Последние изменения на 15:38 10 января 2016

Коммунизм

Версия от 15:38, 10 января 2016; Cat1987 (обсуждение | вклад) (Начало uk.wikipedia.org/wiki/Комунізм, CC-BY-SA 3.0)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Коммунизм — политическая идеология, основанная на идее общества всеобщего равенства и свободы, общественной собственности на средства производства и безденежного перераспределения имущества[1].

Первичные идеи коммунизма происходят от ранне-христианских общин, которые придерживались принципа общественного имущества. Позже — от средневековых сект, которые основывались на Христовой идеи «любви к ближнему». Также время под понятием «первобытный коммунизм» подразумевается примитивные общественные формы доисторической населения[2].

В новое время, в XIX в., в результате влияния Французской революции с ее лозунгами свободы, равенства и братства, идеи об отмене социального неравенства людей и построения бесклассового общества привели к формированию отдельной специальной общественной теории — коммунизма. Классиками ее считаются К.Маркс и Ф.Энгельс. Их последователями в ХХ в. считаются такие политические деятели, как В. Ульянов (Ленин), Л. Бронштейн (Троцкий), И. Джугашвили (Сталин), Мао Цзедун и др.

В наше время, с точки зрения собственной апологетики, коммунизм — это общественный строй (или особая общественно-экономическая формация), основанный на обобществлении средств производства; это также научное и философское учение о будущем бесклассовом обществе, в котором отсутствует частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком; а также это практика воплощения этого учения в жизнь.

С точки зрения критики идея коммунизма считается утопией, попытка воплощения которой в жизнь в ХХ веке стоила человечеству несколько сотен миллионов людских жертв.

Коммунистическая государственная политическая практика подверглась осуждению в большинстве стран Европы, где раньше существовали коммунистические политические режимы. По этому поводу в частности была принята Резолюция Совета Европы № 1481 относительно осуждения коммунизма.

Различные формы коммунизма условно делятся на:

  • общественно-политические учения и философии;
  • политическую идеологию и доктрину;
  • политические движения, партии, государственные образования и межгосударственные группировки (блоки), которые идентифицировали себя как коммунистические.

История коммунистических идей

Ранние этапы становления коммунистических идей

Первые коммунистические идеи провозглашались еще в античной Греции в частности в произведениях Платона и Аристотеля. Платон выступающие против софистов отстаивал идею Всеобщего Блага, центральной в его понимании государства вообще и идеальной (в платоновском смысле) государства в частности. Ради Общего Блага в идеальном государстве Платона запрещена частная собственность. Аристотель в сочинении «Политика» критиковал идеи Платона и отстаивал необходимость частной собственности, однако выдвинул не менее важную для становления коммунизма идею снятия общественного разделения труда по возрасту, и идею того, что общество должно создавать условия каждому гражданину для универсального развития. Именно поэтому 8 книга «Политики» посвящена воспитанию.

Раннее христианство также выдвигало круг идей, имевших значение для становления коммунизма. Оно было религией рабов, стремящихся к уничтожению своего рабского положения. Именно поэтому, равенство людей, провозглашалась в раннем христианстве, понималась как равенство перед богом, в то же время каждого человека определяли как раба божьего.

Просвещение и утопический социализм

История коммунистических идей тесно связана с общей историей европейского общества: история, создается в контексте рабочего социализма, то есть в связи с репрезентацией экономических противоречий общества и с антропологией труда — от Фурье к Маркса и Энгельса. Современное понимание коммунизма имеет свои корни в гуманистических идеях представителей французского просвещения. Французские просветители, в частности Ж. Ж. Руссо пришли к пониманию неравенства людей как неровности собственности. Общая гуманистическая направленность идей, которые развивали просветители, выкристаллизовалась в лозунге французской буржуазной революции «Свобода, равенство, братство». Эти идеи оказали значительное влияние на становление французского социализма, который был важной ступенью становления теории коммунизма. Критика общества частной собственности является неотъемлемой частью развития коммунистических идей. Коммунизм как идейное выражение исторической необходимости преодоления частной собственности на средства производства, на первых порах выступает как распространение отношений частной собственности на все общество.

Самыми яркими представителями французского социализма были Анри Сен-Симон и Шарль Фурье.

