Водолаз-маяк (скульптура) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(История создания)
 
Строка 12: Строка 12:
  
 
== История создания ==
 
== История создания ==
Идея гигантской статуи-маяка принадлежала советскому скульптору Вере Мухиной и была высказана ею еще в 1937 году<ref name=mosprogulka/>. Именно тогда она, после ошеломительного успеха своей скульптуры-гиганта [[Рабочий и колхозница (скульптура)|«Рабочий и колхозница»]] в 24 метра и создания еще нескольких фигур советских людей — покорителей вселенной<ref name=radsvob/>, привлеченная к работе над героическим образом советского «эпроновца» (ЭПРОН — Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения, созданная в 1923 году для подъёма затонувших судов и подлодок — искали затонувший в 1854 году в Балаклавской бухте во время [[Крымская война|Крымской войны]] английский фрегат «Принц» с золотом на борту; советские власти надеялись таким образом обогатиться за счет английской короны, но фрегат — по официальной версии — так и не нашли<ref name=mosprogulka/>; существует, правда, и официальная версия, по которой английское золото [[Простой советский человек|настоящие советские люди]] все-таки выловили, и оно ушло на пресловутую индустриализацию — то есть на покупку у западных стран средств производства, но сведения эти решено было засекретить и объявить успешность социалистического производства)<ref name=kultura/>, обратилась с письмом к начальнику ЭПРОНа [[Фотий Иванович Крылов|Фотию Ивановичу Крылову]]: ''«Около Балаклавы есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море»''<ref name=kultura/><ref name=antonb/><ref name=park/>. Далее скульптор рассказала о своем видении такого экстравагантного маяка. В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы памятником образу [[простой советский человек|настоящего советского человека]] — «завоевателя стихий»<ref name=kultura/>.
+
Идея гигантской статуи-маяка принадлежала советскому скульптору Вере Мухиной и была высказана ею еще в 1937 году<ref name=mosprogulka/>. Именно тогда она, после ошеломительного успеха своей скульптуры-гиганта [[Рабочий и колхозница (скульптура)|«Рабочий и колхозница»]] в 24 метра и создания еще нескольких фигур советских людей — покорителей вселенной<ref name=radsvob/>, привлеченная к работе над героическим образом советского «эпроновца» (ЭПРОН — Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения, созданная в 1923 году для подъёма затонувших судов и подлодок — искали затонувший в 1854 году в Балаклавской бухте во время [[Крымская война|Крымской войны]] английский фрегат «Принц» с золотом на борту; советские власти надеялись таким образом обогатиться за счет английской короны, но фрегат — по официальной версии — так и не нашли<ref name=mosprogulka/>; существует, правда, и менее официальная версия, по которой английское золото [[Простой советский человек|настоящие советские люди]] все-таки выловили, и оно ушло на пресловутую индустриализацию — то есть на покупку у западных стран средств производства, но сведения эти решено было засекретить и объявить успешность социалистического производства)<ref name=kultura/>, обратилась с письмом к начальнику ЭПРОНа [[Фотий Иванович Крылов|Фотию Ивановичу Крылову]]: ''«Около Балаклавы есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море»''<ref name=kultura/><ref name=antonb/><ref name=park/>. Далее скульптор рассказала о своем видении такого экстравагантного маяка. В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы памятником образу [[простой советский человек|настоящего советского человека]] — «завоевателя стихий»<ref name=kultura/>.
  
 
Однако, несмотря на тяжелое время или благодаря ему, нашлись светлые головы, и эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена<ref name=kultura/>. Мухина вообще не думала о реализации этого проекта, дальше идеи, изложенной в письме Ф. И. Крылову, дело не пошло: никаких рисунков, эскизов, макетов, чертежей — ничего этого к своему проекту она не создавала<ref name=radsvob>[http://www.svoboda.org/content/article/27719532.html Непафосный водолаз]</ref>.
 
Однако, несмотря на тяжелое время или благодаря ему, нашлись светлые головы, и эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена<ref name=kultura/>. Мухина вообще не думала о реализации этого проекта, дальше идеи, изложенной в письме Ф. И. Крылову, дело не пошло: никаких рисунков, эскизов, макетов, чертежей — ничего этого к своему проекту она не создавала<ref name=radsvob>[http://www.svoboda.org/content/article/27719532.html Непафосный водолаз]</ref>.

