Изменения

Жизель (балет)

29 424 байта добавлено, 13:45, 18 декабря 2016
Новая страница: «{{youtube|jOiF4xlxc7M|width=390|«Жизель». Балет Большого театра в Лондоне (Пол Циннер, 1956), Уланова, Фаде…»
{{youtube|jOiF4xlxc7M|width=390|«Жизель». Балет Большого театра в Лондоне (Пол Циннер, 1956), Уланова, Фадеечев}}
<!--{{VideoMailRu|width=390|username=olga_shved|albumid=3299|id=6245|themes=clipes|баксы=$6245$0$3299|«Жизель». Балет Большого театра в Лондоне (Пол Циннер, 1956), Уланова, Фадеечев}}-->
{{youtube|BbYlMnFgp3c|width=390|American Ballet Theatre. Giselle, 1969. Исполнители: [[Карла Фраччи|Carla Fracci]], Erik Bruhn, Toni Lander, Eleanor D'Antuono, Ted Kivitt and Bruce Marks}}
{{youtube|7Ui2KPFm3t8|width=390|"Giselle". Балет Оперного Театра Баварии, 1979. В главных партиях: Рудольф Нуреев, Ленн Сеймур}}
{{youtube|VAvb6_tEHWM|width=390|Жизель - Наталья Бессмертнова, Граф Альберт - Михаил Лавровский. Художественный руководитель - Юрий Григорович}}
{{youtube|U9y4hIjzVmw|width=390|Балет Василёва и Касаткиной. Москва, Театр Эстрады, 1 февраля 2012 года. В партии Жизели НАТАЛЬЯ ОГНЕВА}}
'''«Жизель, или Вилисы»''' ({{lang-fr|Giselle, ou les Wilis}}) — романтический балет в двух актах французского композитора [[Адольф Шарль Адан|Адольфа Адана]] на либретто [[Жюль-Анри Сен-Жорж|Анри де Сен-Жоржа]], [[Теофиль Готье|Теофиля Готье]] и [[Жан Коралли|Жана Коралли]] по рассказу [[Генрих Гейне|Генриха Гейне]], записанному им в свою очередь по древней славянской легенде.

Балетмейстеры-постановщики: [[Жан Коралли]], [[Жюль Перро]].

Первое представление: Парижская Опера, 28 июня 1841 г.

== Либретто ==
Основой будущему балету послужила старинная славянская легенда, записанная Генрихом Гейне в его книге «О Германии», о вилисах<ref>[http://www.inslov.ru/html-komlev/v/vilis3.html ВИЛИСЫ (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А. Н., 1910)]</ref> — погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь<ref name=belca>[http://belcanto.ru/ballet_giselle.html Адольф Шарль Адан. Балет «Жизель»; автор Л. Михеева]</ref>.

Основным разработчиком либретто стал французский литератор Теофиль Готье (1811—1872), именно ему принадлежала идея придать древней славянской легенде некий космополитический характер, смешав страны, титулы, народные обычаи — и тем самым увести разворачивающийся сюжет от конкретного места возникновения легенды. Он перенес действие в Тюрингию, главного героя Альберта сделал герцогом Силезским (графом его именуют в позднейших вариантах либретто), а отца его невесты Батильды — князем (в поздних вариантах он стал герцогом Курляндским)<ref name=belca/>.

В работе над сценарием вместе с ним участвовали известный либреттист [[Жюль Сен-Жорж|Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж]] (1799—1875) и балетмейстер [[Жан Коралли]] (1779—1854) — именно он и собирался ставить балет на сцене Парижской оперы (Гранд-Опера).

С самого начала либреттисты находились под влиянием балета «[[Сильфида (балет)|Сильфида]]», поставленного Ф. Тальони девятью годами ранее, 12 марта 1832 года, в той же Королевской академии музыки (она же: Гранд-Опера / Парижская опера) и впервые представившего публике романтический жанр балета<ref name=belca/> и имевшего огромный зрительский успех.

