Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Многожёнство у евреев

367 байтов добавлено, 14:19, 20 декабря 2022
'''Многожёнство у евреев''' ('''Полигамия у евреев''')  — для обычаев древних [[евреи|евреев]] было нормальным иметь по нескольку жён; ныне евреи вынуждены довольствоваться только одной женой<ref>«Полигамия» // [[Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона]]. Россия, Санкт-Петербург, 1906—1913</ref>. == Общие сведения == Как и другие народы Ближнего Востока, евреи были полигамным народом.
== Общие сведения ==
Как и другие народы Ближнего Востока, евреи были полигамным народом.
Полигамия у евреев была обусловлена кроме естественных физиологических причин (мужчинам свойственно инстинктивное стремление оплодотворить как можно больше женщин) частыми войнами. Ведь в результате войн к евреям попадало много пленниц, а еврейский обычай разрешал жениться на так называемой «прекрасной пленнице».
 С другой стороны в войнах погибало много мужчин, и полигамия давала возможность выйти замуж женщинам в условиях [[дефицит]]а мужчин.  
Дефицит мужчин был связан и с тем, что древние евреи отправлялись в дальние путешествия для торговли. В других странах они брали местных женщин в жёны и оставались в диаспоре. Поэтому в [[Эрец-Исраэль]] имелся переизбыток женщин, ведь многие мужчины находились в торговых путешествиях, либо воевали.
 
Частой причиной многожёнства был [[левиратный брак]], а также бесплодие первой жены.
 Месячные были для евреев табу, и секс был в этот период запрещён. Это также толкало к многожёнству. Только в условиях полигамии [[Тора]] могла требовать, чтобы менструирующая женщина не касалась никого и ничего: другие жёны занимались детьми и мужем.  Многожёнство ещё и сложилась из-за того, что конечно женщина считалась собственностью мужа или клана, «равноправия полов» не существовало.  Поэтому, в первоначальную эпоху развития еврейского права жена считалась принадлежностью мужа: он был её владыкой (בעל‎), а она — она — подвластной ему (отсюда выражение: בעולת בעל‎; ср.: «и он будет господствовать над тобой»<ref>Быт., 3, 16</ref>).  
Таким образом, брак был у евреев полигамический: жена могла иметь только одного мужа, последний же мог свободно вступать в брак со многими женщинами. Вступая в связь с посторонней замужней женщиной, муж нарушал чужой брак, а не свой собственный; жена же, напротив, связью с посторонним мужчиной всегда нарушала собственный брак, а не чужой.
== История ==
=== До возникновения еврейского народа ===
Евреи как народ очень древнийсформировались после многих древних народов, и поэтому в его традиции сохранились обычаи, восходящие к архаичным временам.  К архаике стоит отнести моногамию предков древних евреев: например [[Адам]] и [[Ева]], а также представления, нашедшие выражение в истории о сотворении женщины<ref>Быт., 2:22–2422-24</ref> и в последней главе Притчей<ref>Пс., 128</ref>, отражают моногамный характер древнейшего доеврейского нееврейского брака. У [[ной|Ноя]] была одна жена, как и у его сыновей<ref>Быт., 7, 13</ref>. Близко к этой древней моногамии стоят патриархи: хотя [[Авраам]] как прародитель евреев, имел одновременно двух или трёх жён (одна только считалась полноправной, другие жёны — жёны — наложницами<ref>Быт., 16, 3; 21, 10; 25, 1, 6</ref>), а [[Иаков]] имел двух жён и двух наложниц, но из примеров патриархов можно вывести заключение, что они брали ещё одну жену только в том случае, когда первая жена долго не имела детей. По-видимому, эти предания отражают очень древний период истории человечества , когда по ряду причин превалировала моногамия (или даже полиандрия, которой, впрочем, у евреев никогда не было). Эти причины заключались в том, что древнему человеку было очень трудно обеспечивать едой детей от нескольких женщин. Кроме того, полигамия вызывала разные излишние конфликты. Недаром, Кодекс Хаммурапи знает одну только жену, хозяйку дома; другую вторую жену при главной муж может взять только в случае болезненности последнейпредыдущей.  ПоэтомуОднако, моногамия мнение, что «моногамия — это не прогресс, (как пропагандируют в странах Запада), а наоборот, деградация и регрессрегресс», характерно для среды клерикальных раввинов, стремящихся возродить устои племенного строя.При этом, современный раввинистической иудаизм старательно обходит тему моногамии в Райском саду.
=== Древний Израиль ===
[[Моисей]] имел двух жён<ref>Исх., 2, 21</ref><ref>Чис., 12, 1</ref>.  
Много жён было у некоторых судей израильских.
 