Текущая версия на 14:24, 6 апреля 2017

Скульптура «Водолаз-маяк» на Пушкинской набережной в Центральном парке им. Горького в Москве (вид сзади)

Скульптура «Водолаз» представляет собой большой маяк, сделанный в виде гигантской фигуры водолаза. Автор: Леонид Тишков по идее Веры Мухиной[1][2][3].

Материал: бронза

Высота: 3 метра[4]

Скульптура поставлена 5 мая 2016 года

Местонахождение: Москва, Парк культуры им. Горького, Пушкинская набережная у Москвы-реки[4][1][2]

История создания

Идея гигантской статуи-маяка принадлежала советскому скульптору Вере Мухиной и была высказана ею еще в 1937 году[2]. Именно тогда она, после ошеломительного успеха своей скульптуры-гиганта «Рабочий и колхозница» в 24 метра и создания еще нескольких фигур советских людей — покорителей вселенной[5], привлеченная к работе над героическим образом советского «эпроновца» (ЭПРОН — Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения, созданная в 1923 году для подъёма затонувших судов и подлодок — искали затонувший в 1854 году в Балаклавской бухте во время Крымской войны английский фрегат «Принц» с золотом на борту; советские власти надеялись таким образом обогатиться за счет английской короны, но фрегат — по официальной версии — так и не нашли[2]; существует, правда, и менее официальная версия, по которой английское золото настоящие советские люди все-таки выловили, и оно ушло на пресловутую индустриализацию — то есть на покупку у западных стран средств производства, но сведения эти решено было засекретить и объявить успешность социалистического производства)[4], обратилась с письмом к начальнику ЭПРОНа Фотию Ивановичу Крылову: «Около Балаклавы есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море»[4][1][3]. Далее скульптор рассказала о своем видении такого экстравагантного маяка. В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы памятником образу настоящего советского человека — «завоевателя стихий»[4].

Однако, несмотря на тяжелое время или благодаря ему, нашлись светлые головы, и эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена[4]. Мухина вообще не думала о реализации этого проекта, дальше идеи, изложенной в письме Ф. И. Крылову, дело не пошло: никаких рисунков, эскизов, макетов, чертежей — ничего этого к своему проекту она не создавала[5].

Осуществление

Тем не менее, вопреки всем физическим и биологическим законам, время может возвращаться — со своими устоями, целями, обиходом…

Художник Леонид Тишков, разработчик тематики водолазов в современном российском художественном искусстве[6][5], решил воплотить в жизнь неординарную идею Веры Мухиной. Правда, в виде уменьшенной модели (вместо мухинских сорока метров тишковская скульптура дотянула до трех метров[2][6]) и выполненной в бронзе (вместо стали — по идее В. Мухиной), зато в стилистике 1930-х годов, но со всеми современными атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается вместе с другой техникой мигающая лампа. Форма и необычный черно-белый цвет постамента взяты у «жемчужины маячной архитектуры», Кыз-Аульского маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму[4][2].

О самом Леониде Тишкове известно, что он член Союза художников и других сообществ, где занимает активные позиции и принимает участие во многих совместных проектах, совмещая творческую жизнь по тематике водолазов[6] с бизнесом. Именно он принял участие в разграблении квартиры выдающегося российского карикатуриста Виталия Пескова, объявив о своей «замечательной» дружбе с ним (вдова Виталия Пескова писала в мемуарной книге, что вообще не знакома с Тишковым и никаким другом Виталия Пескова он не был), а ровно через месяц после кончины выдающегося Виталия Пескова устроил выставку его украденных рисунков в собственном клубе «Муха» (подробнее см. ст. Виталий Викторович Песков в All, Виталий Викторович Песков в Циклопедиии, Песков, Виталий Викторович в РуВикипедиии), Vitaly Peskov в EnWikipedia).

А главное — Л. А. Тишков является младшим братом крупного чиновника советской, а потом — спустя время — путинской поры и непримиримого противника Галины Старовойтовой, недавнего директора Федерального государственного бюджетного учреждения Института этнологии и антропологии (до 2015 г.) В. А. Тишкова (ознакомиться с биографией чиновника В. А. Тишкова можно здесь), который на правах старшего брата всегда поможет, направит и поддержит в трудной ситуации.

