На севере диком (картина) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «И. Шишкин. «На севере диком» '''«На севере диком…»''' — карти…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Shishkin na severe dikom1.jpg|thumb|330px|И. Шишкин. «На севере диком»]]
 
[[Файл:Shishkin na severe dikom1.jpg|thumb|330px|И. Шишкин. «На севере диком»]]
'''«На севере диком…»''' картина художника [[Шишкин Иван Иванович|Ивана Шишкина]].
+
'''«На севере диком…»''' — картина художника [[Шишкин Иван Иванович|Ивана Шишкина]].
  
Время создания: 1891 г.
+
Время создания: 1891 г.
  
 
Холст, масло. 161×118 см
 
Холст, масло. 161×118 см
Строка 8: Строка 8:
 
Современное местонахождение: Киевский музей русского искусства (Украина)<ref name=centre>[http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0112/p0112.htm На севере диком…]</ref><ref name=art-portrets/>.
 
Современное местонахождение: Киевский музей русского искусства (Украина)<ref name=centre>[http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0112/p0112.htm На севере диком…]</ref><ref name=art-portrets/>.
  
Картина иллюстрирует одноименное стихотворение [[Михаил Юрьевич Лермонтов|М. Ю. Лермонтова]].
+
Картина иллюстрирует одноименное стихотворение [[Михаил Юрьевич Лермонтов|М. Ю. Лермонтова]].
  
 
== История создания ==
 
== История создания ==
История создания этой картины началась с того, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова 1891 г.) петербургским издателем [[Пётр Петрович Кончаловский (отец)|П. П. Кончаловским]] готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта<ref name=nearyou>[http://www.nearyou.ru/shishkin/sever100.html Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «На севере диком»]</ref>. Для создания иллюстраций издатель пригласил художников: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.
+
История создания этой картины началась с того, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова 1891 г.) петербургским издателем [[Пётр Петрович Кончаловский (отец)|П. П. Кончаловским]] готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта<ref name=nearyou>[http://www.nearyou.ru/shishkin/sever100.html Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «На севере диком»]</ref>. Для создания иллюстраций издатель пригласил художников: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.
  
И. И. Шишкин (1832—1898) оформлял два стихотворения — «На севере диком…» и «Родина»<ref name=centre/><ref name=artcl>[http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13014&ob_no=19473 Коллекция: мировая художественная культура]</ref>. Эта работа настолько заинтересовала художника, настолько вошла в нутро — а особенно работа над стихотворением «На севере диком…», что он решил создать полотно, написанное маслом, где была бы изображена одинокая зимняя сосна.
+
И. И. Шишкин (1832—1898) оформлял два стихотворения — «На севере диком…» и «Родина»<ref name=centre/><ref name=artcl>[http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13014&ob_no=19473 Коллекция: мировая художественная культура]</ref>. Эта работа настолько заинтересовала художника, настолько вошла в нутро — а особенно работа над стихотворением «На севере диком…», что он решил создать полотно, написанное маслом, где была бы изображена одинокая зимняя сосна.
  
 
== Стихотворение Лермонтова ==
 
== Стихотворение Лермонтова ==
Читать [http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12715&cat_ob_no=12474 стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко»]. Для неграмотных — см. видеоролик.
+
Читать [http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12715&cat_ob_no=12474 стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко»]. Для неграмотных — см. видеоролик.
 
{{youtube|LyO2h5hpYYg|Лермонтов – «На севере диком стоит одиноко». Исполнитель: А. Консовский}}
 
{{youtube|LyO2h5hpYYg|Лермонтов – «На севере диком стоит одиноко». Исполнитель: А. Консовский}}
Картина И. Шишкина явилась иллюстрацией к стихотворению М. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…», созданном великим поэтом по просьбе князя Вяземского в марте 1841 года незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ<ref name=nearyou/><ref name=a-pesni>[http://a-pesni.org/romans/nasevere.htm НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…]</ref>. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»)<ref name=nearyou/><ref name=stavc>[http://stavcur.ru/stihi/analizy/Lermontov/16.htm Анализ стихотворения — На севере диком стоит одиноко…]</ref>, сочиненным Гейне в 1822 году<ref name=nearyou/> или в 1827 году<ref name=a-pesni/> (по немецким источникам: сочинено в 1822/1823 г., впервые опубликовано в 1827 г.). Причем Лермонтов сделал два варианта перевода этого стихотворения<ref name=a-pesni/>.
+
Картина И. Шишкина явилась иллюстрацией к стихотворению М. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…», созданном великим поэтом по просьбе князя Вяземского в марте 1841 года незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ<ref name=nearyou/><ref name=a-pesni>[http://a-pesni.org/romans/nasevere.htm НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…]</ref>. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»)<ref name=nearyou/><ref name=stavc>[http://stavcur.ru/stihi/analizy/Lermontov/16.htm Анализ стихотворения — На севере диком стоит одиноко…]</ref>, сочиненным Гейне в 1822 году<ref name=nearyou/> или в 1827 году<ref name=a-pesni/> (по немецким источникам: сочинено в 1822/1823 г., впервые опубликовано в 1827 г.). Причем Лермонтов сделал два варианта перевода этого стихотворения<ref name=a-pesni/>.
  
Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это — стихотворение-тоска.
+
Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это — стихотворение-тоска.
  
Однако правильнее было бы назвать стихотворение «На севере диком…» самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне<ref name=stavc/> уж слишком много в него своего, собственной боли, вложил Лермонтов.
+
Однако правильнее было бы назвать стихотворение «На севере диком…» самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне<ref name=stavc/> — уж слишком много в него своего, собственной боли, вложил Лермонтов.
  
 
Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27 (15) июля 1841 года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.
 
Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27 (15) июля 1841 года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.
  
Стихотворение впервые было опубликованно уже после смерти поэта — в 1842 году в «Отечественных записках»<ref name=a-pesni/>.
+
Стихотворение впервые было опубликованно уже после смерти поэта — в 1842 году в «Отечественных записках»<ref name=a-pesni/>.
  
Его проникновенность и лиризм привели к тому, что строчки вдохновили на создание музыки к нему и [[На севере диком стоит одиноко (романсы)|одноименных романсов]] более 100 композиторов, среди которых [[Александр Сергеевич Даргомыжский|А. С. Даргомыжский]], И. Маренич, [[Николай Андреевич Римский-Корсаков|Н. А. Римский-Корсаков]], М. Н. Офросимов, [[Сергей Васильевич Рахманинов|С. В. Рахманинов]], [[Балакирев Милий Алексеевич|М. А. Балакирев]], М. М. Ипполитов-Иванов, [[Борис Владимирович Асафьев|Б. В. Асафьев]], [[Дмитриев Николай Дмитриевич|Н. Д. Дмитриев]], [[Сергей Иванович Танеев|С. И. Танеев]], В. И. Ребиков и мн.др.<ref name=a-pesni/>
+
Его проникновенность и лиризм привели к тому, что строчки вдохновили на создание музыки к нему и [[На севере диком стоит одиноко (романсы)|одноименных романсов]] более 100 композиторов, среди которых [[Александр Сергеевич Даргомыжский|А. С. Даргомыжский]], И. Маренич, [[Николай Андреевич Римский-Корсаков|Н. А. Римский-Корсаков]], М. Н. Офросимов, [[Сергей Васильевич Рахманинов|С. В. Рахманинов]], [[Балакирев Милий Алексеевич|М. А. Балакирев]], М. М. Ипполитов-Иванов, [[Борис Владимирович Асафьев|Б. В. Асафьев]], [[Дмитриев Николай Дмитриевич|Н. Д. Дмитриев]], [[Сергей Иванович Танеев|С. И. Танеев]], В. И. Ребиков и мн.др.<ref name=a-pesni/>
  
 
== Работа над картиной ==
 
== Работа над картиной ==
[[Файл:000292 NaSever.jpg|thumb|left|140px|Карандашный рисунок (1890 г.)]]
+
[[Файл:000292 NaSever.jpg|thumb|left|140px|Карандашный рисунок (1890 г.)]]
 
[[Файл:000498IvShNasev.jpg|thumb|left|140px|Фрагментарный эскиз для картины На севере диком… 1890]]
 
