Заросший пруд (картина Поленова) — различия между версиями
Олень (обсуждение | вклад) м (Откат правок Робот Пёдор (обсуждение) к версии Лаврентия) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | [[Файл:VasPolenivZarosprud.jpg|thumb|590px|Картина В. Д. Поленова «Заросший пруд», 1879 г.]] | |
+ | '''«Заросший пруд»''' — картина русского художника [[Поленов Василий Дмитриевич|Василия Дмитриевича Поленова]]. | ||
+ | |||
+ | Время создания: 1879 год. | ||
+ | |||
+ | Холст, масло. 77 × 1218 см<ref name=zaroshii>[http://polenov.su/zaroshii_pryd/ Заросший пруд]</ref> | ||
+ | |||
+ | Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация<ref name=artZ>[http://www.art-portrets.ru/artists/polenov-zarosshiy-prud.html Картина Заросший пруд. Поленов Василий. 1879 г.]</ref>. | ||
+ | |||
+ | == Значение картины == | ||
+ | По мнению искусствоведов, этим полотном художник завершил картинную трилогию, куда вошли еще картины [[Московский дворик (картина)|«Московский дворик»]] и [[Бабушкин сад (картина)|«Бабушкин сад»]], созданные в Москве в 1978 году<ref name=artBab>[http://www.art-portrets.ru/artists/babushkin-sad.html Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад]</ref><ref name=design>[http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/babushkin-sad-opisanie-kartiny-polenova.html Бабушкин сад. Описание картины Поленова]</ref>. Три этих полотна объединены не общностью сюжета (общностью сюжета объединены «Московский дворик» и «Бабушкин сад» — там изображен один дом, но с разных ракурсов), а определенным душевным состоянием, настроением, навеянным этими тремя пейзажами<ref name=zaroshii/>. | ||
+ | {{youtube|MNLYrldRY4g|Василий Поленов}} | ||
+ | Серию этих поленовских произведений (вместе с еще несколькими картинами) художник [[Илья Семенович Остроухов]] назвал «интимным пейзажем»: ''«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»''<ref>[http://www.polenovo.ru/ru/osnovatel_muzeya/ Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)]</ref><ref>[http://vasily-polenov.ru/bio4.php Василий Поленов. 1844—1927]</ref>. Это определение оказалось настолько точным, что стало применяться по отношению к творчеству В. Д. Поленова и другими искусстоведами и художественными критиками. | ||
+ | |||
+ | == Создание == | ||
+ | Первый этюд к этому полотну датирован 1877 годом<ref name=zaroshii/>, когда художник провел лето на даче родителей в деревне Петрушки Киевской губернии<ref name=moskva>[http://www.tg-m.ru/articles/3-2013-40/moskva-kak-mnogo-v-etom-zvuke Москва, как много в этом звуке… (автор Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40) ]</ref><ref name=school>[http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b0312ca-9051-4bf5-a38d-8b2314eddce6/Polenov.Zarosshiy_prud.htm В. Д. Поленов. Заросший пруд. 1880]</ref>. Это было еще до того, как отправился на русско-турецкую войну<ref name=zaroshii/>, где он находился художником при царевиче, будущем императоре Александре III. | ||
+ | |||
+ | Затем, перебравшись в Москву и поселившись возле Арбата, Поленов занялся другими произведениями. | ||
+ | |||
+ | Осенью 1878 года он перебрался с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Вот тогда он вернулся к киевскому пейзажу<ref name=zaroshii/>. | ||
+ | |||
+ | == Сюжет == | ||
+ | Верный своему видению общности духовного мира человека и природы, Поленов обращается, как всегда, к самым простым пейзажам. Его «герои» не пышные и причудливые благоухающие яркими ароматами красавцы-цветы богатых садоводств, а невозделанные бесхитростные травы, полевые неяркие цветочки, крапинками появившиеся среди другой зелени. Их легкая и трепетная красота созвучна элегическому лирическому настроению. | ||
+ | |||
+ | И вместе с тем полотно пронизано величавостью и даже таинственностью природы<ref name=vasily-p>[http://vasily-polenov.ru/jivopis/2.php Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника — Заросший пруд]</ref>. | ||
+ | |||
+ | Вся картины выстроена по академическим традициям, в двух планах: задний — написанный довольно «приблизительно», и передний — тщательный и подробный<ref name=zaroshii/>. | ||
+ | |||
+ | Композиция картины держится на диагональных линиях. Они идут в разных направлениях, очерчивая границы объектов и создавая целостный образ<ref name=opisanie>[http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-polenova-zarosshij-prud/ Описание картины Василия Поленова «Заросший пруд»]</ref>. | ||