Открытие скульптуры. Фото Антона Белицкого
Открытие скульптуры. Фото Антона Белицкого

Иными словами, Л. А. Тишков вместо тюрьмы оказался разработчиком дорогостоящих проектов московского ландшафта, что говорит о востребованности данного художника и близости его творчества духу современной властной структуре.

Как выяснилось, идея была Тишковым задумана давно. Еще в 2012 году он говорил, что намерен установить своего «Водолаза» в московском парке искусств «Музеон», но не на собственные средства (что было бы объяснимо: ну хочется человеку создать такую никому не нужную скульптуру — так и создавай на деньги своей семьи и устанавливай за свой счет), а рассчитывая на помощь всех желающих, предлагая купить его авторские работы за 150—200 долларов[7].

Маяк в действии

Однако, судя по всему, желающих не оказалось достаточного количества; вероятно, именно поэтому Тишкову пришлось обратиться в государственный бюджет, представители которого, понимая всю необходимость установки подобной скульптуру для дальнейшего развития государственной системы в нужном направлении, и согласились взять проект под собственный контроль и снабдить необходимыми материальными средствами. Да и место подобрали более респектабельное — Центральный городской парк культуры и отдыха им. Горького.

Установка

Дата установки скульптуры была выбрана неслучайно: 5 мая — день водолаза. Страшилище установлено в день водолаза 5 мая 2016 года в Парке культуры им. Горького (Москва)[1][6][8]. Оно соединено с общей городской электросистемой и зажигается одновременно с московскими уличными фонарями, то есть городской бюджет — за счет налогоплательщиков — будет беспрерывно покрывать нервические мигания водолаза-истукана.

Автор скульптуры Л. Тишков объяснил технологию работы своего изделия: «В шлеме стоят линзы Френеля, которые используются в настоящих маяках. И там внизу живет крошечный смотритель, который будет зажигать этот маяк каждый вечер»[8]. Судя по всему, психиатры к этой работе не были привлечены.

Открытие скульптуры сопровождалось дорогостоящей праздничной атрибутикой — военным оркестром[8], группой зрителей в военной форме и без, а кульминацией явилось хорошо отрепетированное появление из Москвы-реки двух настоящих (живых!) водолазов, спешивших на открытие своего бронзового коллеги[1]. Поставленная на берегу Москвы-реки, да еще в центральном городском парке, скульптура не несет утилитарной нагрузки, ибо больших водных пространств (морей и океанов) вокруг не наблюдается. По части искусства она создана в стиле советской пропагандистской эстетики 1930-х годов[5] и играет ту же агитационно-пропагандистскую роль, свойственную произведениям того времени — прославления политического режима и образа советского/российского гражданина — строителя светлого будущего[4].

Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин»[4][3].

Это не первая версия разработки. Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году[4]. Тогда для фестиваля современного искусства в Балаклаве в 2010 году совместно со Станиславом Чижом он создал скульптуру водолаза со светящимся шлемом. Сейчас эта работа хранится в мастерской Чижа на Украине[7].

Veller16387436 714088948766973 2293204375688583786 n.jpg

Сам Леонид Тишков не собирается останавливаться на достигнутом, считая скульптуру в Центральном парке им. Горького лишь началом будущего проекта; как указывается в источниках, данное творение — только начало воплощения мечты[4]; как явствует из интервью самого автора проекта, в будущем Л. Тишков надеется завалить всю Россию подобными гигантскими «водолазами-маяками». Пока это единственная в Москве статуя водолаза-маяка и наверняка единственный маяк, водруженный в парке, — думается, что неординарная идея поставить маяк в парке вряд ли пришла еще в чью-нибудь голову. Всё-таки Вера Игнатьевна Мухина — надо отдать должное — предлагала установить маяк в районе морской пучины, а не в столичном городском парке; но разработчики отнеслись к проекту столь творчески, что довели его до полного абсурда.

Говоря простым языком, установка этого произведения представляет собой букет из подлости, глупости и — главное — коррупции (напоминаем для несведущих, что в России уже в течение нескольких лет из-за нехватки средств массово закрываются городские лечебные и учебные учреждения).

Источники