Вильгельм Ваннер — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Вильгельм Ваннер''' (1820, Штутгарт — 1889, Москва) — артист балета. == Начало биографии =…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
'''Вильгельм Ваннер''' (1820, [[Штутгарт]] 1889, [[Москва]]) артист балета.
+
'''Вильгельм Ваннер''' (1820, [[Штутгарт]] — 1889, [[Москва]]) — артист балета.
  
 
== Начало биографии ==
 
== Начало биографии ==
 
Вильгельм Ваннер родился в Штутгарте и там же учился в театральной школе, после чего до 1848 года работал в штутгартском придворном театре<ref name=pro>[http://www.pro-ballet.ru/html/v/vanner.html ВАННЕР Вильгельм (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref name=rusdeutsch>[http://www.rusdeutsch-panorama.ru/jencik_statja.php?mode=view&site_id=34&own_menu_id=4882 Российские немцы. ВАННЕР Вильгельм]</ref>.
 
Вильгельм Ваннер родился в Штутгарте и там же учился в театральной школе, после чего до 1848 года работал в штутгартском придворном театре<ref name=pro>[http://www.pro-ballet.ru/html/v/vanner.html ВАННЕР Вильгельм (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref name=rusdeutsch>[http://www.rusdeutsch-panorama.ru/jencik_statja.php?mode=view&site_id=34&own_menu_id=4882 Российские немцы. ВАННЕР Вильгельм]</ref>.
  
Затем гастролировал по Европе, выступая в музыкальных театрах разных стран — в Швейцарии, Эльзасе, Лотарингии, Финляндии, Латвии, Эстонии (Великом княжестве Финляндском, Лифляндской и Эстляндской губерниях Российской империи<ref name=rusdeutsch/>)<ref name=pro/>.
+
Затем гастролировал по Европе, выступая в музыкальных театрах разных стран — в Швейцарии, Эльзасе, Лотарингии, Финляндии, Латвии, Эстонии (Великом княжестве Финляндском, Лифляндской и Эстляндской губерниях Российской империи<ref name=rusdeutsch/>)<ref name=pro/>.
  
 
== Петербург ==
 
== Петербург ==
 
В 1851 году актерская судьба занесла танцовщика в Россию<ref name=pro/>. Это было время, когда Россия с превеликим удовольствием приглашала на работу западноевропейских специалистов всех областей науки и искусств, не скупясь на гонорары, и эта политика себя оправдывала: многие иностранцы приезжали в империю за большими деньгами. Россия таким образом включалась в общую европейскую структуру. И действительно, уже в первой половине 19 века Петербург и Москва по культурному уровню не отличались от Европы. Правда, остальную Россию европейские манеры еще очень мало затрагивали.
 
В 1851 году актерская судьба занесла танцовщика в Россию<ref name=pro/>. Это было время, когда Россия с превеликим удовольствием приглашала на работу западноевропейских специалистов всех областей науки и искусств, не скупясь на гонорары, и эта политика себя оправдывала: многие иностранцы приезжали в империю за большими деньгами. Россия таким образом включалась в общую европейскую структуру. И действительно, уже в первой половине 19 века Петербург и Москва по культурному уровню не отличались от Европы. Правда, остальную Россию европейские манеры еще очень мало затрагивали.
  
В 1851—1854 гг. Вильгельм Ваннер выступал в Петербурге<ref name=pro/><ref name=rusdeutsch/> и, по всей видимости, он не собирался покидать Россию.
+
В 1851—1854 гг. Вильгельм Ваннер выступал в Петербурге<ref name=pro/><ref name=rusdeutsch/> и, по всей видимости, он не собирался покидать Россию.
  
 
== Московская императорская труппа ==
 
== Московская императорская труппа ==
Тем не менее прочно осесть в Петербургской императорской труппе ему не удалось, зато в 1855 году он был принят в Московскую императорскую труппу. И именно с ней он связал всю дальнейшую жизнь — до самого своего конца в 1889 г.<ref name=pro/><ref name=rusdeutsch/>, отдав московской сцене тридцать пять лет<ref name=dances>[http://dancesport.by/content/krizis-baletnogo-romantizma?page=0,33&__= Кризис балетного романтизма]</ref>
+
Тем не менее прочно осесть в Петербургской императорской труппе ему не удалось, зато в 1855 году он был принят в Московскую императорскую труппу. И именно с ней он связал всю дальнейшую жизнь — до самого своего конца в 1889 г.<ref name=pro/><ref name=rusdeutsch/>, отдав московской сцене тридцать пять лет<ref name=dances>[http://dancesport.by/content/krizis-baletnogo-romantizma?page=0,33&__= Кризис балетного романтизма]</ref>
  
 
Как солист Московской труппы он исполнил множество балетных партий и считался одним из лучших танцовщиков-мимов и комиков<ref name=pro/>. Огромный артистический талант позволял ему наполнять свои балетные партии и психологическими, и гротесковыми характеристиками<ref name=dances/>.
 
