Изменения

Катарино Альбертович Кавос

225 байтов добавлено, 16:16, 8 января 2017
[[Файл:Catterino-Cavos.jpg|250 px|thumb|Катарино Кавос. Портрет работы Осокина]]
'''Катарино Камилло Альбертович Ка́вос''' ({{lang-it|Catarino Camillo Cavos}}; 30 октября 1775, [[Венеция]]  — 28 апреля (10 мая) 1840, [[Санкт-Петербург]])  — итальянский и российский композитор, дирижёр, органист и педагог.
Сыграл видную роль в развитии российской музыкальной культуры.
== Начало биографии ==
Происходил из старинной [[Венеция|венецианской семьи]], отец — отец — Джованни Кавос был венецианским хореографом<ref>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Balet/k.php Русский балет. Энциклопедия]</ref> и там же возглавлял как директор [[Ла Фениче|Театро Фениче]] (La Fenice).
С детства стал учиться музыки у прославленного педагога [[Франческо Бьянки (композитор)|Ф. Бьянки]]<ref name=muzsl>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Музыкальный%20словарь/Кавос/ Музыкальный словарь. Кавос]</ref>, профессора капеллы св. Марка<ref name=bbe>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/49344/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81 Большая биографическая энциклопедия. Кавос, Катарино Альбертович]</ref>.
В 12 лет юный Катарино Кавос сочинил первое хоровое произведение — произведение — кантату на прибытие императора [[Леопольд II (император Священной Римской империи)|Леопольда II]] в Венецию. Еще через пару лет юный композитор поразил всех сочинением балета с модным названием «Сильфида» для театра в Падуе. А кроме того, он постоянно давал концерты в Скуоле Сан-Марко (известный собор Св.Марка) и при других храмах<ref>[http://www.benua-memory.ru/predki-benua-materi Предки Бенуа по матери]</ref>.
В 14 лет он, приняв участие в конкурсе и оказавшись лучшим среди нескольких претендентов, был назначен на должность органиста [[Собор Святого Марка|собора Святого Марка]]<ref name=bbe />, но добровольно уступил эту работу своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством и крайне нуждавшемуся<ref name=muzsl />. Этого благородства Кавос не утеряет никогда, и спустя столетия его будут вспоминать не только как великого музыканта, но и как великодушного добропорядочного человека, и благодарность к нему останется в сердцах многих людей навсегда.
== Начало музыкальной карьеры ==
В эти годы он сочинял произведения, среди которых получили известность большая кантата по случаю заключения [[Кампо-Формийский мир|мира в Кампо-Формио]] (1797 г1797 г.), по которому Венеция присоединялась к [[Австрия|Австрии]], и музыка к балету «Сильфида»<ref name=bbe />. Какое-то время молодой музыкант работал репетитором у своего отца при оперной труппе, при этом не оставляя сочинительства. И был приглашен капельмейстером и балетным композитором в [[Падуя|Падую]], затем работал учителем музыки в Венеции и поступил на должность капельмейстера в труппу Астарити<ref name=muzsl /><ref name=rulex>[http://www.rulex.ru/01119389.htm Кавос]</ref>.
К этому времени он уже был женат на итальянской оперной певице Камилле Бальони (Baglioni)<ref name=prujop>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Бальони%20Камилла/ [[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь.  — Изд. 2-е испр. и доп., электронное.  — М., 2008 // Бальони Камилла]</ref>.
== Приезд в Российскую империю ==
О том, как Катарино Кавос попал в Россию, есть несколько вполне заслуживающих доверия версий.
По одной из них, после падения [[Венецианская республика|Венецианской республики]] (1797) Катарино Кавос эмигрировал в Германию. Он уже был известным, хоть и начинающим композитором, когда в 1797, во время пребывания в Германии, он встретил соотечественника антрепренера [[Антонио Казасси]], содержавшего итальянскую оперу в Петербурге, и, по его приглашению уехав в Россию, поступил там в его труппу капельмейстером, но с 1 апреля 1799 г1799 г. стал директором<ref name=bbe />. Музыкальный словарь рассказывает, что в конце 1797 года вся труппа [[Дженнаро Астарити]] (или в другом написании Астаритта или Астарита), где работал Кавос, была приглашена в Петербург директором Императорских театров, кн. [[Николай Борисович Юсупов|Н. Юсуповым]]<ref name=muzsl />: труппа [[Итальянская опера|Итальянской оперы]] Ж. Астаритты — Астаритты — А. Казасси выступала в Санкт-Петербурге в 1796—1806 гг1796—1806 гг. (с перерывами)<ref>[http://encspb.ru/article.php?kod=2804033424 Итальянская опера]</ref>. По другим источникам, в Россию он прибыл в 1798 году<ref name=sovmuz>[http://www.rulex.ru/01275011.htm Россия, Светская музыка (XIX век)]</ref>.
С 1799 (по другим данным, 1797 или 1798) года начинается его деятельность в [[Петербург]]е, куда он прибыл как капельмейстер итальянской труппы Ж. Астаритты, а его жена Камилла Бальони — Бальони — как певица этой же<ref name=prujop />. Европейские труппы при [[Императорские театры России|императорских театрах]] в России были недолговечными, [[Павел I]] собственноручно распустил труппу Астарити и еще несколько, но, правда, она возродились вновь или на их месте оказывались другие, тоже европейские, прибывшие из Европы. Катарино Кавос перешел во французскую труппу, где сочинил музыку к нескольким опереттам<ref name=bbe />. Осенью 1798 году были приглашен в русскую труппу императорских театров<ref name=muzsl />.