[[Саул]] имел одну жену и одну наложницу<ref>I Сам., 14, 50</ref><ref>II Сам., 3, 7; 21, 8</ref>. [[Давид]] имел 6 жён и 10 наложниц<ref>II Сам., 3, 2 и сл.</ref>. [[Соломон]] имел 700 главных жён и 300 наложниц<ref>I Цар., 11, 3</ref>, хотя царю закон запрещает иметь слишком много жён<ref>Втор., 17, 17</ref>.
 
Конечно, простые евреи не могли иметь больших гаремов, ограничиваясь по экономическим причинам как правило бигамией (двумя жёнами).
 
Обычным явлением, сопровождавшим многожёнство, было соперничество между жёнами<ref>I Сам., 1</ref>. Закон защищает права нелюбимой жены перед более счастливой соперницей: преимущества первородного сына остаются и за сыном нелюбимой жены<ref>Втор., 21, 15—17</ref>.
=== Эллинистическое время ===
В эпоху [[Иерусалимский Храм|Второго Храма]] полигамия была обычным явлением и практиковалась и законоучителями<ref>Иев. 15а</ref>, хотя первосвященнику, благодаря особым требованиям святости, предъявляемым к нему, запрещается иметь двух жён. Это запрещение, упомянутое лишь у [[Маймонид]]а<ref>Jad., Hilchot Issure Biah, ХVII, 13</ref>; всё же имеет своё основание в древних источниках<ref>Флавий, Иуд. древн., III, 12, 2</ref>. Некоторые полагают, что это ограничение распространяется также и на простых священников. Однако из из ответа р. [[Иошуя бен-Хананья|Иошуи бен-Хананья]] по поводу «царот»<ref>Иеб., 15б</ref> видно, что полигамия встречалась и среди священнических семей. Впоследствии в [[Вавилон]]ии, вероятно, был забыт этот исключительный закон о первосвященнике<ref>ср. Иома, 13а</ref>.
 
[[Ирод Великий]] имел 9 жен. Его дети [[Архелай]] и [[Ирод Антипа]] при жизни своих жён женились вторично<ref>Иуд. древн., XVII, 13, 1</ref>.
 
[[Иосиф Флавий]] говорит: «Существует у нас традиционный обычай иметь несколько жён одновременно»<ref>Иуд. древн., XVII, 1, 2</ref>. Он сам, очевидно, имел двух жён одновременно<ref>Жизнеописание, 75</ref>.
 Спор шаммаитов и гиллелитов по вопросу о «соперницах», צרות‎, по отношению к левиратному браку, каковой вопрос может возникнуть лишь при существовании полигамии, носил практический характер, а не теоретический.  
Тосефта утверждает, что, несмотря на различие мнений между упомянутыми двумя школами по этому вопросу, приверженцы одной считали возможным родниться с приверженцами другой<ref>Иебам., I</ref>. Это показывает, что существование «царот» было обычным явлением, и, следовательно, тогда существовала полигамия.
 
Обычай иерусалимцев отмечать час составления [[кетуба|кетубы]] мог иметь практическое значение только при существовании полигамии<ref>Кет. X, 5</ref>.
 
Имеется рассказ о трёхстах женщинах, на которых женился в голодный год ааронид р. [[Тарфон]], для того чтобы иметь право кормить их сакральным хлебом<ref>Toc. Кет., V, 1; Иер. Иеб., IV, 6в</ref>.
 
