Последние изменения на 07:26 9 декабря 2015

Карфагенские евреи

Файл:Kingdom of Israel 1020 map.svg
Тир и Сидон входили в состав Израильского царства.
Файл:Евреоmg-1.JPG
Еврейские общины в древней Африке позднеантичного периода по археологическим, эпиграфическим и литературным данным. Очевидное совпадение с границам Карфагенской Африки и финикийской колонизации.
Файл:100.jpg
Элисса, царица Тира, основательница Карфагена, в генеалогии израильско-тирских царей.
Файл:Tunisie population juive 1946.svg
Еврейские общины в Тунисе в 1946 году.
Файл:JewsinLibya.svg
Еврейские общины в Ливии в 1936 году.

()

Кахина, царица Карфагена.

()

Евреи в Тунисе сегодня.

()

Мимуну, праздник марокканских евреев, праздновали в Карфагене.

()

Марокканские евреи.

()

Марокканские евреи.

()

Марокканские евреи.

()

Ливийские евреи.

()

Ливийские евреи.

()

Алжирские евреи.

()

Сефарды поселились в Испании ещё при Соломоне.

()

Сефарды.

()

Евреи Магриба.

()

Марокканские евреи.

Карфагенские евреи — группа евреев, проживавшая на территории Карфагена[1].

Общие сведения

Город Карфаген קרת חדשת («Новый город») в исходном написании[2] упоминается в еврейских документах талмудического времени как קרתגיני («Ḳarthigini»).

Несмотря на своеобразную форму, возможно, выбранную со ссылкой на основательницу Дидона (קרתא + γυνή, «Женщина-город»), еврейское слово, безусловно, определяет Карфаген в Африке, а не Картахену в Испании. Более поздние еврейские хроники, которые относят основание Карфагена ко временам Давида, используют вариант «Ḳarṭagena»[3]

Согласно теории Зелева о еврейском характере Карфагена, карфагенские евреи — группа евреев, проживавших на территории Карфагенской державы, и которая распалась на несколько еврейских субэтносов:

В целом Евреи стран Средиземноморья

Так, например все эти группы евреев празднуют мимуну, праздник, неизвестный у других еврейских субэтносов. Между тем, данный праздник известен по карфагенским надписям CIS 270−275, 290, 4908, 4909 под названием mayumas, m' ms[4]. Следовательно, мимуна является доказательством карфагенской предыстории евреев Магриба.

Собственно, Зелев считает, что карфагеняне — это евреи, и вообще, по мнению Зелева, финикийцы — это евреи. Главным доказательством этому служит тот факт, что Карфаген был основан выходцами из Тира, города входившего в состав колена Асира[5]:

Пятый жребий вышел колену сынов Асировых, по племенам их; пределом их были: Хелкаф, Хали, Ветен и Ахсаф, Аламелех, Амад и Мишал; и примыкает предел к Кармилу с западной стороны и к Шихор-Ливнафу; потом идет назад к востоку солнца в Беф-Дагон, и примыкает к Завулону и к долине Ифтах-Ел с севера, в Беф-Емек и Неиел, и идет у Кавула, с левой стороны; далее: Еврон, Рехов, Хаммон и Кана, до Сидона великого; потом предел возвращается к Раме до укрепленного города Тира, и поворачивает предел к Хоссе, и оканчивается у моря, в местечке Ахзиве; далее: Умма, Афек и Рехов: двадцать два города с селами их. Вот удел колена сынов Асировых, по племенам их; вот города и села их.

Библия рассказывает, что «Хирам, царь Тирский», послал «к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду»[6], и что Соломону тот же Хирам в качестве подати прислал 120 талантов золота[7].

Таким образом, согласно Библии Тир и Сидон — израильские города.

Между тем, Аппиан, Саллюстий, Юстин-Трог, все античные авторы утверждали, что Карфаген — колония Тира.