Как солист Московской труппы он исполнил множество балетных партий и считался одним из лучших танцовщиков-мимов и комиков<ref name=pro/>. Огромный артистический талант позволял ему наполнять свои балетные партии и психологическими, и гротесковыми характеристиками<ref name=dances/>.
  
Итальянский балетмейстер [[Карло Блазис]], работавший в московской труппе, в своей книге «Танцы вообще», в которой он давал характеристику артистам Московской императорской трупы, посвятил В.Ваннеру общую главу с другим артистом — [[Никита Пешков|Никитой Пешковым]], называвшуюся «Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков», о В.Ваннере он писал: ''«Г-н Ваннер, талантливый мимик, очень хорошо передал комическую роль Бургомистра в балете „[[Фауст (балет Перро)|Фауст]]“. Игра его в этой роли производит общий смех. В исполнении этим артистом его ролей всегда видны здравый смысл, обдуманность, отчего он и достигает цели своего искусства, то есть заставляет зрителя забыть, что он видит балет, а не сцены из жизни действительной. В игре г-на Ваннера много естественности и ловкости; он мастерски умеет выставить на вид мельчайшие оттенки роли, это-то умение и составляет, как говорится, умение создать роль. Умея из ничтожной роли сделать кое-что занимательное, г-н Ваннер этим самым доказывает, что он способен исполнять и роли самые значительные, что впрочем не раз уже им было доказано. Наружность и рост этого мимика много способствуют ему в исполнении различных комических ролей; никто бы не сыграл лучше его роли лакея в балете „Два дня в Венеции“»''<ref>[http://www.dancemix.spb.ru/vanner-peshkov/ Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков]</ref>.
+
Итальянский балетмейстер [[Карло Блазис]], работавший в московской труппе, в своей книге «Танцы вообще», в которой он давал характеристику артистам Московской императорской трупы, посвятил В.Ваннеру общую главу с другим артистом — [[Никита Пешков|Никитой Пешковым]], называвшуюся «Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков», о В.Ваннере он писал: ''«Г-н Ваннер, талантливый мимик, очень хорошо передал комическую роль Бургомистра в балете „[[Фауст (балет Перро)|Фауст]]“. Игра его в этой роли производит общий смех. В исполнении этим артистом его ролей всегда видны здравый смысл, обдуманность, отчего он и достигает цели своего искусства, то есть заставляет зрителя забыть, что он видит балет, а не сцены из жизни действительной. В игре г-на Ваннера много естественности и ловкости; он мастерски умеет выставить на вид мельчайшие оттенки роли, это-то умение и составляет, как говорится, умение создать роль. Умея из ничтожной роли сделать кое-что занимательное, г-н Ваннер этим самым доказывает, что он способен исполнять и роли самые значительные, что впрочем не раз уже им было доказано. Наружность и рост этого мимика много способствуют ему в исполнении различных комических ролей; никто бы не сыграл лучше его роли лакея в балете „Два дня в Венеции“»''<ref>[http://www.dancemix.spb.ru/vanner-peshkov/ Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков]</ref>.
  
Вильгельм Ваннер прославился не только как исполнитель, но и как балетмейстер, поставив танцы в опере «Густав III, или Бал-маскарад» Д. Ф. Обера (1860) и одноактный балет «Сержант-фанфарон» (1874)<ref name=pro/>.
+
Вильгельм Ваннер прославился не только как исполнитель, но и как балетмейстер, поставив танцы в опере «Густав III, или Бал-маскарад» Д. Ф. Обера (1860) и одноактный балет «Сержант-фанфарон» (1874)<ref name=pro/>.
  
