Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Иоаким Викторович Тартаков

246 байтов добавлено, 12:09, 1 августа 2018
{{youtube|gelkPl3MnD0|И.Тартаков. Романс Демона}}
{{youtube|Q_MZHLxkHQk|И.Тартаков. «[[Средь шумного бала (романс)|Средь шумного бала...]]»}}
'''Иоаким Викторович Тартаков''' (2(14) ноября 1860, Одесса — Одесса — 23 января 1923, Петроград)  — выдающийся оперный певец (лирико-драматический баритон), режиссер, педагог вокала. «Заслуженный артист императорских театров» (1911). Засл. арт. Республики (1923)<ref name=Pruj>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Тартаков%20Иоаким%20Викторович/ Пружанский А. М М. Отечественные  Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь.  — Изд. 2-е испр. и доп., электронное.  — М., 2008. // Тартаков Иоаким Викторович]</ref><ref>[http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ta/read_38/ ВСЭ // Тартаков Иоаким Викторович]</ref>.
== Происхождение ==
Официальная версия гласит: певец родился в многодетной семье одесского еврейского портного<ref name=Pruj/><ref name=acade>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/122185/Тартаков Большая биографическая энциклопедия. 2009. Тартаков, Иоаким Викторович]</ref><ref name=funer>[http://funeral-spb.ru/necropols/tihvinskoe/tartakov/ ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860—1923)]</ref>.
А есть еще версии неофициальные, циркулировавшие в виде слухов, но со временем перенявшие форму мемуаров. По ним, а именно: по утверждению дирижёра [[Антон Георгиевич Шароев|Антона Шароева]] и писателя [[Осип Дымов|Осипа Дымова]] (наст.имя Иосиф Исидорович Перельман), Иоаким Тартаков был внебрачным сыном [[Антон Григорьевич Рубинштейн|Антона Рубинштейна]]. Кроме того, Антон Шароев еще утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец, пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков<ref>[http://www.classicalmusicnews.ru/interview/Hristos-Antona-Rubinshteina-novoe-rozhdenie/ «Христос» Антона Рубинштейна — Рубинштейна — новое рождение]</ref><ref name=funer/>. По поводу последней версии — версии — в семье Шароевых наверняка есть подтверждения тому. А версию Рубинштейн — Рубинштейн — Тартаков действительно поддерживает в своих воспоминаниях О.Дымов<ref>[http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=print&id=3424 Осип Дымов: то, что я помню]</ref>, но поддерживает только в том смысле, что действительно были такие слухи.
Вместе с тем — тем — существуют мнения, не только опровергающие эту версию, но и объясняющие ее происхождение. Да и что может быть общего у столичного жителя, представителя высших богемных кругов Петербурга, директора консерватории А. Г Г. Рубинштейна Рубинштейна, с женой одесского портного, известного лишь в районе близлежащих улиц.
== Юные годы ==
Интерес к музыке у официального сына одесского портного проявился рано, и с детских лет он посещал оперные спектакли театра Одесской оперы.
Серьезно заниматься самому музыкой помогли спонсоры, и с 16 лет Иоаким Тартаков на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итальянской одесской оперы В. Лушковской, которая, кстати, неправильно определила его голос тенором<ref name=Pruj/><ref name=operanews>[http://www.operanews.ru/tartakov.html Иоакиму Тартакову — Тартакову — 150 лет; автор Евгений Цодоков]</ref>  — впрочем, это были ранние годы, когда голос мог еще и не устояться. Брал уроки и у других педагогов.
Молодой певец стал принимать участие в концертах. Счастливый поворот в судьбе случился в 1876 году, когда на одном из концертов, в котором выступал Тартаков, присутствовала мать двух выдающихся музыкантов — музыкантов — [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Г Г. Рубинштейна Рубинштейна]] (см. раздел: Происхождение) и [[Николай Григорьевич Рубинштейн|Н. Г Г. Рубинштейна Рубинштейна]]. Услышав пение молодого вокалиста, она предложила Тартакову отправиться вместе с ней в Петербург, где директором консерватории был ее сын Антон (см. раздел: Происхождение).
