Изменения

Пакеретта (балет)

19 004 байта добавлено, 15:35, 22 января 2017
Новая страница: «[[Файл:Cerrito.jpg|thumb|Фанни Черрито — Пакеретта]] '''«Пакеретта»''' ({{lang-fr|Pâquerette}}) — балет в трех…»
[[Файл:Cerrito.jpg|thumb|Фанни Черрито — Пакеретта]]
'''«Пакеретта»''' ({{lang-fr|Pâquerette}}) — балет в трех актах/5 картинах<ref>[http://www.amazon.com/Paquerette-Ballet-Pantomime-Tableaux-French-Edition/dp/B00694JQU6 Paquerette: Ballet-Pantomime En 3 Actes Et 5 Tableaux (French Edition)]</ref><ref>[http://books.google.com/books/about/Paquerette.html?id=RggJAAAAQAAJ Google eBook: Paquerette: ballet-pantomime en 3 actes et 5 tableaux (Google eBook)]</ref><ref name=kobobooks>[http://www.kobobooks.com/ebook/Paquerette-ballet-pantomime-actes-et/book-DgtdtcJoTk2DQwIYg_oh7g/page1.html Paquerette: ballet-pantomime en 3 actes et 5 tableaux]</ref><ref name=archive>[http://archive.org/details/paqueretteballe00parigoog Paquerette: ballet-pantomime en 3 actes et 5 tableaux (1851)]</ref><ref name=alibris>[http://www.alibris.com/search/books/qwork/16129308/used/Paquerette%3A%20Ballet-Pantomime%20En%203%20Actes%20Et%205%20Tableaux Paquerette: Ballet-Pantomime En 3 Actes Et 5 Tableaux]</ref><ref name=pakeretta>[http://www.ballet-enc.ru/html/p/pakeretta.html ПАКЕРЕТТА в энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref><ref name=ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/p/pakeretta.html Пакеретта в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>. Композитор: [[Франсуа Бенуа]] ({{lang-fr|François Benoist}}); автор либретто: [[Теофиль Готье]] ({{lang-fr|Théophile Gautier}}), однако в некоторых источниках отмечается, что это его совместная работа с балетмейстером Артуром Сен-Леоном<ref name=classiclive>[http://www.classiclive.org/index.php?option=com_content&view=article&id=256:2011-05-26-09-56-37&catid=53:2011-05-02-07-36-11&Itemid=77 Пакеретта (балет)]</ref>; балетмейстер: [[Артур Сен-Леон]].

Премьера: 15 января 1851 года в Парижской Опере ([[Франция]], [[Париж]]).

Балет относится к пантомимным балетам<ref name=kobobooks/><ref name=alibris/>, так называемым балетам действий (ballet d’action) — в отличие от — тоже так называемых — «белых» балетов, в которых главным является сам танец, а не сюжет.

== Действующие лица ==
* Франсуа, сын бедного токаря
* Мартен, бедный токарь, отец Франсуа
* Тюильфор, богатый домовладелец
* Игнас, сын богатого домовладельца Тюильфора
* Пакеретта, цветочница
* мэр
* Бриду, квартирьер и сержант вербовщиков
* Катарина, маркитантка
* Андре, рыбак
* Грегуар, капрал
* Гейнрих, береговой страж
* Жители деревни, солдаты, рыбаки, рыбачки, маркитантки, приморские стражники.

== Краткий сюжет ==
Сюжет балета весьма насыщен событиями, разветвлен и представляет собой историю, в которой завязываются различные интриги и задействованы многочисленные персонажи со множеством характерных особенностей. Действие происходит в Бретани<ref name=classiclive/><ref>[http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/502/ Пакеретта]</ref> (регион на северо-западе Франции).

'''Первый акт.''' Жители отмечают веселый Праздник хлебопашцев. Но бедному мастеровому-токарю Мартену невесело: хозяин дома Тюильфор требует денег за снимаемое жилье, а денег у старика не хватает. Вся надежда на сына Франсуа, но тот влюблен в местную красавицу цветочницу Пакеретту — до заработков ли ему. Однако злой (прямо как Fedyabot) Тюильфор требует от жильцов заплатить к вечеру, а иначе старому мастеру грозит тюрьма. И в это же время приходят солдаты во главе с сержантом вербовщиков Бриду — за рекрутами. Бриду должен увести Игнаса или Франсуа, но ни тот, ни другой не хотят идти в солдаты и пытаются обмануть сержанта. Но того не проведешь, он устраивает лотерею — несчастливую бирку получает Игнас. Тюильфор предлагает отказаться от квартплаты и не сажать в тюрьму старого Мартена, если Франсуа пойдет в армию вместо Игнаса. У Франсуа нет выбора — и он соглашается.

