Изменения

Геннадий Петрович Кондратьев

13 271 байт добавлено, 22:54, 8 февраля 2017
Новая страница: «[[Файл:GenKondrk 72.jpg|thumb|220px|Г. П. Кондратьев]] '''Геннадий Петрович Кондратьев''' (5 (17) февраля 1834 (…»
[[Файл:GenKondrk 72.jpg|thumb|220px|Г. П. Кондратьев]]
'''Геннадий Петрович Кондратьев''' (5 (17) февраля 1834 (в некоторых источниках 1835), усадьба Языкино Костромской губернии, позже Кинешемского района Ивановской области — 11(24) июля 1905, Петербург, похоронен в с. Молодцы Псковской губернии — артист оперы (бас-баритон) и режиссёр<ref name=AMPruj>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Кондратьев%20Геннадий%20Петрович/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. — 2008 // Кондратьев Геннадий Петрович]</ref>.

Родился в семье военного. В те времена военные были в быту людьми в высшей степени культурными, принадлежали к знати и получали хорошее гуманитарное образование. Музыкальной культуре придавалось особое значение. Поэтому будущий знаменитый русский певец с детства занимался музыкой — с пяти лет обучался игре на скрипке и виолончели<ref name=AMPruj/>.

А уже с семи лет, продолжая семейные традиции, обучался в кадетских корпусах: сначала в Александровском, затем Павловском; но именно там, в самом начале военной карьеры, Геннадий Кондратьев проявил серьезные музыкальные способности — пел в хоре, затем был его регентом, однажды дирижировал сводным оркестром училища<ref name=AMPruj/><ref name=omop>[http://omop.su/article/11/595574.html Кондратьев Геннадий Петрович]</ref>.

Затем началась жизнь офицера. Он принимал участие в Крымской войне 1853—1856 гг. А одновременно выступал как певец-любитель<ref name=AMPruj/>.

Выйдя наконец в отставку в 1865 году<ref name=omop/>, Г. Кондратьев серьезно и увлеченно стал заниматься вокалом. По совету выдающегося певца [[Луиджи Лаблаг|Л. Лаблаша]], в эти годы работавшего в Итальянской опере [[Петербургская императорская труппа|Петербургской императорской труппы]]<ref>[http://www.belcanto.ru/lablache.html Луиджи Лаблаш]</ref>, он уехал в Милан, где четыре года занимался вокалом у Э. Репетто и изучал декламацию и мимику у Торелли<ref name=AMPruj/>.
[[Файл:Kondratiev ge.jpg|thumb|left|230px|Портрет Г. Кондратьева (художник [[Николай Николаевич Ге|Н. Н. Ге]]), 1863]]
Решив связать свою дальнейшую судьбу исключительно с оперой, Геннадий Кондратьев обучался новой профессии серьезно и там же, в Италии, он дебютировал как певец<ref name=omop/><ref name=belcan>[http://belcanto.ru/kondratiev_gennady.html Геннадий Петрович Кондратьев; автор Е. Цодоков]</ref><ref>[http://archive.is/tNlN Вокально-энциклопедический словарь, 1991—1994 Кондратьев Геннадий Петрович (1834—1905)]</ref>. В течение трех лет, в 1860—1863 гг., он выступал в разных городах Италии, познакомился со многими деятелями культуры, причем не только итальянскими, но и русскими, проживавших в Италии: в том числе с писателем [[Иван Сергеевич Тургенев|И. Тургеневым]], художником [[Николай Николаевич Ге|Н. Н. Ге]]. Именно тогда, в 1863 году Николай Ге написал портрет певца<ref>[http://ru.wahooart.com/@@/8XYMMB-Nikolai-Ge-Портрет-русского-баритона-оперный-певец-Геннадий-Кондратьев Портрет русского баритона оперный певец Геннадий Кондратьев, 1863 по Nikolai Ge (1831—1894, Russia)]</ref>.

В 1863 году Г. Кондратьев вернулся в Российскую империю. В 1863—1864 он выступал в тифлисской Итальянской опере. В следующий сезон он был принят в Петербургскую императорскую труппу, дебютировав в партии Руслана (опера [[и Людмила (опера)|«Руслан и Людмила»]])<ref name=AMPruj/><ref name=belcan/>.

В 1864—1872 гг. Г. Кондратьев — солист императорского [[Мариинский театр|Мариинского театра]]<ref name=AMPruj/>.

[[Пружанский Аркадий Михайлович|А. М. Пружанский]] (Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008.) о певце: ''«Обладал высоким, сильным, немного глуховатым в верхнем регистре голосом обширного диапазона, актер. мастерством. Итал. школа пения в сочетании с природными вокальными данными позволяли певцу исп. не только басовые, но и баритоновые партии. Исп., отличаясь корректностью, сдержанностью, вместе с тем страдало отсутствием задушевной интонации. Дарование певца больше всего проявилось в характерных партиях в операх рус. композиторов»''<ref name=AMPruj/>.