Межу тем [[Сергей Юрьевич Левик|С.Ю Ю.Левик Левик]] в своей книге «Записки оперного певца» излагает иную версию переезда юноши в Петербург: сам Рубинштейн, находясь на гастролях в Одессе, услышал Тартакова и, сразу определив талант начинающего певца, принял решение о необходимости заняться его судьбой<ref name=operanews/>. По этой версии, на первый план выходят способности певца и честная и бескорыстная работа директора Петербургской консерватории, а отнюдь не личные родственные мотивы и вдруг ни с того ни с сего пробудившееся отцовство.
Но — Но — как бы то ни было — было — на следующий год, в 1877 году, Иоаким Тартаков стал студентом Петербургской консерватории, педагог [[Камилло Эверарди]]<ref name=funer/><ref name=acbse>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/138328/Тартаков Большая советская энциклопедия.  — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Тартаков Иоаким Викторович]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7437/Тартаков Музыкальная энциклопедия.  — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В В. Келдыша Келдыша. 1973—1982.]</ref>.
Консерваторию И.Тартаков окончил в 1881 году с серебряной медалью<ref name=Pruj/><ref name=operanews/>.
22 августа 1877 года дебютировал в партии Риголетто ([[Риголетто (опера)|одноименная опера]] Дж. Верди) на сцене Одесского оперного театра (антреприза С. Пальма), где пел один сезон.
В 1882—1884 — 1882—1884 — солист петербургского [[Мариинский театр|Мариинского театра]] (Петербургская императорская труппа)<ref name=funer/>.
В 1884—1887 и 1890—1893 выступал в Киевской опере (антреприза Н. Савина, с 1890, антреприза И. П П. Прянишникова Прянишникова). С 1885 года стал режиссёром Киевской оперы, в 1888 году занял там же должность главного режиссёра; поставил впервые в Киеве «[[Кармен (опера)|Кармен]]» Ж. Бизе, 1885 и «Мазепу» П. Чайковского, 1886)<ref name=Pruj/>. В эти же самые годы, в летние месяцы 1884—1887, когда Киевский театр не работал, принимал участие в московской оперетте (антреприза [[Михаил Валентинович Лентовский|М. Лентовского]], театр сада «Аквариум»).
[[Файл:ITartakov.jpg|thumb|left|220px|Иоаким Тартаков]]
В сезоне 1887/88 участвовал в первой гастрольной поездке русcкой оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исполнял партии Демона (одноименная опера А. Рубинштейна), Калашникова («Купец Калашников» А. Рубинштейна), Князя Вязьминского («Опричник» П. Чайковского).
В 1888 — 1888 — гастролировал в Харькове, Казани, Н. Новгороде, Керчи.
В 1888—1890 пел в Тифлисской опере.
В 1892 в составе труппы И. П П. Прянишникова  Прянишникова гастролировал в Москве (оперы «Демон» А. Рубинштейна и «Фауст» Ш. Гуно, п/у П. Чайковского).
В 1893—1894 гг1893—1894 гг. пел в Петербурге (театр сада «Аркадия» и Малый театр, антреприза С. Пальма).
В 1894 по инициативе [[Эдуард ФРанцевич Направник|Э. Направника]] И.Тартаков снова был приглашен в Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), сразу заняв ведущее место, и работал там до 1921, одновременно принимая участие в разных концертах (4 декабря 1905 участвовал в концерте в пользу жертв революции) и много гастролируя с частными антрепризами (например, 1908 году в составе антрепризы [[Алексей Акакиевич Церетели|А. А А. Церетели Церетели]] выступал в Лондоне, Стокгольме, Берлине). В 1909—1921 являлся главным режиссёром петербургского (затем ставшего по политическим причинам петроградского) Мариинского театра<ref name=dic>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/56470/Тартаков Энциклопедический словарь. 2009. Тартаков Иоаким Викторович]</ref> (поставил оперы «Нерон» А. Рубинштейна, 1906; «Измена» М. Ипполитова-Иванова, совместно с Н. Н Н. Боголюбовым Боголюбовым, 1914; [[Севильский цирюльник (опера)|«Севильский цирюльник»]] Дж. Россини, 1918; [[Риголетто (опера)|«Риголетто»]]<ref>[http://biruch.sptl.spb.ru/index.php?view=shedule&theatre=1&page=3 Журнал Бирюч: Репертуар театров // Мариинский театр]</ref>)<ref name=Pruj/>.