+ | |||
+ | Картина «Заросший пруд» построена на передвижении цветовой гаммы, где главенствует зеленый цвет во множестве оттенков<ref name=zaroshii/><ref name=artZ/><ref name=opisanie/>, лишь кое-где уступая палитру и другим расцветкам: ярко-зеленая солнечная лужайка с подробно выписанными ромашками на первом плане соседствует с темной стеной могучих деревьев; через подернутые серебристо-серой воздушной дымкой темнозеленые кроны дальнего плана открывается — маленьким кусочком, словно осколком, в левом верхем углу — голубизна ясного неба с белыми облаками; голубизна неба и темнота парка соединяются затем в зеркальной поверхности пруда с — опять подернутыми зеленым — неяркими желто-оранжевыми кувшинками<ref name=school/><ref name=vasily-p/>. | ||
+ | |||
+ | Искусствовед [[Юрова Тамара Васильевна|Т. В. Юрова]] писала про эту картину: ''«Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“»''<ref>Т. В. Юрова. Василий Дмитриевич Поленов. — Москва: Искусство, 1961. — 166 с.</ref> | ||
+ | |||
+ | Всё умиротворенно и безмятежно на этом полотне. И в эту успокоенность органично и ничем не нарушая ее вписывается одинокая женская фигура в светлом платье — на скамеечке, в тени деревьев<ref name=vasily-p/>. Она не сразу видна — весь центр полотна отдан мостику под деревьями и темной недвижимой водяной глади. А женская фигура смещена вправо, в теневую часть картины<ref>[http://iessay.ru/ru/free/o/opisanie-po-kartine-v-d-polenova-zarosshij-prud Описание по картине В. Д. Поленова «Заросший пруд»]</ref>. Но она придает жизнь замершему на холсте пейзажу. В этой сидящей женщине Поленов изобразил свою сестру-близняшку Веру Дмитриевну Хрущёву (1844—1881 гг.)<ref name=zaroshii/><ref name=school/>. | ||
+ | |||
+ | == Выставка == | ||
+ | Картина «Заросший пруд» — вместе с другим поленовским пейзажем «[[Бабушкин сад (картина)|Бабушкин сад]]» — была представлена в 1879 году на 7-й выставке «передвижников». Как раз к этому времени Поленов стал членом Товарищества передвижников<ref>[http://vasily-polenov.ru/hronology.php Хронология жизни и творчества Василия Поленова]</ref>, хотя еще и до своего официального членства принимал участие в выставках «передвижников». | ||
+ | |||
+ | Затем в апреле 1879 г. выставка переехала в Москву и проходила в помещении московского Училища живописи<ref name=plyos>[http://plyos.org/stat/ples-levitan-2009-07.html Из истории одной картины И. И. Левитана «Речная заводь. Прудик» (автор Л. В. Ищенко)]</ref>. А в декабре того же года студент Училища живописи [[Исаак Ильич Левитан|Исаак Левитан]] представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», вероятно, навеянную картиной учителя<ref name=plyos/>. | ||
+ | |||
+ | == Второй вариант == | ||
+ | В 1880 году Поленов написал уменьшенный вариант этой картины; однако новое полотно стало не совсем копией. Женщину (а ее изображала сестра художника) на этот раз он показал не сидящей, а стоящей. | ||
+ | |||
+ | == Тема == | ||
+ | Успех картины Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века популярной. В 1887 году ученик В. Д. Поленова художник [[Исаак Ильич Левитан|Исаак Левитан]] создал свою картину в таким же названием — [[Заросший пруд (картина Левитана)|«Заросший пруд»]], причем Левитан создал два варианта<ref name=plyos/>. А еще через двенадцать лет, в 1899 году, свой «[[Заросший пруд (картина Сомова)|Заросший пруд]]» представил художник [[Сомов Константин Андреевич|Константин Сомов]]. | ||
+ | |||
+ | == Источники == | ||
+ | {{примечания}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Картины по алфавиту]] |
Текущая версия на 08:03, 9 января 2021
«Заросший пруд» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
Время создания: 1879 год.
Холст, масло. 77 × 1218 см[1]
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация[2].
Значение картины
По мнению искусствоведов, этим полотном художник завершил картинную трилогию, куда вошли еще картины «Московский дворик» и «Бабушкин сад», созданные в Москве в 1978 году[3][4]. Три этих полотна объединены не общностью сюжета (общностью сюжета объединены «Московский дворик» и «Бабушкин сад» — там изображен один дом, но с разных ракурсов), а определенным душевным состоянием, настроением, навеянным этими тремя пейзажами[1].