Музыкальная энциклопедия: ''«К. обладал высоким, чистым, звучным басом, отличной фразировкой, превосходной дикцией и хорошими актёрскими данными»''<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3835/Кондратьев Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. // Кондратьев Г. П.]</ref>.

С 1870 года Г. Кондратьев начал ставить оперные спектакли, с 1872 года, завершив исполнительскую деятельность<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/59341/Кондратьев Большая биографическая энциклопедия // Кондратьев, Геннадий Петрович]</ref>, он — главный режиссёр императорского Мариинского театра, на сцене которого поставил 26 опер русских и 12 зарубежных композиторов<ref name=AMPruj/>, а по другим данным — осуществил 46 постановок<ref name=belcan/>. Г. Кондратьев стал первым постановщиком опер «[[Снегурочка (опера)|Снегурочка]]» Н. Римского-Корсакова (1882), «[[Пиковая дама (опера)|Пиковая дама]]» П. Чайковского (1890) и др.

Он проработал на сцене до 1900 года<ref name=belcan/><ref name=pers>[http://persons-info.com/index.php?p=3&v_ddb=17&v_mmb=2&res_mode=740&sort=sa&sord=d&stat_graf_var=753&pid=60849 Досье личности // КОНДРАТЬЕВ Геннадий Петрович]</ref>.

В конце жизни Г. Кондратьев увлекся пчеловодством<ref name=omop/> и по совету известного ученого А. М. Бутлерова занялся и этим делом очень серьезно и даже был избран членом Пчеловодческой комиссии. С 1892 года он издавал журнал «Вестник иностранной литературы пчеловодства» и сам был автором многих статей по различным вопросам пчеловодства<ref name=AMPruj/>.

Скончался в Петербурге, будучи в возрасте всего-то 71 года<ref name=pers/>.

Архивные материалы Г. П. Кондратьева зоанятся в Государственном театральном музее им. А. Бахрушина (фонд № 118)<ref name=AMPruj/>.

== Оперный репертуар ==
[[Файл:Kondratyev and Petrov.jpg|thumb|210px|[[Геннадий Петрович Кондратьев|Г. Кондратьев]] и [[Осип Афанасьевич Петров|О. Петров]] — первые исполнители партий Мисаила и Варлаама (опера «[[Борис Годунов (опера)|Борис Годунов]]»)]]
Среди партий:
* 1864 — Руслан — [[Руслан и Людмила (опера)|«Руслан и Людмила»]] М. Глинки
* 1865 — Альманзор — «Наида» Ф. Флотова, впервые в России
* 1865 — Старик-странник — «[[Рогнеда (опера)|Рогнеда]]» [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Серова]], первый исполнитель
* 1867 — Тихон — «Гроза» В. Кашперова, первый исполнитель
* 1868 — Тельрамунд — «Лоэнгрин» Р. Вагнера, впервые в России
* 27 января 1868 — Мефистофель в драматической легенде «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза п/у автора
* 26 октября 1869 — Злой дух в отрывке из музыки к «Фаусту» Р. Шумана, первый исполнитель в России
* 1869 — Граф Оберталь — «Иоанн Лейденский»/«Пророк» Дж. Мейербера, впервые в России
* 1869 — Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно, на рус. яз., впервые в Мариинском театре
* 1870 — Стольник — «Галька» С. Монюшко, 2-я ред., впервые в Мариинском театре
* 1871 — Петр — «[[Вражья сила (опера)|Вражья сила]]» А. Серова, первый исполнитель; [[Александр Николаевич Островский|А. Н. Островский]] писал роль в либретто специально для Г. Кондратьева<ref name=AMPruj/>
* 1873 — Мисаил — «[[Борис Годунов (опера)|Борис Годунов]]» М. Мусоргского, 2 я ред. в 3-х картинах, первый исполнитель
* Георг — «Пуритане» В. Беллини
* Вильгельм Телль — одноим. опера Дж. Россини
* Тельрамунд — «Лоэнгрин» Р. Вагнера

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Оперные певцы и певицы]]
[[Категория:Оперные певцы и певицы Российской империи]] [[Категория:Петербургская императорская труппа]] [[Категория:Родившиеся 17 февраля]]
[[Категория:Родившиеся в Костромской губернии]] [[Категория:Родившиеся в 1834 году]]
[[Категория:Умершие в Санкт-Петербурге]] [[Категория:Умершие 24 июля]]
[[Категория:Умершие в 1905 году]]
[[Категория:Басы]]
[[Категория:Баритоны]]

{{DEFAULTSORT:Кондратьев Геннадий Петрович}}
Редактор
3215
правок