В эти годы он все меньше выступает, а значительно больше занимается постановками опер<ref name=acade/>.
Одновременно со службой в императорской труппе некоторое время в начале 1900-х гг. преподавал в Саратовском музыкальном училище<ref name=Pruj/>.
После 1917 г1917 г. одновременно выступал в спектаклях МАЛЕГОТа. В 1921 — 1921 — зав. Художественно-административной частью МАЛЕГОТа; постановил там оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923).[[Файл:Tar&MMt07.jpg|thumb|240px|Выдающиеся русские певцы [[Иоаким Викторович Тартаков|И. В В. Тартаков Тартаков]] и [[Медведев Михаил Ефимович (певец)|М. Е Е. Медведев Медведев]] с афишей оперы «Демон»]]По инициативе [[Александр Константинович Глазунов|А. К К. Глазунова Глазунова]] в 1920 был приглашен в Петроградскую консерваторию<ref name=dic/>, где, получив профессорскую должность, преподавал до самого конца своей жизни в 1923<ref name=acbse/> и стал педагогом многих выдающихся певцов; среди его учеников: Н. А А. Аксакова Аксакова, [[Александр Иосифович Батурин|А. И И. Батурин Батурин]], [[Александр Михайлович Брагин|А. М М. Брагин Брагин]], А. Д Д. Городцов Городцов, [[Мария Самойловна Давыдова|М. С С. Давыдова Давыдова]], [[Алексей Михайлович Каншин|А. М М. Каншин Каншин]], [[Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа|М. Н Н. Кузнецова Кузнецова-Бенуа]], [[Зоя Петровна Лодий|З. П П. Лодий Лодий]], [[Элеонора Яковлевна Мелодист|Э. Я Я. Мелодист Мелодист]], Ю. А А. Модестов Модестов, В. А А. Никольский Никольский, Л. Ратнер, В. С С. Розинг Розинг, В. А А. Селях Селях, [[Сперанский Николай Иванович|Н. И И. Сперанский Сперанский]], И. Н Н. Стешенко Стешенко, А. Н Н. Смоленская Смоленская, Г. Ф Ф. Стравинский Стравинский, А. М М. Шишмарева  Шишмарева и др. Кроме того, занимался с учениками и частным образом (у него уроки брали [[Яков Львович Горский|Я. Л Л. Горский Горский]]<ref>[http://www.lauta.ru/Iacob-Gorski-Biografie.html румын.: Iacob Gorski Biografie]</ref>, [[Николай Николаевич Радошанский|Н. Н Н. Радошанский Радошанский]]<ref name=Pruj/>). К И. Тартакову не раз обращались за профессиональными советами и другие выдающиеся певцы времени, среди которых [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф. И И. Шаляпин Шаляпин]] и [[Николай Никанорович Куклин|Н. Н Н. Куклин Куклин]]<ref name=Pruj/>. И. В В. Тартаков  Тартаков поддерживал молодых талантливых певцов, помогая им и советами, и заступничеством, и собственным опытом, сыграв тем самым неоспоримо большую роль в их дальнейшей творческой карьере; под его руководством молодые певцы не раз готовили свои партии (например, И.Тартаков помогал певцу [[Владимир Иванович Касторский|В. И И. Касторскому Касторскому]] в начале его сценической карьеры<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Касторский%20Владимир%20Иванович/ Отечественные певцы, 2008 // Касторский Владимир Иванович]</ref>).
Т. В В. Тартаков  Тартаков был одним из организаторов театра «Малая опера» в Петрограде<ref name=Pruj/>.
Одним из первых русских певцов он записывался на грампластинки и всего записал 28 произведений<ref name=Pruj/>.
Только по этой краткой хронологической биографии уже видно, насколько значима и обширна была деятельность Иоакима Тартакова. Помимо огромного оперного и концертного репертуара и режиссерской работы, он вел и педагогическую работу, и большую организационную работу в области певческого искусства. Слава пришла к нему и укрепилась настолько, что послужила началам слухов: завистники часто ищут причины чужих успехов не в таланте своих конкурентов, а в объяснениях какими-то иными факторами. [[Сергей Юрьевич Левик|С. Ю Ю. Левик Левик]] считает, что именно так возник слух об отцовстве А. Г Г. Рубинштейна Рубинштейна, покровительствовавшего талантливому певцу<ref name=operanews/>.