Максимальное число жён, превышение которого не одобряется раввинской моралью, четыре<ref>Иеб., IV, II</ref>.
 Первый запрет полигамии содержит [[галаха]] Кумранской общины<ref>Дамасский документ 4:20–520-5:5</ref>, трактовавшая многожёнство как один из запретов, содержащихся в Пятикнижии.  Действительно, форма брака, отраженная в [[мишна|Мишне]] и [[барайта]]х,  — почти исключительно моногамия<ref>Иев. 2:10 и др.</ref>, хотя предусматривается, что второй и последующие браки мужчины имеют юридическую силу и теряют её лишь в случае формального развода или смерти<ref>Иев. 65а; Майм. Яд., Ишут 14:3 и др.</ref>. Некоторые законоучители этого периода настаивали на приоритете [[халица|халицы]] в случае, когда необходимость левиратного брака относится к женатому мужчине<ref>Бх. 1:7</ref>; другие резко осуждали бигамию, даже в целях рождения потомства<ref>Кт. 62б</ref>. Возможно, это связано с влиянием [[рим]]ского семейного права, особенно после того, как при [[северы|Северах]], в [[212 год]]у, все евреи [[Римская империя|Римской империи]] получили римское гражданство. Одно изречение, относящееся к 4 веку, выражает этическое порицание полигамии: «Кто увеличивает число жён, тот умножает волховство»<ref>Абот, II</ref>.  Р. [[Амми га-Коген]] говорит: кто женится, имея уже жену, должен развестись с первой и уплатить кетубу. Это положение р. Амми применяет даже и в том случае, если муж женился вторично после десяти лет бездетного брака. В последнем случае он, прежде чем вступить в новый брак, должен развестись с первой женой<ref>Иеб., 65а</ref>. Однако, должно заметить, что [[Равва]], мнение которого принимается к руководству, высказывается против этого и предоставляет полную свободу мужу взять себе столько жён, сколько он в состоянии прокормить.  
Здесь мы имеем дело с началом отказа от многожёнства. Причины этого явления ясны: новые еврейские законы стали запрещать брать в жёны иноверок. Победоносных войн евреи уже не вели, а наоборот, римляне, византийцы, персы и арабы захватывали в плен евреек. Экономическое положение евреев в Эрец-Ирсаэль стало тяжёлым.
 
Недаром, у [[иракские евреи|евреев Вавилонии]], где положение евреев было лучше, продолжала встречаться полигамия, несмотря на принятую у персов моногамию<ref>Иев. 65а; ср. Кт. 80б</ref>. Рассказы из жизни вавилонских законоучителей<ref>Иома, 18б; Иеб., 37б</ref> свидетельствуют о склонности их к разрешению полигамии, хотя бы временной. Именно законоучители [[Вавилон]]ии рекомендовали брать не более четырёх жён, что, очевидно, сказалось на мусульманском законе, ограничивающем число жён четырьмя.
=== Средние века ===
В [[Германия|Германии]] и [[Франция|Северной Франции]] среди евреев полигамия очень редким явлением, что объясняются влиянием христианства, но нужно не забывать, что у евреев Европы не могло быть переизбытка женщин, так как закон запрещал под страхом смертной казни еврею жениться на христианках<ref>Cod. Just., I, 9, 6 в 388 г388 г.; Cod. Theod., III, 7, 2; IX, 7, 5</ref> и вступать в сношения с христианскими женщинами, особенно с работницами императорских предприятий<ref>Cod. Theod., XVI, 8, 6, в 339 г339 г.</ref>. В 10 веке рабби [[Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола]] и его [[бет-дин]] ввели [[Такканот|постановление]], известное под названием [[херем]] раббену Гершома, запрещавшее полигамию. Этот запрет, правда, не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены. Данное постановление, известное, как сказано, под названием חרם דר״ג‎, «херем де р. Гершом»<ref>Mordechai, Иеб., 35; ср. ib., 31, חרם קדמונים‎, pecпонсы p. Меира бен-Барух из Ротенбурга, 112</ref>. Это постановление было принято раввинским синодом, и в одном месте оно носит название הקהלות תקנת‎, «постановление общин» (מהר״ם מרופנבורג‎, 112). О месте и времени принятия постановления нет точных данных, называют горород Вормс и [[1030 год]]. Л. Лев говорит по этому поводу, что синод в своих постановлениях отнюдь не исходил из принципиальных мотивов, он не преследовал этической цели моногамии, а руководствовался лишь соображениями практического характера. Приписываемый ему принципиальный мотив есть не более как анахронизм. Средневековые авторы именно выдвигают практические мотивы этого постановления. Одни из них — западные — них — западные — рассматривают его как меру ограждения против могущих возникнуть ссор и раздоров, משום קטטה‎<ref>респонсы מהרם מרוטנבורג‎, § 865§ 865; Mordechai Ketub., 291; ср. Bet Samuel к Эб. га-Эзер, 1, 21</ref>; по мнению восточных авторов, необходимость постановления о запрещении полигамии диктовалась условиями жизни евреев в христианских странах, где полигамия запрещалась светской властью<ref>Авраам га-Леви, גינת ורדים‎, II, 1, 10</ref>. 
Раз эти постановления не носили принципиального характера, то понятно, что могли быть исключения, даже в тех местностях, где это постановление было принято. Р. [[Элиезер бен-Натан]] из Майнца (12 в.) разрешил мужу взять вторую жену, так как жена уклонялась от исполнения своего долга<ref>Эб. га-Эзер, 77, 2, глос. Иссерлеса</ref>. Такое же решение вынес р. [[Элиезер бен-Исаак]] из Шпейера (12 в.)<ref>респонсы מרוטנבורג מהרם‎, III; ср. Hagah. Maim., Hilchot Ischut, 14, 13</ref>. Р. [[Барух]], ученик р. [[Меир]]а из Ротенбурга, утверждает, что постановление р. Гершома не распространяется на тех, которые прожили 10 лет в бездетном браке; им разрешается взять вторую жену, «так как учитель безусловно не имел в виду отменить положение Талмуда»<ref>Kaftor wa-Pherach, X, 30а</ref>. Кроме того, это постановление в первое время было принято лишь в прирейнских местностях; в восточную Германию и в другие страны оно проникло лишь впоследствии. Автор «Or Zarua», р. [[Исаак из Вены]] (13 в.), не упоминая о постановлении р. Гершома, однако, говорит, что во многих местностях установился обычай (נהגו המקומות‎) моногамии. Поэтому всякий брачащийся уже этим самим актом молчаливо берет на себя обязательство не отступать от обычая и не брать себе второй жены<ref>Schilte ha-Gibborim, Иеб., 25б; ср. Or Zarua, I, 181a</ref>.
 