То, что евреи жили в Карфагене доказывается многими фактами:

Археологические данные отмечают присутствие евреев на территории бывшей Карфагенской державы.

Рабби Ицхак заявил, что от Сирорума (Тира) до Карфагена, люди знают еврейского Бога:

От Тира до Карфагена знают все Израиля и его Отца небесного; от Тира на запад и от Карфагена на восток не знают Израиля[9]

Из сочинения «Adversus Judaeos» Тертуллиана, очевидно, что евреи жили в Карфагене.

Генетические исследования говорят о том, что Карфаген был центром, откуда шла дальнейшая еврейская миграция и колонизация[10][11].

Косвенным доказательством еврейского хараткера Карфагена является появление на месте этой державы в Средние века ряд еврейских государств: Еврейское царство в Марокко, Еврейское царство Туат, Ламлам, Тирдима, Сонгай, Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа и Тахир.

Религия карфагенян и финикийцев идентична древнееврейской религии, хотя Яхве (Баал-Хаммон) считался верховным богом, но наряду с ним почитались «его Ашеры» — АнатАстарта. Ба‘ал – тот же Яхве доказывается именем эдомского царя Ба‘ал Ханан (= Ханнибал) бен-Ахбор встречающийся на печати в виде Хананиагу бар-Ахбор. Следовательно Ба‘ал — это Яхве. Документы Элефантины показывают, что евреи поклонялись финикийской богине Анат. Евреи поклонялись и Ашере[12][13][14][15].

Финикийцы, угаритяне, почитали Баал-Цафона и гору Цафон. Почитание этой горы напоминает почитание евреями Синая и Сиона (Цион). В тексте Библии, в той части, которая относится к «Священнической», считающейся записанной в Вавилоне в V в. до н. э., находят ряд имён, включающих корень «цафон». Это — Элцафан[16] — «Бог Цафан(а)», — Элицафан[17] —— «Бог мой — Цафан». Согласно I Книге Паралипоменон (15:8), «сыны Элицафановы» участвовали в перенесении Ковчега в Иерусалим, а по II Книге Паралипоменон (29:13) — «сыны Элицафановы» участвовали в очищении Храма при иудейском царе Езекии; в «Числах» (34:25) упоминается Элицафан — начальник («князь») колена Завулона, поселяющихся в Ханаане; — Цефанйя, означающее «Цафон-YH», где YH — сокращенная форма имени YHWH (Яхве); например, так звали одного из библейских пророков; среди вышедших из Египта потомков Гада упоминается «род Цафона (Цефона)»[18].

Статуи верховного бога Карфагена Баал-Хаммона были украшены фигурами керубов (крылатые звери с человеческими головами), — по Библии на керубах восседает Яхве[19]. Керубы украшали трон как еврейских, так и финикийских царей.

Имена финикийцев, карфагенян и древних евреев также идентичны (Забаал — Забулон, Ханан, Ханун, Ханнибал, Барак и т. д.).

Некоторым городам, расположенным на территории Карфагенской Африки приписывались основание евреями: Ифран, Сиджильмаса, Таментит, Мисурата.

Не только карфагенский язык почти неотличим от иврита, но и институты Карфагена, такие как юбилейный год, маханэ, софер, ра́бы, шофет, шекель, рофэ, кохен, субботний год аналогичны еврейским. И финикийцы и древние евреи праздновали Шаббат, совершали обрезание и приносили жертвы молох:

И они (евреи) построили алтари Баалу, чтобы сжигать своих сыновей в огне в качестве жертвоприношений Баалу, которые я (Яхве) не одобрял[20].