== Конец ==
В воскресный день 21 января 1923 года Тартаков вместе с другими артистами выступал перед рабочими Александровского завода — завода — далеко за Невской заставой в театре «Революционная эстрада» (бывшем «Вена»). Исполнялась опера Верди «Аида», Тартаков пел партию царя Амонасро. Поздно вечером артистов развозили по домам в автомобиле. На проспекте Обуховской обороны метельщицы в это позднее время наводили порядок — порядок — мели улицу. Какая-то из женщин зазевалась и не отошла в строну вместе с другими, чтобы пропустить машину. В результате шофер вынужден был вильнуть в сторону, но все было в рытвинах, и автомобиль попал передней частью в яму, вырытую для столба, и, перевернувшись, придавил всей тяжестью пассажиров. У И. В В. Тартакова  Тартакова спинкой откидного сиденья была раздавлена вся полость живота и повреждена голова<ref>[http://pda.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10238162@SV_Articles "С.-Петербургские ведомости // Последняя гастроль]</ref>. Полученные ушибы оказались трагичны — трагичны — несовместимы с жизнью<ref name=funer/>.[[Файл:IVTartakovMogila.jpegjpg|thumb|Могила И. В В. Тартакова Тартакова. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г2001 г. N 527)]]
Иоаким Викторович Тартаков скончался 23 января 1923 года, так и не приходя в себя, в больнице Александровского завода, куда был доставлен сразу после аварии.
Похороны выдающегося певца в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре были засняты на кинопленку<ref name=funer/><ref name=Pruj/>.
Проект надгробия разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. А А. Фомин —  Фомин — «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом Петроградского Союза работников искусств». Уже через месяц проект был рассмотрен комиссией по сооружению памятника. В мае 1923 года Комитет по постановке памятника Тартакову возглавил А. К К. Глазунов Глазунов<ref name=funer/>.
В том же 1923 состоялись два концерта в память И. В В. Тартакова Тартакова: один — один — в ГАТОБе, другой — другой — в Малом зале Петроградской консерватории, сбор от которых поступил на сооружение памятника<ref name=Pruj/>.
Материалом для памятника послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесённой в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я. А А. Троупянского  Троупянского были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губполит-просвета, которой скульптор заведывал в 1919—1934 годах. Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В. А А. Синайским Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 года<ref name=funer/>.
== Репертуар ==
Репертуар И. В В. Тартакова  Тартакова насчитывал 117 партий и 26 опереточных ролей, причем он исполнял еще и некоторые басовые партии. Камерный репертуар И. В В. Тартакова  Тартакова насчитывал около 600 произведений композиторов разных эпох и направлений, главное место в этом списке занимали романсы русских композиторов<ref name=Pruj/><ref name=funer/>.
И. В В. Тартаков  Тартаков прославился не только как вокалист-исполнитель, критика высоко отмечала его актерскую работу, умение перевоплощаться и создавать психологически насыщенные образы<ref name=operanews/>. В частности, Евгений Цодоков приводит цитару из книги С. Левика о И. Тартакове: ''«Не припомню ни одного случая, чтобы о нем говорили отрицательно как о драматическом актере, хотя масштаб его драматических способностей, да и темперамент были не очень велики. Очевидно, он хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»''<ref name=operanews/>.
Музыкальный критик [[Эдуард Александрович Старк]], работавший под псевдонимом Зигфрид, писал о Иоакиме Тартакове (Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910.  — Л.; М., 1940. С. 104—110): ''«Будучи представителем итал. бельканто, в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой; был мастером мелодического речитатива. Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но все блестяще в целом»''<ref name=Pruj/>.