Балет «Жизель» повторял тот же романтический стиль. Но, по замыслам авторов, он должен быть превзойти «Сильфиду» и стать истинно французским балетом: «Сильфида», хоть и появилась на парижской сцене, все же была сделана итальянцами, французы не могли отдать балетную пальму первенства им<ref name=peoples>[http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/soprano/karlotta_grisi/ Карлотта Гризи / Karlotta Grisi]</ref>. Правда, и среди авторов «Жизели» оказались не совсем «чистые» французы — как, например, балетмейстер Жан Коралли, по настоящей итальянской фамилии Перрачини (Jean Coralli Peracini)<ref name=belca/>; но такие мелочи никого не волновали, тем более что по рождению он был [[париж]]анином.

== Действующие лица ==
* Жизель, крестьянская девушка
* Граф Альберт (или Альбер — по специфике французского языка последняя буква слова часто не произносится; в первоначальном авторском либретто его имя было: Albrecht)
* Илларион (или Иларион), лесничий (на русской сцене — Ганс)
* Берта, мать Жизели
* Батильда, невеста Альберта
* Герцог Курляндский, отец Батильды
* Вильфрид, оруженосец Альберта
* Мирта, повелительница вилис
* Невеста и Жених, крестьяне
* Крестьяне, крестьянки, придворные, охотники, слуги, вилисы
Действие происходит в Тюрингии в феодальную эпоху.

== Краткий сюжет ==
Знатный граф Альберт любит простую деревенскую девушку Жизель. Понимая, что она не сможет ответить на чувства известного аристократа, он переодевается в крестьянского парня. Об этой его тайне знает лишь его слуга-оруженосец Вильфрид. И влюбленные прекрасно себя чувствуют, никого не посвящая в свои отношения. Но красавица Жизель привлекла внимание лесничего Иллариона, (на русской сцене он почему-то получил другое имя — Ганс). Илларион-Ганс догадывается, что его счастливый соперник не столь прост и собирается объяснить это и красавице Жизель. И выжидает удобного случая. А он приходит. Знатные именитые аристократы проводят рядом охоту. Альберт, чтобы не быть ими узнанным, вынужден скрываться. А тем времени Илларион-Ганс крадет шпагу Альберта — символ его аристократического происхождения. И когда Альберт и Жизель встречаются вновь, он демонстрирует им свой трофей. Жизель в смущении: значит, перед ней не простой крестьянин. А Ганс поднимает шум, на который обратили внимание аристократы-охотники, они подбегают узнать, что случилось — а среди них и официальная невеста графа Альберта Батильда. Она удивлена, увидев своего жениха в бедном крестьянском платье и тоже требует объяснений. Болезненная хрупкая Жизель, потрясенная происходящим, немедленно сходит с ума и умирает на глазах у всех присутствующих.

На деревенском кладбище по ночам кружатся в танце вилисы — души умерших невест, среди них Жизель. Сюда, к ее могиле приходит Ганс, и виллисы, увидев его, заставляют кружиться вместе с ними в танце — пока он не падает замертво. Сюда же приходит и полный горя Альберт. Он тоже становится жертвой вилис, однако Жизель, по-прежнему любящая его, не позволяет тронуть своего возлюбленного и спасает от мести подруг. Они танцуют вместе последний раз — и Жизель навсегда исчезает… А безутешный Альберт остается в мире людей.

== Хореография ==
Подготовительная работа закончилась. Пора было начинать репетиции.

=== Карлотта Гризи ===

К этому времени на балетном небосклоне вырастала новая звезда — [[Карлотта Гризи]] (ит.: Carlotta Grisi).
[[Файл:Carlotta_Grisi_Giselle.jpg|thumb|left|220 px|Карлотта Гризи в балете «Жизель»]]
Педагогом и постоянным хореографом ее стал ее гражданский супруг, выдающийся балетмейстер [[Жюль Перро]]. К этому времени они уже имели общую дочь и провели несколько успешных совместных гастрольных поездок, выступая как мадам и месье Перро<ref name=peoples/><ref name=miniteatr>[http://miniteatr.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=50:carlotta-grisi&catid=8:romantizm&Itemid=10 Карлотта Гризи]</ref>.