Сен-Симон выдвигал идею общества, управляется на началах разума, развития науки и промышленности. В этом он является последователем просвещения, который последовательно проводит идеи своих предшественников в несколько иных общественных условиях. Основываясь на таких принципах, Сен-Симон выдвинул идею о том, что политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и процессами производства, то есть выдвигает мысль о необходимости отмены государства. По Сен-Симоном промышленное производство и, соответственно, промышленная труд является основой общественного богатства и общественного развития. И Сен-Симон соответствии с этим выступает за господство промышленников и улучшения положения рабочих

Шарлю Фурье первому принадлежит мысль, что в обществе степень эмансипации женщины является естественным мерилом общей эмансипации общества. Весь предыдущий ход истории он делит на четыре ступени: дикость, патриархат, варварство и цивилизация. Последняя совпадает у него с буржуазным обществом. Фурье критиковал цивилизацию провозглашая, что цивилизация оказывает сложную лицемерную форму существования всяком порока, который практиковало варварство, но в более простом виде, а также утверждал, что в цивилизации источником бедности богатство.

В этом контексте стоит вспомнить достижение Роберта Оуэна. Он не только высказывал коммунистические идеи, но и попытался воплотить, пытаясь создать условия для полноценной жизни и развития рабочих Нью-Ланарка. Оуэн видел основу будущих общественных преобразований в прогрессе технологий, которые служат лишь для обогащения единиц и порабощения трудящихся масс. Он считал, что их можно использовать для обогащения, а на пользу обществу. Такое использование и общественная собственность позволят создать условия где люди будут работать ради общего благосостояния. По мнению Оуэна на пути дальнейшего развития общества стоят частная собственность, религия и существующая форма брака. Он также внес вклад в развитие рабочего движения в Англии.

Марксизм

Дальнейшее развитие коммунизма как идейного течения нужно рассматривать в контексте марксизма. Карл Маркс развивал современное понимание коммунизма начиная с критики коммунизма и последовательного ее проведения. Маркс критически переосмыслил утопический «грубый и непродуманный коммунизм»[3]. Для такого грубого коммунизма общность есть лишь общность имущества, а равенство — равенство заработной платы, в то время как общество выступает по отношению к отдельным членам как капиталист, обладающий общественным богатством на основе частной собственности. По мнению Маркса, такая отмена частной собственности в рамках идей грубого коммунизма не является ее подлинным. Именно поэтому такой коммунизм, как последовательное выражение частной собственности отрицает личность человека и пытается абстрагироваться от всего чем люди не могут обладать на основе частной собственности. Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти». Зато истинный коммунизм является положительным отменой принципа частной собственности, эксплуатацией человека человеком и отчуждением человека от собственной сущности. К. Маркс выдвигал идею коммунизма как общества, где только только и возможен универсальный, свободное развитие личности. Последней фразой «Манифеста коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс в 1844 году провозглашают: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[4].

Коммунизм как преодоление частной собственности по Марксу одновременно является сохранением всего богатства предшествующего развития, всех достижений общества частной собственности. Для коммунизма должны быть развиты все сущностные силы человека, которые могут возникнуть как мир вещей. Предпосылки для этого создает частная собственность, что, развиваясь, приводит к господству общественных отношений капитала и наемного труда. Постоянно стремясь к обогащению, капитал развивает средства производства, и создает материальные предпосылки для развития богатой индивидуальности, других общественных отношений может быть одинаково всесторонняя и в своем производстве, и в своем потреблении. Эти материальные элементы являются условием того, что труд будет выступать уже не как труд, а как полное развитие универсальной деятельности каждого человека. Это является необходимым основанием перехода человечества на качественно новый, собственно человеческий, уровень развития, начало подлинной истории человечества. Становление коммунизма, по мнению Маркса, является возвращением человека к самому себе как человеку общественной. Именно поэтому преодоление частной собственности понимается как преодоление отчужденного характера труда, то есть — общественного разделения труда.