=== Оперный репертуар ===
[[Файл:Tartakov04.jpg|thumb|[[Иоаким Викторович Тартаков|И. В В. Тартаков Тартаков]]  — Грязной. [[Царская невеста (опера)|«Царская невеста»]] Н. Римского-Корсакова]][[Файл:Tart02.jpg|thumb|И. В В. Тартаков —  Тартаков — Демон. [[Демон (опера)|«Демон»]] А. Рубинштейна]][[Файл:Tartakov05.jpg|thumb|И. В В. Тартаков —  Тартаков — Эскамилио. [[Кармен (опера)|«Кармен»]] Ж. Бизе]]* 11 октября 1884<ref>[http://www.pseudology.org/eneida/EugenyOnegin/index.htm Фатех Вергасов. «Евгений Онегин»]</ref>  — Евгений Онегин — Онегин — «[[Евгений Онегин (опера)|Евгений Онегин]]» П. Чайковского (впервые в Киеве, постановка [[Прибик Иосиф Вячеславович|И. В В. Прибика Прибика]]<ref>[http://vslovar.org.ru/cult/4313.html ПРИБИК]</ref>, на киевской премьере присутствовал сам П. И И. Чайковский Чайковский; в этой партии Тартаков, по совету своего партнера, исполнителя партии Ленского [[Ряднов Евгений Карлович|Е. К К. Ряднова Ряднова]], перенёс последнее ''fa'' в слове «мечты» на октаву вверх<ref name=aca-music>[http://aca-music.ru/sergej-yurevich-levik/raznye-oshibki-i-defekty/ С. Ю Ю. Левик  Левик // Разные ошибки и дефекты]</ref>, против чего П. Чайковский не возражал); неоднократно выступал в этой партии* 1884 — Бакбара — 1884 — Бакбара — «Лалла Рук» Ф. Давида* 1885 — Эскамилио — 1885 — Эскамилио — [[Кармен (опера)|«Кармен»]] Ж. Бизе (впервые в Киеве)* 1887 — Акоста — 1887 — Акоста — [[Уриель Акоста (опера)|«Уриель Акоста»]] [[Валентина Семоновна Серова|В. Серовой]]* 1888 — 1888 — Дон Сезар — Сезар — «Дон Сезар де Базан» Г. Лишина (в Тифлисе, первый исполнитель)* 1890 — 1890 — Князь Елецкий, позже Граф Томский — Томский — «[[Пиковая дама (опера)|Пиковая дама]]» П. Чайковского (впервые в Киеве, антреприза [[Ипполит Петрович Прянишников|И. П П. Прянишникова Прянишникова]]<ref>[http://fanparty.ru/fanclubs/fanparty-fan-club-composer/tribune/89477 Пётр Ильич Чайковский]</ref>; исполнение певца получило одобрение П. Чайковского)* 1892 — Шакловитый — 1892 — Шакловитый — «[[Хованщина (опера)|Хованщина]]» М. Мусоргского (впервые в Киеве, антреприза [[Иосиф Яковлевич Сетов|И. Сетова]])* 1892 — Гамлет — 1892 — Гамлет — «[[Гамлет (опера Тома)|Гамлет]]» А. Тома (впервые в России)* 1896 — 1896 — Верховный жрец Дагона — Дагона — [[Самсон и Далила (опера)|«Самсон и Далила»]] К. Сен-Санса* 1899 — 1899 — Миракль, Коппелиус и Дапертутто — Дапертутто — «[[Сказки Гофмана (опера)|Сказки Гофмана]]» Ж. Оффенбаха (впервые в [[Мариинский театр|Мариинском театре]])* 1901 — Соломон — 1901 — Соломон — «Суламифь» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]]* 1901 — 1901 — Григорий Грязной — Грязной — «[[Царская невеста (опера)|Царская невеста]]» Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре; композитор считал артиста лучшим исполнителем этой партии)* 1912 — Зурга — 1912 — Зурга — [[Искатели жемчуга (опера)|«Искатели жемчуга»]] Ж. Бизе (впервые в Мариинском театре)* 1917 — 1917 — Дон-Карлос — Карлос — «[[Каменный гость опера)|Каменный гость]]» А. Даргомыжского, ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре)* Дон Карлос («[[Каменный гость (опера)|Каменный гость]]» А. Даргомыжского, постановка В. Э Э. Мейерхольда Мейерхольда)
* Демон ([[Демон (опера)|одноименная опера]] А. Рубинштейна, композитор считал И.Тартакова лучшим исполнителем этой партии)
* Князь Игорь ([[Князь Игорь (опера)|одноименная опера]] А. Бородина)
* Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
* Амонасро («[[Аида (опера)|Аида]]» Дж. Верди)
* Риголетто — Риголетто — «[[Риголетто (опера)|Риголетто]]» Дж. Верди
* Жорж Жермон ([[Травиата (опера)|«Травиата»]] Дж. Верди)
* Тонио и Сильвио ([[Паяцы (опера)|«Паяцы»]] Р. Леонкавалло).