К 13 в. было принято постановление, по которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака. Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака<ref>Иев. 110а; ББ. 48б</ref>, но мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой.
 Херем раббену Гершома был принят в большинстве у [[ашкеназы|ашкеназов]], но у [[сефард]]ов в [[Прованс]]е, [[испания|Испании]] и в общинах [[мизрахим]] Северной Африки и Азии полигамия так и не была запрещена, хотя практиковалась и не очень часто.  
Французский тосафист первой половина 13 в., р. [[Самсон бен-Авраам Санский]], также сообщает: «Постановление р. Гершома не привилось ни в нашей стране, ни в граничащем с ней Провансе; чаще всего видим, что набожные и учёные люди и прочие берут себе жён при жизни первой жены»<ref>Бет-Иосиф, Эбен га-Эзер, 1; респонсы מהר״ם מפאדווא‎, 13, 14</ref>.
 Случаи полигамии продолжали встречаться во [[франция|Франции]], так что понадобился новый созыв синода во Франции, который возобновил запрет р. Гершома, допуская лишь единичные исключения при особых условиях и то лишь с разрешения ста раввинов из трех стран, как, например, Арагонии, Ломбардии и Франции<ref>респонсы מהר״ם מרוטנבור‎, 112; Jost, Gesch. etc., 11, 389; ср. также גינת ורדים‎, II, 10</ref>. Испанский раввин, р. [[Соломон Адрет]], сообщает от имени других лиц, что эти интердикты имеют силу лишь до конца пятого тысячелетия по еврейскому летосчислению<ref>респонсы מהר״י קולון‎; 101</ref>. Последствием такого взгляда было то, что позже в Германии нашли необходимым, чтобы жених перед венчанием присягал в том, что будет соблюдать моногамию<ref>Bet Schemuel, Seder Chalizah, 45</ref>. В [[Италия|Италии]] также следовали франко-германским авторитетам<ref>респонсы מהר״ם מפאדווא‎, 13, 14, и р. Иосифа Колона, l. с.</ref>; были случаи П. после десяти лет бездетного брака, но для этого надо было иметь разрешение папы<ref>Leon de Modena, Hist. degli Riti Hebraici, IV, 2, § 2§ 2</ref>.  В Испании ещё в то время, когда интердикт р. Гершома не был общеизвестен, преобладала моногамия. Р. Соломон Адрет указывает на единичные случаи полигамии<ref>респонсы его, № 1205№ 1205, Вена</ref>. Вообще здесь случаи полигамии встречались лишь среди простой массы. Во Франции же встречаем случаи полигамии среди ученых и достойных лиц. Это различие давно уже было отмечено [[Сениор Закс|Сениором Заксом]], который объяснил это явление более высоким культурным уровнем испанских евреев; в глазах последних полигамия считалась противонравственным поступком<ref>Kerem Chemed, VIII, 108</ref>. Но не во всех частях Испании преобладала моногамия. Она имела место в Каталонии; в Кастилии же, напротив, сохранилась бигамия вплоть до начала 14 века<ref>респонсы р. Ниссим, № 48№ 48</ref>. В Наварре полигамия разрешалась евреям даже светской властью — властью — эдиктом короля Теобальда разрешалось евреям иметь столько жён, сколько каждый в состоянии прокормить и содержать; муж должен всех одинаково чтить и уважать и не может бросить одну из них, пока не разойдется со всеми ими<ref>Kayserling, Geschichte d. Juden in Spanien und Portugal, I, 71</ref>. Ввиду такого отношения к полигамии со стороны светской власти, среди наваррских евреев возник обычай, что жених перед венчанием давал обещание, подкрепленное присягой, соблюдать моногамию. Нарушение такого обещания составляет предмет спора, который вели р. [[Хасдай бен-Соломон]] из [[тудела|Туделы]] и р. [[Исаак бен-Шешет]]<ref>респонсы, посл., 398; ср. ib., 208; респонсы Ашери, 33, 1</ref>. Сохранилось также одно специальное постановление о том, что каждый еврей, имеющий больше чем одну жену, должен уплатить известную сумму, возможно, в пользу казны<ref>Jacobs, Sources, XXV, № 104№ 104</ref>. На Востоке интердикт р. Гершома никогда не был признан, но с переселением туда евреев из Испании привился в восточных странах наваррский обычай, чтобы жених давал обещание жить в моногамии. Это обещание затем стали вписывать в кетубу<ref>респонсы רדבּ״ז‎, № 221№ 221, Ливорно</ref>. Когда участились случаи нарушения обещания, то нашли нужным подкреплять присягой, которая, однако, в кетубе не записывалась<ref>респонсы מהרי״ל‎, 118; респонсы רדב״ז‎, l. с.; респонсы р. Илии га-Леви, 104, Константинополь; респонсы רלב״ח‎, 27</ref>. Особенно часты были случаи полигамии, если первый брак оказывался бездетным, так как в этом случае будто бы сам [[Талмуд]] предписывает взять вторую жену, и поэтому никакое обещание против этого не действительно.  Р. [[Ниссим из Каира]] ([[1536 год]]), живший в бигамии (двоежёнстве), нашёл в лице р. [[Леви бен-Хабиб]] горячего защитника полигамии<ref>респонсы Леви бен-Хабиб, 26, 27</ref>.  
Действительно, у восточных и южных еврейских общинах, например у [[горские евреи|горских евреев]], темперамент которых был сильнее, полигамия продолжала существовать вплоть до 20 века. Чаще случаи полигамии встречались среди африканских евреев как видно из респонсов таких раввинов, как р. [[Исаак бен-Шешет]], р. [[Давид ибн-Абу Зимра]], р. [[Симон бен-Цемах Дуран]] и др. Со всей силой негодования против полигамии выступил лишь р. [[Илия га-Леви]], ссылаясь на интердикт р. Гершома<ref>Zekan Aharon, 104</ref>. В переписке между [[иерусалим]]ским, [[хеврон]]ским, каирским и александрийским раввинатами, по поводу случая бигамии, имевшего место в [[Александрия|Александрии]] в 17 веке, приводятся прецеденты полигамии из жизни знаменитых ученых на Востоке. Раввин р. [[Мордехай Боффель]] из [[Сафед]]а женился вторично, предварительно получив на это разрешение от ста раввинов. В бигамии жили также известный [[Нафтали Ашкенази]] и знаменитый каббалист [[Натан Шпиро]].
 
