Конёк-Горбунок (балет Щедрина)
«Конёк-Горбунок» — балет в 4 актах с прологом и эпилогом по одноименной сказке П. П. Ершова. Композитор Родион Щедрин, авторы сценария — балетмейстер Василий Вайнонен и драматург Павел Маляревский.
Премьера: 4 марта 1960 — московский Большой театр, балетмейстер Александр Радунский.
Содержание
История создания
За сотню лет до того, в 1864 году, на русской сцене (императорский Петербургский Большой Каменный театр) уже появлялся балет на этот же сюжет и с таким же названием — это был балет композитора Цезаря Пуни в постановке главного балетмейстера Петербургской императорской труппы Артура Сен-Леона «Конек-горбунок (балет Пуни)». Это был первый балет на русскую национальную тематику. Он имел шумный успех, и его лубочной стиль надолго воцарился на русской хореографической сцене. Демократическая критика XIX века не восприняла его, усмотрев явную имперскую патетику постановки, посвященной Александру Второму-Освободителю (именно на долю этого императора выпало наконец-то освободить Россию от крепостного права). Но сценический успех хореографии Артура Сен-Леона был неоспорим. Балет Пуни еще много лет входил в репертуар русских театров.
Однако при советской власти старорежимный балет, созданный Цезарем Пуни и Артуром Сен-Леоном, был официально признан «некошерным», то есть своей имперской сущностью не очень соответствующим делу построения социализма и коммунизма во всем мире; поэтому решено было создать советский балет «Конек-Горбунок».
Новый балет был сочинен, по некоторым данным, в 1955 году[2], по другим — в 1958 году[3] по заказу дирекции московского Большого театра молодым композитором Родионом Щедриным, тогда ещё студентом консерватории, которому на тот момент было немногим более двадцати лет.
А предшествовала появлению музыки поездка в белорусскую глушь, к природе, — пояснял сам композитор через много лет. Там, вдали от цивилизации, среди простых людей, наслаждаясь деревенской жизнью, он слушал народные песни[2]: «Музыка к балету „Конек-Горбунок“ — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой „поймал“ я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…» — говорил сам композитор Родион Щедрин[4]. В Большом театре на репетиции начинающий композитор впервые увидел Майю Плисецкую, к тому времени молодую, но уже известную балерину. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года[3]
Премьера балета прошла в Большом театре в 1960 году.
В 1961 году его постановка была экранизирована (см. фильм-балет «Сказка о Коньке-горбунке» — видеоролики).
Краткое содержание
Балет Р. Щедрина полон юмора, озорства, скоморошества, красочности русского лубка. А главное — сатирически подает образ царя, что соответствовало всему: и первичной литературной основе, и идеологическому настрою времени появления нового балета. А сочиненная Р. Щедриным талантливая музыка в русско-лубочном стиле при всех остальных условиях устраивала всех.
Пролог
Крестьянский сын Иван стерег пшеницу и поймал вора — волшебного коня, который в откуп дал Ивану трех коней: двух красавцев расписных, а третьего — конька по прозванью горбунка.
Акт первый
Иван с братьями продавал коней царю, но кони не хотели продаваться без Ивана, и царь взял Ивана конюхом.
Акт второй
Прежний конюх разозлился и донес на Ивана, что тот желает привезти Царь-девицу. Царь послал тогда сам за ней Ивана, и Конек-горбунок помог Ивану выполнить поручение.
Акт третий
Чтобы жениться на Царь-девице, царь решил омолодиться, искупавшись в кипятке, но опробовать способ омоложения сначала на Иване. Тот вынужден был подчиниться, нырнул в кипяток и вынырнул ослепительным красавцем, добрым молодцем. Тогда и царь, полный надежд и не подозревающий о подвохе и мошенничестве, нырнул в кипяток и… заживо сварился.
Эпилог
Свадьба Ивана и Царь-девицы.
Основные постановки
- 4 марта 1960 — Большой театр, балетмейстер Александр Радунский, художник Борис Волков, дирижёр Геннадий Рождественский; Иванушка — Владимир Васильев (позже в дальнейших спектаклях Николай Тарасов), Царь-девица — Римма Карельская (затем Майя Плисецкая), Царь — Александр Радунский, Конёк-Горбунок — Алла Щербинина; спектакль экранизирован в 1962 году.
- 21 декабря 1963 — Ленинградский малый театр, балетмейстер Игорь Бельский, художник Михаил Гордон, дирижер Юрий Богданов; Иванушка — Анатолий Сидоров, Царь-девица — Лариса Климова, Царь — А. Г. Маликов, Конёк-Горбунок — А. Г. Мирецкий.
- 29 апреля 1981 — Театр им. Кирова (тот же Мариинский театр, только по-советски), балетмейстер Дмитрий Брянцев, худ. М. А. Соколова, дирижёр Валерий Гергиев; Иван — Николай Ковмир, Красна-девица — Н. В. Павлова, Царь — П. М. Русанов, Конёк-Горбунок — Анатолий Сапогов.
- В 1983 году осуществлена постановка спектакля стажёром-балетмейстером ГАБТ СССР.Соковиковой Н. В. Худ. М. А. Соколова. дир. Ю.Факторович. Исполнители: Царь-девица Л.Кондрашова, Иванушка-Засл. арт. РСФСР В.Рябов,Царь-Горох С.Колесник. 1985 году в новой редакции спектакль был усилен Нар. арт. РСФСР, Л.Гаршуновой, Л. Матюхиной, лауреатом межд. конкурсов Дм. Симкиным. Балет продержался в репертуаре театра до 1992 года, сошёл из репертуара в связи со значительным сокращением труппы.
- 28 июля 1983 — Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер Дмитрий Брянцев, художник М. А. Соколова, дирижер Георгий Жемчужин; Девица-Краса — Маргарита Дроздова, Иван — Владимир Кириллов, Царь — Александр Домашёв, Конёк-Горбунок — Вячеслав Саркисов; спектакль снят на ТВ в 1985 году.
Балет неоднократно ставился в других городах Советского Союза.
- 1999 — Большой театр; для этой постановки Щедриным была сделана новая версия балета, превратившая его в ослепительную русскую феерию[3]; балетмейстер Николай Андросов, художник Борис Мессерер; Царь-девица — Анастасия Волочкова (позже Екатерина Шипулина), Иван — Юрий Клевцов, Кобылица — Екатерина Шипулина, Спальник — Андрей Меланьин.
- 2009 — Новая редакция по либретто Максима Исаева, Мариинский театр. Хореография Алексея Ратманского, художник Максим Исаев, дирижер Валерий Гергиев. Конёк-Горбунок — Илья Петров, Григорий Попов, Александр Куликов; Иван — Михаил Лобухин и Леонид Сарафанов, Царь — Андрей Иванов и Роман Скрипкин, Царь-девица — Виктория Терешкина и Алина Сомова, Спальник — Юрий Смекалов, Кобылица — Екатерина Кондаурова, Кони — Сергей Попов, Камиль Янгуразов[5].