Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Микрокосм

709 байтов убрано, 17:46, 22 декабря 2015
'''Микрокосм''' или '''микрокосмос''' (от греч. μικρός - малый, и от греч. κόσμος - порядок, мир, вселенная) — в [[античность|античной]] [[натурфилософия|натурфилософии]] понимание [[Человек духовный|человек]]а как вселенной ([[макрокосм]]) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества [[метафизика|метафизических]] теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и [[макрокосм]]а макрокосма усматривается также [[мифология|мифологами]] в [[космогония|космогонических]] мифах о создании мира из тела Первочеловека.В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной ([[макрокосм]]) в миниатюре.
== История ==
Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант [[Демокрит]]аДемокрита) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической [[антропология|антропологии]]. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у [[Гераклит]]аГераклита, [[Анаксагор из Клазомен|Анаксагора]], [[Платон]]а Платона и в [[стоицизм]]естоицизме. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом.
{{Начало цитаты}}
Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.
{{Конец цитаты|источник=''[[Сенека]], Письма, 65, 24''}}В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако в виду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата [[ересь|еретическим]] [[пантеизм]]омпантеизмом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.
Видения [[Хильдегарда Бингенская|Хильдегарды из Бингена]] (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер.
Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в [[Эпоха Возрождения|Эпоху Возрождения]]. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическом [[оккультизм]]е [[Корнелиус, Генрих|оккультизме Агриппы Неттесгеймского]] («Оккультная философия») и [[Парацельс]]а Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2).
В эпоху [[механицизм]]а механицизма XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время [[Лейбниц]] придал онтологический статус понятию микрокосма в своей [[монадология|монадологии]] (каждая [[монада]] есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком [[неогуманизм]]е [[Гердер, Иоганн Готфрид|неогуманизме Гердера]] и [[Гёте, Иоганн Вольфганг|Гёте]], а также в [[романтизм]]еромантизме, собенно в учении [[Шопенгауэр]]а Шопенгауэра о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята [[теософия|теософами]] конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму.
== Многослойная конституция микрокосма ==
{{Начало цитаты}}
Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. <…> Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека.
{{Конец цитаты|источник=''«[[Зогар]]»«Зогар»''}}
[[Файл:Конструкция человека.jpg|360px |thumb|left|<big>Человек: планы жизни и принципы-носители (по [[Виктор Андреевич Скумин|В. А. Скумину</big>]]), 1991]]
=== Трёхуровневая конституция человека ===
В представлении [[Оккультизм|оккультных]] учений [[герметизм]]а герметизма в конституции [[Человек духовный|человек]]а различаются три основных уровня бытия: ''телесный'' (''физический'', ''материальный''), ''душевный'' и ''духовный''.
* '''Телесный уровень''' — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. ''жизненное тело''<ref>Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев».</ref> (или ''эфирное тело''), которое каббалисты называют словом ''нефеш''<ref>Израэль Регарди, «Гранатовый сад».</ref>. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель.
{{Начало цитаты}}
Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. <…> Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции.
{{Конец цитаты|источник=''[[Макс Гендель]], «Мистерии розенкрейцерев»''}}* '''Духовный уровень''' — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на ''Йехида'', что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также ''Хабс'' или ''Звезда''<ref>"Почитайте же Хабс, и смотрите, мой свет струится над вами! " ([[Книга Закона]], I:9).</ref>), ''Хиа'', то есть Воля или Творческий принцип, ''Нешама'', то есть интуиция и способность понимать Волю Хабс.
Трёхчастная конституция человека представляется также в [[Христианский мистицизм|христианском мистицизм]]емистицизме.<ref>[[Бёме, Якоб|Якоб Бёме]]. О тройственной жизни человека</ref>
=== Микрокосм в каббале ===
В каббале строение микро- и макрокосма раскрывается в [[Основные понятия в Каббале#Строение миров|системе пяти миров]].
Многослойная конституция человека описывается также в [[Индуизм|индуизме]], [[Тибетский буддизм|тибетском буддизме]] и [[Теософия|теософии]]. (См. статью [[Тонкие тела]]).
== См. также ==
Редактор
600
правок