В Библии Бог возглашает «Отдавай Мне первенца из сынов твоих»[21]. Известно, что царь Ахаз в минуту опасности принёс сына в жертву[22]. Он же воздвиг множество изображений Баала в долине Гинном, приносил жертвы и воскурял им фимиам[23], на крыше Храма воздвиг здание, названное Alijath Achaz, в котором совершались религиозные таинства в честь «небесного воинства» — звёзд и планет[24]; при царе Манассии идолы Астарты и Ваала стояли на площади Иерусалимского Храма, а в долине Гинома, за городом, возвышался алтарь, на котором приносили Яхве в жертву маленьких детей. Действовал этот обряд при его сыне Амоне и продолжались в начале правления Иошияху, который, впрочем, окончательно искоренил эти и другие языческие ритуалы[25].

Про Тофет сказано, что «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне»[26]. Дети древних евреев приносились в жертву вплоть до эпохи Вавилонского пленения[27].

Область древнего Карфагена называлась Африкой (отсюда арабское Ифрика и современный термин Африка), этимологию этого термина раскрыл древний финикийский историк Малх Клеодемус, утверждавший, что Афер/Эфер — потомок Авраама[28]. Авраам Закуто также утверждал, что название своё Африка получила от одного из потомков Авраама и его жены Кетуры, Эфера[29], который поселился здесь[30]; такое же было мнение и арабского учёного Ибн-Идриси.

Еврейские общины существовали и в карфагенских городах Гаммарт, Утика, Таузар, Шемту, Гадрумет и т. д. Об этом говорят археологические находки. При раскопках в финикийской колонии Хадрумет были найдены странные артефакты — магические таблетки с именем Бога Израиля, иногда только с ним одним, иногда вместе с именами других богов. На них можно прочесть, например: «Я заклинаю тебя, дьявольский дух, находящийся здесь, священным именем. Это имя Аоф, Алаоф, Бог Авраама, Йао Исаака, Йао, Аоф, Абаоф, Бог Израиля.»

Даже во время вторжения арабов в Тунис, местные племена во главе с Кахиной, царицей Карфагена и берберов, исповедовали иудаизм, а Бизертой при её взятии арабами в 698 году управлял еврей.

О древнем влиянии евреев на берберов, народа подвластного Карфагену, говорят как принятие ими иудаизма (иудаизм исповедовали племена Джерауа, Нафуса, Фенделава, Медиона, Белула, Гиата и Фазаз), так и легенды об их происхождении из Ханаана:

По-видимому, часть берберов следовала обычаям иудаизма, религии, воспринятой ими от сильных израильских соседей, живших в Сирии. Среди иудеев-берберов были члены племени Джарава, обитавшего в районе горы Аурас. Это было племя Кахины, погибшей от рук арабов в ходе их первых завоеваний. Вот другие иудейские племена: Нафуса из африканских берберов, а также Фенделава, Медиона, Белула, Гиата и Фазаз из берберов дальнего (западного) Магриба. Идрис I, потомок Эль-Хасана, сына Эль-Хасана, завоевавшего Магриб, очистил страну от ранее господствовавших здесь религий, а также упразднил независимость племён[31].

Утверждается, что племя Джерауа были потомками Церуи, матери Иоава[32].

Филон Александрийский утверждал, что число евреев Египта, Ливии и Эфиопии доходит до миллиона[33]. Согласно сообщению Иеронима, евреи образовали беспрерывную цепь поселений от Мавритании через всю северную часть Африки и Палестины до Индии[34]. Автор III книги оракулов Сивиллы, обращаясь к «избранному народу», говорит: «Всякая страна и всякое море полно ими»[35].

Ещё в Средние века Авраам ибн-Дауд писал:

Общины Израиля рассеяны от города Залы на краю Магреба (вероятно, Зала в Триполи, у Большого Сирта) до Танжера в начале Магреба; также в отдаленнейшем конце Ифрикии и по всей Африке и в Египте.

И даже в 1941 году евреи составляли 25% населения Триполи, бывшей карфагенской колонии.

