Изменения

Золотой век (балет)

23 900 байтов добавлено, 01:49, 22 ноября 2016
Новая страница: «{{youtube|Mk7fRIXJOW8|width=460|Дмитрий Шостакович. Балет Золотой век (1983)}} '''«Золотой век»''' — названи…»
{{youtube|Mk7fRIXJOW8|width=460|Дмитрий Шостакович. Балет Золотой век (1983)}}
'''«Золотой век»''' — название трех разных балетов на единую музыку композитора [[Дмитрий Дмитриевич Шостакович|Д. Д. Шостаковича]].

Автор первого [[либретто]] к балету «Динамиада» в трёх действиях [[Александр Викторович Ивановский|Александр Ивановский]] — к нему первоначально и создавалась музыка.

Премьера балета (первой редакции) состоялась 26<ref name=sprav>[http://ria.ru/spravka/20101026/289194326.html#13664894538514&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration Балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век». Справка]</ref><ref name=bolshoi>[http://bolshoi-theatr.com/articles/343/part-3/ Д. Шостакович. «Золотой век». (Балеты Большого театра)]</ref> (по другим данным — 27) октября 1930 года<ref name=belcan>[http://belcanto.ru/ballet_age.html Шостакович. Балет «Золотой век»; автор Л. Михеева]</ref>, Ленинград, [[Ленинградский государственный академический театр оперы и балета]].

== История создания ==
История создания балета «Золотой век» неразрывно связана с историей развития советского балета.

Новая советская власть, воссев на трон после Октябрьской революции 1917 года, требовала для себя всего нового, в том числе и искусства, в том числе и театра, в том числе и балета. Требовался новый вид специфически советского балета — злободневного, с классовым подходом<ref name=belcan/><ref name=sprav/>, в котором необходимо было показать человека новой советской формации — положительного во всех отношениях: и красивого, и спортивного, и здорового, и честного, и благородного душой — словом, настоящего ленинца-сталинца.

В 1929 году Управлением театров был объявлен конкурс на написание балетного либретто на спортивную тематику, первое место получил А. В. Ивановский со сценарной разработкой под названием «Динамиада» с сюжетом из жизни советской футбольной команды<ref name=belcan/><ref name=cultradio>[http://www.cultradio.ru/doc.html?id=83558&cid=44 В цикле «Шостакович на сцене» Мариинский театр покажет премьеру балета «Золотой век»]</ref><ref name=bolshoi/>. Футбол в эти годы рьяно входил в жизнь советских людей и в моду советской жизни. Надо сказать, что либретто, занявшее второе место, тоже было посвящено футбольной тематике — это было либретто драматурга [[Всеволод Валерианович Курдюмов|В. Н. Курдюмова]]<ref name=ballet>[http://www.ballet-enc.ru/html/f/futbolist.html «ФУТБОЛИСТ» (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>, и оно, одновременно с «Золотым веком», перерождалось в балет [[Футболист (балет)|«Футболист»]] композитора [[Виктор Александрович Оранский|В. А. Оранского]]<ref>[http://ek.sptl.spb.ru/cgi_bin/irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=S&I21DBN=EK&P21DBN=EK&S21FMT=fullwebr&S21ALL=(%3C.%3EA%3D%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B4%D1%8E%D0%BC%D0%BE%D0%B2,%20%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4$%3C.%3E)&Z21ID=&S21SRW=TIPVID&S21SRD=&S21STN=1&S21REF=5&S21CNR=10 Санкт-Петербургская Государственная Театральная Библиотека]</ref>.

