«Московский дворик» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
Время создания: лето 1877—1878 гг.[1]
Холст, масло. 64,5 × 80,1 см[2][3][4]
Современное местонахождение произведения: Государственная Третьяковская галерея[3][4], Москва (Лаврушинский переулок, 10, зал 35), Российская Федерация.
Предыстория
В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет[5]. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры[6].
Вернувшись в Россию в 1876 году, вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III[7]. Затем, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве (основноая цель переезда в Москву было создание картины «Пострижение негодной царевны»[1]) и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата[2], на углу Малого Толстовского (ныне переулок Каменная Слобода) и Трубниковского переулков[6], по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом, принадлежавший корнету Н. Л. Баумгартену[3][1].
Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Лето», «Заросший пруд» и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа»[6]. Определение это дал начинающий в те годы художник Илья Семенович Остроухов, который писал: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»[8][9].
Картина «Московский дворик» идет первой в этом списке нового жанра.
Создание
Окна московской квартиры художника выходили во двор — обычный московский двор второй половины XIX века. Вот именно его и решил запечатлеть на своем полотне Поленов. Сам он вспоминал: «Я ходил искать квартиру. Увидел на двери записку, зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его»[3][1].
Сначала Поленов изобразил открывавшийся из окна природный вид, а через какое-то время решил несколько изменить ракурс, увеличил само полотно и пририсовал бытовые сценки — людей, кур, запряженную телегу…
Однако этюдный первый вариант, датированный 1877 годом (холст на картоне, масло; 49,8 × 38,5), не пропал, он ныне хранится в Русском музее (Петербург).
Был и еще этюд, получивший в художественном мире название «тургеневского».
Писатель Иван Сергеевич Тургенев какое-то время был дружен с Поленовым. Так сложилось, что Тургенев, покинув Россию, проживал в Париже. Конечно, тосковал по родной стране. Однако в 1880 году он предпринял поездку в Москву на открытие памятника Пушкину. Вот тогда состоялась еще одна встреча художника Поленова и писателя Тургенева. В знак своего уважения и любви к Тургеневу Поленов подарил ему один из этюдов к картине «Московский дворик» — тоже первый вариант, без людей[10][11][12].
Эта картина так и пробыла у И. С. Тургенева до конца его жизни, служа воспоминанием о родном неприхотливом русском быте.
Однако в рассказах о судьбах этюдов к картине мы забежали хронологически вперед. Вернемся ко времени создания.
Какое это было время для Москвы? Это был период расцвета русского искусства и наук, время, когда Россия ощущала себя полноправным членом европейской культуры или, уж во всяком случае, очень стремилась к этому. 19 век России — время коренных преобразований: век начался с русских холопов, окончился — русской интеллигенцией. Москва — вторая по иерархической лестнице (после Санкт-Петербурга) столица России; главной (первой) столице предназначались официозы и марши, парады и величие, а Москве досталась душа, тонкая и ранимая, без внешних официозов и имперского величия.
Вот эту теплую душевность и наблюдал из своего окна художник. Не прямота улиц, не красочные фасады домов, не великолепные конные выезды, а бытовые сценки — закулисной, дворовой — жизни горожан…
Так, стоя у окна, художник и преступил к работе — созданию этюда к картине, получившей впоследствии огромную известность, «Московский дворик»[6]. Правда первоначально название своему полотному Поленов дал другое: в списке работ Поленова, составленном самим художником, эта картина (№ 123) названа им «Арбатский уголок»[1].
Описание
Картина объединила сразу два вида живописи — это пейзаж и жанровая сценка[3]. Она представляет собой зарисовку московского городского пейзажа второй половины XIX столетия. Погожий летний день. Голубое небо в светлых облачках создает атмосферу воздушности[2]. Двор зарос травой — она передана художником во всевозможных оттенках[6], от светлых солнечных бликов до темной тени; кое-где — цветы, но не яркие, не выращенные садовником благоухающие красавцы, а неброские, полевые, взошедшие нежными и робкими вкраплениями. Среди невысокой, но еще не пожухлой травы расположились дети, чуть дальше — куры, тоже выпущенные на дворик. Прясо — покосившаяся избенка-сарайчик с проваленной крышей — надо бы починить, да пока пусть так постоит; чай, не фасад, не на улицу выходит, во двор… Поодаль слева — женщина несет ведро воды. Справа телега с запряженной лошадью, но еще не готовая к выезду; а пока лошадь может спокойно пожевать травку…
На заднем плане видна каменная церковь. Это московский Храм Спаса Преображения на Песках. Церковь сохранилась по сию пору[4]. К тому времени, когда Поленов запечатлевал ее на своем полотне, она насчитывала более полутора лет — была возведена в 1711 году на месте сгоревшей деревянной[13].
