Микрокосм — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
'''Микрокосм''' или '''микрокосмос''' (от греч. μικρός - малый, и от греч. κόσμος - порядок, мир, вселенная) — в [[античность|античной]] [[натурфилософия|натурфилософии]] понимание [[Человек духовный|человек]]а как вселенной ([[макрокосм]]) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества [[метафизика|метафизических]] теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и [[макрокосм]]а усматривается также [[мифология|мифологами]] в [[космогония|космогонических]] мифах о создании мира из тела Первочеловека.
+
'''Микрокосм''' или '''микрокосмос''' (от греч. μικρός - малый, и от греч. κόσμος - порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание [[Человек духовный|человек]]а как вселенной ([[макрокосм]]) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается также мифологами в [[космогония|космогонических]] мифах о создании мира из тела Первочеловека.
В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной ([[макрокосм]]) в миниатюре.
+
В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной (макрокосм) в миниатюре.
  
 
== История ==
 
== История ==
Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант [[Демокрит]]а) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической [[антропология|антропологии]]. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у [[Гераклит]]а, [[Анаксагор из Клазомен|Анаксагора]], [[Платон]]а и в [[стоицизм]]е. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом.
+
Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант Демокрита) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической антропологии. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у Гераклита, Анаксагора, Платона и в стоицизме. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом.
 
{{Начало цитаты}}
 
{{Начало цитаты}}
 
Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.
 
Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.
{{Конец цитаты|источник=''[[Сенека]], Письма, 65, 24''}}
+
{{Конец цитаты|источник='' Сенека, Письма, 65, 24''}}
В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако в виду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата [[ересь|еретическим]] [[пантеизм]]ом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.
+
В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако в виду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата еретическим пантеизмом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.
  
Видения [[Хильдегарда Бингенская|Хильдегарды из Бингена]] (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер.
+
Видения Хильдегарды из Бингена (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер.
  
Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в [[Эпоха Возрождения|Эпоху Возрождения]]. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическом [[оккультизм]]е [[Корнелиус, Генрих|Агриппы Неттесгеймского]] («Оккультная философия») и [[Парацельс]]а («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2).
+
Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в Эпоху Возрождения. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическом оккультизме Агриппы Неттесгеймского («Оккультная философия») и Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2).
  
В эпоху [[механицизм]]а XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время [[Лейбниц]] придал онтологический статус понятию микрокосма в своей [[монадология|монадологии]] (каждая [[монада]] есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком [[неогуманизм]]е [[Гердер, Иоганн Готфрид|Гердера]] и [[Гёте, Иоганн Вольфганг|Гёте]], а также в [[романтизм]]е, собенно в учении [[Шопенгауэр]]а о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята [[теософия|теософами]] конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму.
+
В эпоху механицизма XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время Лейбниц придал онтологический статус понятию микрокосма в своей [[монадология|монадологии]] (каждая [[монада]] есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, а также в романтизме, собенно в учении Шопенгауэра о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята [[теософия|теософами]] конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму.
  
 
== Многослойная конституция микрокосма ==
 
== Многослойная конституция микрокосма ==
 
{{Начало цитаты}}
 
{{Начало цитаты}}
 
Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. <…> Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека.
 
Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. <…> Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека.
{{Конец цитаты|источник=''«[[Зогар]]»''}}
+
{{Конец цитаты|источник=''«Зогар»''}}
  
 
[[Файл:Конструкция человека.jpg|360px |thumb|left|<big>Человек: планы жизни и принципы-носители (по [[Виктор Андреевич Скумин|В. А. Скумину</big>]]), 1991]]
 
[[Файл:Конструкция человека.jpg|360px |thumb|left|<big>Человек: планы жизни и принципы-носители (по [[Виктор Андреевич Скумин|В. А. Скумину</big>]]), 1991]]
  
 
=== Трёхуровневая конституция человека ===
 
=== Трёхуровневая конституция человека ===
В представлении [[Оккультизм|оккультных]] учений [[герметизм]]а в конституции [[человек]]а различаются три основных уровня бытия: ''телесный'' (''физический'', ''материальный''), ''душевный'' и ''духовный''.
+
В представлении оккультных учений герметизма в конституции [[Человек духовный|человек]]а различаются три основных уровня бытия: ''телесный'' (''физический'', ''материальный''), ''душевный'' и ''духовный''.
  
 
* '''Телесный уровень''' — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. ''жизненное тело''<ref>Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев».</ref> (или ''эфирное тело''), которое каббалисты называют словом ''нефеш''<ref>Израэль Регарди, «Гранатовый сад».</ref>. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель.
 
* '''Телесный уровень''' — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. ''жизненное тело''<ref>Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев».</ref> (или ''эфирное тело''), которое каббалисты называют словом ''нефеш''<ref>Израэль Регарди, «Гранатовый сад».</ref>. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель.
Строка 29: Строка 29:
 
{{Начало цитаты}}
 
{{Начало цитаты}}
 
Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. <…> Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции.
 
Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. <…> Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции.
{{Конец цитаты|источник=''[[Макс Гендель]], «Мистерии розенкрейцерев»''}}
+
{{Конец цитаты|источник=''Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев»''}}
* '''Духовный уровень''' — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на ''Йехида'', что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также ''Хабс'' или ''Звезда''<ref>"Почитайте же Хабс, и смотрите, мой свет струится над вами! " ([[Книга Закона]], I:9).</ref>), ''Хиа'', то есть Воля или Творческий принцип, ''Нешама'', то есть интуиция и способность понимать Волю Хабс.
+
* '''Духовный уровень''' — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на ''Йехида'', что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также ''Хабс'' или ''Звезда''<ref>"Почитайте же Хабс, и смотрите, мой свет струится над вами! " (Книга Закона, I:9).</ref>), ''Хиа'', то есть Воля или Творческий принцип, ''Нешама'', то есть интуиция и способность понимать Волю Хабс.
  
Трёхчастная конституция человека представляется также в [[Христианский мистицизм|христианском мистицизм]]е.<ref>[[Бёме, Якоб|Якоб Бёме]]. О тройственной жизни человека</ref>
+
Трёхчастная конституция человека представляется также в христианском мистицизме.<ref>Якоб Бёме. О тройственной жизни человека</ref>
  
 
=== Микрокосм в каббале ===
 
=== Микрокосм в каббале ===
В каббале строение микро- и макрокосма раскрывается в [[Основные понятия в Каббале#Строение миров|системе пяти миров]].
+
В каббале строение микро- и макрокосма раскрывается в системе пяти миров.
  
Многослойная конституция человека описывается также в [[Индуизм|индуизме]], [[Тибетский буддизм|тибетском буддизме]] и [[Теософия|теософии]]. (См. статью [[Тонкие тела]]).
+
Многослойная конституция человека описывается также в индуизме, тибетском буддизме и теософии. (См. статью [[Тонкие тела]]).
  
 
== См. также ==
 
== См. также ==

Текущая версия на 17:46, 22 декабря 2015

Микрокосм или микрокосмос (от греч. μικρός - малый, и от греч. κόσμος - порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается также мифологами в космогонических мифах о создании мира из тела Первочеловека. В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной (макрокосм) в миниатюре.

История

Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант Демокрита) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической антропологии. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у Гераклита, Анаксагора, Платона и в стоицизме. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом.

Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.

В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако в виду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата еретическим пантеизмом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.

Видения Хильдегарды из Бингена (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер.

Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в Эпоху Возрождения. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическом оккультизме Агриппы Неттесгеймского («Оккультная философия») и Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2).

В эпоху механицизма XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время Лейбниц придал онтологический статус понятию микрокосма в своей монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, а также в романтизме, собенно в учении Шопенгауэра о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята теософами конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму.

Многослойная конституция микрокосма

Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. <…> Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека.

Человек: планы жизни и принципы-носители (по В. А. Скумину), 1991

Трёхуровневая конституция человека

В представлении оккультных учений герметизма в конституции человека различаются три основных уровня бытия: телесный (физический, материальный), душевный и духовный.

  • Телесный уровень — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. жизненное тело[1] (или эфирное тело), которое каббалисты называют словом нефеш[2]. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель.
  • Душевный уровень (руах в каббале) — (иногда это начало подразделяют на тело желаний и ум, желая выделить последний) — место, где расположено изменчивое и беспокойное я, которое человек знает и в котором себя осознаёт, и именно тело желаний побуждает человека искать чувство удовлетворения.

Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. <…> Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции.

  • Духовный уровень — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на Йехида, что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также Хабс или Звезда[3]), Хиа, то есть Воля или Творческий принцип, Нешама, то есть интуиция и способность понимать Волю Хабс.

Трёхчастная конституция человека представляется также в христианском мистицизме.[4]

Микрокосм в каббале

В каббале строение микро- и макрокосма раскрывается в системе пяти миров.

Многослойная конституция человека описывается также в индуизме, тибетском буддизме и теософии. (См. статью Тонкие тела).

См. также

Примечания

  1. Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев».
  2. Израэль Регарди, «Гранатовый сад».
  3. "Почитайте же Хабс, и смотрите, мой свет струится над вами! " (Книга Закона, I:9).
  4. Якоб Бёме. О тройственной жизни человека

Литература

  1. Theories of Macrocosms and Microcosms in the History of Philosophy, G. P. Conger, NY, 1922. (англ.)
  2. Скумин В. А., Бобина Л. А. Пропедевтика культуры здоровья. Учебник. — Новочебоксарск: Терос, 1994. — 192 с. — 500 экз. — ISBN 5-88167-002-7
  3. Скумин В. А. Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке. — Новочебоксарск: Терос, 1995. — 132 с. — 500 экз. — ISBN 5-88167-003-5
  4. Скумин В. А. Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — 540 экз. — ISBN 5-88167-019-1
  5. Скумин В. А., Бобина Л. А. Культура и здоровье – определение и синтез понятий. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 40 с. — ISBN 978-5-88167-036-8
  6. Скумин В. А., Бобина Л. А. Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5
  7. Скумин В. А., Бобина Л. А. Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2