В [[Хазарский каганат|Хазарском каганате]] полигамия была нормой, у хазарского царя было 25 жён.
 Бывали ли случаи полигамии у [[караим]]ов, неизвестно, но вероятно, что она встречалась и у них. [[Гадасси]] теоретически обосновывает допустимость полигамии<ref>Eschkol ha-Kofer, № 324№ 324, 119d</ref>.
=== Новое время ===
== Израиль ==
В [[Ишув]]е полигамия была редким явлением.  
В [[Израиль|Израиле]], чья власть с самого начала имеет левый дискурс, власти считают своим долгом вмешиваться в частную личную жизнь евреев, и запрещать многожёнство.
 В [[1950 год]]у Верховный раввинат Израиля единогласно постановил, что, в случае, если мужчина уже женат, халица должна быть предпочтена левиратному браку.  Характерным примером является немотивированный арест [[Гоэль Рацон|Гоэля Рацона]], арестованным в январе [[2010 год]]а и проживавшим с 17-ю женщинами. Некая феминистка мужененавистница [[Ципи Хотовели]] требовала запретить сожительство еврея с несколькими женщинами<ref>[http://newsru.co.il/israel/25feb2010/likud304.html Инициатива "Ликуда" «Ликуда» и арабов в Кнессете: запрет на "неофициальную полигамию"«неофициальную полигамию»]</ref>.  
В Израиле с [[1951 год]]у полигамия запрещена Законом о равноправии женщин. Нарушение этого «закона» влечёт за собой уголовную ответственность, предусматривающую тюремное заключение. Правда, если репатриант прибыл в Израиль с более чем одной женой, все его браки считаются юридически действительными.
 