* Син-Син-Гу/Трактирщик («Сын мандарина» Ц. Кюи)
* Кали («Наль и Дамаянти» А. Аренского)
* Граф Альмавива ([[Свадьба Фигаро (опера)|«Свадьба Фигаро»]] В. А А. Моцарта Моцарта)* Дон Жуан («[[Дон Жуан (опера)|Дон Жуан]]» В. А А. Моцарта Моцарта)
* Нелюско («Африканка» Дж. Мейербера)
* Граф де Невер ([[Гугеноты (опера)|«Гугеноты»]] Дж. Мейербера)
* Альберт («Вертер» Ж. Массне)
* Яго («Отелло» Дж. Верди)
* Оттокар («Вольный стрелок» К. М М. Вебера Вебера)* Вольфрам фон Эшенбах — Эшенбах — «Тангейзер» Р. Вагнера* Тельрамунд — Тельрамунд — «Лоэнгрин» Р. Вагнера* Альберих — Альберих — «Золото Рейна»* Альберих — Альберих — «Зигфрид» Р. Вагнера* Альберих — Альберих — «Гибель богов» Р. Вагнера* Мефистофель — Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно (басовая партия, критики сравнивали певца в этой роли с немецким трагиком Э. Поссартом)* Лотарио — Лотарио — «Миньон» А. Тома (басовая партия)Партнёры (по алфавиту): [[Иван Алексеевич Алчевский|И. А А. Алчевский Алчевский]], [[Амфитеатрова-Левицкая Александра Николаевна|А. Н Н. Амфитеатрова Амфитеатрова-Левицкая]], [[Аделаида Юлиановна Больска|А. Ю Ю. Больска Больска]], [[Николай Аркадьевич Большаков|Н. А А. Большаков Большаков]], [[Боссе Гуальтьер Антонович|Г. А А. Боссе Боссе]], Е. А А. Бронская Бронская, Р. Г Г. Горская Горская, [[Александр Михайлович Давыдов|А. М М. Давыдов Давыдов]], Дж. Димитреску (в апреле 1894), [[Иван Васильевич Ершов|И. В В. Ершов Ершов]], [[Варвара Михайловна Зарудная|В. М М. Зарудная Зарудная]], Л. Ю Ю. Звягина Звягина, [[Елена Ивановна Катульская|Е. Катульская]], [[Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа|М. Н Н. Кузнецова Кузнецова-Бенуа,]] [[Лубковская Мария Мечиславовна|М. Лубковская]], [[Любатович Татьяна Спиридоновна|Т. С С. Любатович Любатович]], [[Александра Николаевна Мацулевич-Соловьева|А. Н Н. Мацулевич Мацулевич-Соловьёва]], [[Михаил Ефимович Медведев|М. Е Е. Медведев Медведев]], [[Стефан Фёдорович Молчановский|С. Ф Ф. Молчановский Молчановский]], [[Евгения Константиновна Мравина|Е. К К. Мравина Мравина]], [[Антонина Васильевна Нежданова|А. В В. Нежданова Нежданова]], К. И И. Петраускас Петраускас, [[Евгений Карлович Ряднов|Е. К К. Ряднов Ряднов]], [[Ряднова-Джубеллини Джованна Иосифовна|Д. И И. Ряднова Ряднова-Джубеллини]], [[Антон Владиславович Секар-Рожанский|А. В В. Секар Секар-Рожанский]], [[Серебряков Константин Терентьевич|К. Т Т. Серебряков Серебряков]], [[Дмитрий Алексеевич Смирнов|Д. А А. Смирнов Смирнов]], [[Сонки Евелина Осиповна|Э. О О. Сонки Сонки]], [[Федор Игнатьевич Стравинский|Ф. И И. Стравинский Стравинский]], [[Фострем Альма Августовна|А. Фострём]], [[Федор Иванович Шаляпин|Ф. И И. Шаляпин Шаляпин]].
== Источники ==
Редактор
2147
правок