== Историческая ситуация ==
Сразу по восшествии на престол императора [[Александр I|Александра I]] обострилась общественная жизнь в России, которая при [[Павел I|Павле]] была подавлена; а вместе с её подъёмом оживилась культура, в том числе театральная. Огромная роль в этом подъёме театра играл К. А А. Кавос Кавос<ref name=sovmuz />.
С 1803 он был назначен капельмейстером итальянской и русской оперных трупп и одновременно музыкальным педагогом в Петербургском театральном училище. В 1806 году от работы в итальянской труппе он был освобождён, но зато на него было возложено управление всей русской оперой, а кроме того в его обязанность входило сочинение музыки для трёх императорских трупп: русской, итальянской и французской<ref name=muzsl />.
== Во главе оперной труппы ==
[[Файл:KavosKaAl.jpg|thumb|К.А А. Кавос Кавос]]
Деятельность Катарино Кавоса на посту главного капельмейстера [[Петербургская императорская труппа|Петербургской императорской труппы]] стала выдающейся.
Помимо заведыванием оперными труппами, в 1832 году он стал директором всех оперных Императорских оркестров. Его жалованье составляло в 1832 году 21000 руб.<ref name=muzsl/>
Катарино Кавос был включен в список самых великих деятелей России эпохи Николая I — I — об этом говорит тот факт, что он был изображен на картине [[Григорий Григорьевич Чернецов|Г. Г Г. Чернецова Чернецова]], написанной по заказу императора в 1832—1837 гг1832—1837 гг., «[[Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге]]»; Катарино Кавос изображен под номером 202 — 202 — художник для облегчения участи зрителей дал каждому изображенному им персонажу свой номер.
Работа Катарино Кавоса включала себя не только административную, но и творческую композиторскую работу: он отвечал за все музыкальные театральные постановки и сам сочинял музыку ко многим из них.
=== Работа с Шарлем Дидло ===
В то время, когда во главе русской оперный труппы в Петербурге стоял К.Кавос, там же возглавлял балетную часть — часть — [[Шарль Дидло]]<ref>[http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MARIINSKI_GOSUDARSTVENNI_AKADEMICHESKI_TEATR_OPERI_I_BALETA.html МАРИИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА]</ref>. Двум этим выдающимся деятелям во многом обязана Россия в развитии театрального искусства. В их содружестве было поставлено несколько балетов: Кавос сочинял музыку, а Дидло разрабатывал сюжеты и хореографию<ref name=muzsl />.
=== Педагогическая деятельность ===
Большую часть работы Катарино Кавоса занимало обучение профессиональным навыкам певцов. Он занимался не только с учащимися театральной школы при Петерубргской императорской труппе, но еще отдавал много времени поискам новых талантов и брался сам за их обучение. Профессиональное музыкальное искусство только начиналось в то время в России. Большинство певиц и певцов было мало образовано, многие даже не знали нотной грамотности и не умели читать ноты<ref name=rulex />.
Помимо певцов, он занимался также с начинающими композиторами, среди его учеников: П. Ф Ф. Турик Турик, [[Николай Васильевич Сушков|Н. В В. Сушков Сушков]], [[Тимофей Васильевич Жучковский|Т. В В. Жучковский Жучковский]], [[Дмитрий Алексеевич Шелехов|Д.А А.Шелехов Шелехов]] и др. Кавос не только обучал их, но и привлекал к своей работе, помогая войти в творческую атмосферу; несколько музыкальных произведений Кавос сочинял с ними совместно.
В течение 1811—1829 гг1811—1829 гг. Катарино Кавос, помимо преподавания в Императорском театральном училище, стал учителем музыки в [[Смольный институт благородных девиц|Смольном институте]]<ref name=rulex />; в 1821 году он получил там должность инспектора.
=== Реформаторская деятельность ===
Кавосу принадлежит авторство ряда реформ в русском оперном театре, в частности, по его настоянию в 1803 г1803 г. русская оперная труппа была отделена от драматической<ref name=sovmuz />. Правда, разделение это шло в несколько этапов. Официально оно произошло лишь в 1836 году<ref>[http://teatr-lib.ru/Library/Petrovskaya/Putevoditel/ Петровская И. Ф., Сомина В. В В. Театральный  Театральный Петербург: Начало XVIII века — века — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / Под общ. ред. И. Ф Ф. Петровской Петровской. СПб., 1994. 448 с.]</ref>, но на практике артисты музыкальных жанров и драмы еще долго существовали совместно, до середины 19 столетия.
=== Редактирование европейских опер ===
Сменив в должности предыдущего главного капельмейстера императорских театров [[Степан Иванович Давыдов|С. И И. Давыдова Давыдова]], Кавос принял и работу по редактированию для русской сцены западноевропейских опер. Среди его работ той поры оперы «Les trois sultanes» («Три султанши») и «Les trois bossus» («Три брата горбуна»), причем опера «Три брата горбуна» стало первым представлением на русском языке и не сходила с репертуара 20 лет<ref name=rulex />. Совместно с [[Степан Иванович Давыдов|С. Давыдовым]] они сделали начатый в 1803 году оперный цикл с продолжениями к опере-[[зингшпиль]] [[Фердинанд Кауэр|Фердинанда Кауэра]] «[[Русалка, или Дева Дуная (цикл опер)|Дунайская русалка]]» («Das Donauweibchen») по пьесе «Дунайская нимфа» [[Карл Фридрих Генслер|Карла Генслера]]. В русской переделке опера называлась «Днепровская русалка»; драматургическая переделка [[Николай Степанович Краснопольский|Николая Краснопольского]]<ref>[http://www.ruthenia.ru/document/541914.html «ДНЕПРОВСКИЕ РУСАЛКИ», статья 1 // автор ИННА БУЛКИНА]</ref><ref>[http://www.science-education.ru/35-1288 СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ОПЕРЫ]</ref><ref>[http://www.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/207.htm Театральная энциклопедия (страница 207)]</ref>.