Два новых советских балета, которым предстояло стать провозвестниками новой советской хореографии, распределили так: «Золотой век» (первая премия) ставили в [[Ленинградский государственный академический театр оперы и балета|Ленинградском театре оперы и балета]] (бывший Мариинский театр), а «Футболист» (второе место) в Москве, в Большом театре. Забегая вперед, скажем, что с московской премьерой произошла незадача. Нет, он был поставлен в Большом театре в срок, но режиссер [[Николай Михайлович Фореггер|Николай Фореггер]]<ref name=inf>[http://inform.kharkov.ua/teatr/lebedinoe-ozero-i-futbolist.html Лебединое озеро и Футболист]</ref> опередил москвичей и успел поставить балет «Футболист» раньше их — в Государственной Харьковской опере еще в 1929 году, поэтому официальными словарями премьера в Харькове вообще игнорируется — впрочем, как и сам балет «Футболист». '''Подробнее см.ст. [[Футболист (балет)]].'''

Однако — вернемся к либретто «Динамиада», занявшему главное призовое место и попавшему для создания балета в Ленинградский театр оперы и балета. В качестве композитора был приглашен молодой 23-летний [[Дмитрий Дмитриевич Шостакович]], только начинавший свою музыкальную деятельность, но уже получивший первую известность<ref name=belcan/><ref name=cultradio/>. Ставить новый советский балет было доверено трем молодым хореографам: [[Леонид Вениаминович Якобсон|Л. В. Якобсону]], [[Василий Иванович Вайнонен|В. И. Вайнонену]] и В. П. Чеснокову.

== Сюжет ==
Сюжет либретто «Динамиада» воспевал советское спортивное общество «Динамо», учрежденное в апреле 1923 года<ref>[http://dynamo.su/ Официальный сайт спортивного общества «Динамо»]</ref>, и повествовал о том, как советская футбольная команда поехала на Индустриальную выставку с названием «Золотой век», чтобы принять участие в международном футбольном турнире, в дикую западную страну и как там ужасно относились к советским спортсменам — их травили фальшивками, местной полицией, карточными играми, развратными танцами типа: канкан, фокстрот, танго, чечётка и несоветским образом жизни. Конечно, наши футболисты выстояли и не сдались, а в спортивной схватке одержали трудную и достойную победу. Попутно советские футболисты знакомились с западными комсомольцами, томящимися в тяжелых буржуазных условиях, спасали негров, а в футбольную жизнь вкрадывалась любовь и идеологическое перевоспитание лучших западных представительниц.
[[Файл:Zolotoyvek8.jpg|thumb|410px]]
[[Файл:Zolotoyvek7.jpg|thumb|410px]]
Действующие лица:
* Директор промышленной выставки
* Дива, танцовщица, фашистка
* Фашист
* Полицмейстер (фашист)
* 4 секретаря, они же сыщики
* Начальник советской футбольной команды, рабочий
* Комсомолка СССР
* Комсомолка западная
* Боксеры: Негр, Белый
* Судья на боксе, представитель фирмы боксерских перчаток, советские футболисты, фашисты, полицейские, рабочие, «золотая молодежь», пионеры, буржуазная публика
Действие происходит на Западе в большом капиталистическом городе в конце 20-х годов XX века<ref name=belcan/>.

== Работа над балетом ==
Нехитрый сюжет стали возводить в музыкально-хореографическую форму. В процессе этой работы будущий балет изменил название: из «Динамиады» превратился в «Золотой век».