'''Второй акт.''' Прошло полтора года.

'''Казарма.''' Лучший солдат — это, конечно, Франсуа. Но как ему удалось этого добиться — зритель теряется в догадках, поскольку Франсуа ничего не интересует — он вспоминает о своей деревне и Пакеретте. А однажды в полк решает поступить совсем молодой солдат — это Пакеретта переоделась в юношу, чтобы пробраться к своему возлюбленному. Бриду разоблачает Пакеретту, понимает, что это не юноша, а девушка, и собирается пофлиртовать, и в этот самый момент появляется Франсуа, который — как все мужчины, сам же появляясь не вовремя, все понимает совершенно неправильно и, застав Пакеретту в объятиях Бриду, решает в приступе ревности немедленно убить ее и даже замахивается на нее кинжалом. Убийства не получается, но Франсуа всё равно арестовывают за такое злодеяние, которое он не совершил, но — мог бы. Пакеретта в ужасе, но ей на помощь приходит местная добрая маркитантка Катарина и обещает все уладить. Она с подругами-маркитантками спаивает сержанта Бриду, вытаскивает ключ, которым заперта камера, и освобождает Франсуа. Франсуа бросается в самоволку.

'''Утесы.''' Рыбаки и рыбачки осматривают улов. Появляется Игнас, он ищет Пакеретту, несколько дней назад исчезнувшую из деревни. И неожиданно видит там Франсуа, умоляющего старого рыбака Андре перевезти его на другой берег. Но Андре отказывается, ссылаясь на портящуюся погоду, и Франсуа сам бежит в рыбачью лодку и отплывает на ней. Понимая, что Франсуа в бегах из армии, Игнас решает сдать его сержанту Бриду, который немедленно снаряжает своих солдат и сам вместе с ними и доносчиком Игнасом отправляется в погоню за Франсуа. Франсуа успевает сбежать, а Игнаса самого забирают в солдаты. Капрал Грегуар объявляет ему: «По законам, голубчик мой, всякий вынувший жребий отвечает за подставного рекрута, а так как твой подставной убежал, то я тебя и оставлю у себя впредь до приказания»<ref name=classiclive/>. Игнаса уводят вместе с другими солдатами, а Грегуар остается сторожить на берегу, не вернется ли Франсуа. Но на этом спокойствие не наступает. Появляется Пакеретта. Она тоже разыскивает Франсуа. А разыгравшаяся буря подсказывает всем тревожные предчувствия — Франсуа не выживет в такую погоду.

'''Морской берег.''' Это уже противоположный морской берег. И туда прибывает живой и невредимый Франсуа в бурю на утлой рыбацкой лодочке. Гейнрих, береговой страж, видит его издалека и призывает окрестный народ к спасению живого человека, подплывающего в бурю к их гостеприимному местечку. Лодка разбивается о скалы, но самого Франсуа спасают бросившиеся люди.

'''Третий акт.''' Франсуа отдыхает от тяжелого путешествия в хижине Гейнриха. Но вот дверь открывается и к Франсуа вламываются все, кто его искал — а это все действующие лица: мэр, сержант Бриду, солдаты, жители городов и деревень и, конечно же, его любимая и любящая Пакеретта.

== Балетмейстер ==
Балетмейстер [[Артур Сен-Леон]] в это время возглавлял балетную труппу Парижской оперы, годы его руководства: 1850—1853.

Сюжет балета, за постановку которого он взялся, вполне соответствовал времени: именно подобные легкие романтические сюжеты, без глубоких психологических характеров и идей, властвовали на сцене. Это было время романтического балета (на балетной сцене царил не сюжет, а сам танец). Однако стилю А. Сен-Леона свойственен был стиль пантомимного балета, сюжетного. Он очень много внимания уделял не только самому танцу, но и всей атрибутике, художественному и музыкальному оформлению, трюкачеству, использованию технических новшеств. О его творчестве критик [[Вера Михайловна Красовская|В.Красовская]] писала, что А.Сен-Леон был «мастером на чудеса»<ref> Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.- М., 1963</ref>. Нет сомнения, что и в этом балете постановщика привлекла не столько романтическая интрига сюжета, сколько возможность создания зрелищного «красивого» спектакля.