Еврейские патриоты выступают за восстановление полигамии:
 
<blockquote>
Полигамия является сильнейшим эволюционным механизмом, отсеивая неконкурентоспособных мужчин. Поскольку в полигамном обществе женщин на всех не хватает, то мужчины, не являющиеся ни умными, ни сильными, ни красивыми автоматически вымирают. Есть и иной вариант: они могут брать себе жен из слаборазвитых стран. Они станут выбирать там лучших женщин, компенсируя в итоге собственные генетические недостатки<ref>[http://samsonblinded.org/rublog/1161.htm Полигамия – Полигамия — это по-еврейски]</ref>.</blockquote>  Лучшие умы, например [[Андрей Зелев]], считают, что нужно не только разрешить многожёнство, но и максимально упростить [[гиюр]] для неевреек, вышедших замуж за еврея: это не только отвечает здравому смыслу, и соответствует древнееврейскому обычаю (жён-неевреек имели и Моисей, и Соломон и ти т. д д.), но таким образом можно будет значительно увеличить число евреев, что необходимо для выживания Израиля и его расширения до приемлемых границ, как минимум [[Великий Израиль|Великого Израиля]], и возвращения исконных еврейских земель за его пределами.  
Кроме того, Андрей Зелев полагает, что для нужд еврейского народа нужно отменить «феминизм» и «равноправие» полов в Израиле, так как феминизм находится в вопиющем противоречии с Торой и Галахой. Зелев настаивает, что феминизм является выдумкой либералов, и не имеет под собой нечего общего с реальностью. Более того, Зелев убеждён, что феминизм и равноправие неэтичны, несправедливы и скоро погубят Запад.
 За восстановление полигамии в Израиле выступает рав [[Дов Штайн]], а также группа незамужних [[харедим|религиозных]] женщин, вступивших в организацию «А-Байт а-Иехуди и-Шалем» («Полный еврейский дом»), которая «предоставляет консультирование по вопросам полигамных браков»<ref>[http://www.jewishnet.ru/articles/434/ Рав Дов Штайн: многоженство спасет Израиль]</ref>.  Раввин [[Йехезкель Софер]] женат на одной женщине, но уже «существует согласие» на то, чтобы привести в дом вторую жену<ref>[http://newsru.co.il/israel/11jul2011/polygam701.html "Полигамия «Полигамия решила бы много проблем"проблем»: ортодоксам предлагают вернуться к многоженству]</ref>. 
В любом случае запрет полигамии р. Гершома закончился.
== Примечания ==
{{примечания|5}}
 
{{Навигация|Евреи}}
[[Категория:Евреи]]
[[Категория:Брак]]
[[Категория:Многожёнство]]