Совместно с финикийцами евреи колонизировали Таршиш, Испанию (см. Карфагенская Испания). Евреям приписывалось основание многих испанских городов, таких как Гранада, Толедо, Лусена, Севилья, Таррагона, Жирона (по приданию, испанские города Эскалона, Македа, Епес и Ацеке были построены в воспоминание о городах Эрец-Исраэль: Аскалоне, Македе, Иоппе и Азеке; ЭЕЭ утверждает, что Кадис и Таршиш были «совместной финикийско-израильской колонией») что доказывает, что евреи жили в Андалусии ещё во времена Карфагенской Испании, и даже ранее. Древностью поселения евреев в Испании объясняется их численность: ещё король Рекард в IV веке насильно крестил 90 тысяч евреев. В 1490 году в Кастилии проживало 800 тысяч евреев, а по С.М. Дубнову — 1 миллион евреев (из 8 миллионов жителей)! Число изгнанных в 1492 году евреев насчитывалось 300 тысяч человек, а ведь большое число евреев осталось приняв христианство.

Другим важным доказательством колонизации евреями Карфагена являются легенды о том, что в «Африканскую страну» (מדינת אפריקי — «Африканская страна», очевидно, то же, что Карфаген[36]), то есть в Карфаген были переселены пропавшие колена Израиля[37].

Недаром, в христианских переводах Библии — в Септуагинте, Таргуме и в Вульгате — топоним Таршиш (название страны, которую финикийцы и евреи колонизировали во времена Соломона), переводили как Карфаген. Такой перевод был бы невозможен, если бы в Карфагене не было бы евреев.

Таким образом, совокупность различных данных (письменные источники, устные предания, археологические данные и генетические исследования) показывают, что на территории Карфагенской державы и самого Карфагена жили евреи, и что вероятно, они же как выходцы из Тира и Сидона были основателями этой державы, а в христианское и мусульманское время карфагеняне стали называться иудеями. Эти объясняется «исчезновение» пунийцев и финикийцев — их стали видимо называть евреями.

Финикийцы — евреи

Гекатей Абдерский и Диодор Сицилийский считали евреев и финикийцев одним народом:

Теперь, когда мы собираемся изложить войну против евреев, мы считаем целесообразным дать сначала краткий отчёт о возникновении нации, от её истоков, и обычаи, наблюдаемые среди них. Когда в древние времена мор возник в Египте, простонародье приписывало свои беды действию божественной силы; ибо в самом деле из-за множества чужеземцев всех видов, обитающих в их среде и исповедующих разные религии и жертвоприношения, свои традиционные обряды в честь богов вышли из употребления. Таким образом местные уроженцы предположили, что если они не удалят иностранцев, их проблемы никогда не будут решены. Поэтому немедленно чужаки были изгнаны из страны, а наиболее выдающиеся и деятельные из них объединились и, как говорят некоторые, были выброшены на берег в Греции и некоторых других областях; их вождями были знаменитые люди, главные из них Данай и Кадм. Но большинство были изгнаны туда, что сейчас называется Иудей, что недалеко от Египта и в то время было совершенно безлюдно. Переселенцев возглавлял человек по имени Моисей, выдающийся как своей мудростью, так и мужеством. На захваченной земле он основал, кроме других городов, один в настоящее время самый известный из всех, называемый Иерусалим.

Кадм был финикийцем, следовательно Диодор считая его евреем, отождествлял финикийцев и евреев. Действительно, евреями и финикийцами колонизировались берега и острова современной Греции, отсюда и легенда о еврейском происхождении Спарты.

Геродот называет финикийцами жителей Палестины, соблюдающих обрезание: «Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян»[38]; комментируя этот текст, Иосиф Флавий замечает: «Но из жителей Палестины одни только иудеи имеют такой обычай (обрезание)»[39]. Следовательно, Геродот называл евреев финикийцами. Геродот сообщает, что финикийцы, жители Палестины прибыли с Красного моря:

Число триер во флоте Ксеркса было 1207. Выставили же эти корабли следующие народности: финикияне вместе с сирийцами, что в Палестине, — 300 триер. Вооружены они были так: на головах воинов были шлемы почти такие же, как у эллинов. Затем они носили льняные панцири, щиты без металлических ободьев и дротики. Эти финикияне, по их же словам, в древности обитали на Красном море, а впоследствии переселились оттуда и ныне живут на сирийском побережье. Эта часть Сирии и вся область вплоть до Египта называется Палестиной[40].