[[Файл:000498IvShNasev.jpg|thumb|left|140px|Фрагментарный эскиз для картины На севере диком… 1890]]
Состояние одиночества и неустроенности в это время нашло свое отражение и соответствие в душе художника — И. И. Шишкин к этому времени уже много лет вдовствовал (художник был дважды вдовцом, двое сыновей от первого брака умерли совсем маленькими, вторая жена умерла через несколько дней после родов дочери Ксении в 1881 году<ref>[http://www.eugen.ru/las-flores/estonia/history/estonia-great-people-shishkin.html Иван Шишкин — природа Принаровья вдохновляла его]</ref>), взрослая дочь от первого брака Лидия Ивановна Шишкина (1869—1931) переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови<ref name=art-portrets>[http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-na-severe-dikom.html Картина На севере диком. Шишкин Иван. 1891 г.]</ref><ref>[http://www.tatar-inform.ru/news/2009/02/24/155532/ В Финляндии найдены прямые потомки живописца Ивана Шишкина]</ref>.
+
Состояние одиночества и неустроенности в это время нашло свое отражение и соответствие в душе художника — И. И. Шишкин к этому времени уже много лет вдовствовал (художник был дважды вдовцом, двое сыновей от первого брака умерли совсем маленькими, вторая жена умерла через несколько дней после родов дочери Ксении в 1881 году<ref>[http://www.eugen.ru/las-flores/estonia/history/estonia-great-people-shishkin.html Иван Шишкин — природа Принаровья вдохновляла его]</ref>), взрослая дочь от первого брака Лидия Ивановна Шишкина (1869—1931) переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови<ref name=art-portrets>[http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-na-severe-dikom.html Картина На севере диком. Шишкин Иван. 1891 г.]</ref><ref>[http://www.tatar-inform.ru/news/2009/02/24/155532/ В Финляндии найдены прямые потомки живописца Ивана Шишкина]</ref>.
  
 
В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз приезжал в Мери-Хови, где жил на мызе у дочери.
 
В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз приезжал в Мери-Хови, где жил на мызе у дочери.
Строка 39: Строка 39:
 
Там, среди зимы и снега, им была написана эта картина<ref name=nearyou/>.
 
Там, среди зимы и снега, им была написана эта картина<ref name=nearyou/>.
  
Собственно, в этот период и там же им были написаны сразу три картины: помимо «На севере диком…», еще «Морозный день» и «К вечеру»<ref name=artcl/> ''(от нас: мы ни в одном списке произведений И. Шишкина картин с подобными названиями «Морозный день» и «К вечеру» — не обнаружили; по всей видимости, у них другие официальные названия)''.
+
Собственно, в этот период и там же им были написаны сразу три картины: помимо «На севере диком…», еще «Морозный день» и «К вечеру»<ref name=artcl/> ''(от нас: мы ни в одном списке произведений И. Шишкина картин с подобными названиями «Морозный день» и «К вечеру» — не обнаружили; по всей видимости, у них другие официальные названия)''.
  
 
== Сюжет ==
 
== Сюжет ==
Картина Шишкина, как и стихотворение Лермонтова, сразу поражает пронизывающей тоской. Это не просто иллюстрация, а полное соответствие той безысходности, которым проникнут лермонтовский стих<ref name=art-portrets/>. Одинокое дерево — в ночной темноте, зимой, под снегом, неожиданное выросшее на скале, на котором оно возвышается…
+
Картина Шишкина, как и стихотворение Лермонтова, сразу поражает пронизывающей тоской. Это не просто иллюстрация, а полное соответствие той безысходности, которым проникнут лермонтовский стих<ref name=art-portrets/>. Одинокое дерево — в ночной темноте, зимой, под снегом, неожиданное выросшее на скале, на котором оно возвышается…
  
 
Живописец изобразил не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения невидимой луной, и во всем полотне явственно ощущается безмолвие<ref name=art-portrets/>.
 
Живописец изобразил не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения невидимой луной, и во всем полотне явственно ощущается безмолвие<ref name=art-portrets/>.
  
По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко — не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении и лишь подчеркивает трагедию одиночества: вот выросла такая одинокая сосна.
+
По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко — не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении и лишь подчеркивает трагедию одиночества: вот выросла такая одинокая сосна.
  
Лиричность картины, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает стилистику другого художника — [[Куинджи Архип Иванович|А. И. Куинджи]]<ref name=centre/>, и это неслучайно: картина писалась в то время, когда Шишкин и Куинджи были особо дружны и часто обсуждали свои понимания религии, живописи, литературы…
+
Лиричность картины, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает стилистику другого художника — [[Куинджи Архип Иванович|А. И. Куинджи]]<ref name=centre/>, и это неслучайно: картина писалась в то время, когда Шишкин и Куинджи были особо дружны и часто обсуждали свои понимания религии, живописи, литературы…
  
 
Известны слова художника [[Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович|Бялыницкого-Бирули]], сказанные им по поводу этого полотна: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив»<ref name=nearyou/><ref name=centre/>.
 