Серию этих поленовских произведений (вместе с еще несколькими картинами) художник Илья Семенович Остроухов назвал «интимным пейзажем»: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»[5][6]. Это определение оказалось настолько точным, что стало применяться по отношению к творчеству В. Д. Поленова и другими искусстоведами и художественными критиками.
Создание
Первый этюд к этому полотну датирован 1877 годом[1], когда художник провел лето на даче родителей в деревне Петрушки Киевской губернии[7][8]. Это было еще до того, как отправился на русско-турецкую войну[1], где он находился художником при царевиче, будущем императоре Александре III.
Затем, перебравшись в Москву и поселившись возле Арбата, Поленов занялся другими произведениями.
Осенью 1878 года он перебрался с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Вот тогда он вернулся к киевскому пейзажу[1].
Сюжет
Верный своему видению общности духовного мира человека и природы, Поленов обращается, как всегда, к самым простым пейзажам. Его «герои» не пышные и причудливые благоухающие яркими ароматами красавцы-цветы богатых садоводств, а невозделанные бесхитростные травы, полевые неяркие цветочки, крапинками появившиеся среди другой зелени. Их легкая и трепетная красота созвучна элегическому лирическому настроению.
И вместе с тем полотно пронизано величавостью и даже таинственностью природы[9].
Вся картины выстроена по академическим традициям, в двух планах: задний — написанный довольно «приблизительно», и передний — тщательный и подробный[1].
Композиция картины держится на диагональных линиях. Они идут в разных направлениях, очерчивая границы объектов и создавая целостный образ[10].
Картина «Заросший пруд» построена на передвижении цветовой гаммы, где главенствует зеленый цвет во множестве оттенков[1][2][10], лишь кое-где уступая палитру и другим расцветкам: ярко-зеленая солнечная лужайка с подробно выписанными ромашками на первом плане соседствует с темной стеной могучих деревьев; через подернутые серебристо-серой воздушной дымкой темнозеленые кроны дальнего плана открывается — маленьким кусочком, словно осколком, в левом верхем углу — голубизна ясного неба с белыми облаками; голубизна неба и темнота парка соединяются затем в зеркальной поверхности пруда с — опять подернутыми зеленым — неяркими желто-оранжевыми кувшинками[8][9].
Искусствовед Т. В. Юрова писала про эту картину: «Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“»[11]
Всё умиротворенно и безмятежно на этом полотне. И в эту успокоенность органично и ничем не нарушая ее вписывается одинокая женская фигура в светлом платье — на скамеечке, в тени деревьев[9]. Она не сразу видна — весь центр полотна отдан мостику под деревьями и темной недвижимой водяной глади. А женская фигура смещена вправо, в теневую часть картины[12]. Но она придает жизнь замершему на холсте пейзажу. В этой сидящей женщине Поленов изобразил свою сестру-близняшку Веру Дмитриевну Хрущёву (1844—1881 гг.)[1][8].
Выставка
Картина «Заросший пруд» — вместе с другим поленовским пейзажем «Бабушкин сад» — была представлена в 1879 году на 7-й выставке «передвижников». Как раз к этому времени Поленов стал членом Товарищества передвижников[13], хотя еще и до своего официального членства принимал участие в выставках «передвижников».
Затем в апреле 1879 г. выставка переехала в Москву и проходила в помещении московского Училища живописи[14]. А в декабре того же года студент Училища живописи Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», вероятно, навеянную картиной учителя[14].
Второй вариант
В 1880 году Поленов написал уменьшенный вариант этой картины; однако новое полотно стало не совсем копией. Женщину (а ее изображала сестра художника) на этот раз он показал не сидящей, а стоящей.
Тема
Успех картины Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века популярной. В 1887 году ученик В. Д. Поленова художник Исаак Левитан создал свою картину в таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта[14]. А еще через двенадцать лет, в 1899 году, свой «Заросший пруд» представил художник Константин Сомов.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Заросший пруд
- ↑ 2,0 2,1 Картина Заросший пруд. Поленов Василий. 1879 г.
- ↑ Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад
- ↑ Бабушкин сад. Описание картины Поленова
- ↑ Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)
- ↑ Василий Поленов. 1844—1927
- ↑ Москва, как много в этом звуке… (автор Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40)
- ↑ 8,0 8,1 8,2 В. Д. Поленов. Заросший пруд. 1880
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника — Заросший пруд
- ↑ 10,0 10,1 Описание картины Василия Поленова «Заросший пруд»
- ↑ Т. В. Юрова. Василий Дмитриевич Поленов. — Москва: Искусство, 1961. — 166 с.
- ↑ Описание по картине В. Д. Поленова «Заросший пруд»
- ↑ Хронология жизни и творчества Василия Поленова
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Из истории одной картины И. И. Левитана «Речная заводь. Прудик» (автор Л. В. Ищенко)