== Премьера ==
Премьера прошла 15 января 1851 года в Королевской академии музыки (Парижская Опера).

Художники: Э. Деплешен (Edouard Désiré Joseph Desplechin), Ш. Камбон (Charles Antoine Cambon), Ж. Тьерри (Joseph François Désiré Thierry) — декорации, П. Лормье и Маршаль (костюмы)<ref name=archive/><ref name=pakeretta/><ref name=ballet/>.

Первыми исполнителями главных партий были: Франсуа — сам же постановщик [[Артур Сен-Леон]], Пакеретта — его супруга [[Фанни Черрито]] (Fanny Cerrito). Одну из мужских партий (по всей видимости, старого отца) исполнял уже почтенного возраста [[Жан Коралли]] (1779—1854), к этому времени справивший седьмой десяток.

== Первая публикация ==
В том же 1851 году партитура балета была опубликована на французском языке. Издатель: В. Жона (V. Jonas)<ref name=archive/>.

== В России ==
Следующие постановки балета происходили в Российской империи.

=== Возобновление А. Сен-Леона ===
1 сентября 1859 года дирекция императорских театров подписала контракт с Сен-Леоном, который приглашался возглавить балет Петербургской императорской труппы. Балетмейстер незамедлительно взялся за работу. В Петербурге Артур Сен-Леон возродил несколько своих прежних постановок, среди них — балет «Пакеретта». Однако он значительно расширил музыкальную часть, для чего пригласил композитора [[Цезарь Пуни|Цезаря Пуни]], также бывшего на службе у русского императора. В результате балет вырос и из трехактного стал четырехтактным<ref name=ballet/>.

Премьера прошла 28 января (9 февраля) 1860 года в Большом театре Петербурга в бенефис К. Розати<ref>[http://books.google.ru/books?id=UzjkAAAAMAAJ&pg=PA269&lpg=PA269&dq=%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0+%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0&source=bl&ots=u3zveLHOkQ&sig=EzhZ3HB1FFXn_zWh8E9P6rogTK4&hl=ru#v=onepage&q=%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0&f=false Плещеев А. Наш балет (стр. 183)]</ref>. Главную партию Пакеретты исполнила [[Каролина Розати]], Франц — [[Христиан Иогансон]]. Среди других исполнителей: [[Вера Александровна Лядова|Вера Лядова]] — Барабанщик королевы<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/l/l8dova.html ЛЯДОВА Вера Александровна (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>, Игнас — [[Тимофей Алексеевич Стуколкин|Т. А. Стуколкин]].

Балет был встречен петербургской публикой с успехом, и спектакль продержался в репертуаре еще несколько лет. В партии Пакеретты выступали в дальнейшем [[Марфа Николаевна Муравьева|М. Н. Муравьёва]], [[Прасковья Прохоровна Лебедева|П. П. Лебедева]]<ref name=pakeretta/><ref name=ballet/>.

=== Возобновление М. Петипа ===
В 1882 году к возобновлению этого балета обратился уже другой главный балетмейстер Петербургской императорской труппы Мариус Иванович Петипа. Использовав постановку А. Сен-Леона в Петербурге 1860 года, он внес в нее и собственные хореографические сцены, музыку для которых сочинил композитор Л. Минкус. Художники постановки: М. И. Бочаров, Г. Г. Вагнер, В. Егоров, А. Р. Лупанов (декорации), А. Шарлемань (костюмы); исполнители: Пакеретта — [[Евгения Павловна Соколова|Е. П. Соколова]], Франсуа — [[Павел Андреевич Гердт|П. А. Гердт]]. Премьера возобновленной постановки прошла в Большом Каменном театре<ref>[http://en.wikipedia.org/wiki/Pâquerette Английский раздел Википедии: Pâquerette]</ref> (некоторые источники ошибочно называют Мариинский театр<ref name=ballet/>).

=== В Москве ===
Следующее возобновление балета прошло в Москве на сцене Большого театра. Постановщиком стал балетмейстер [[Алексей Николаевич Богданов|А. Н. Богданов]]. Премьера прошла 27 декабря 1884 года. Художник К. Ф. Вальц, дирижёр [[Степан Яковлевич Рябов|С. Я. Рябов]]; Пакеретта — [[Анна Христиановна Иогансон|А. Х. Иогансон]]<ref name=ballet/>.

== На других языках ==
* [http://fr.wikipedia.org/wiki/Pâquerette_(ballet) Français]
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Pâquerette English]

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Балеты по алфавиту]]
Редактор
3215
правок