Огюст Лефранк
Огюст Лефранк (фр.: Pierre Charles Joseph Auguste Lefranc; 2 февраля 1814, Буссьер (Сона и Луара) — 14 декабря 1878, Сюрен возле Парижа) — известный французский драматург 19 века, автор множества водевилей.
Молодым человеком Огюст Лефранк приехал в Париж получать юридическое образование.
Париж 19 века — это не просто город, это центр всей европейской культуры. Всего что есть в это время значимого, прекрасного, великого — это всё в Париже. Это расцвет новой буржуазной культуры, в Париже постоянно проходят выставки самых модных художников, открываются новые театры — драматические и музыкальные — оперы, балета, оперетты, кабаре… Одним словом, Париж — это Париж, и этим словом все сказано. Ну как у молодого человека может не закружиться голова от всего этого праздничного вихря, как не захотеть принять участие во всем этом пиршестве талантов, не показать себя… К тому же немалое место во всем этом волшебстве, происходящем в Париже, занимает его двоюродный брат — драматург Эжен Скриб, пьесы которого ставят чуть ли не все парижские театры.
Огюст Лефранк недолго оставался адвокатом. В нем проснулся литературный дар, и он публиковал свои небольшие рассказы в парижских газетах и журналах. А в 1836 году в парижском театре Пантеон (Théâtre du Panthéon) был поставлен его первый водевиль «Женщина, упавшая с неба» (Une femme tombée du ciel) — в том, что пьеса увидела свет рампы, конечно, не обошлось без помощи знаменитого двоюродного брата, но ведь постановка — свершилась!
В редакциях газет, где продолжал публикации своих юморесок Огюст Лефран, он познакомился еще с двумя молодыми людьми — литературными «покорителями Парижа», одного звали Эжен Лабиш, другого — Марк Мишель. Молодые люди, оказавшиеся с общими интересами и целями, все трое влюбленные в театр, не просто подружились, а решили объединить свои усилия на литературном поприще и вместе писать водевили, бывшие тогда в моде на театральных подмостках. Так в 1837 году появился драматург Поль Дандре, за псевдонимом которого скрывались три будущих прославленных водевилиста. Главным в этом коллективе стал Огюст Лефранк — во-первых, одна его пьеса уже была поставлена, а во-вторых — ну сами понимаете, не каждому начинающему литератору везет иметь в старших двоюродных братьях самого Эжена Скриба. Родственные чувства не подвели — Эжен Скриб охотно помогал «Полю Дандре» в продвижении[1]. Однако нельзя успех молодых литераторов сваливать лишь на родственные чувства: Эжен Скриб, к этому времени известный французский драматург, сразу понял, что имеет дело с тремя талантливыми людьми, которым поддержка нужна была лишь на первое время — чтобы познакомить с директорами театров. «Поль Дандре» долго не просуществовал, сочинив несколько водевилей, принятых к постановкам и получивших признание зрителей, — драматургический союз распался сам по себе, и причина этому проста: каждый из трех авторов был самобытен и талантлив и нуждался лишь в первом толчке, а дальше мог работать самостоятельно. Тем не менее дружеские отношения бывших «польдандритов» не прекращались. Они еще не раз встречались в написании общих пьес, а кроме того, сотрудничали и с другими драматургами.
Огюст Лефранк стал автором почти пятидесяти произведений и после роспуска ассоциации «Поль Дандре». Много работал в соавторстве с другими драматургами.
Он умер 15 декабря 1878 в своем загородном доме в Сюрене в возрасте 64 лет.
Произведения Огюста Лефранка, известные по всему миру, продолжают переиздаваться[2][3][4].
Среди произведений
- 1836
- «Женщина, упавшая с неба» (Une femme tombée du ciel) (без соавторства)
- 1837
- «Канава с водой» (La Cuvette d’eau) (в соавторстве с Э.Лабишем и М.Мишелем под псевдонимом Поль Дандре)
- 1838
- «Г-н де Coyllin, или Бесконечно вежливый» (Monsieur de Coyllin ou l’Homme infiniment poli) (в соавторстве с Э.Лабишем и М.Мишелем под псевдонимом Поль Дандре)
- «Капитан Даркур, или Фея замка» (Le Capitaine d’Arcourt ou la Fée du Château) (в соавторстве с Э.Лабишем и М.Мишелем)
- «Адвокат Лубе» (L’Avocat Loubet) (в соавторстве с Э.Лабишем и М.Мишелем)
- 1839
- 1840
- «Окончание слова» (Le Fin mot) (в соавторстве с Э.Лабишем и М.Мишелем), под псевдонимом Поль Дандре. В России: московский Большой театр 17 октября 1841 г. в бенефис танцовщицы Е. А. Санковской под названием «Путаница» в переводе П. С. Федорова
- Le Lierre et l’Ormeau (в соавторстве с Э.Лабишем и А.Моннье)
- «Если бы знали наши дамы» (Si nos femmes le savaient !) (в соавторстве с Ф.Марвилем)
- 1841
- 1842
- 1843
- «Соломенный человек» (L’Homme de paille) (в соавторстве с Э.Лабишем)
- Une femme compromise
- 1844
- Le Major Cravachon (в соавторстве с Э.Лабишем et Paul Jessé)
- Deux papas très bien ou La Grammaire de Chicard (в соавторстве с Э.Лабишем)
- 1845
- 1846
- 1847
- «Адвокат педикюра» (L’Avocat pédicure) (в соавторстве с Э.Лабишем и Г.Альбиттом)
- «Охота на простофилей» (La Chasse aux jobards) (в соавторстве с Э.Лабишем)
- «Обесцвеченные» (Une existence décolorée)
- «Окровавленный человек» (Un homme sanguin) (в соавторстве с Э.Лабишем)
- «Чей-то ребенок» (L’Enfant de quelqu’un), комедия в 2 актах, без соавторства. Ставилась в Лондоне в 1848 во время гастролей театра Palais-Royal.
- «Искусство не давать разрешения» (L’art de ne pas donner d'étrennes) (в соавторстве с Э.Лабишем)
- 1848
- «Клуб чемпионов» (Le Club champenois) (в соавторстве с Э.Лабишем)
- «Барометр, или Лучшее время года» (Le Baromètre ou la Pluie et le Beau Temps) (в соавторстве с Э.Лабишем и М.Мишелем)
- «На полпути» (À moitié chemin) (в соавторстве с Э.Лабишем и М.Мишелем)
- «Трагедия у месье Грассо» (Une tragédie chez M. Grassot) (в соавторстве с Э.Лабишем)
- «Долой семью, или Банкеты» (À bas la famille ou les Banquets) (в соавторстве с Э.Лабишем)
- 1849
- Les Manchettes d’un vilain (в соавторстве с Э.Лабишем и Saint-Yves)
- «Позирующий господин» (Un Monsieur qui pose) (в соавторстве с Э.Лабишем и Ф. Де Марвилем (Philippe de Marville)
- «Зуб при Людовике XV» (Une dent sous Louis XV) (в соавторстве с Э.Лабишем)
- Trompe-la-balle (в соавторстве с Э.Лабишем)
- 1850
- 1851
- 1852
- 1853 Un ut de poitrine (в соавторстве с Э.Лабишем)
- 1854
- «Плохой диван» (Un mauvais coucheur)
- 1855
- 1859
- «Адвокат грека» (L’Avocat d’un grec) (в соавторстве с Э.Лабишем)