=== Музыка ===
Молодой композитор Дмитрий Шостакович оказался сам страстным поклонником футбола и даже окончил школу футбольных судей<ref name=cultradio/>. Он сразу и с увлечением взялся за дело и за несколько месяцев написал 37 разнохарактерных музыкальных номеров для спортивно-акробатических танцев, пантомимы, пародийных эпизодов к балету<ref name=belcan/>. В основу он положил две контрастные темы: советскую и буржуазную<ref name=belcan/>. Собственно, это сопоставление и являлось основным сюжетом, намеченным в либретто.
[[Файл:ZolotoyLukom&Shavrov0522-13b.jpg|thumb|240px|left|Елена Люком — Дива, Борис Шавров — Фашист, 1930]]
Сама музыка оказалась празднична и театральна. Дирижер спектакля А. Гаук так определил ее: ''«Музыка… глубоко театральна и вместе с тем она несет в себе элементы [[симфонизм]]а. Театральна она потому, что, несмотря на слабость либретто, <…> она сама, внутри себя развертывает подлинно театральное действие и сюжет, <…> она распадается на два борющихся между собой плана: изображение буржуазного Запада с несомненным ироническим отношением к изображаемому, с одной стороны, и бодрый, наполненный жизненной энергией рабоче-спортивный мир — с другой. Противопоставление и борьба двух основных элементов, из которых каждый внутри себя имеет совершенно ясно очерченную линию напряжения и внутреннего содержания, делает музыку <…> симфонической»''<ref name=belcan/>.
[[Файл:ZolotUlanova0070-102b.jpg|thumb|230px|Комсомолка — Галина Уланова]]
[[Файл:Zol0042-05b.jpg|thumb|230px|Ольга Иордан и Леонид Лавровский (балет «Золотой век», 1930)]]

=== Хореография ===
Хореографы вслед за автором либретто и композитором тоже выстраивали постановку на контрасте двух лагерей: советский и буржуазный. Советский стиль включал более спортивную тематику, зато на буржуазном хореографы отводили душу в танцевальных номерах.

Хореография распределилась таким образом: [[Василий Вайнонен]] ставил целиком первый акт<ref>[http://archive.is/2qv8 Василий Вайнонен]</ref>, [[Леонид Якобсон]] — второй акт, представлявший собой физкультурный дивертисмент<ref>[http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st006.shtml Эволюция дуэтно-акробатического танца]</ref> (это была первая большая работа будущего великого балетмейстера)<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_sp/2957/Якобсон Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992. Якобсон Леонид Вениаминович]</ref>, а В.Чесноков — третий.

Балет с новым названием «Золотой век» оказался молодежным по всему — и по авторам, и по тематике, и предназначался молодому зрителю нового советского поколения.

== Постановка ==
Наконец в октябре 1930 года на сцене бывшего императорского Мариинского театра прошла премьера нового советского балета «Золотой век», балетмейстеры [[Леонид Якобсон]], [[Василий Иванович Вайнонен|Василий Вайнонен]] и В. П. Чеснаков, режиссёр [[Эммануил Иосифович Каплан|Эммануил Каплан]], художник [[Валентина Михайловна Ходасевич|Валентина Ходасевич]], дирижёр [[Александр Васильевич Гаук|Александр Гаук]]. Среди исполнителей: Советская комсомолка — [[Нина Фёдоровна Вдовина|Нина Вдовина]]<ref>[http://www.booksite.ru/localtxt/rus/sky/bal/let/10.htm ВДОВИНА Нина Фёдоровна]</ref>, потом [[Галина Сергеевна Уланова|Галина Уланова]], Дива — [[Ольга Генриховна Иордан|Ольга Иордан]] и [[Елена Люком]], Западная комсомолка — [[Ольга Петровна Мунгалова|Ольга Мунгалова]], Фашист — [[Борис Василевич Шавров|Борис Шавров]], Ангел мира — [[Алла Яковлевна Шелест|Алла Шелест]], Полицейский — [[Леонид Михайлович Лавровский|Леонид Лавровский]], Судья — [[Ростислав Алексеевич Славянинов|Ростислав Славянинов]], Иллюзионист — [[Михаил Михайлович Михайлов|Михаил Михайлов]]; в небольших партиях были заняты начинающие артисты [[Константин Михайлович Сергеев|Константин Сергеев]], [[Вахтанг Михайлович Чабукиани|Вахтанг Чабукиани]] и др.<ref name=sprav/>

Молодые зрители встретили балет с энтузиазмом. И очень скоро постановка была подхвачена другими театрами: 1930 — Киевский театр оперы и балета, 1931 — Одесский театр оперы и балета под названием «Динамиада, или Дни Европы», балетмейстер-постановщик [[Михаил Фёдорович Моисеев|М. Ф. Моисеев]].