== Конец ==
В его похоронах принимали участие все оперные оркестры, которыми он заведовал, оркестры и певцы исполнили реквием [[Луиджи Керубини]].
Катарино Кавос был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге; в 1936 году в связи с многочисленными преобразованиями в стране, в том числе и с созданием на территории монастыря Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры музея «Ленинградский некрополь»<ref>[http://www.hotels-in.ru/aleksandro-nevskaya-lavra Александро-Невская лавра]</ref>, прах К.Кавоса вместе с памятником был перенесен туда — туда — в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невскую лавру. Памятник представляет собой четырехконечный крест белого мрамора на прямоугольном гранитном постаменте с профилированным завершением, ступенчатом основании и цоколе. На лицевой стороне постамента вырублена надпись на латинском языке: HIC SITUS EST/CATHARINUS/CAVOS/IMPER. S. VLADIM ORD/lV CLASSIS EQUES/ NATUS VENETIIS XXX OCTO / MDCCL XXV/ ОВИТ PET-ROPOLI XXVIII. ARP./ MDCCCXL. (Перевод: Здесь покоится Катарино Кавос, императорского ордена св. Владимира 4-й степени кавалер. Родился в Венеции 30 октября 1775, скончался в Петрополе 28 апреля 1840)<ref>[http://lavraspb.ru/nekropol/view/item/id/416/catid/3 Александро-Невская Лавра — Лавра — Кавос Катарино Альбертович]</ref>.
== Творческое наследие ==
В течение своей деятельности в России Кавос написал музыку к 32-м русским оригинальным операм и к 6-ти переводным, много водевилей и балетов, кантат, интермедий, полонезов и ти т. п п.<ref name=bbe />. Кавос сочинил до 30 опер, 6 балетов, очень много водевилей, хоров, песен. Некоторые балеты сочинены Кавосом в сотрудничестве с учениками Туриком, [[Николай Васильевич Сушков|Сушковым]] и Шелиховым<ref name=rulex />.
Живя в России и всё больше интересуясь её историей, Кавос обратился к национальной русской музыке. Сюжеты в его произведениях все больше и всё чаще приобретают национальный характер. Первой русской оперой Кавоса стала опера «Князь-Невидимка, или Личарда-волшебник» (текст [[Евграф Федорович Лифанов|Лифанова]], Придворный театр, 1805)<ref name=muzsl />. Эта опера состояла из 6 актов и длилась более 7 часов<ref name=bbe />  — такая длительность в то время не была чем-то особенным: представления длились долго — долго — они были рассчитаны на праздную аристократическую публику. Первая её постановка прошла 5 мая 1805 г1805 г., а через неделю, 12 мая, опера в несколько сокращенном варианте, была представлена императорскому семейству, вызвав весьма положительную реакцию<ref name=bbe />. Затем последовали другие произведения, среди которых: «Илья-Богатырь» (либретто [[Иван Андреевич Крылов|Ивана Крылова]], премьера пошла в 1807 г1807 г., а затем этой опере выпала честь быть в течение 20 лет необходимой принадлежностью всех официальных торжеств<ref name=muzsl />), «Добрыня Никитич», «Жар-Птица» (либретто князя [[Шаховской, Александр Александрович|Александра Шаховского]]), «Светлана» и другие.
Наряду с работой в опере, Кавос писал музыку и к балетам: «Амур и Психея» (1809), «Ополчение, или Любовь к отечеству» [[Иван Иванович Вальберх|И.Вальберха]] и [[Август Леонтьевич Огюст|Огюста]] о патриотизме русского народа в Отечественной войне 1812 года (постановка 1813 г1813 г.<ref name=autogenerated1>[http://www.opeterburge.ru/theatre_480.html Мариинский Государственный академический театр оперы и балета]</ref>; особое место занимает балет «[[Кавказский пленник, или Тень невесты (балет)|Кавказский пленник, или Тень невесты]]» по произведению [[Пушкин Александр Сергеевич|Александру Пушкину]], где он обратился к творчеству великого русского поэта, правда, от пушкинского оригинала мало что осталось (постановка Ш.Дидло, Большой Каменный театр, Петербург, 1823 г1823 г.; в 1827 году постановка прошла в Москве в Большом театре<ref>[http://www.maly.ru/fwd2.php?var=/!_work/history/repertuar.html Сайт Малого театра]</ref>).
Помимо былинных и сказочных сюжетов предметом его творчества становится и история России. Появляются его оперы: «Крестьяне», поставленная в 1814 г1814 г. и изображавшая русскую патриотическую готовность умереть за веру и царя; «Сокол князя Ярослава», «Откупщик Бражкин», «Юность Иоанна III», «Иван Сусанин» — Сусанин» — эта последняя опера пользовалась заслуженным успехом и считается наиболее значительным произведением Катарино Кавоса, это была первая попытка выведения на русской музыкальной сцене в качестве главного героя простого человека из низшего сословия. Значение этой оперы очень важно для русской музыкальной истории — истории — она оказалась предтечей нового русского направления и среди прочего [[Иван Сусанин (опера)|одноименной оперы]] [[Глинка, Михаил Иванович|М. И И. Глинки Глинки]]<ref name=muzsl/>.