Последние годы работы В. Ваннера совпали с кризисными явлениями русского балета. Требовались новые формы, а они еще только вызревали внутри труппы. В результате в 1882 году Дирекция императорских театров решила сама провести реформы, закончившиеся сокращением и увольнением многих артистов<ref>[http://www.belcanto.ru/bolshoi.html Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)]</ref>, дело в итоге приняло новый виток кризиса — и на этом реформа закончилась. Но общая атмосфера внутри труппы стала напряженной. Вильгельм Ваннер переживал все повороты и перевороты вместе со всей труппой.
+
Последние годы работы В. Ваннера совпали с кризисными явлениями русского балета. Требовались новые формы, а они еще только вызревали внутри труппы. В результате в 1882 году Дирекция императорских театров решила сама провести реформы, закончившиеся сокращением и увольнением многих артистов<ref>[http://www.belcanto.ru/bolshoi.html Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)]</ref>, дело в итоге приняло новый виток кризиса — и на этом реформа закончилась. Но общая атмосфера внутри труппы стала напряженной. Вильгельм Ваннер переживал все повороты и перевороты вместе со всей труппой.
  
 
Он скончался в Москве в 1889 году.
 
Он скончался в Москве в 1889 году.
  
 
=== Репертуар в Московской труппе ===
 
=== Репертуар в Московской труппе ===
* 1859 — Бертрам («[[Роберт и Бертрам (балет)|Роберт и Бертрам, или Два вора]]», балетмейстер [[Феликс Иванович Кшесинский|Ф. И. Кшесинский]] по хореографии Ф. М. Оге<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/r/robert-i-bertram.html РОБЕРТ И БЕРТРАМ, ИЛИ ДВА ВОРА (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>)
+
* 1859 — Бертрам («[[Роберт и Бертрам (балет)|Роберт и Бертрам, или Два вора]]», балетмейстер [[Феликс Иванович Кшесинский|Ф. И. Кшесинский]] по хореографии Ф. М. Оге<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/r/robert-i-bertram.html РОБЕРТ И БЕРТРАМ, ИЛИ ДВА ВОРА (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>)
* 1861 — Бургомистр («[[Фауст (балет Перро)|Фауст]]», балетмейстер [[Карло Блазис]] по хореографии [[Жюль Перро|Ж.Перро]])
+
* 1861 — Бургомистр («[[Фауст (балет Перро)|Фауст]]», балетмейстер [[Карло Блазис]] по хореографии [[Жюль Перро|Ж.Перро]])
* 1862 — Слуга («[[Дочь фараона (балет)|Дочь фараона]]», балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]])
+
* 1862 — Слуга («[[Дочь фараона (балет)|Дочь фараона]]», балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]])
* 1 (13) декабря 1866 года — Хан («[[Конёк-горбунок (балет Пуни)|Конёк-горбунок]]», балетмейстер [[Артур Сен-Леон|А.Сен-Леон]])
+
* 1 (13) декабря 1866 года — Хан («[[Конёк-горбунок (балет Пуни)|Конёк-горбунок]]», балетмейстер [[Артур Сен-Леон|А.Сен-Леон]])
* 1869 — Дон Кихот («[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]», балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]])
+
* 1869 — Дон Кихот («[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]», балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа|М. И. Петипа]])
* 14 декабря 1871 — отец Сандрильоны / Золушки («Волшебный башмачок» («Сандрильона»), балетмейстер [[Вацлав Райзингер|В. Рейзингер]])<ref>[http://www.balletmusic.ru/ballet_17.htm БАЛЕТЫ. «С»]</ref>
+
* 14 декабря 1871 — отец Сандрильоны / Золушки («Волшебный башмачок» («Сандрильона»), балетмейстер [[Вацлав Райзингер|В. Рейзингер]])<ref>[http://www.balletmusic.ru/ballet_17.htm БАЛЕТЫ. «С»]</ref>
* 1873 — Школьный учитель («Прерванное уединение», балетмейстер [[Вацлав Райзингер|В. Рейзингер]])
+
* 1873 — Школьный учитель («Прерванное уединение», балетмейстер [[Вацлав Райзингер|В. Рейзингер]])
* 20 февраля (по ст.ст. 4 марта) 1877 года — Вольфганг («[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]», балетмейстер [[Юлиус Венцель Райзингер|В. Рейзингер]], первая постановка)
+
* 20 февраля (по ст.ст. 4 марта) 1877 года — Вольфганг («[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]», балетмейстер [[Юлиус Венцель Райзингер|В. Рейзингер]], первая постановка)
* 1882 — Абулифар («Арифа, жемчужина Адена», балетмейстер [[Йозеф Гансен|Ж. Гансен]])
+
* 1882 — Абулифар («Арифа, жемчужина Адена», балетмейстер [[Йозеф Гансен|Ж. Гансен]])
* 1882 — Коппелиус («[[Коппелия (балет)|Коппелия]]», балетмейстер Ж. Гансен по хореографии А. Сен-Леона)
+
* 1882 — Коппелиус («[[Коппелия (балет)|Коппелия]]», балетмейстер Ж. Гансен по хореографии А. Сен-Леона)
* 1886 — князь Превзыд («Светлана, славянская княжна», балетмейстер [[Алексей Николаевич Богланов|А. Н. Богданов]])
+
* 1886 — князь Превзыд («Светлана, славянская княжна», балетмейстер [[Алексей Николаевич Богланов|А. Н. Богданов]])
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 08:50, 1 января 2019