Известны слова художника [[Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович|Бялыницкого-Бирули]], сказанные им по поводу этого полотна: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив»<ref name=nearyou/><ref name=centre/>.

Текущая версия на 14:45, 1 мая 2017

И. Шишкин. «На севере диком»

«На севере диком…» — картина художника Ивана Шишкина.

Время создания: 1891 г.

Холст, масло. 161×118 см

Современное местонахождение: Киевский музей русского искусства (Украина)[1][2].

Картина иллюстрирует одноименное стихотворение М. Ю. Лермонтова.

История создания

История создания этой картины началась с того, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова (к 1891 г.) петербургским издателем П. П. Кончаловским готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта[3]. Для создания иллюстраций издатель пригласил художников: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.

И. И. Шишкин (1832—1898) оформлял два стихотворения — «На севере диком…» и «Родина»[1][4]. Эта работа настолько заинтересовала художника, настолько вошла в нутро — а особенно работа над стихотворением «На севере диком…», что он решил создать полотно, написанное маслом, где была бы изображена одинокая зимняя сосна.

Стихотворение Лермонтова

Читать стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко». Для неграмотных — см. видеоролик.

()

Лермонтов – «На севере диком стоит одиноко». Исполнитель: А. Консовский

Картина И. Шишкина явилась иллюстрацией к стихотворению М. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…», созданном великим поэтом по просьбе князя Вяземского в марте 1841 года незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ[3][5]. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»)[3][6], сочиненным Гейне в 1822 году[3] или в 1827 году[5] (по немецким источникам: сочинено в 1822/1823 г., впервые опубликовано в 1827 г.). Причем Лермонтов сделал два варианта перевода этого стихотворения[5].

Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это — стихотворение-тоска.

Однако правильнее было бы назвать стихотворение «На севере диком…» самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне[6] — уж слишком много в него своего, собственной боли, вложил Лермонтов.

Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27 (15) июля 1841 года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.

Стихотворение впервые было опубликованно уже после смерти поэта — в 1842 году в «Отечественных записках»[5].

Его проникновенность и лиризм привели к тому, что строчки вдохновили на создание музыки к нему и одноименных романсов более 100 композиторов, среди которых А. С. Даргомыжский, И. Маренич, Н. А. Римский-Корсаков, М. Н. Офросимов, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев, М. М. Ипполитов-Иванов, Б. В. Асафьев, Н. Д. Дмитриев, С. И. Танеев, В. И. Ребиков и мн.др.[5]

Работа над картиной

Карандашный рисунок (1890 г.)
Фрагментарный эскиз для картины На севере диком… 1890

Состояние одиночества и неустроенности в это время нашло свое отражение и соответствие в душе художника — И. И. Шишкин к этому времени уже много лет вдовствовал (художник был дважды вдовцом, двое сыновей от первого брака умерли совсем маленькими, вторая жена умерла через несколько дней после родов дочери Ксении в 1881 году[7]), взрослая дочь от первого брака Лидия Ивановна Шишкина (1869—1931) переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови[2][8].

В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз приезжал в Мери-Хови, где жил на мызе у дочери.

Там, среди зимы и снега, им была написана эта картина[3].

Собственно, в этот период и там же им были написаны сразу три картины: помимо «На севере диком…», еще «Морозный день» и «К вечеру»[4] (от нас: мы ни в одном списке произведений И. Шишкина картин с подобными названиями «Морозный день» и «К вечеру» — не обнаружили; по всей видимости, у них другие официальные названия).

Сюжет

Картина Шишкина, как и стихотворение Лермонтова, сразу поражает пронизывающей тоской. Это не просто иллюстрация, а полное соответствие той безысходности, которым проникнут лермонтовский стих[2]. Одинокое дерево — в ночной темноте, зимой, под снегом, неожиданное выросшее на скале, на котором оно возвышается…

Живописец изобразил не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения невидимой луной, и во всем полотне явственно ощущается безмолвие[2].

По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко — не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении и лишь подчеркивает трагедию одиночества: вот выросла такая одинокая сосна.

Лиричность картины, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает стилистику другого художника — А. И. Куинджи[1], и это неслучайно: картина писалась в то время, когда Шишкин и Куинджи были особо дружны и часто обсуждали свои понимания религии, живописи, литературы…

Известны слова художника Бялыницкого-Бирули, сказанные им по поводу этого полотна: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив»[3][1].

См. также

Источники