=== Опера «Иван Сусанин» ===
Опера «Иван Сусанин» занимает главное место в творчестве Кавоса. Это была первая попытка создания историко-героической русской оперы на русской сцене и потому имеет особое значение. Музыкальное произведение состояло из двух актов<ref name=muzsl />. Текст был написан князем [[Александр Александрович Шаховской|А. И И. Шаховским Шаховским]]. Сюжет обращен к реальным событиям в истории России 17 века, к подвигу крестьянина [[Иван Осипович Сусанин|Ивана Осиповича Сусанина]]<ref>Зонтиков Н. А. [http://susanin.kostromka.ru/97.php Иван Сусанин — Сусанин — герой Отечества]</ref>. Обращение к русской истории было неслучайным. Россия стала для Кавоса второй родиной. ''«Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завёл вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погиб, часто эксплуатировался литературой. …победа над Наполеоном всколыхнула народное самосознание, пробудила интерес к собственной истории, победам и поражениям предыдущих войн. К образу героя-аристократа постепенно стал приближаться образ народного героя. Идеально на эту роль подходил Иван Сусанин, народный герой русско-польской войны XVII века»,''  — пишет музыкальный критик [[Виктор Михайлович Коршиков |Виктор Коршиков]]<ref name="two">[http://sauserful.livejournal.com/256019.html Два Ивана Сусанина, автор Виктор Коршиков]</ref><ref name=kniga>книга: ''[[Виктор Михайлович Коршиков|В.Коршиков]]''. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только.  — М., ЯТЬ, 2007.  — 246 с.</ref>, объясняя причины, побудившие обратиться к теме.
Опера была поставлена в [[Большой театр (Санкт-Петербург)|Петербургском Большом Каменном театре]] 19 октября 1815 года<ref name=autogenerated1 /><ref name=rulex /> (причем под названием «Иван Суссанин» — Суссанин» — с двойным ''с''<ref>[http://pushkin.teamt.ru/performances/757/index.html?name=&per_page=10&theater_id=0 ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА (стр. 757)]</ref>); исполнители: [[Пётр Васильевич Злов|П. Злов]]  — Сусанин, [[Елизавета Семеновна Сандунова|Е. Сандунова]]  — Маша, [[Василий Михайлович Самойлов|В. Самойлов]]  — Матвей<ref name=opera>[http://www.classic-music.ru/opera_susanin.html Опера Катарино Кавоса «Иван Сусанин», автор А. Гозенпуд]</ref>, [[Елена Яковлевна Сосницкая|Е. Сосницкая]]  — Алексей.
Когда в Петербурге открывался другой театр императорской труппы — труппы — [[Александринский театр]]  — 31 августа (12 сентября) 1832 года,  — первое торжественное представление в нем началось увертюрой из оперы Кавоса «Иван Сусанин»<ref>[http://www.biletexpress.ru/teatr-articles/230/462.html Российский государственный академический театр драмы им. А. С С. Пушкина  Пушкина (Александринский театр)]</ref>. Собственно, и сам оперный спектакль, в связи с открытием новых театров петербургской труппы, демонстрировался время от времени и там: В Александринском театре, Михайловском театре…
20 ноября 1826 г1826 г. опера Кавоса «Иван Сусанин» вошла и в репертуар Большого театра, Москва. Среди исполнителей: [[Николай Владимирович Лавров|Н. В В. Лавров Лавров]]  — Иван Сусанин, [[Дарья Матвеевна Лаврова|Д. М М. Лаврова Лаврова]]  — Алексей<ref>[http://next.feb-web.ru/test/pruzhan/abc/pru/pr1-1019.htm ЛАВРОВА (по мужу; урожд. Сабурова) Дарья Матвеевна]</ref>, [[Надежда Васильевна Репина|Н. В В. Репина Репина]]  — Маша, [[Петр Александрович Булахов|П. А А. Булахов Булахов]]  — Матвей<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/14020/Булахов Большая биографическая энциклопедия. 2009. Булахов, Петр Александрович]</ref>.
Опера в течение многих лет представлялась на обеих императорских сценах. В Петербургской императорской труппе последний спектакль прошел в 1854 г1854 г.<ref name=opera/>.
Однако драматически образы в опере Кавоса были достаточно просты и схематичны, хотя по музыкальной части она делала огромный шаг вперед: впервые была дана развернутая полифоническая обработка для хора и оркестра русской народной песни (ария «Не бушуйте, ветры буйные»)<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%20%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%20%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/ Хоровой словарь. Кавос Катарино Альбертович]</ref>.