Сама Карлотта Гризи происходила из известной музыкальной семьи, а её старшая сестра Эрнеста к тому времени стала женой Теофиля Готье<ref name=miniteatr/>.

Семейство помогло Карлотте Гризи поступить на самую великую музыкальную сцену того времени — в Парижскую оперу<ref name=peoples/>, куда та вступила в 1841 году сразу звездой со своими условиями и с требованием места работы в штате театра для своего гражданского мужа Жюля Перро. В том же 1841 году Жюль Перро поставил там для нее балет «Фаворитка» [[Гаэтано Доницетти]] (на музыку из [[Фаворитка (опера)|оперы]]), в котором она танцевала с большим успехом.

Карлотта Гризи и должна была стать самой первой Жизелью.

К тому же одним из авторов сценарной разработки был муж ее сестры — Теофиль Готье, о котором заодно поговаривали, что с красавицей Карлоттой его связывали не только родственные чувства зятя как мужа ее сестры<ref name=peoples/>. Впрочем, мало ли что говорят — ясно, что определенные отношения, не только рабочие, их безусловно связывали — так что нет ничего неожиданного в том, что главная роль балета предназначалась для неё.

=== Жюль Перро ===
Официально балет ставил Жан Корали. Но поскольку главную партию репетировала Карлотта Гризи, Жюль Перро не мог не принять участия в постановке.

Поначалу он работал только со своей женой украдкой<ref name=peoples/>, но постепенно привлекался к постановке все больше и больше, ставя многие сцены. В итоге вся партия Жизели, весь рисунок главной роли в хореографическом отношении был разработан Жюлем Перро<ref name=miniteatr/>.

== Премьера ==
[[Файл:GISELL~1.JPG|thumb|370 px|«Жизель». Сцена из II акта, 1841]]
[[Файл:Myrta.jpg|thumb|[[Адель Дюмилатр]] (Adèle Dumilâtre) в партии Мирты]]
Премьера двухактного балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже с Карлоттой Гризи в заглавной партии. Партию Альберта исполнял [[Люсьен Петипа]] (Lucien Petipa), повелительница вилис Мирта — Адель Дюмилатр (Adele Dumilatre), в партии Илариона выступил сам балетмейстер Жан Коралли. Постановочная часть спектакля была создана Пьером Люк-Шарлем Сисери (Pierre Ciceri) (декорации) и Полем Лормье (Paul Lormier) (художник по костюмам)<ref name=peoples/><ref name=classical>[http://www.ballet.classical.ru/d_gis.html Маленькая балетная энциклопедия. ЖИЗЕЛЬ]</ref>.

Французские патриотические надежды оправдались полностью. Успех балета был огромен. Гонорар балерине Карлотте Гризи был немедленно повышен.

Литератор Жюль Жанен писал в рецензии: ''«Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом».'' А автор либретто Теофиль Готье описал танец Карлотты Гризи как ''«искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем».''

Газеты захлебывались в хвалах сразу всем — и исполнителям, и балетмейстеру Жану Коралли — а имя Жюля Перро отсутствовало на афише, о его авторстве в хореографии знал лишь узкий круг самих создателей балета<ref name=peoples/>.

Вскоре после премьеры балета Жюль Перро оставил Париж, уехав в Англию.

Карлотта еще оставалась в Париже. Её слава тут же стала огромной. Она оказалась в центре французского общественного внимания. Как водится в таких случаях, на нее «пошла мода». Её портреты рисовали художники, её образ лепили скульпторы, на неё равнялись великосветские дамы, жены вельмож. Её запечатлевали танцующей в ролях [[Джон Брандард]] (John Brandard), [[Жозеф Бувье]] (Joseph Bouvier)<ref>[http://archive.is/20121225015551/fandrom.narod.ru/erik_perrot.html Jules-Jozef Perrot. Жюль-Жозеф Перро]</ref>.