Недаром иудейский царь Агриппа I писал, что «Иерусалим — столица не только Иудеи, но и большинства других стран, колонизированных иудеями»:

Должен я сказать и о Иерусалиме: как я уже сказал, это мой родной город, но это и метрополия не только Иудеи, но многих других земель, ибо когда-то еврейские переселенцы обосновались как в сопредельных странах — в Египте, в Финикии и в Сирии (и в той, что зовется «Дольная», и в другой), так и в далёких — в Памфилии, Киликии и в Азии вплоть до Вифинии и самых отдалённых заливов Понта, и точно так же в Европе — в Фессалии, Беотии, в Македонии, в Этолии, в Аттике, в Аргосе, в Коринфе, в большинстве лучших земель Пелопоннеса. Но не только материки — и самые славные острова (Эвбея, Кипр и Крит) полны еврейских поселений. Не говорю о землях за Евфратом, ибо за малым исключением везде — и в Вавилоне, и в прочих областях, где почва плодородна, живут евреи. Так что ежели достанется моему городу часть твоего благоволенья, облагодетельствованным окажется не один город, но тысячи во всех частях света — в Европе, в Азии, в Ливии, на материках и на островах, на побережьях и вдали от моря[41].

Действительно, обширная еврейская диаспора в странах Средиземного моря существовала ещё во времена Маккавейской войны[42] до Первой Иудейской войны[43]. Следовательно, диаспора возникла не в следствии войн, а по причине участия евреев в торговле и мореплавании.

Финикийцы, жители Ханаана не отличались от евреев по языку (иврит), религии, обычаям, и друг с другом явно смешались после завоевания Ханаана Иисусом Навином.

Когда Давид приказал Иоаву провести перепись населения в Израильском царстве, то перепись проходила и в регионе Тира и Сидона:

И пошел Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский. И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру; и пришли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-Яан и обошли Сидон; и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию; и обошли всю землю и пришли чрез 9 месяцев и 20 дней в Иерусалим. И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было 800 тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян 500 тысяч[44].

Многие финикийские города, например Ашкелон, Яффо, Акко, Ахзив, Арсуф, Кейсария входили в состав Израильского царства.

Если из Библии выходит, что Тир и Сидон — города колена Асира или колена Завулона, то очевидно, что колония Тира — Карфаген — также является и колонией Израиля. Следовательно, Карфаген следует рассматривать как своеобразное еврейское государство.

Из Библии и устных преданий африканских евреев можно предположить, что Тир и Израильское царство колонизировали Африку:

  • Таршиш, собственно это Испания, но Иосиф Флавий и предания африканских евреев указывают, что колонии создавались и в Африке. Например, африканские евреи считали, что Джерба, и даже Сеута и Загора были завоёваны Иоавом, полководцем Давида. Во времена Соломона была основана еврейская колония Бенгази.
  • Эфиопия: по легендам как фалаша, так и эфиопов-христиан при Соломоне его сын Менелик I переселился с некоторым евреями в Эфиопию.

Финикийцев называли сидонянами, между тем, Иосиф Флавий пишет, что самаритяне называли себя сидонянами, а Антиох Эпифан их тоже так называл[45]. Александру Македонскому самаритяне из Шхема завяили, что они сидоняне и евреи:

Когда же те ответили, что они евреи и что жители Сихема известны также под именем сидонян[46].

Пророк Хошеа (12:8) называет жителей Израильского царства «ханаанеями»; о браках евреев с хананеями много говориться в Библии, между тем Ханаан — это Финикия, а финикийцы — ханенеи. Гиксосы, хапиру, предки евреев, также были ханеями, и само имя Я‘аков — финикийское — усечение yahqub-el, или ya‘akub-el, «защитил [меня] Господь».