Аналитическому разбору этого произведения Кавоса посвящены всего две музыковедческие статьи — статьи — известного советского критика и музыковеда [[Абрам Акимович Гозенпуд|Абрама Гозенпуда]] [http://www.classic-music.ru/opera_susanin.html «Опера Катарино Кавоса „Иван Сусанин“»]<ref name=opera/> и современного музыкального исследователя [[Виктор Михайлович Коршиков|Виктора Коршикова]] [http://sauserful.livejournal.com/256019.html «Два „Ивана Сусанина“»]<ref>[http://www.historyofday.com/event/operas-of-mikhail-glinkas-life-for-the-tsar-ivan-susanin-/ Поставлена опера Михаила Глинки ″Жизнь за царя″]</ref>  — и это несмотря на то, что именно эта опера задала новое направление русского музыкально-сценического искусства — искусства — в собственную историю, где героем сразу в обоих смыслах — смыслах — и главным действующим лицом, и совершим подвиг — подвиг — стал не мифический персонаж, не царь или полководец, ну уж на худой конец офицер, а представитель народа, самого низшего социального слоя — слоя — крестьянин.
[[Абрам Акимович Гозенпуд]] относит просчеты оперы к автору либретто: ''«Бессильный передать величие подвига героя, Шаховской вообще отказался от трагического финала: Сусанин намеренно плутает по лесу с поляками, пока не появляется русский отряд и не освобождает его. Весь текст написан в расчете на традиционные формы комической оперы, в которой вокальные номера чередуются с диалогами. <…> В партитуре Кавоса почти совершенно отсутствует героическое начало»''<ref name=opera/>.
Виктор Коршиков пишет: ''«В хоровой песне крестьян „Не бушуйте, ветры буйные“ чувствуется начало того русского хорового стиля, который был впоследствии использован Глинкой, Римским-Корсаковым и Бородиным и достиг зенита у Модеста Мусоргского. В этом фрагменте были использованы принципы народных подголосков, а басы, которые прежде считались орнаментом для хора, вели основную мелодию. Случай уникальный для начала XIX века. Вообще наиболее яркие исполнения в опере Катарино Кавоса были именно хоровые. <…> Написана была первая русская опера в стиле французской „опера комик“ — комик“ — диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. Шаховской изменил финал: его Сусанин не умирает смертью героя, а блуждает с польским отрядом по лесу от дерева к дереву в разных концах сцены и ждет, когда явится русский отряд, убьет поляков и освободит его. Сусанин Шаховского сам объясняет свой подвиг односельчанам по ходу дела так: „По лесу с гостями я буду гулять, а вам нужно русский отряд подозвать. Все русские воины поляков убьют, а после меня к вам домой доведут“. Так оно в конце концов и случилось. И довольные селяне поют хвалу соседу, нагулявшемуся с доброжелательными гостями по просторам сцены»''<ref name=kniga />.
''«Конечно,''  — замечает автор далее,  — ''столь наивная трактовка образов и героев, и врагов не могла удовлетворить проснувшееся в России чувство патриотического самосознания, она не достигала ожидаемого трагедийного пафоса. Поэтому можно сказать, что нового музыкального творения на ту же тему уже ждали».''<ref name="two"/><ref name=kniga />.
Этим новым музыкальным творением стала опера с [[Иван Сусанин (опера)|аналогичным названием]] молодого композитора [[Михаил Иванович Глинка|Михаила Глинки]]. Кавос не только согласился принять к постановке новую оперу, которая явно конкурировала с его собственной<ref name=muzsl />, но и стал ее первым дирижером; эта постановка прошла 09 декабря 1836 г1836 г. и стала последней для К.Кавоса<ref name=rulex />. И при этом он вовсе не собирался снимать с репертуара своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, шли на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях. До середины XIX века обе оперы постоянно исполнялись на столичных сценах, а в 50-х годах произведение Кавоса пользовалось даже большей популярностью, чем опера Глинки. Одним из актёров, участвовавших в обеих постановках, был [[Осип Афанасьевич Петров|Осип Петров]], ученик Кавоса. В обоих спектаклях с одинаковым сюжетом он исполнял одну и ту же роль главную партию Ивана Сусанина и прославился исполнением в обеих постановках.
{{youtube|8wQWELA85qw|"Иван Сусанин", финал ("Маркелловы голоса". Яна Мамонова - сопрано, Василий Новиков - тенор, Андрей Соколов - баритон. Дирижёр - Игорь Тюваев). Камерный зал Новосибирской филармонии, апрель 2008}}
В начале ХХ века в некоторых театрах было несколько попыток восстановить оперу Кавоса, однако все они оказались тщетны, так и не завершившись постановкой спектакля<ref name=kniga />.