В течение еще месяца на сцене Парижской Оперы шла только «Жизель». Всего за 1841 год состоялось 26 представлений. Постановка в первой редакции продержалась в театре 18 лет и выдержала за эти годы 150 представлений (для сравнения: самый знаменитый ранее балет «Сильфида» — был представлен 59 раз за 12 лет.)

== Вторая постановка ==
{{youtube|7ymRQe81V58|Абсолютный слух (телеролик). Балету Адана "Жизель" - 168 лет}}
Карлотта Гризи приехала в Лондон к Жюлю Перро через год, в 1842 году. И тогда там в театре Её Величества (Her Majesty`s) состоялась новая постановка «Жизели», в которой они выступали вместе: Жюль Перро сам исполнял роль Альберта, а на афише стояло его имя как постановщика. А сам балет, как значилось на той же афише, носил название «Жизель, или Призрачные Ночные Танцовщицы» (Giselle or the Phantom Night Dancers)<ref name=peoples/>.

== Последующие постановки ==

Успех «Жизели» привел к тому, что балет вышел и на другие музыкальные сцены.

В 1842 году он был показан в Австрии<ref name=classical/>.

18 декабря 1842 г. в России, в Петербургской императорской труппе, на сцене Большого Каменного театра постановку по французской хореографии осуществил [[Антуан Титюс]], он лишь немного изменил некоторые танцы<ref name=belca/>; художники А. А. Роллер и Матье; исполнители: Жизель — [[Елена Ивановна Андреянова|Е. И. Андреянова]], Альбер — 19-летний [[Ираклий Никитин]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/n/nikitin.html НИКИТИН Ираклий Никитич (1823-?) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>, Мирта — [[Татьяна Петровна Смирнова|Татьяна Смирнова]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/smirnova.html СМИРНОВА (по мужу Невахович) Татьяна Петровна (1821—1871) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>. Постановка была встречена критикой очень тепло и довольно долго продержалась в репертуаре; позднее роль графа Альбера исполнял французский танцовщик Эмиль Гредлю, а в партии Жизели выступали [[Люсиль Гран]], [[Фанни Эльслер]], сама же [[Карлотта Гризи]] (приехавшая по контракту в Россию вслед за Жюлем Перро), [[Надежда Константиновна Богданова|Н. К. Богданова]], [[Екатерина Оттовна Вазем|Е. О. Вазем]] и др.
[[Файл:Gerdt PA-Alber.-Jizel.jpg|thumb|left|210px|[[Павел Андреевич Гердт|П. А. Гердт]] — Альбер. «Жизель». Мариинский театр]]
[[Файл:Karsavina TP-Jizel-Nijinskiy VF-Albert-Balet-Jizel.jpg|thumb|left|210px|Карсавина Т. П. — Жизель. Нижинский В. Ф. — Альберт. Балет А.Адана «Жизель», 1911]]
25 ноября 1843 г. ту же постановку перенес в московский Большой театр балетмейстер [[Пётр Иванович Дидье|П. И. Дидье]]; в партии Жизели — Е. И. Андреянова (позднее [[Екатерина Александровна Санковская|Е. А. Санковская]], [[Ирка Мариас|И. Матиас]], [[Лидия Николаевна Гейтен|Л. Н. Гейтен]] и др.)<ref name=classical/>.

В 1843 году состоялась постановка в Италии в [[Милан|миланском]] театре Ла Скала с музыкой Байетти<ref name=classical/>.

5 февраля 1884 г. на сцене Большого Каменного театра в Петербурга прошла новая редакция балета — в хореографии [[Мариус Петипа|Мариуса Петипа]]; Жизель — [[Мария Николаевна Горшенкова|М. Н. Горшенкова]]. В редакции Мариуса Петипа балет продержался в Петербургской императорской труппе весьма долго и перешел на сцену Мариинского театра. Вначале ХХ века этот балет записал специальной танцевальной записью режиссер Петербургской императорской труппы [[Николай Григорьевич Сергеев]], позже он вывез свои записи, уехав в эмиграцию. Ныне коллекция Сергеева хранится в Гарвардском университете, США, и доступна всем желающим.

