Борис Леонидович ещё счастлив, смеётся, и на столе стоят фрукты, которые привезла вдова Табидзе. Ей очень много помогал Пастернак, поддерживал все годы после гибели её мужа. Она прилетела из Тбилиси, привезла фрукты, весенние фрукты, и цветы, чтобы поздравить Бориса Леонидовича… Я не много раз встречался в жизни с Борисом Леонидовичем Пастернаком, но однажды он пришёл в переделкинский Дом писателей (я тогда жил там, я ещё был членом Союза писателей), пришёл звонить по телефону (у него на даче телефон не работал). Был дождь, вечер, я пошёл его проводить. И по дороге (я уже не помню даже по какому поводу) Борис Леонидович сказал мне: «Вы знаете, поэты или умирают при жизни, или не умирают никогда». Я хорошо запомнил эти слова. Борис Леонидович не умрёт никогда.[6].

Песня «Памяти Б. Л. Пастернака» по хронологии является первой в цикле «Литераторские мостки». Создавая её, А. Галич ещё не знал, что в последствии родится цикл, посвящённый памяти писателей, пострадавших от советской власти. Стихотворение во многом послужило образцом для создания остальных песен, входящих в цикл. Уже в нём заметны черты нового жанра и поэтические приёмы, свойственные «Литераторским мосткам»[5].

Эта песня стала пафосом не только против травли, устроенной советскими властями против поэта, но и против всей угнетающей тоталитарной системы. Одновременно это и песня-покаяние — за свою причастность к народу и нации[5].

Как обычно в бардовской песне, главное место отведено тексту, а мотив играет вспомогательную роль.

Структура песни включает не только авторские слова, но и цитаты стихов самого Пастернака.

Первое и единственное официальное исполнение песни произошло в марте 1968 года в Академгородке Новосибирска во время фестиваля авторской песни, проводимой клубом «Под интегралом». Именно тогда состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР[7][8]. Песня буквально взорвала аудиторию.

Галич об этом вспоминал так: «…Это был, как я теперь понимаю, мой первый и последний открытый концерт, на который даже продавались билеты»[4].

Песня «Памяти Галича» стала одной из самых значимых и знаковых и в творчестве А.Галича, и во всей структуре бардовской песни, и во всей неофициальной культуре советского периода.

Вместе с тем в тексте песни содержатся неправильные сведения, например: «лабухи, терзавшие Шопена» или «киевские письменники». На похоронах Пастернака выступали не «лабухи», а выдающиеся музыканты, в том числе Святослав Рихтер и Мария Юдина.

Литераторы Иван Толстой и Андрей Гаврилов отмечают эти несуразности творческим обобщением, авторской манерой[1] (см. Алфавит Инакомыслия. Александр Галич).

ПАМЯТИ ПАСТЕРНАКА
(Единственное, появившееся в газетах, вернее, в одной — «Литературной газете», — сообщение о смерти Б. Л. Пастернака)
Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели…
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!
И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье…
Он не мылил петли в Елабуге
И с ума не сходил в Сучане!
Даже киевские письмэнники
На поминки его поспели.
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!..
И не то чтобы с чем-то за сорок —
Ровно семьдесят, возраст смертный.
И не просто какой-то пасынок —
Член Литфонда, усопший сметный!
Ах, осыпались лапы елочьи,
Отзвенели его метели…
До чего ж мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели!
«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела..»
Нет, никакая не свеча —
Горела люстра!
Очки на морде палача
Сверкали шустро!
А зал зевал, а зал скучал —
Мели, Емеля!
Ведь не в тюрьму и не в Сучан,
Не к высшей мере!
И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу —
Голосованьем!
И кто-то, спьяну, вопрошал:
 — За что? Кого там?
И кто-то жрал, и кто-то ржал
Над анекдотом…
Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы — поименно! — вспомним всех,
Кто поднял руку!..
«Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку…»
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул…
А над гробом встали мародёры
И несут почётный ка-ра-ул!
Переделкино,
4 декабря 1966[9]

Источники