Всё обыденно на этом полотне, вроде ничего особенного. Но эта обыденность завораживает — она трепетна и лирична, а безмятежность и теплота летнего утра переданы с такой любовью[5], с такой гармоничной проникновенностью, что вырастают до самых высоких нот обобщения русской пейзажной живописи[5] и обращены прямо к сердцу зрителя.
Чуть позже, в том же 1878 году Поленов создал картину «Бабушкин сад», где изобразил тот же дворянский дом, выходящий в этот двор, с другого ракурса[14].
Выставка
Этой картиной В. Д. Поленов собирался дебютировать на петербургской 6-й Выставке художников-передвижников в 1878 году[4] (на тот момент он еще не был членом Товарищества передвижных художественных выставок; вступил туда позже, в 1879 году). Посылая свою работу в Петербург, он писал И. Н. Крамскому извинительное письмо: «…картинка моя на Передвижную выставку готова, а рама только теперь. К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось выступить на Передвижную… с чем-нибудь порядочным; надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве, в начале лета»[1][5][6][3].
Художник и сам понимал, что зарисовка обыденности не может заменить крупного масштабного серьезного полотна. Но… именно эта картина принесла Поленову огромную славу[5].
Правда на Петербургскую выставу «Московский дворик» не успел"[1]. Но 7 мая 1878 года выставка передвижников открылась в Москве. «Московский дворик» экспонировался там, причем картина была принята на такой скорости, что не успела попасть в каталог[1]. Успех Поленова на выставке был оглушительным[2][3]. Уже через несколько дней после открытия, 19 мая Поленов сообщил своему учителю, художнику П. П. Чистякову о том, что картину приобретает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков[2][3].
Значение
В этой картине впервые наметился путь русского искусства 1870-х годов, которое стремилось к растворению жанрового начала, характерного для реализма передвижников[4].
Сама картина «Московский дворик» поражает эмоциональной наполненностью, переданной полотну красотой обыденного мотива в его конкретности и случайности[5]. Всё в этом нехитром пейзаже проникнуто теплотой и любовью. Это полотно родило новый жанр — «интимного пейзажа»[15].
По словам искусствоведа Т. В. Юровой, «В. Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи»[6].
«Московским двориком» Поленов начал создание некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»[14] — эти три холста являются произведениями так называемого московского периода художника и объединены и стилистически, и композиционно, создавая общее настроение душевной теплоты.
Для многих поколений москвичей «Московский дворик» стал одним из любимых произведений, своеобразным символом Москвы, ее простоты и добросердечия[1].
Ныне рядом с местом московского дворика, изображенного на картине Поленова, находится средняя общеобразовательная школа (она известна под разными номерами, последнее ее название № 1231 с углубленным изучением французского языка), адрес: Спасопесковский пер., д. 6, стр. 7[16]. В честь ее местонахождения в 1996 году школе присвоено имя Поленова[17].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Москва, как много в этом звуке… (автор: Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Краткое описание картины Поленова Московский дворик.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Московский дворик
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Третьяковская галерея. Московский дворик
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Русский художник Василий Поленов. Московский дворик
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Рассказы о шедеврах живописи // Поленов В. «Московский дворик»
- ↑ Василий Дмитриевич Поленов
- ↑ Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)
- ↑ Василий Поленов. 1844—1927
- ↑ 1891 Поленов В. Д. «Московский дворик. Вариант картины для И. С. Тургенева»
- ↑ Московский дворик. Вариант картины для И. С. Тургенева
- ↑ И. С. Тургенев и картина В. Д. Поленова «Московский дворик»(1878)
- ↑ Демин А. Г. Храмы и монастыри Москвы. Путеводитель. — Вече, 2008. — С. 127—128. — 336 с. — (Русский путеводитель). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-1911-9
- ↑ 14,0 14,1 Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад
- ↑ Биография. Василий Поленов
- ↑ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка № 1231 имени В. Д. Поленова
- ↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