30 сентября 1907 г. [[Алексей Александрович Горский|А. А. Горский]] поставил свою редакцию «Жизели» в московском Большом театре; Жизель — [[Вера Александровна Каралли|В. А. Каралли]].

В 1910 г. в труппе С. И. Дягилева в Русских сезонах в Европе М. М. Фокин возобновил балет в хореографии М. Петипа; художник [[Александр Николаевич Бенуа|А. Н. Бенуа]]; исполнители: Жизель — [[Тамара Карсавина|Т. П. Карсавина]], Альберт — [[Вацлав Нижинский|В. Ф. Нижинский]].

В 1946 г. в Датском Королевском балете в Копенгагене свою собственную оригинальную версию балета осуществил [[Александр Емельянович Волинин|А. Е. Волинин]]<ref>[http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s02/e0002212/index.shtml ВОЛИНИН Александр Емельянович]</ref><ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/v/volinin.html ВОЛИНИН (Валинин) Александр Емельянович]</ref>.

Неоднократно постановка «Жизели» восстанавливалась и на сцене Гранд-Опера, хотя на какое-то время академические балеты ушли из театров Западной Европы и вернулись лишь к рубежу двадцатого столетия, когда само искусство балета начало восприниматься как исключительно русское<ref>[http://www.jiselle.ru/jisstate.htm Постановки балета «Жизель»]</ref>; постановщиками были: Серж Лифарь — 1924, 1938; М.Декомбе — 1963 г. и др.
{{youtube|N8__iRsxG_A|Михаил Барышников в партии Альберта, «Жизель», 1977 г.}}
А вот в Советской России поначалу с балетом обстояло не так уж гладко: по воспоминаниям танцовщика Ленинградского Кировского театра [[Константин Шатилов|Константина Шатилова]], партийные идеологи требовали изменить сюжет балета: как так, крестьянка любит аристократа, это неправильно, надо переделать спектакль так, чтобы она любила лесничего Ганса. А [[Ростислав Владимирович Захаров|Ростислав Захаров]], в течение нескольких лет являвшийся главным советским деятелем драмбалета, вообще советовал изъять «Жизель» из репертуара: она, мол, пропагандирует право первой ночи, и вообще это не «наш», не советский балет. Спас спектакль в Ленинградском театре им. Кирова балетмейстер [[Константин Михайлович Сергеев|К. М. Сергеев]]<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/229711/print В борьбе за «Правду» (Газета «Коммерсантъ», № 205 (1849), 06.11.1999)]</ref>. С тех пор балет «Жизель» многократно пребывал на советских сценах.

В начале XXI Сергей Вихарев в Новосибирском театре оперы и балеты осуществил возобновление хореографии Мариуса Петипа по записям [[Николай Григорьевич Сергеев|Н. Г. Сергеева]], находящимся в Гарвардском университете<ref>[http://www.opera-novosibirsk.ru/afisha/jizel.php Новосибирский театр оперы и балета. Жизель]</ref>.

Балет «Жизель» неоднократно ставился и возобновлялся на разных сценах. В главной партии блистали многие выдающиеся балерины, одна из которых была знаменитая [[Ольга Александровна Спесивцева]] — ей и ее Жизели посвятил балетмейстер Борис Эйфман свой балетный спектакль «Красная Жизель» с использованием музыки композиторов П. Чайковского, А. Шнитке, Ж. Бизе. Премьера состоялась 28 января 1997 года<ref>[http://www.eifmanballet.ru/ru/repertoire/red-giselle Театр балета Бориса Эйфмана. Красная Жизель]</ref>

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Балеты по алфавиту]]
Редактор
3215
правок