{{youtube|INDfyny5Tuc|Марш Лейб-гвардии Санкт-Петербургского Его Величества короля Прусского Фридриха-Вильгельма III гренадерского полка (лейб-гвардии Санкт-Петербургский полк). Композитор Катарино Кавос. Начало XIX века}}
'''Оперы''':
* 1803—1805 — 1803—1805 — цикл опер [[Русалка, или Дева Дуная (цикл опер)|«Дева Дуная» («Русалка»)]] (1806), совместно с [[Степан Иванович Давыдов|С. И И. Давыдовым Давыдовым]], причем по авторству каждой из опер музыковеды и историки не пришли к единому мнению<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/331/ДАВЫДОВ Музыкальный словарь. ДАВЫДОВ Степан Иванович]</ref><ref>[http://www.ruthenia.ru/document/543135.html «ДНЕПРОВСКИЕ РУСАЛКИ». Статья II // автор ИННА БУЛКИНА]</ref>;* 1805 — 1805 — «Князь-невидимка, или Личарда-волшебник» (первая авторская композиторская работа; текст Лифанова)* 1806 — 1806 — «Илья-богатырь» (либретто [[Иван Андреевич Крылов|И. А А. Крылова Крылова]])* 1806 — 1806 — комическая опера «Беглец от своей невесты» (либретто [[Александр Александрович Шаховской|А.Шаховского]], 3 акта);* 1806 — 1806 — «Татьяна, или Молодая крестьянка с Воробьевых гор» (совместно с [[Алексей Николаевич Титов|А. Н Н. Титовым Титовым]] и Д. А А. Шелеховым Шелеховым)<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Филлис-Андриё%20Жаннетта/ Пружанский А. М М. Отечественные  Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь.  — Изд. 2-е испр. и доп., электронное.  — М., 2008. Филлис-Андриё Жаннетта]</ref>* 1814 — 1814 — «Крестьяне или встреча незваных» (либретто Датского, 2 д., совместно с [[Жан Бюлан|Ж.Бюланом]]);* 1815 — 1815 — «Иван Сусанин» (либретто [[Александр Александрович Шаховской|А. А А. Шаховского Шаховского]])* 1818 — 1818 — «Вавилонские развалины»;* 1818 — 1818 — «Добрыня-Никитич» (совместно с [[Фердинандо Антонолини|Ф.Антонолини]]);* 1822 — 1822 — «Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича»; совместно с [[Фердинандо Антонолини|Антонолини]] (либретто [[Николай Михайлович Языков|Н. М М. Языкова Языкова]] и [[Михаил Степанович Лебедев|М. С С. Лебедева Лебедева]], постановщик оперы [[Михаил Степанович Лебедев|М. С С. Лебедев Лебедев]]<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Лебедев%20Михаил%20Степанович/ Отечественные певцы. 1750—1917 // Лебедев Михаил Степанович]</ref>)* 1822 — 1822 — «Светлана» (либретто [[Василий Андреевич Жуковский|В. А А. Жуковского Жуковского]])* 1823 — 1823 — «Новая суматоха, или Женихи чужих невест» (комическая опера в 2 д.; pasticcio из прежних опер Кавоса и других; либретто [[Александр Александрович Шаховской|Шаховского]]);* 1823 — 1823 — «Юность Иоанна III» (5 д., сюжет [[Рафаил Михайлович Зотов|Р. М М. Зотова Зотова]]);* 1825 — 1825 — «Пьемонтские горы, или Взорванный Чортов мост» (о полководце А. Суворове; 3 д., совместно И. А А. Ленгардом Ленгардом);* 1827 — 1827 — «Мирослава, или Костер смерти».
'''Оперы-водевили''':
* 1808 — 1808 — «Три брата горбуны» (либретто К-а, перевод с французского Лукницкого);* 1812 — 1812 — «Казак-стихотворец» (либретто Шаховского).
'''Балеты''':
* 1807 — 1807 — музыкальное редактирование: «Рауль Синяя Борода, или Опасность любопытства» на музыку [[Андре Гретри|А. Гретри]], балетмейстер [[Иван Иванович Вальберх|И. И И. Вальберх Вальберх]]<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=52448&p=50 Книга: «Русский балет» — балет» — Страница 50]</ref>* 27 мая 1808 — 1808 — «[[Дон Кихот (балет)#Предыдущие балеты|Дон Кихот]]», балет в двух актах, [[Большой Каменный театр]], балетмейстер [[Шарль Дидло]]<ref>[http://culture.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/019.htm#ab334 Энциклопедия балета (страница 19)]</ref>* 1808 — 1808 — «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]» (либретто и хореография [[Шарль Дидло|Ш. Дидло]]),* 1809<ref name=balletenc/>  — «Амур и Психея» (балетмейстер Ш. Дидло),* 1813—1814 (или в 1812 г1812 г.<ref name=balletenc>[http://www.ballet-enc.ru/html/k/kavos.html КАВОС Катерино Альбертович (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>)  — «Ополчение, или Любовь к отечеству» (либретто и хореография [[Иван Иванович Вальберх|Вальберга]] и [[Огюст Пуаро|Огюста]])* 1814 — 1814 — «Торжество России, или Русские в Париже» (авторы либретто и балетмейстеры [[Иван Иванович Вальберх|И. И И. Вальберх Вальберх]] и [[Огюст Пуаро|О.Пуаро]]; премьера: 3 июня 1814, Большой театр, Петербург; художники [[Пётр Фёдорович Гонзаго|П. Гонзаго]], И. Дранше (декорации; отец балерины [[Софья Дранше|Софьи Дранше]]), К. Бабини (костюмы), дирижер Катарино Кавос; в главных партиях: Франция — Франция — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И И. Колосова Колосова]], гений России в виде славянского витязя — витязя — [[Огюст Пуаро|Огюст]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/t/torjestvo-rossii.html «ТОРЖЕСТВО РОССИИ, ИЛИ РУССКИЕ В ПАРИЖЕ»]</ref>)* 1816 — 1816 — «Ацис и Галатея» (балетмейстер [[Шарль Дидло|Ш.