Иосиф Флавий, имевший финикийские исторические хроники, пишет:

У Соломона имелось в так называемом Тарсийском море множество кораблей, назначение которых состояло в том, чтобы вести самую разнообразную торговлю с отдалённейшими народами, у которых закупались серебро, золото, множество слоновой кости, эфиопы и обезьяны. Продолжительность плавания каждого корабля, ничиная с момента отплытия до возвращения его на родину, доходила до трёх лет[47].

Также через порт Эцион-Гебер финикийско-еврейские моряки колонизировали некую страну Офир, вероятно находившуюся в Индии. По некоторым данным, колонией Израиля была и Софала.

Месяцы финикийского календаря — Этаним, Бул, Фаалот и т. д., до знакомства с вавилонским календарём упоминаются в Библии как еврейские.

Финикийский царь Хирам Великий не только помогал строить Иерусалимский Храм, но и заявил: «сказал Хирам: благословен Господь Бог Израилев, создавший небо и землю»[48].

О Сидоне Библия говорит как о месте, где будет проповедано о Боге:

И скажи: вот Я на тебя, Сидон, и прославлюсь среди тебя и узнают, что Я – Господь, когда произведу суд над ним и явлю в нём святость Мою[49].

Однако, Библия (а также устные предания африканских евреев) сохранила известие о более раннем колонизаторстве и морском деле у евреев, восходящим к намного более древним временам, чем даже эпоха Соломона:

Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона[50].

И в другом месте:

О Завулоне сказал: веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народ на гору, там заколают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке[51].

Явное упоминание кораблей у евреев в эпоху судей:

Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря и у пристаней своих живет спокойно[52].

Всё это позволяет предположить, что в финикийской колонизации и торговле участвовали евреи, и даже, более того, что финикийцы — это лишь название евреев из колен Ашера и Завулона, смешавшихся с другими племенами Ханаана.

Вениамин Тудельский рассказывая о занятиях евреев (красильное производство, стекольное дело, торговля и т. д.) перечисляет занятия, свойственные и финикийцам, при этом он говорит о евреях Тира:

В этом красивом городе до 400 (семей) евреев; между ними много учёных талмудистов, и во главе их: р. Эфраим из Египта, судья, р. Меир из Каркасона и р. Авраам, глава всей общины. Тамошние евреи имеют собственные корабли, и среди них есть мастера, вырабатывающие самое лучшее стекло, известное под названием тирского, очень ценимое повсюду.

Евреи Тира подняли восстание при Ираклии.

В Средние века еврейские купцы рахданиты как бы унаследовали роль финикийцев в торговле, флот рахданитов бороздил моря от Франции до Китая.

Войны Карфагенских евреев

Помимо войн, которые вёл Карфаген, а также Нумидия, карфагенские евреи участвовали и в восстаниях евреев против Римской империи и Византии.

Происходило несколько антиримских мятежей евреев Ливии.

Известна колония Сцина возле Триполи, это было поселение «императорских евреев», то есть пленных. Колония появилась видимо после Войны Квиета, следовательно восстание охватило Триполитанию, и даже возможно Мавретанию. Павел Орозий говорит о широте восстания по всей Ливии (Африки):

Иудеи, словно охваченные бешенством, в разных областях подняли невероятные мятежи. Так, по всей Ливии они вели жесточайшие войны против её обитателей.

Известно восстание евреев в Ливии при Адриане.

Юстиниан захватил еврейский город Борион.

Евреи Карфагена упоминаются при восстании против Ираклия.

Сообщается о мятеже против с вестготов.

Евреи и берберы воевали против арабов.