Однако не всё обстояло столь гладко, и радовались молодые хореографы и композитор рано; всё решила публикация статьи «Балетная фальшь»<ref name=sprav/> — и начались нападки на балет за буржуазную стилистику; обвинялись все: и композитор, которому вменялось, что под такую музыку невозможно танцевать, и хореографы, которые «протащили» на советскую сцену западные враждебные манеры<ref name=cultradio/>.

Результат не заставил себя ждать: через год, после 18 представлений, новый советский балет был снят с репертуара.

== Вторая редакция ==
Прошли годы. Даже десятилетия. Сменилось поколение балетных деятелей. Музыка Шостаковича, пережив нападки в формализме, была официально названа гениальной, а под это дело можно было и возвратить старый балет. Что и решил сделать балетмейстер московского Большого театра Юрий Григорович в 1982 году, написав новое либретто совместно с Исааком Гликманом<ref name=cultradio/><ref name=sprav/>.

Новая редакция использовала от предыдущей только музыку и состояла из двух актов. Название «Золотой век» решили сохранить, а сюжет был построен совершенно иначе и не имел ничего общего в первой версией. Никакой заграницы на этот раз не было и в помине, а всё действие происходило в Советской России времен НЭПа, причем нэпманы, как и положено в советском произведении, были показаны как сугубо отрицательные персонажи: они кутят, пьют, бандитствуют, совершенно не занимаются спортом — а когда работают и зарабатывают, неизвестно. Сюжет сводился к следующему. Молодая танцовщица Рита работает в ресторане «Золотой век», ее партнер по танцам — скрывающийся бандит Яшка. Ресторан «Золотой век» — притон, где скопились все силы зла, с которыми вступают в нелегкую, но победоносную схватку положительные герои — рыбак Борис и его друзья<ref>[http://intoclassics.net/news/2012-02-17-23034 Д. Шостакович «Золотой век» — балет]</ref> ('''см. видеоролик вверху''').

Премьера прошла 4 ноября 1982 года в московском Большом театре. Среди исполнителей: Наталия Бессмертнова, Татьяна Голикова, Ирек Мухамедов, Гедиминас Таранда<ref name=sprav/>, [[Василий Ворохобко]].

Однако в советское время балет «Золотой век» был не самым популярным из спектаклей Григоровича, и дело оказалось вовсе не в хореографических тонкостях. Начавшаяся в скором времени Горбачёвская Перестройка полностью изменила идеологический пафос, сместив все акценты<ref>[http://www.rg.ru/2006/03/25/premiera.html Большой театр вспомнил «Золотой век»]</ref> — те, кто были карикатурно обрисованы как отрицательные персонажи, стали восприниматься положительными, а строителей нового социалистического общества в середине 1980-х годов обвиняли во всех преступлениях — и надо сказать, справедливо.

Спектакль тем не менее просуществовал на сцене Большого театра до 1989 года, а в 1994 г. был возобновлен, но давался нечасто.

== Третья редакция ==
Либретто нового, уже третьего, «Золотого века» принадлежит перу театрального и музыкального критика Константина Учителя. Балетмейстер Ноа Гелбер, режиссёр Андрей Прикотенко<ref name=cultradio/>. Сюжет решен совершенно по-новому, а действие перенесено в современность — уже пожилые люди вспоминают свою короткую любовь в начале 1930-х годов, и сцены тех далеких лет оживают в их видениях, заставляя заново пережить прежние чувства<ref name=cultradio/><ref name=sprav/>.

Премьера состоялась 28 июня 2006 года в Мариинском театре (бывший при СССР Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова), где проходила самая первая премьера «Золотого века».

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Балеты по алфавиту]]
Редактор
3215
правок