Дидло]]; премьера: 30 августа 1816; Большой театр, Петербург, художники [[Доминик Антонович Корсини|Д. А А. Корсини Корсини]] и [[Алексей Ефимович Кондратьев|А. Е Е. Кондратьев Кондратьев]]; Галатея — Галатея — [[Авдотья Ильинична Истомина|А. И И. Истомина Истомина]], Ацис — Ацис — [[Анастасия Семёновна Новицкая|А. С С. Новицкая Новицкая]], Полифем — Полифем — [[Огюст Пуаро|Огюст]], Амур — Амур — [[Вера Андреевна Зубова|В. А А. Зубова Зубова]], Венера — Венера — [[Мария Николаевна Иконина|М. Н Н. Иконина Иконина]], Аполлон — Аполлон — [[Яков Люстих|Я. Люстих]], Флора — Флора — Н. Никитина, Аспазия — Аспазия — [[Анастасия Андреевна Лихутина|А. А А. Лихутина Лихутина]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/a/acis-i-galate8.html «АЦИС И ГАЛАТЕЯ»]</ref>)* 1817 — 1817 — «Карлос и Розальба» (балетмейстер Ш. Дидло)* 1818 — 1818 — «Молодая крестьянка, или Леон и Тамаида» (балетмейстер Ш.Дидло)* 1819 — 1819 — «Лаура и Генрих, или Трубадур» (балетмейстер Ш.Дидло)* 1819 — 1819 — «[[Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов (балет)|Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов]]» (совместно с учениками [[Николай Васильевич Сушков|Н. В В. Сушковым Сушковым]], [[Тимофей Васильевич Жучковский|Т. В В. Жучковским Жучковским]])* 1822 — 1822 — «[[Кавказский пленник, или Тень невесты (балет)|Кавказский пленник]]»* 1825 — 1825 — «Роланд и Моргана»* 1825 (или 1821<ref name=balletenc/>)  — «Федра и Ипполит» (по сюжету Ш.Дидло; совместно с П. Ф Ф. Туриком Туриком),* 1825 — 1825 — «Сатана со всем прибором, или Урок чародея» (совместно с П. Ф Ф. Туриком  Туриком и [[Дмитрий Алексеевич Шелехов|Д. А А. Шелиховым Шелиховым]]; балетмейстеры Шарль Дидло и Огюст); балет на сюжет [[Своенравная жена (опера)|оперы «Своенравная жена»]], а спустя двадцать лет появился балет Адольфа Адана на тот же сюжет — сюжет — «[[Своенравная жена (балет)|Своенравная жена]]»* 1830—1831 — 1830—1831 — «[[Сумбека, или Покорение Казанского царства (балет)|Сумбека, или Покорение Казанского царства]]», в связи с увольнением Шарля Дидло для постановки другим балетмейстером [[Алексис Блаш|Алексисом Блашем]] была сочинена другая музыка — музыка — композитора [[Ипполит Соннё|Ипполита Соннё]].
'''Музыкальные номера к пьесам''':
* 1806 — 1806 — «Любовная почта»,* 1813 — 1813 — к переводной комедии «Мнимый невидимка» (перевод с немецкого Шелера),* 1815 — 1815 — «Откупщик Бражкин» (комедия Шаховского),
* «Александр и София» (пьеса А.Шаховского)
* «Сокол кн. Ярослава» (пьеса А.Шаховского)
* «Аристофан» (пьеса А.Шаховского)
* «Керим-Гирей» (пьеса А.Шаховского)
'''Музыкальные компиляции'''  — музыкальный пролог из произведений Л. Керубини и Штейбелта к постановке пьесы «[[Буря (пьеса)|Буря]]» Шекспира в переводе [[Александр Александрович Шаховской|Шаховского]] (1821), к опере «Гений и Турбиель» (перевод с франц., 1828), к пьесе «Давид Теньер» (1832, Москва), «Семела» [[Андрей Андреевич Жандр|Жандра]] (1832) и др.
'''Патриотические куплеты''' для русских войск, вернувшихся с победой из Франции (1815), которые еще в течение ряда лет исполнялись в столицах в инвалидных концертах
Театральная энциклопедия подчеркивает, что, не обладая крупным композиторским даром, Кавос ''«уловил потребности русского общества в создании национального музыкального театра и содействовал этому выбором сюжетов для своих произведений», и особо оценивает человеческие качества, когда признав превосходство оперы Глинки «Иван Сусанин» над собственной, Кавос сам вывел глинковскую оперу на сцену''<ref>[http://www.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/193.htm#ab4043 Театральная энциклопедия (страница 193)]</ref>.
В [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]] охарактеризовано творчество Кавоса так: ''«В сущности, это была так называемая капельмейстерская музыка, со всеми ее достоинствами и недостатками. От всякого новаторства Кавос был далек; оперы его по форме не поднимались выше Singspiel — Singspiel — водевиля с куплетными ариями, очень редкими ансамблями и диалогом вместо речитатива. Только оркестровка Кавоса была звучнее и богаче, чем у его предшественников (так, он первый стал у нас употреблять тромбоны). Национальный элемент в операх Кавоса не шел дальше, чем у предшествовавших ему композиторов, и заключался частью в употреблении народных мотивов, частью в подделке под них, в установившемся уже quasi-русском стиле, с западной (итальянской) гармонизацией и проистекающими отсюда мелодическими уклонениями».''
Русский драматический актер и известный водевилист [[Петр Андреевич Каратыгин]] в своих мемуарных «Записках» дал К. Кавосу такую замечательную характеристику (орфография сохранена): ''«Грустно становится, что в нынешнее время мы не встречаем уже более таких бескорыстных жрецов искусства, какие были прежде <…>. Он вполне может назваться основателем первой оперы в Петербурге, потому что до него игрались у нас оперы только иностранных композиторов. Кто бы мог поверить, что большая часть певцов и примадонн того времени не знали почти все музыки и, благодаря неусыпному, тяжкому труду Кавоса, пели (по слуху) в операх: Моцарта, Паэзьелло,Чимаразо, Спонтини, Шпора, Херубини, Мегюля и других первоклассных маэстро. Чего ему стоило с каждым отдельно выдалбливать его партию, налаживать ежедневно, то как канарейку, то как снегиря и потом согласовать их вместе с дуэтах, трио, квартетах, квинтетах и, наконец, в финалах! Непостижимый труд, дивное терпение, просто геркулесовский подвиг! За то все время дня, чуть ли иногда не до глубокой ночи, он посвящал своим ученикам и службе. Кавос был человек необыкновенно доброй и сострадательной души, готовый на всякую услугу»''<ref name=PAKaraty>[http://do1917.info/sites/default/files/user11/pdf/1873russtarina7%286%29.pdf «Записки» П. А А. Каратыгина Каратыгина]</ref>.