Вильгельм Ваннер (1820, Штутгарт — 1889, Москва) — артист балета.

Начало биографии[править]

Вильгельм Ваннер родился в Штутгарте и там же учился в театральной школе, после чего до 1848 года работал в штутгартском придворном театре[1][2].

Затем гастролировал по Европе, выступая в музыкальных театрах разных стран — в Швейцарии, Эльзасе, Лотарингии, Финляндии, Латвии, Эстонии (Великом княжестве Финляндском, Лифляндской и Эстляндской губерниях Российской империи[2])[1].

Петербург[править]

В 1851 году актерская судьба занесла танцовщика в Россию[1]. Это было время, когда Россия с превеликим удовольствием приглашала на работу западноевропейских специалистов всех областей науки и искусств, не скупясь на гонорары, и эта политика себя оправдывала: многие иностранцы приезжали в империю за большими деньгами. Россия таким образом включалась в общую европейскую структуру. И действительно, уже в первой половине 19 века Петербург и Москва по культурному уровню не отличались от Европы. Правда, остальную Россию европейские манеры еще очень мало затрагивали.

В 1851—1854 гг. Вильгельм Ваннер выступал в Петербурге[1][2] и, по всей видимости, он не собирался покидать Россию.

Московская императорская труппа[править]

Тем не менее прочно осесть в Петербургской императорской труппе ему не удалось, зато в 1855 году он был принят в Московскую императорскую труппу. И именно с ней он связал всю дальнейшую жизнь — до самого своего конца в 1889 г.[1][2], отдав московской сцене тридцать пять лет[3]

Как солист Московской труппы он исполнил множество балетных партий и считался одним из лучших танцовщиков-мимов и комиков[1]. Огромный артистический талант позволял ему наполнять свои балетные партии и психологическими, и гротесковыми характеристиками[3].

Итальянский балетмейстер Карло Блазис, работавший в московской труппе, в своей книге «Танцы вообще», в которой он давал характеристику артистам Московской императорской трупы, посвятил В.Ваннеру общую главу с другим артистом — Никитой Пешковым, называвшуюся «Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков», о В.Ваннере он писал: «Г-н Ваннер, талантливый мимик, очень хорошо передал комическую роль Бургомистра в балете „Фауст“. Игра его в этой роли производит общий смех. В исполнении этим артистом его ролей всегда видны здравый смысл, обдуманность, отчего он и достигает цели своего искусства, то есть заставляет зрителя забыть, что он видит балет, а не сцены из жизни действительной. В игре г-на Ваннера много естественности и ловкости; он мастерски умеет выставить на вид мельчайшие оттенки роли, это-то умение и составляет, как говорится, умение создать роль. Умея из ничтожной роли сделать кое-что занимательное, г-н Ваннер этим самым доказывает, что он способен исполнять и роли самые значительные, что впрочем не раз уже им было доказано. Наружность и рост этого мимика много способствуют ему в исполнении различных комических ролей; никто бы не сыграл лучше его роли лакея в балете „Два дня в Венеции“»[4].

Вильгельм Ваннер прославился не только как исполнитель, но и как балетмейстер, поставив танцы в опере «Густав III, или Бал-маскарад» Д. Ф. Обера (1860) и одноактный балет «Сержант-фанфарон» (1874)[1].

Последние годы работы В. Ваннера совпали с кризисными явлениями русского балета. Требовались новые формы, а они еще только вызревали внутри труппы. В результате в 1882 году Дирекция императорских театров решила сама провести реформы, закончившиеся сокращением и увольнением многих артистов[5], дело в итоге приняло новый виток кризиса — и на этом реформа закончилась. Но общая атмосфера внутри труппы стала напряженной. Вильгельм Ваннер переживал все повороты и перевороты вместе со всей труппой.

Он скончался в Москве в 1889 году.

Репертуар в Московской труппе[править]

Источники[править]