Марксистское понимание коммунизма

Производство при коммунизме

Коммунизм по Марксу не является общественно экономической формацией, а наоборот является выходом за пределы формаций, то есть такого состояния, когда материальное производство определяет общественную жизнь. Коммунизм наоборот предполагает сознательную построение людьми общественных отношений, научное отношение человечества к своему собственному прогрессирующего воспроизведения, и человека как главную цель общественного производства, а также полное развитие личности в свободной ассоциации людей. А это значит, что весь нетворческий труд за людей должны выполнять вещи — вся совокупность технологий, созданных человеком. Человек, таким образом выводится за пределы производства вещей, в котором она сама выступает как вещь, и становится над ним.[5][6] Маркс развивал идею автоматической фабрики. В русле этой идеи работал советский кибернетик В. М. Глушков, разрабатывая общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой. В коммунистическом обществе отмирают все классовые отношения, в том числе и государство, которое, согласно марксизму, является аппаратом угнетения одного класса другим. С этой точки зрения выражение «коммунистическое государство» лишено смысла. Маркс выступал против понимания коммунизма как обобществления бедности. Коммунистическое общество понимается как общество творческой работы без нормы и вознаграждения, и коммунистического изобилия, когда все предметы потребления одинаково доступны для всех в любом количестве, что предполагает материальное благополучие каждого члена общества на базе развитых технологий.

Понятие равенства людей при коммунизме

Равенство людей при коммунизме понимается не как нивелирование различий между ними. Напротив коммунистическая равенство состоит в том, что она является условием развития индивидуальности всех членов общества. Равенство состоит в том, что общество одинаково для всех создает условия для всестороннего развития способностей и способностей, таланта, и поднимает каждого на передней ступень человеческой культуры. Такой уровень развития членов общества позволит им заниматься любой деятельностью. Это не только результатом, а и условием общественного производства при коммунизме, условием развития деятельности, как способа бытия человека. Коммунистическое общество понимается как общество умных, здоровых, творческих, универсально развитых личностей, уровень общей культуры которых позволит в процессе своей жизни с легкостью осваивать новые виды деятельности и переходить от одного вида интересной для них общественно-необходимой деятельности к другому. В этом, по мнению теоретиков коммунизма состоит преодоления противоречия между универсальной сущности человека и ограниченным односторонним существованием человеческих индивидов в классовом обществе.

Примечания

  1. Schüler Duden. Die Philosophie. — Duden Verlag, Manheim-Leipzig-Wien-Zürich, 1985, S.224-225.
  2. Kommunismus. — In: Schüler Duden. Politik und Gesellschaft. — Duden Verlag, Manheim-Leipzig-Wien-Zürich, 1992, — S. 217.
  3. Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф. Энгельс: соч. в 50 т., 2 издание Т. 42. — Москва: Политиздат, 1955—1981.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии / Карл Маркс, Фридрих Энгельс (пер. с нем.) // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Второе изд. — Т. 4 — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 419—459.
  5. Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов. Т. 46 [пер. с. нем.]: К. Маркс, Ф. Энгельс: соч. в 50 т., 2 издание.
  6. Маркс К. Экономические рукописи 1861—1863 годов. / К. Маркс, Ф. Энгельс: Сочинения, 2 издание. Т. 47. — Москва: Издательство политической литературы — 660 с.

Ссылки

Литература

  • Платон. Государство (пер. с древнегр.) — Киев: «Основы», 2005. — 355 с.
  • Томас Мор, Таммазо Кампанелла. Утопия. Город Солнца (пер. с лат.) — Киев: «Днепр», 1988. — 207 с.
  • Фридрих Энгельс. Основные принципы коммунизма (пер. с нем.) — Виннипег: «Рабочий народ», 1918. — 50 с.
  • Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — Париж, 1937 — Москва: Наука, 1990—224 с. (Рус.)
  • Словарь иностранных слов. (Под ред. Чл.-корр. АН УССР А. С. Мельничука) — Киев, Главная редакция УСЭ, 1974, С. 347
  • Философский энциклопедический словарь. Москва, Советская Энциклопедия, 1983. — С. 266—269
  • Энциклопедия политической мысли. — К .: Дух и Литера, 2000.
  • Ален Безансон. Беда века: О коммунизме, нацизме и уникальности холокоста. — Киев, изд-во «Пульсары», 2007. ISBN 978-966-8767-87-6
  • История в терминах и понятиях: справочник / Под общ. ред. Орловой Т. В. — Вышгород, 2014.
  • Куртуа Стефан, Верт Николя, Панне Жан-Луи и др. Черная книга коммунизма: Преступления, террор и репрессии / Пер. с фр. Я. Кравец.- Львов: Афиша, 2008. — 712 с.