Не музыкальными новаторствами вошел Катарино Кавос в историю культуры России. Он был великим талантливым музыкальным профессионалом, и этот профессионализм привнес в русскую музыку.
Искреннее отношение к работе, участие во всех музыкальных дворцовых мероприятиях, благородство по отношению к окружающим его людям — людям — всё это порождало благосклонность всех трех императоров, которым выпало править в это время: [[Павел I|Павла І]], [[Александр I|Александра I]] и [[Николай I|Николая І]], весьма благоволила к Кавосу супруга императора Павла Петровича, императрица [[Мария Фёдоровна (жена Павла I)|Мария Феодоровна]]. Кавос получил чин 9-го класса и ордена [[Орден Святого Владимира|св. Владимира]] 4 степени и [[Орден Святой Анны|св. Анны]] 3 степени — степени — для музыканта и вообще для артиста эти награды, по тому времени, считались беспримерными.
Остались в памяти и его личные качества: благородство, доброта, отзывчивость. [[Пётр Андреевич Каратыгин|П. А А. Каратыгин Каратыгин]] называет его покровителем и отцом для беднейших музыкантов, которым зачастую он помогал своими деньгами<ref name=bbe />. Немало хлоротал главный капельдинер Петербургской труппы о своих подопечных, требуя повыщения их заработка; так, известны его хлопоты о выплате дополнительного пенсиона музыканту [[Франц Бём (музыкант)|Францу Бёму]], служившему в императорском оркестре.
Среди учеников Катарино Кавоса — Кавоса — [[Софья Васильевна Биркина|Софья Биркина-Каратыгина]], [[Анна Яковлевна Петрова-Воробьева|Анна Петрова-Воробьева]], [[Осип Афанасьевич Петров|Осип Петров]], [[Василий Михайлович Самойлов|Василий]] и [[Софья Васильевна Самойлова|Софья]] Самойловы, [[Мария Матвеевна Степанова|Мария Степанова]], [[Александра Ивановна Иванова|Александра Иванова]], [[Елизавета Семеновна Сандунова| Елизавета Сандунова]], [[Екатерина Семеновна Семенова|Екатерина Семенова]], [[Григорий Федорович Климовский| Григорий Климовский]], [[Петр Васильевич Злов|Петр Злов]] и многие другие<ref name=rulex />.
Влияние Катарино Кавоса на развитие музыкальной культуры России переоценить невозможно. Он стал не только автором многих музыкальных произведений и главным капельмейстером Императорских театров, он умел разглядеть и привлечь молодые таланты и всячески помогал им. Он помог молодому Глинке в постановке его оперы, тем самым открыв путь молодому одарённому композитору; его неутомимыми хлопотами молодая певица Анна Воробьева была выдвинута из хористок в солистки театра и стала одной из самых выдающихся русских певиц; с его учеников началась плеяда великих русских вокалистов.
== Потомки ==
Сыновья Катарино Кавоса:
* [[Иван Катаринович Кавос]] (Джованни Кавос)  — композитор, музыкант, сначала помогал в работе отцу<ref name=aganya>[http://aganya.ru/Politika/3358-2011-06-11-08-29-27.html 100 великих династий – династий — БЕНУА]</ref>, затем режиссёр итальянской оперы в Санкт-Петербурге* [[Альберт Катаринович Кавос]]  — архитектор, строитель [[Мариинский театр|Мариинского театра]] в Санкт-Петербурге и [[Большой театр|Большого театра]] в Москве.
Внуки:
* [[Цезарь Альбертович Кавос]]  — архитектор* [[Константин Кавос]]  — дипломат, участник заключения мира с Персией* Альберт Иванович Кавос — Кавос — архитектор* Стефан Иванович Кавос — Кавос — капитан итальянской армии, чемпион Петербурга в состязаниях на эспадронах
* Камилла Кавос-Бенуа (дочь Джованни Кавоса)<ref name=aganya/>
Правнуки:
* [[Николай Леонтьевич Бенуа]] (1813—1898)  — российский архитектор.* Владимир Альбертович Кавос — Кавос — актер провинциальных театров в советское время
* Евгений Цезаревич Кавос
Праправнуки:
* [[Леонтий Николаевич Бенуа]]
* [[Альберт Николаевич Бенуа]]
* [[Александр Николаевич Бенуа]] (1870—1960)  — художник, один из основателей объединения «Мир искусства».* Христиан Владимирович Кавос — Кавос — инженер-физхимик, участник обороны Ленинграда.* Евгений Евгеньевич Кавос — Кавос — инженер, композитор
Другие потомки:
* Евгений Евгеньевич Кавос — Кавос — инженер* Стефан Евгеньевич Кавос — Кавос — предприниматель.
== Статьи на других языках ==
Редактор
2147
правок