Известны война марокканских евреев с христианами, война евреев против Идриса, восстание евреев в Фесе, войны евреев Драа с мусульманами, война евреев с Альморавидами, войны Шмуэля ха-Нагида, погром в Гранаде, война евреев с Альмохадами и война Мухаммада аль-Магили против евреев, пережили Севильскую резню.

Вениамин Тудельский сообщал о воинственных евреях Ливии, которые нападают на Хаммамет.

Позднее, евреи оказывали сопротивление немцам во время Второй Мировой войны, как например Жозе Абулькер, и вступали в столкновения а Ливии.

Репатриировавшиеся в Израиль евреи Северной Африки участвовали в арабо-израильских войнах.

Знаменитые карфагенские евреи

Эта группа евреев дала множество известных деятелей, таких как Кахина, Тарик ибн Зияд, Томас де Торквемада, Христофор Колумб, Мигель де Сервантес, Франсиско Писарро, Педру Алвариш Кабрал, Диего Веласкес, Мишель Нострадамус, Бенедикт Спиноза, Давид Рикардо, Бенджамин Дизраэли и др.

См. также

Галерея мозаики синагоги из Карфагена — Хаммам-Лиф

Видеогалерея

Тунисские евреи

()

()


Сефарды

()

()


Источники

  1. Histoire des Juifs à l’époque punique dans les florissantes cités-état du monde phénicien
  2. Lidzbarski, "Nordsemitische Epigraphik," I. 365
  3. Yuḥasin, ed. London, 236b
  4. Good, Robert McClive. The Carthaginian mayumas
  5. Иис. Нав. 19:29
  6. 2 Цар., 5, 11
  7. 3 Цар., 9, 10-15
  8. Judaïsme (dans l'Antiquité)
  9. Менахот, 110а
  10. Израильские и американские генетики: евреи основали Карфаген // newsru.co.il
  11. North African Jewish and non-Jewish populations form distinctive, orthogonal clusters
  12. Суд. 3, 7; 6, 25 и сл.
  13. I Цар., 15, 13
  14. II Цар., 18, 4; 21, 3; Исаия, 17, 8; Миха, 5, 13
  15. II Цар., 23, 4; 21, 7; 23, 6
  16. Исх. 6:22; Лев. 10:4
  17. Числа 3:30
  18. Числа 26:15
  19. I Sam., 4,4; II Sam., 6,2; Jes. 37,16; Ps. 17,11
  20. Книга Иеремиии. 19:3-5
  21. Исход, 22:29
  22. II Цар., 16, 3
  23. II Хрон., 28, 1–4
  24. II Цар., 23, 12
  25. II Ц. 23:10
  26. Иер. 7.31,32
  27. 4Цар.21.6; Иер.32.35
  28. Иос. Фл., Древ., кн 1., гл. 15
  29. Быт., 25, 4
  30. Juchasin, стр. 233б
  31. Ibn Khaldoun. Histoire des Berberes et des dynasties musulmanes de l’Afrique septentrionale. — Paris: Geuthner, 1968. — P. 208-209.
  32. A Brief Social History of the Jews in Morocco
  33. Philo. In Flacc. 6
  34. Epistola 129 ad Dardanum
  35. Sibyll., III, 271; ср. I кн. Макк., 15
  36. Тамид, 32б
  37. Мех., Бо, 17; Тосефта, Шаббат, VII, 25; Debarim rab., V, 14 и особенно Сангедр., 94а
  38. Геродот I 105
  39. Иосиф Флавий, Против Апииона. II 22
  40. Геродот VII 89
  41. Филон Александрийский. О посольстве к Гаю.
  42. I Мак., 15, 15-24
  43. Деян. Ап., 2, 9−11
  44. II Цар., 24, 4−9
  45. Древн., 12, 5
  46. Древн., 11, 7
  47. Древн. VIII, 7, 2
  48. 2 Паралипоменон, 2, 12
  49. Иез. 28:22
  50. Быт. 49:13
  51. Втор. 33:18–19
  52. Суд. 5:17
   ±